Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, реферат

Описание работы

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы применения метода наблюдения при обучении естествознанию в начальных классах
1.1 Из истории развития преподавания естествознания
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
1.3 Специфика уроков естествознания
1.4 Система природоведческих знаний как методическое условие формирования познавательных интересов
1.5 Сочетание различных методов при обучении естествознанию
1.6 Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию
Глава 2. Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах
2.1 Организация и методика экспериментального изучения
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Естествознание.docx

— 150.38 Кб (Скачать файл)

а) больше различных игр за урок - 10 чел.

б) больше заданий с использованием схем, таблиц, картин, объектов природы - 6 чел.

в) больше заданий с учебником - 4 чел.

г) все устраивает - 4 чел.

7. Делишься ли ты своими наблюдениями и впечатлениями?

а) да - 7 чел.

б) нет - 5 чел.

в) не всегда - 9 чел.

8. Используешь ли ты полученные на уроке знания на практике в других областях деятельности?

а) да - 7 чел.

б) нет - 5 чел.

в) не всегда - 9 чел.

Так же в 3 «Б» классе на уроках окружающего мира было проведено наблюдение за работой учащихся.

Цель: выяснить, повысится ли активность учеников на уроках окружающего мира, если в уроки будут включены дидактические игры, упражнения и другие формы деятельности.

Критериями активной работы являлись: частота поднятия руки и при этом правильные ответы. Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу.

В графу «активен» заносились данные о работе учеников, которые активно работали на протяжении всего урока, давали быстрые и правильные ответы.

В графу «средне активны» заносились данные о работе учеников, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, иногда давали неверные ответы.

В графу «пассивен» заносились данные о работе учеников, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы. (Приложение 11)

Таблица № 1 Критерии активности учеников на уроках окружающего мира

 

Критерии активности

Количество человек

%

 

Активны

5

22%

 

Средне активны

9

38%

 

Пассивны

10

40%

 
       

На основании данных таблицы, составлена гистограмма по выявлению интереса учеников 3 «Б» к урокам окружающего мира:

Гистограмма 1

В результате исследования выяснилось, что 22% учащихся активны на уроках окружающего мира, 38% средне активны и 40% пассивны на уроках.

Таким образом, ответы учащихся показывают, что урок окружающего мира не у всех учащихся является любимым уроком, различные формы деятельности используются не достаточно часто. Младшим школьникам нравятся те уроки, где дети сами активно учувствуют в процессе организации различных форм деятельности (умственной, физической, эмоциональной), то есть являются активными участниками учебного процесса. Повысить эффективность урока естествознания в начальной школе и положительно изменить отношение учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока.

2.2 Самоанализ деятельности  по использованию разнообразных  типов и видов уроков естествознания  в период преддипломной практики

урок естествознание начальный школьник

В ходе исследования мы рассмотрели особенности деятельности третьеклассников различной подготовленности в различных учебных ситуациях на уроке окружающего мира (3 «Б» класс). Предмет нашего исследования - выявление эффективности методика организации и проведения разных типов и видов уроков естествознания, как основного компонента школьной системы обеспечения качества образования.

При подготовке к проведению уроков по естествознанию важно помнить, что занятие по этому предмету имеют целью с одной стороны развить у учащихся интерес, видеть прекрасное в жизни и в природе, а с другой - привить детям природоведческие умения и навыки, показать им практическое значение природы в жизни человека. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к естествознанию и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на уроке.

Надо помнить, что только под влиянием благоприятной окружающей обстановки, эффективных методов обучения и воспитания, развитие ребенка претерпевает качественные изменения. Все больше создается условий для изучения природоведения, которые зависят от опыта учителя, а также от желания детей наблюдать за природой, изучать ее. Приобретению этих качеств, способствуют все виды учебных заданий, предусмотренных школьной программой по начальному естествознанию.

Для более продуктивного проведения урока естествознания, нами разработаны методические рекомендации, которые состоят из:

1. Комплекта методических материалов, состоящего из серии уроков  по естествознанию для 3 класса  начальной школы.

2. Анализа работ по их реализации  в период преддипломной практики.

В ходе исследования нами выявлены проблемы, отрицательно влияющие на качество урока и снижающие его эффективность:

- однообразие применяемых методов, изучения нового материала и  методов проверки знаний;

- неполнота планирований целей  урока. Игнорирование возможностей  воспитания в процессе обучения;

- оторванность теоретических знаний  от их использования или недостаточное  внимание к применению знаний;

- односторонний подход к дифференциации  обучения;

- увлечение фронтальными формами  работы.

Мы считаем, что основой эффективности урока естествознания является целеполагание. Цель урока - это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.(34, 97) Многие педагоги недооценивают значение этого обязательного элемента любого планирования, полагая, что все само собой вытекает из темы урока. На практике же многие просчеты в уроке и возникают именно из-за пренебрежения работой по продумыванию целей. Цели дают возможность организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

Задача учителя - обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личное заинтересованное отношение к ее достижению. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке, процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный характер, ученики выполняют указания учителя, потому что ему это «почему-то нужно». Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность, самостоятельность при работе над ними.

Сформировать у учащихся понимание, что без цели очень трудно оценить результаты их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат.

Развивающий аспект урока состоит в том, какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся. К ним относятся:

1) Развитие речи:

- обогащение и усложнение ее  словарного запаса; усложнение ее  смысловой функции (новые знания  приносят новые аспекты понимания);

- усиление коммуникативных свойств  речи (экспрессивность, выразительность);

- овладение учащимися художественными  образами, выразительными свойствами  языка.

2) Развитие мышления:

- умение выделить объекты сравнения;

- находить параметры и признаки  сравнения;

- умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства  и различия;

- умение анализировать;

- умение строить аналогии;

- обобщать;

- систематизировать;

- объяснять понятия;

- ставить и решать проблему.

3) Развитие сенсорной сферы:

- развитие глазомера, ориентировки  в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения  цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

4) Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными  действиями, развивать двигательную  сноровку, соразмерность движений  и т.п.

5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого  материала с историей развития  науки, эмоции, волю.

6) Воспитывающий аспект - какие качества личности будут формироваться.

Личность учителя: его отношение к детям (любовь, равнодушие или раздражение), к содержанию излагаемой идеи (равнодушие или безразличие, артистизм, жесты, манера и даже внешний вид) все это прямо или косвенно воспитывает. Воспитательные цели должны быть конкретны, достижимы, реальны. Например, фраза «Формирование всесторонне и гармонически развитой личности» не относится к категории целей, это намерение, пожелание, так как нет критериев, по которым можно оценить эти «всесторонность», «гармоничность», не назначено время достижения. Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда, обеспечивающего процесс поиска и созидания. Таким образом, цели формируются максимально конкретно и измеримо. Время достижения образовательных целей можно назвать более или менее точно, а вот достижение воспитательных целей и целей развития только приблизительно.

7) Создание условий для пробуждения  и развития познавательных интересов  учащихся

Определим дидактические требования к современному уроку:

- четкое формулирование образовательных  задач в целом и его составных  элементов, их связь с развивающими  и воспитательными задачами. Определение  места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания  урока в соответствии с требованием  учебной программы и целями  урока, с учетом уровня подготовки  и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения  учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных  методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального  воздействия их на каждом этапе  урока, выбор, обеспечивающий познавательную  активность,

- сочетание различных форм коллективной  и индивидуальной работы на  уроке и максимальную самостоятельность  в учении учащихся;

- реализация на уроке всех  дидактических принципов;

- создание условий успешного  учения учащихся

Психологические требования к уроку. К ним относятся:

- учет возрастных особенностей;

- учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);

- гигиенические требования к  уроку;

- температурный режим;

- освещенность;

- критические точки усвояемости.

Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.

Объем учебного материала, выносимого на урок естествознания, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным. Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.

Стремясь сделать обучение более интересным, мы уходили от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (урок- викторина, урок - ролевая игра, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и т.д.).

Данные формы деятельности направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. Типы нестандартных уроков самые разнообразные.

Ученики были увлечены, их работоспособность повышалась, результативность урока возрастала. Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятная, ученики привыкают к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

Нами разработаны и проведены серии уроков по естествознанию в 3 «Б» классе МБОУ «НОШ» №31.

В приложении № 10 приводим примеры планов - конспектов уроков по естествознанию в развернутом виде.

Урок № 1 был проведен по теме «О молниях, змеях, собаках и прочем».

Цель урока :научиться защищаться от природы.

Тип урока: комбинированный урок с элементами викторины.

Были поставлены следующие задачи:

1) изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать  при общении с природой;

2) развивать логическое мышление  и воображение;

3) воспитать интерес к природоведению.

Использовалось следующие оборудование: атлас «От земли до неба», изображения грибов и растений, мультимедийная презентация.

Урок начался с проверки домашнего задания. Дети отвечали на предложенные вопросы: - Посмотрите на эти знаки. Как вы думаете, что они означают? - Какие из знаков вам кажутся самыми точными и ясными?

Во вводной беседе учитель рассказал ребятам, чему будет посвящен урок, как человек живет в этих условиях, какие существуют правила.

При объяснении нового материала, учитель задавал ребятам наводящие вопросы, показывал наглядность. В ходе активной работы дети самостоятельно приобретали знания. Учитель помогал ребятам более точно и правильно ответить на вопросы. В целом, учебный процесс был построен таким образом, чтобы направить ученика на самое основное в материале, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала. Каждый учитель является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников.

В ответах детей были интересные жизненные рассказы, урок получился «красочным» и познавательным.

Урок № 2 был проведен по теме «Экологическая безопасность». Цель: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность».

Задачи:

1) доказать детям, что Земля - наш  дом: бережем дом - бережем здоровье; 2) развивать речь, мышление, обогатить  словарный запас обучаемых;

3) воспитывать бережное отношение  к окружающей природе.

Тип урока: урок-размышление.

Оборудование: таблица «Город»; бытовой фильтр; пластиковая бутылка; соломка для коктейлей; вата; кружок промокательной бумаги - для каждой рабочей группы; крупные и мелкие камешки; крупный и мелкий песок; карточки с терминами.

После проверки домашнего задания, учитель объяснил ребятам тему урока. Учитель интересно рассказала новый материал. Учащиеся вместе с учителем закрепили пройденный материал, поработали по учебнику.

При объяснении выполнения практической, использовались этапы последовательной работы. Учитель объяснил ребятам, что они должны показать в своей работе. В ходе практической работы дети применяли приобретенные на уроке знания.

Информация о работе Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе