Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, реферат

Описание работы

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы применения метода наблюдения при обучении естествознанию в начальных классах
1.1 Из истории развития преподавания естествознания
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
1.3 Специфика уроков естествознания
1.4 Система природоведческих знаний как методическое условие формирования познавательных интересов
1.5 Сочетание различных методов при обучении естествознанию
1.6 Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию
Глава 2. Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах
2.1 Организация и методика экспериментального изучения
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Естествознание.docx

— 150.38 Кб (Скачать файл)

В предметном уроке можно выделить следующие этапы:

1) демонстрация предмета, его название (связь зрительного  образа и слова); 2) наблюдение  и восприятие целого предмета  и его частей, но без особой  детализации;

З) рассмотрение отдельных частей предмета, главных и второстепенных;

4) сравнение новых предметов  с ранее изученными, выяснение признаков сходства и различия;

5) обобщение -- объединение всех знаний, полученных из личных наблюдений, беседы или рассказа учителя;

6) закрепление материала  на последующих уроках и внеклассных  занятиях (чтение статьи в учебнике, наблюдения, зарисовки, лепка, составление  коллекций, общественно-полезные работы  и пр.).

В зависимости от характера материала приведенная схема может изменяться. (27, 156)

Уроки с демонстрацией опытов. (Приложение 6)

Изучение явлений природы невозможно представить без эксперимента. Поэтому так необходима на уроках природоведения демонстрация опытов. Эксперимент составляет важный этап познания явлений и свойств предметов в процессе изучения наук о природе. Через наблюдение и опыт учащиеся познают свойства веществ и предметов, приобретают необходимые факты для сравнения, обобщения и выводов. Эксперимент, являясь, с одной стороны, методом познания явлений, в то же время свидетельствует об объективности научных знаний о природе. Он служит одновременно и объектом изучения, и средством обучения. Использование эксперимента на уроках природоведения позволяет дать учащимся первоначальные представления о методах изучения природы и ее законов.

Учебный эксперимент выполняет несколько функций:

1) исходного момента, отправной  точки в процессе познания  природы;

2) средства доказательства  или опровержения выдвинутых  предположений;

З) средства развития и совершенствования теоретических знаний;

4) средства формирования  и развития интереса учащихся  к естественным предметам;

5) средства формирования  практических умений и навыков  в процессе самостоятельной работы. (23, 98)

К школьному эксперименту или опытам предъявляют ряд требований:

1. Опыт должен быть  достаточно прост в выполнении, чтобы учащимся было легко  воспринимать сущность происходящего; в начальной школе следует  избегать громоздких, сложных опытов.

2. Опыт должен быть  доступен пониманию учащихся, строиться  на известных фактах и явлениях.

З. Демонстрационный опыт должен быть максимально наглядным, чтобы его мог воспринимать весь класс. При этом следует использовать демонстрационный столик, темный или белый фон, при необходимости подкрашивать жидкости.

4. Опыт должен быть  надежным и всегда получаться. Обязательное условие -- его предварительная подготовка и проверка. Никогда нельзя полагаться на случай, даже если опыт очень прост.

5. Никогда не следует  заранее рассказывать учащимся, что должно получиться в результате  опыта, ибо это снижает его  педагогическую ценность.

6. При постановке опыта  следует точно распределить время. Некоторые опыты следует закладывать  заранее, до начала урока или  в самом его начале, а окончание  или результаты демонстрировать  позже, в процессе объяснения.

7. Всё оборудование к  опыту должно находиться у  учителя под рукой. Следует также  подготовить второй экземпляр  приборов, чтобы в случае неудачи  опыт можно было повторить. (18, 45)

В зависимости от сложности опыта и доступности изучаемого материала, эксперимент может быть поставлен в качестве иллюстрации к объяснению учителя, или в исследовательском плане при проблемном построении урока. В первом случае демонстрации опыта должно предшествовать его подробное объяснение, а во втором -- перед учащимися ставится проблема, и эксперимент предшествует объяснению учителя.

Из вышесказанного следует, что методика естествознания исследует процесс обучения в неразрывном единстве и взаимосвязи содержания, методов, форм и средств обучения, в неразрывном единстве и взаимосвязи деятельности учителя и ученика, которая строится на объективном единстве целей.

1.3 Пути повышения эффективности  урока естествознания в начальной  школе

Любой урок естествознания имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. (28, 56)

Достоинство урока естествознания определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка - это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план - это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.

Проект - это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее. (17, 98) Урок естествознания никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации, и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников. Ученик на практике приобретает одно из важнейших умений - умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнёрство - это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведёт к однотипности уроков. Этого не случится никогда. Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Успех урока естествознания в начальной школе определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, интересом к теме урока, и действия учителя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.

Повышение эффективности урока естествознания -- важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи.

Обращение к проблеме эффективности урока оправданно на любом этапе движения школы к новому, более высокому качеству образования. Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эффектос» означает выполнение действий, результат, вследствие каких либо действий (16, 239).Эффективность урока естествознания, основного компонента школьной системы обеспечения качества образования.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Каждая из них имеет свою особенность.

В настоящее время рекомендуется применение необычных форм урока, творческое отношение к построению учебного занятия. Это не заменяет классические уроки, а дополняет, вносит оживление, разнообразие, повышает интерес, значит, способствует совершенствованию учебного процесса. Поскольку урок - основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Занимательность - необходимое средство поддерживать внимание и интерес к предмету.

Стремясь сделать обучение более интересным, учителя все чаще уходят от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (урок- викторина, урок - ролевая игра, уроки-диспуты, уроки-конкурсы и т.д.). Уроки-игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. Типы нестандартных уроков самые разнообразные. Нет предела учительской фантазии. Да и не это главное. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает -- вот что важно. Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятная, ученики привыкают к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

Поэтому в настоящее время по-прежнему актуальны методы, основанные на использовании игровых технологий при обучении. Основная задача игр состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и придания ему эмоциональной окраски. В зависимости от учебно-воспитательных задач, игры уместны как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении, контроле знаний учащихся, а также во внеклассной работе. Безусловно, каждый учитель в праве внести в игру свои изменения.

Ученик в современном образовательном процессе выступает в качестве субъекта саморазвития и разнообразной деятельности. Для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, учитель должен научиться стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, чтобы они не только понимали, что от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней, могли самостоятельно выдвигать идеи, отстаивать своё мнение и выступать полноправными партнёрами по общению.

Делая вывод из всего вышесказанного, отмечаем, что для повышения эффективности урока естествознания в начальной школе положительно изменить отношение учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Подобный личностно-ориентированный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, делает его соавтором в конструировании урока.

В ходе теоретического исследования мы выявили педагогические возможности разнообразных типов и видов уроков естествознания в начальной школе, современные требования их проведения и пути повышения эффективности уроков естествознания в начальной школе.

 

Обучение естествознанию предоставляет большие возможности в решении задач образования, воспитания, развития младших школьников. Интегрированный курс «Окружающий мир» дает большие возможности для воспитания у детей чувства бережного отношения к природным ресурсам.

Педагогический процесс эффективен, если учитель опирается не только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе которого ищет способы повышения эффективности учебного процесса, а именно обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

 

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ОРГАГИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

2.1 Анализ опыта работы  учителя начальных классов МБОУ  НОШ №31 по организации и проведению  уроков естествознания

Познакомившись с теоретико-методическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках естествознания, мы осуществили исследование по вопросу организации разнообразных типов и видов уроков естествознания в современной начальной школе. Этому посвящена практическая глава нашей работы.

Как мы уже говорили, урок естествознания не только дает учащимся прочные знания о природе, но и раскрывает значение природы в трудовой деятельности людей, рационального природопользования, и осваивают навыки чтения и письма. Необходимым условием возбуждения и дальнейшего развития интереса младших школьников к познанию - это использование разнообразных видов уроков начального естествознания.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умение анализировать, устанавливать связи и взаимосвязи, обобщать наблюдаемое и делать выводы - в общем, все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Однако эта работа школьника проходит под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятия естествознанием, как из всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей, активизировать их воображение, направить их работу в нужное русло, то и обучение будет протекать очень активно.

Во время прохождения педагогической практики мы имели возможность проанализировать детальность учителя 3 «Б» классе МБОУ НОШ № 31 г. Старый Оскол Парахиной Татьяны Анатольевны.

Цель нашего исследования заключается в изучении и анализе опыта работы учителя начальных классов по организации и проведению уроков естествознания. Для достижения данной цели были использованы следующие методы:

1. Беседа с учителем и анализ  его деятельности.

2. Анкетирование учащихся.

3. Анализ работы учащихся на  уроке.

4. Описание практической деятельности  в ходе преддипломной практики.

В школьном образовании изучение естествознания начинается с первого класса. Основная руководящая роль принадлежит учитель, который должен правильно организовать учебный процесс, направить ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала. Каждый учитель является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников. Овладеть знаниями по естествознанию школьник может только с помощью учителя.

Эти и другие качества мы увидели в работе учителя 3 «Б» класса Парахиной Татьяны Анатольевны.

Исследовательскую деятельность мы начинали с изучения опыта работы школы по обучению начальному естествознанию. Из беседы с Татьяной Анатольевной (Приложение 7), мы выяснили, что в основу концепции развития легли идеи школы, где в центре учебного процесса - ученик, а не программа и ученик, где есть четкое понимание того, что участие важнее, чем знание.

Информация о работе Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе