Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, реферат

Описание работы

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы применения метода наблюдения при обучении естествознанию в начальных классах
1.1 Из истории развития преподавания естествознания
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
1.3 Специфика уроков естествознания
1.4 Система природоведческих знаний как методическое условие формирования познавательных интересов
1.5 Сочетание различных методов при обучении естествознанию
1.6 Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию
Глава 2. Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах
2.1 Организация и методика экспериментального изучения
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Естествознание.docx

— 150.38 Кб (Скачать файл)

Проводя проверку практических работ, было обращено внимание учителя на то, что работа выполнена аккуратно и правильно.

Урок № 3 тема: Для чего нужна экономика.

Целью урока являлось: познакомить с новым для них знанием слова «экономика».

Задачи:

1) развивать кругозор детей, учить  анализировать, обобщать, делать выводы;

2) закрепить понятие слова «экономика»;

3) воспитывать трудолюбие, чувство  взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

Оборудование: картины «стройка», «транспорт», «в магазине», «сельское хозяйство», «химический комбинат», «гидроэлектростанция».

Тема детям была произнесена в начале урока, только о чем именно пойдет речь, они узнали после проверки домашнего задания.

При объяснении нового материала учитель спросил у ребят, знают ли они что такое «экономика». После ответов учитель рассказал ребятам, что такое «экономика» и для чего она нужна человеку.

Детям были предложены картины, для того чтобы они лучше поняли и запомнили, что такое «экономика».

Объяснения учителя сопровождались схемами на доске, а также рассматривались картинки в учебнике. Это способствовало лучшему восприятию процесса изучения.

Затем ребятам была предложена игра «Отгадай слово». Перед тем как приступить к игре, ребята с учителем повторили, все что они запомнили на уроке. После чего ребята отгадали слово без всяких затруднений.

Подводя итог урока, учитель отметил всех, кто хорошо работали на уроке.

Урок № 4 был проведен на тему «Полезные ископаемые».

Целью урока было: познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

Были поставлены следующие задачи:

1) учить экономно, использовать  богатства нашей планеты;

2) развивать логическое мышление, речь;

3) воспитывать бережное отношение  к природе.

Тип урока: предметный урок

Оборудование: образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых; кроссворд «полезные ископаемые» (плакат).

Урок начался с повторения изученного на прошлом занятии. Вспомнили изученный материал на прошлых уроках.

Во вводной беседе учитель рассказывал о том, что люди с древнейших времен начали что-то себе добывать из ископаемых, старались укрепить свое жилище и т.д. И в наше время большое внимание уделяется полезным ископаемым.

Во время урока учитель показывал ребятам наглядности, то есть образцы полезных ископаемых.

После чего ребята выполнили практическую работу. Учитель показывал детям образцы полезных ископаемых, а ребята определяли его название. Ребята много работали самостоятельно по учебнику. Для того чтобы было легче ребятам запомнить полезные ископаемые, учитель провел фронтальный письменный опрос.

В конце урока учитель предложил ребятам разгадать кроссворд, тем самым учащиеся повторили изученный на уроке материал.

Урок № 5. Урок-экскурсия на тему «Животные зимой».

Цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

1) познакомить ребят с зимними  явлениями; научить отличать признаки  зимы;

2) рассказать школьникам об установке  взаимосвязи между похолоданием, жизнью растений и животных;

3) воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в  трудные времена.

Тип урока: заочная экскурсия.

Оборудование: мультимедийная презентация, картина «Зимняя подкормка диких животных, музыка», «Зима», раскраски, цветные карандаши, бумага.

В начале урока детям была произнесена тема заочной экскурсии, и картины с изображением животных зимой. Ученики сами предположили, чему будет посвящена заочная экскурсия.

Объяснение учителя сопровождалось подготовленной презентацией. Это способствовало лучшему восприятию процесса изучения.

Затем ребятам были предложены загадки, игры по предложенной теме.

Подводя итог урока, учитель отметил всех, кто работал на уроке.

Организуя различные наблюдения в ходе экскурсии, учитель должен выполнить определенные правила.

Правило первое. Четко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. Например, дети рассматривают живые объекты (щенка, рыб, птиц). Ставится общая цель - сравнить поведение животных, выделить в нем общее, ответить на вопрос: «Что в поведении животного говорит о том, что оно - живое существо?»

Правило второе. Создать условия для более результативного наблюдения. Необходимо заранее продумать место проведения наблюдения, расположение объекта, рациональное размещение детей.

Правило третье. Необходимо наметить план и способы наблюдения заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения. Например, на экскурсии в лес учитель предлагает такой план рассмотрения деревьев, кустарников, трав:

а) найдите среди растений дерево, рассмотрите ствол, определите его цвет, форму, сравните стволы разных деревьев, сосчитайте, сколько крупных ветвей отходит от ствола;

б) найдите среди растений кустарники, постарайтесь определить, чем они отличаются от деревьев, назовите особенности внешнего вида, которыми отличаются все кустарники;

в) найдите среди растений травы, сравните их с деревьями и кустарниками: чем они похожи и чем различаются, какие органы есть у трав.

Правило четвертое. Кроме непосредственного рассмотрения объекта, которое проходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов - слух, вкус, обоняние.

Например, в осеннем лесу можно услышать, как падает листва, как она шуршит под ногами; вспомнить, какие летние звуки природы сейчас исчезли; сравнить запахи разных грибов, попробовать на вкус ягоды рябины. Использование разных ощущений позволит ученику дать более полную характеристику объекта.

По окончании преддипломной практики была проведена повторная диагностика испытуемых посредством тех же методик.

Цель анализа состояла в выявлении результатов использования разных форм и видов деятельности на уроках окружающего мира.

Для выявления этих результатов были проведены беседа. Критериями активной работы так же являлись: частота поднятия руки и при этом правильные ответы.

Данные о результатах анкетирования занесены в таблицу, где можно наблюдать динамику активности учеников. (Приложение 11)

Таблица № 2 Активность учеников на уроках окружающего мира, в конце преддипломной практики

 

Критерии активности

Количество человек

%

 

Активны

11

47%

 

Средне активны

9

33%

 

Пассивны

6

20%

 
       

В результате исследования выяснилось, что на уроках окружающего мира активны стали 47%учащихся, 33% средне активны, а пассивны лишь 20%.

На основании данных таблицы, составлена гистограмма по выявлению интереса детей к урокам окружающего мира на конец преддипломной практики:

Гистограмма 2

 

Для выявления интереса у детей к различным видам и типам уроков окружающего мира сравним результаты гистограмм:

Гистограмма 3

Из вышеизложенного следует, что урок естествознания серьёзный труд, требующий усилий, как со стороны педагога, так и со стороны обучаемого и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к окружающему миру, к природе, потребность в красоте, стремление жить и творить по законам красоты.

С учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в выпускной квалификационной работе раскрывается роль урока естествознания, описывается методика проведения уроков естествознания в школе первой ступени.

На основе результатов практической работы мы пришли к следующим выводам:

- только тщательно продуманный  и подготовленный урок может  дать хорошие результаты. Преподаватель  должен четко знать, в какой  момент урока он будет использовать  тот или иной метод и методический  прием, средства наглядности, организовывать  самостоятельную работу учащихся.

- необходимо определить тот  минимум информации, рисунков или  схем, которые учащиеся должны  запомнить и зафиксировать в  тетради. Оборудование к уроку  должно быть подготовлено заранее, а все опыты проделаны накануне. При организации практической  работы необходимо определить, какой  раздаточный материал должен  быть на каждом ученическом  столе, продумать инструктаж учащихся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя работу по исследованию данной проблемы, изучив особенности, способы, приемы работы с детьми в процессе проведения уроков естествознания в начальных классах мы пришли к выводам:

1. Анализ психолого-педагогической  и методической литературы свидетельствует  о постоянном внимании ученых  и практиков к проблеме обучения  младших школьников на уроках  естествознания. Необходимость естественнонаучного  образования учащихся обусловлено  историей развития образования, огромным его влиянием на развитие  всех сторон личности ребенка, экономической необходимостью повышения  образовательного уровня членов  общества в области естественных  наук, современным экономическим  состоянием окружающей среды. Все  сказанное требует определения  целей начального естественнонаучного  образования, общее и специфическое  развитие личности обучающегося.

2. Учебно-воспитательный процесс - это целостная система организации  усвоения материала учебного  предмета в школе. Обучение естествознанию  в начальной школе проходит  в различных организационных  формах, каждая из которых отличается  от других характером деятельности  учителя и учащихся, составом  обучаемых, режимом учебной работы. Повысить эффективность урока  естествознания в начальной школе  и положительно изменить отношение  учащихся к учению может творческий  личностно-ориентированный подход  учителя к подготовке и проведению  урока, что позволит побудить  учащихся к активизации умственной  деятельности, к самостоятельному  творчеству, раскрыть возможности  каждого ученика, сделать его  соавтором в конструировании  урока.

3. Каждый урок является частью  в системе уроков учебной программы. Учителю важно изучить программу  по естествознанию для соответствующего  класса, определить последовательность  уроков, форм и методов их преподавания. Планирование начинают с составления  годового плана. Составление его  сводится к распределению программного  материала по календарным срокам, планируются основные формы организации  учебной работы. Наряду с годовым  планированием составляется и  тематическое планирование. При  подготовке к уроку следует  составлять его развернутый план  и конспект объяснения нового  материала. Только тщательно продуманный  и подготовленный урок может  дать хорошие результаты.

4. Исследование практической части  дало возможность изучить и  проанализировать опыт работы  учителя начальных классов средней  школы по вопросу организации  разнообразных типов уроков естествознания  в современной начальной школе. Это позволило сделать вывод, что уроки естествознания в  начальной школе имеют свою  специфику. Это связано с тем, что в младших классах учащиеся  не только знакомятся с предметом  и приобретают знания естественнонаучного  характера, но и осваивают навыки  чтения и письма. В этой связи  большое значение приобретают  уроки естествознания следующих  типов: уроки объяснительного чтения (чтение на основе наблюдений, чтение после проведенных опытов, чтение после предварительной  беседы с использованием наглядных  пособий, чтение после экскурсий), предметные уроки, уроки-экскурсии, уроки с демонстрацией опытов. Но, все же, чаще и целесообразнее  всего на начальном этапе обучения  проводить комбинированный урок. Он включает в себя несколько  компонентов, позволяющих результативно  использовать урочное время: организационный  момент, опрос и проверка знаний, объяснение нового материала, проверка  усвоения материала и закрепление  знаний, домашнее задание.

Таким образом, мы выяснили и рассмотрели возможности разнообразных типов и видов уроков естествознания в современной начальной школе, оказывающих благотворное влияние на развитие различных сторон личности ребенка. И, прежде всего, на его умственное развитие, совершенствование сенсорных процессов мышления, речи, развития любознательность, умения анализировать, устанавливать взаимосвязи, обобщать наблюдаемое и делать выводы.

Теоретическая значимость нашей работы в том, что в ней представлено обоснование необходимости грамотной организации работы учителя и учащихся на уроках естествознания в начальной школе.

Практическая значимость - в разработке серии уроков по естествознанию для начальной школы и анализе работы по их реализации в период преддипломной практики.

Мы считаем, что цель выпускной квалификационной работы достигнута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аквелева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Вахрушев А.А. Мир и человек. Земля. Часть Света. Книга для учителя. 1 класс. - М.: Дрофа, 2000. - 237с.

Вахрушев А.А. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2008. - 225с.

Вахрушев А.А. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Баласс, 2009. - 253с.

Вахтеров В.П. Предметный метод обучения//Учителю начальной школы/Сост. Н.Г. Казанский, Т. С. Назарова.--М., 2004.

Информация о работе Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе