Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, реферат
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы применения метода наблюдения при обучении естествознанию в начальных классах
1.1 Из истории развития преподавания естествознания
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
1.3 Специфика уроков естествознания
1.4 Система природоведческих знаний как методическое условие формирования познавательных интересов
1.5 Сочетание различных методов при обучении естествознанию
1.6 Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию
Глава 2. Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах
2.1 Организация и методика экспериментального изучения
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Заключение
Литература
Самая ответственная часть работы учителя -- составление плана и конспекта урока. Наиболее распространенный типичный урок имеет трехчленную структуру, т.е. состоит из трех частей.
Вводная, подготовительная часть. Организационный момент. Подготовка класса к уроку. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.
Основная часть. Объяснение нового материала.
Заключительная часть. Закрепление и обобщение материала. Задание на дом. (Приложение 4)
Эта типичная схема может быть изменена в зависимости от цели урока, как уже было отмечено выше. Структура урока определяется целью, содержанием, используемыми методами и приемами, возрастными особенностями учащихся. Разнообразие уроков -- это одно из условий возбуждения и дальнейшего развития интересов учащихся к познанию. Урок не всегда должен начинаться с опроса, тем более в начальной школе. В 1 и II классах, когда учащимся, как правило, не задают домашних заданий, опрос и проверка знаний могут отсутствовать. (3, 178) Однако при любой схеме урока, если письменное домашнее задание было задано, его выполнение следует обязательно проверить.
При подготовке к уроку следует составить его развернутый план и конспект объяснения нового материала. Рассмотрим схему развернутого плана типичного комбинированного урока и методику подготовки к нему.
По развернутому плану составляется конспект урока. Каждый урок должен быть тщательно подготовлен. Учитель намечает содержание урока в соответствии с тематическим планом; изучает материал по учебно-методической литературе; определяет объем сведений, который должен быть сообщен на уроке. Лишь после этого он приступает к составлению плана конспекта урока по предложенной выше схеме.
Преподаватель должен четко знать, в какой момент урока он будет использовать тот или иной метод и методический прием, средство наглядности, организовывать самостоятельную работу учащихся, выполнять рисунок на доске. Кроме того, необходимо определить тот минимум информации или рисунков, схем, которые учащиеся должны зафиксировать в тетради. Оборудование к уроку должно быть подготовлено заранее, а все опыты проделаны накануне. При организации практической работы необходимо определить, какой раздаточный материал должен быть на каждом ученическом столе, продумать инструктаж учащихся. Только тщательно продуманный и подготовленный урок может дать хорошие результаты.
Рассмотрим методику проведения комбинированного урока. (Приложение 5)
Урок начинается с организационного момента. Учитель предлагает учащимся подготовить учебник и тетрадь, сообщает тему урока. Многие учителя называют тему урока лишь после опроса и повторения предыдущего материала, что также является вполне приемлемым. И в том и в другом случае тема урока должна быть обязательно записана на доске.
Необходимой частью комбинированного урока является опрос и проверка знаний учащихся по пройденному на предыдущих уроках материалу. Перед началом опроса можно дать учащимся 3--5 мин на повторение и освежение в памяти материала прошлого урока. Готовясь к уроку, преподаватель должен хорошо продумать, какой материал необходимо повторить, чтобы подготовить учащихся к восприятию нового. Опрос не должен занимать много времени, иначе новый материал не будет основательно разобран и изучен на уроке. По окончании изучения всей темы или раздела можно провести повторительно-обобщающий урок или урок по проверке и контролю знаний, где учет знаний будет более детальным.
Можно использовать фронтальные и индивидуальные формы опроса, ответ по рисунку на доске, по таблице. Кроме того, в качестве контроля ученик может воспроизвести опыт, продемонстрированный учителем на прошлом уроке или объяснить его. Очень важно, чтобы при минимальной затрате времени проверкой было охвачено максимальное число учащихся. В процессе опроса также важно определить, каким запасом знаний по изучаемой теме владеют учащиеся. Поэтому перед объяснением необходимо задать соответствующие вопросы для проведения опроса учитель должен заранее подготовить вопросы, при этом желательно, чтобы последние из них подводили учащихся к изучению нового материала. Такой плавный переход обеспечивает преемственность знаний, последовательность развития понятий и их взаимосвязь. (33, 155)
Центральная часть урока -- это объяснение нового материала. На уроках естествознания должен быть максимально реализован принцип наглядности. Изучение всех предметов и явлений следует основывать на чувственном восприятии. Это поможет сформировать нужные представления и понятия, В ходе урока желательно использовать именно те пособия, которые являются наилучшими для данной ситуации. Наглядные пособия должны быть отобраны тщательно, с учетом дидактических целей урока. Важнейшие условия успешного преподавания -- хорошее знание учителем учебного материала и умение правильно использовать наглядное пособие. Это позволяет найти в каждом пособии наиболее существенные стороны, придумать приемы наиболее выгодной демонстрации объекта или опыта, что поможет создать у учащихся недостающие представления, сформировать понятия, активизировать их мыслительную деятельность. (36, 43)
Важным условием является также умение сочетать слово учителя со средством наглядности. Слово учителя -- это наиболее существенный фактор успеха его работы. В зависимости от ситуации пособие служит иллюстрацией к словесному описанию или, наоборот, демонстрация наглядности предшествует объяснению и побуждает ученика к поиску ответа на поставленную учителем проблему.
При использовании наглядности необходимо максимально сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом объекте, до объяснения или выполнения самостоятельной работы не следует выставлять все объекты. Синхронность слова учителя и показа наглядности способствует концентрации внимания. Пособие должно появляться в нужный момент, чтобы не отвлекать учащихся от основной цели урока. В начальной школе при организации первоначальных наблюдений на уроке необходимо по возможности использовать натуральные объекты. Объяснение заканчивается подведением итогов и записью некоторых положений в тетради. Следует отметить, что тетрадь по естествознанию является важным условием успешного обучения. Ее заполнение приучает ученика к аккуратности, развивает умение фиксировать наблюдения, результаты, делать зарисовки, записывать сведения, отсутствующие в учебнике. Кроме того, в тетради ученик выполняет домашнее задание. Однако не следует перегружать учащихся записью определений, которые даны в учебнике, многочисленными пояснениями к рисунку. Недопустимо наличие двух тетрадей -- «чистовой» и «черновой». Все записи должны вестись в одной тетради, которую учитель обязательно проверяет. Новые слова и термины должны быть записаны грамотно, на что нужно обращать особое внимание. За ведение тетради учитель выставляет оценку. Это приучает школьников к четкости выполнения работ, вырабатывает умение рисовать объекты, правильно фиксировать результаты опытов и наблюдений. Наличие хорошей тетради наряду с учебником обеспечивает успех в работе.
В конце урока проводится проверка степени усвоения нового материала. Она очень полезна как для ученика, так и для учителя, так как способствует закреплению изученного материала и дает возможность установить, насколько усвоен новый материал детьми. Закрепление знаний желательно организовать в виде фронтальной беседы. Пункты плана объяснения нового материала в конспекте урока можно использовать в качестве вопросов для проверки усвоения материала. (33, 156)
Уроки объяснительного чтения. (Приложение 5)
Уроки естествознания в начальной школе имеют свою специфику. Это связано с тем, что в младших классах учащиеся не только знакомятся с предметом и приобретают знания естественнонаучного характера, но и осваивают навыки чтения и письма. В этой связи большое значение при изучении природы приобретают уроки объяснительного чтения. Они решают три основные задачи:
1) дают детям новые
знания и природоведческие
2) способствуют развитию навыков чтения;
З) помогают им разбираться в прочитанном тексте.
Кроме того, одновременно при ведении тетради формируются навыки письма.
Особенно важное значение такие уроки имеют в 1-2 классах, когда навыки чтения слабо развиты. Здесь можно организовать чтение вслух, причем каждый абзац учитель должен комментировать и разбирать вместе с детьми, дети старшего возраста могут читать статью про себя, а после ее прочтения следует организовать общую беседу по вопросам. При усвоении естественнонаучных понятий большое значение придается чтению деловых статей, что требует иного подхода, чем при работе с художественной литературой. (4, 56)
На уроках природоведения объяснительное чтение нужно сочетать с использованием наглядных пособий и наблюдений, беседы и рассказа, что обеспечивает детям понимание текста, а также с выполнением практических работ и участием в экскурсиях. Если объяснительное чтение не будет сочетаться с этими методами и формами организации учебной работы, оно может остаться формальным, схоластическим приемом, преследующим только одну цель - научить детей читать. Организация работы учащихся с учебником требует от учителя большой методической подготовки. (22, 34)
Уроки объяснительного чтения состоят из следующих элементов: подготовка учащихся к восприятию текста статьи, чтение статьи, разбор текста и словарная работа, составление плана для пересказа и пересказ статьи учениками.
Различают пять типов уроков объяснительного чтения:
1) чтение в связи с самостоятельными наблюдениями учащихся (изучение явлений природы в различное время года, наблюдения за погодой, за ростом и развитием растения из семени и т.д.;
2) чтение, проводимое после предметных уроков, таких, как изучение полезных ископаемых, устройства компаса, знакомство с органами цветкового растения и т.д.;
З) чтение после демонстрации опытов, например, при изучении свойств воды или воздуха;
4) чтение, подготовленное
рассмотрением наглядных
5) чтение после экскурсии, например, в лесопарк при изучении сообщества леса и ярусов. (32, 67)
Все типы уроков объяснительного чтения по природоведению отличаются друг от друга тем, как осуществляется первый элемент урока введение в понимание текста и содержания статьи.
Предметные уроки. (Приложение 5)
Под предметным уроком понимают такой урок, на котором дети имеют дело с самим изучаемым предметом, а не с его изображением. Предметные уроки -- это уроки, посвященные отдельным предметам, из которых состоит окружающий детей материальный мир.(17, 89) К ним относятся разнообразные предметы природы -- минералы, растения, животные, всевозможные вещи, изготовленные из природных материалов. Предметные уроки, обеспечивая учащимся первичную ступень познания -- живое созерцание, способствуют накоплению четких эмпирических представлений о формах и явлениях окружающего мира. На основе жизненного опыта, получаемого в результате непосредственного общения детей с изучаемыми предметами, формируются конкретные представления, углубленные и обобщенные понятия.
Предметные уроки обеспечивают первичное знакомство с предметом через ощущения. Незнание становится знанием, когда изучаемый предмет действует на наши органы чувств. В процессе проведения таких уроков у учащихся вырабатываются практические умения и навыки, абстрактные понятия конкретизируются. Нередко предметные уроки проводят после экскурсии в природу или на производство, где учащиеся получают возможность познакомиться с предметом изучения в его естественной, природной среде.
При проведении предметного урока учитель тщательно продумывает не только содержание урока, но и моменты включения предметной наглядности в его структуру, сочетание демонстрации объекта или явления со словом. На предметных уроках необходимо направлять внимание учащихся на получение знаний, и одновременно дополнять знания и понятия, полученные ранее. Подготавливая материалы и пособия к предметному уроку, учитель должен четко представить себе, что дети будут воспринимать своими органами чувств. Например, при ознакомлении учеников с внешним видом насекомых, надо показать особенности покровов тела у жука и бабочки, количество ног, наличие крыльев у представителей этого класса, для чего вполне пригодны коллекции сухих бабочек и жуков в окантованных под стекло коробках.
Как правило, во время предметного урока организуется практическая работа учащихся, для чего на каждую парту или, еще лучше, каждому ученику выдаются изучаемые предметы. Для организации самостоятельной работы учитель подготавливает ряд вопросов, которые должны заставить учащихся мыслить, делать выводы, выявлять те особенности предмета, с которыми они познакомились в процессе работы на уроке. Изучаемый объект на предметном уроке служит не только иллюстрацией к рассказу учителя, но и источником новых знаний. Поэтому не следует предметные уроки заменять рассматриванием изображения предмета на картине или его словесным описанием в книге, рассказом учителя. Изучение отдельных предметов на уроках есть средство формирования общих понятий, так как в процессе изучения предметов участвуют все органы чувств ребенка, и он имеет возможность путем сравнения прийти к определённым обобщениям. В случае невозможности обеспечить каждого ученика раздаточным материалом, или если объект достаточно крупный, он может демонстрироваться учителем, демонстрируемые предметы необходимо по возможности дать учащимся потрогать, рассмотреть поближе, для этого учитель подносит предметы к каждой парте, или передает по столам учащихся. (29, 90)
При организации работы с предметами на уроке учитель должен постоянно вовлекать учащихся в процесс познания, продумать их работу на уроке. В таком случае дети выступают не как пассивные зрители, а как активные участники этого процесса, что позволяет удержать внимание учащихся в напряжении, усилить мыслительную деятельность, облегчает понимание и усвоение материала. Поэтому на предметном уроке учителю желательно выбрать в качестве словесного метода проблемную беседу, больше заставлять детей думать и говорить. Беседу необходимо построить так, чтобы дети на основе наблюдения и изучения предмета, самостоятельно отвечали и делали выводы. Такая работа требует от учителя большой подготовки к уроку. Ему необходимо самому заранее хорошо познакомиться с предметом, изучаемым на уроке, составить проблемные вопросы, организующие деятельность учащихся.
Информация о работе Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе