Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, реферат
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы применения метода наблюдения при обучении естествознанию в начальных классах
1.1 Из истории развития преподавания естествознания
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
1.3 Специфика уроков естествознания
1.4 Система природоведческих знаний как методическое условие формирования познавательных интересов
1.5 Сочетание различных методов при обучении естествознанию
1.6 Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию
Глава 2. Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах
2.1 Организация и методика экспериментального изучения
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Заключение
Литература
Начальное естествознание, как и любой другой учебный предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. На уроках естествознания обучающиеся, прежде всего, приобретают с помощью учителя необходимые знания и навыки. Каждый преподаватель является ответственным за обучение и воспитание. Он возглавляет и направляет деятельность обучающихся, организует их работу. Без руководящей и направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым обучающимся немыслима учебно-воспитательная работа в школе.
Приступая к работе с третьеклассниками, Татьяна Анатольевна ставит перед собой цель не только обучить детей, но и сплотить их в единый дружный коллектив, где нет места равнодушию, где каждый готов прийти на помощь товарищу. Свои уроки Татьяна Анатольевна строит так, чтобы обучающиеся, независимо от того, слабый он или сильный, мог творчески проявить себя. Педагог тщательно подбирает материалы для уроков, включает примеры, задачи и вопросы для сильных и слабых учеников. По словам Татьяны Анатольевны, в настоящее время программой для начальных классов предусмотрено большее количество внеклассных занятий, посвященных нашей Родине. Начинать эту работу надо с самого близкого - воспитания любви к своему краю. На уроках и внеклассных занятиях по окружающему миру, Татьяна Анатольевна стремится воспитать в обучающихся такие качества характера, как ответственность за порученное дело, честность, умение прийти на помощь товарищу.
Ответственным делом Т.А. Парахина считает планирование учебной работы, которое начинается с составления годового плана, с учетом рекомендаций программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова.
Систему учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова, по которой строит процесс обучения педагог, входит в образовательный комплект «Школа России». Она построена на принципах классической методики естествознания. Приоритетной задачей системы курсов «Зеленый дом», является формирование учащихся единого ценностно-окрашенного образа мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Учащиеся знакомятся с окружающим миром и местом в нем человека при изучении курса «Мир вокруг нас». (Приложение 8)
Весь программный материал учитель делит на две части по полугодиям с учетом количества часов, отведенных на изучение курса, и числа учебных недель. Для составления плана необходимо знать число недель в полугодии и число недельных часов по курсу естествознания в классе, для которого составляется план. Согласно количеству часов и распределяются темы, которые должны быть изучены за этот срок.
Составление годового плана сводится к распределению программного материала по календарным срокам. Кроме того, здесь же планируются основные формы организации учебной работы помимо уроков.
В качестве примера рассмотрим тематическое планирование по курсу природоведения для IV класса (общее количество учебных часов по программе составляет 34 ч).
Тематическое планирование -- это распределение учебного материала по урокам в пределах одной темы. При составлении тематического плана необходимо определить систему природоведческих понятий, формируемых при изучении данной темы, их последовательность, определить тип и вид урока, методы и средства обучения, распределить учебный материал по урокам, согласно учебным часам, отведенным на изучение данной темы. Разрабатывая систему уроков в каждой теме, учитель должен выполнить ряд требований и рассмотреть каждый урок в теме как логическую часть этой системы.
Для составления тематического плана необходимо:
- выявить учебно-воспитательные задачи темы;
- определить содержание
- определить логическую
- распределить учебный материал по урокам;
- определить формы организации учебного процесса, методы и средства обучения;
- составить тематическое
Но все же самой ответственной частью работы учителя Татьяна Анатольевна считает составление плана-конспекта урока.
Структура урока определяется целью, содержанием, используемыми методами и приемами, возрастными особенностями учащихся. Разнообразие уроков - это одно из условий возбуждения дальнейшего развития интересов учащихся к познанию. Урок не всегда должен начинаться с опроса, тем более в начальной школе. В I и II классах, когда учащимся, как правило, не задают домашних заданий, опрос и проверка знаний могут отсутствовать. Однако при любой схеме урока, если письменное домашнее задание было задано, его выполнение следует обязательно проверить.
При подготовке к уроку следует составить его развернутый план, по которому в свою очередь составляется конспект урока.
Каждый урок должен быть тщательно подготовлен. Учитель намечает содержание урока в соответствии с тематическим планом; изучает материал по учебно-методической литературе; определяет объем сведений, который должен быть сообщен на уроке. Лишь после этого он приступает к составлению плана-конспекта урока.
Татьяна Анатольевна указывает на то, что преподаватель должен четко знать, в какой момент урока он будет использовать тот или иной метод и методический прием, средства наглядности, организовывать самостоятельную работу учащихся. Кроме того, необходимо определить тот минимум информации или рисунков, схем, которые учащиеся должны зафиксировать в тетради. Оборудование к уроку должно быть подготовлено заранее, а все опыты проделаны накануне. При организации практической работы необходимо определить, какой раздаточный материал должен быть на каждом ученическом столе, продумать инструктаж учащихся. Только тщательно продуманный и подготовленный урок может дать хорошие результаты.
Особое внимание должно быть уделено методике организации учебного процесса на уроках окружающего мира. Учитель считает, что эффективность уроков естествознания зависят от интересного материала, от выбранных наглядностей, от построения урока. А трудности, испытываемые детьми, на уроке происходят в связи с их возрастными особенностями. Также учитель считает, что при объяснении нового материала и показа наглядных объектов нужно использовать более «облегченные» слова, не загружая детей.
При подготовке к уроку естествознания учитель старается подобрать наиболее интересный материал для проведения вводной беседы, продумать организационные моменты, объяснение нового материала, этапы работы с книгой, тетрадью. Самым сложным, считает учитель, является подбор наглядных пособий.
Работа педагога строится в зависимости от задач и тематики урока, и основывается на разработке следующих положений:
1. Каждый урок должен включать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, которые дают возможность расширить понятие детей о естествознании и его значимости для человека.
2. Опорные понятия включают то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали, читали, слышали от родителей, узнали друг от друга, увидели по телевизору.
3. Учитель не должен давать
в готовом виде основные
4. Следует правильно
5. Учитель на уроке должен быть активным.
6. Каждый урок должен включать эмоциональную сторону. Очень важно развивать умения радоваться, смеяться, грустить, волноваться, сопереживать, быть доброжелательным.
7. Урок естествознания включает беседу с детьми, практическую работу, ее оценку.
8. Практическая работа учеников включает упражнения, опыты, использование наглядных пособий. Естествознание, по словам Парахиной Т.А., дает возможность познания закона существования окружающего мира. Человек не может существовать в мире и не познавать его.
9. При оценке устных ответов Татьяна Анатольевна учитывает: активное участие в уроке; умение найти нужное, выразительное слово; умение высказывать свои мысли; умение делать выводы; использование различных средств обучения.
10. На уроках учитель детей оценивает, при неудачных ответах помогает, дает исправиться. Некоторые ответы учащихся вообще не оценивает.
Учитель использует следующие методы работы на уроке:
1. Словесные: слово учителя, беседу, сравнение, игры, создания ситуаций уподобление действиями, мимикой.
2. Наглядные: коллективное рассматривание; самостоятельный поиск и рассматривание наглядностей; использование домашних наблюдений.
3. Интегрированные: сочетание восприятия
с музыкой и литературным
4. Практические: показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, опыты; фронтальная работа учителя: постановка задач, знакомство с материалом, объяснение практической работы, показ наглядностей.
5. Творческие: исследование, поиск, творческая работа.
Рассмотрим основные виды деятельности на уроках естествознания:
- Беседа - это метод, с помощью
которого учитель путем
- Рассказ - это последовательное, описательное изложение материала.
- Объяснение - последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждения с формулированием вывода.
- Наблюдение - непосредственное, целенаправленное
восприятие предметов и
- Эксперимент, или опыт, как метод
обучения применяют в тех
- Изучение природы с помощью
демонстрации натуральных
Для анализа деятельности педагога выделяем следующие компоненты:
- учебная задача как ситуация,
содержащая общую
- правила, как условия, обеспечивающие
решение целей и задач урока,
определяющие характер
- мотивационный компонент, включающий
в себя мотивы, побуждающие ученика
к активной познавательной
- содержание учебной
- результативная часть, включающая решение познавательной задачи, как показатель эффективности учебной деятельности.
Изучив систему работы и проанализировав ответы учителя на вопросы беседы, мы пришли к выводу, что педагог использует различные подходы в обучении, преобладает нетрадиционный тип урока, (урок-путешествие, урок-викторина, урок-экскурсия), дидактические игры и упражнения, специальную лексику при объяснении нового материала. Особое внимание учитель уделяет самостоятельной работе ученика на уроке.
Хороший урок, на наш взгляд, был проведен педагогом по теме «Животноводство». Тип урока - комбинированный, с элементами дифференцированной практической деятельности. Учитель грамотно спроектировал урок, на этом уроке использовались большое количество наглядностей, урок получился интересным, красочным, ребята узнали много нового и познавательного, учитель учитывал особенности детей 10-11 летнего возраста.
Начался урок. Татьяна Анатольевна рассказывает новый, интересный материал, показывает различные наглядные пособия, дети слушают очень внимательно, с любопытством. Ведь все дети хотят знать о родной природе.
После чего учитель предлагает поработать самостоятельно, дает практическое задание. Школьники работают по-разному. У всех разные знания, разные способности.
Но что-то не ладится: не понятно задание, не получается ответить на вопрос, листок загнулся, нет ручки, интерес пропадает. Начинаются разговоры, восклицания: «я не знаю, я не буду».
Почему же это происходит? Чтобы ответить на данный вопрос, с учениками 3 «Б» класса мы провели анкетирование, которое позволило выявить интересы детей к различным видам и типам уроков. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление отношения учащихся к предмету «Окружающий мир», интереса к проведению уроков по данному предмету в разных формах. (Приложение 9)
1. Какие уроки ты больше всего любишь? (допускается несколько ответов)
- Математика - 12 чел.
- Русский язык - 15 чел.
- Чтение - 10 чел.
- Окружающий мир - 10 чел.
- Музыка - 18 чел.
- Физкультура - 20 чел.
- ИЗО - 14 чел.
2. Нравятся ли тебе урок окружающего мира?
а) да - 12 чел.
б) нет - 3 чел.
в) не очень - 9 чел.
3.Что тебе наиболее интересно выполнять на уроке окружающего мира?
а) слушать интересный рассказ учителя - 6 чел.
б) читать рассказы на страницах учебника самому - 3 чел.
в) отвечать на вопросы - 3 чел.
г) изучать объекты природы - 12 чел.
д) выполнять практические задания и опыты - 5 чел.
е) участвовать на уроке в конкурсах и викторинах - 15 чел.
4. Интересен ли тебе учебный материал?
а) да - 10 чел.
б) нет - 3 чел.
в) не очень - 9 чел.
5. Как часто в вашем классе на уроках окружающего мира бывают игры?
а) часто - 5 чел.
б) не очень часто - 7 чел.
в) редко - 10 чел.
г) нет вообще -
6. Каких заданий хотелось больше на уроках окружающего мира?
Информация о работе Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе