Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения гиперактивных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – экспериментально проверить эффективность коррекционной работы с гиперактивными детьми.
Объект – процесс снижения гиперактивного поведения дошкольников в ДОУ.
Предмет – способы коррекции поведения гиперактивных детей.
Гипотеза – в ходе коррекционно-развивающей работы (при помощи игр- упражнений, направленных на развитие внимания и формирование согласованности совместных действий; на развитие координации, произвольности психических процессов) можно ослабить степень выраженности гиперактивного поведения у старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 802.00 Кб (Скачать файл)

- гиперактивность, «гипердинамический  синдром» как проявление нарушений  системы эмоциональной регуляции.

Так же к категории «трудных», по мнению О.Л.Зверевой и А.Н.Пиначёвой, относятся и дети с аутичным поведением, замкнутые дети.

Замкнутость – нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений  с окружающими людьми [14, С.48].

 Перечисленные нарушения поведения существуют в границах нормального развития ребёнка. За рамками нормального развития находятся иные нарушения поведения, или социальная дезадаптация, которая проявляется в социально неодобряемых формах поведения. Такие формы разнообразны (см. рис.1).

     Рис. 1. Основные  нарушения поведения, лежащие за рамками нормального развития

Указанные нарушения поведения  ни в коем случае не должны оставаться без внимания педагога и родителей, более того, должны быть предприняты меры по коррекции подобного поведения.

Таким образом, в данном параграфе мы осветили существующие отклонения, которые возникают в границах нормального развития ребенка.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с гиперкинетическим синдромом, выясним причины гиперактивности.

 

          1.2. Особенности развития гиперактивных детей

 

Гиперактивность - это двигательная расторможенность и отвлекаемость внимания, импульсивность и непредсказуемость в поступках [25, с.91].

Если ребенок активный, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть  долго за столом, неугомонен  перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Соболева А. Е. считает, что главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, не зависимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействует ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить [4, С. 62-64].

Все чаще специалисты  говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, которые определяются тремя основными критериями: невнимательностью, двигательной активностью и импульсивностью. Понятие  «невнимательность»  складывается из нескольких признаков. Один из самых важных – ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за  чего допускает ошибки при выполнении любых заданий. Он не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, поэтому создается впечатление, что он просто игнорирует слова и замечания окружающих. Невнимательный ребенок не умеет доводить выполненную работу до конца, что часто воспринимается как протест. Все дело в том, что он не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предлагаемых инструкцией. Невнимательные дети нередко сталкиваются с большими трудностями в процессе организации собственной деятельности. Они стараются избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения, часто отвлекаются на посторонние стимулы и постоянно все забывают.

Для того, чтобы поставить ребенку диагноз « невнимательность», ему должно быть свойственно как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, в течение полугода и выражены постоянно, что не позволяют дошкольнику адаптироваться в нормальной возрастной среде [32, С.76].

По мнению Сиротюк  А., понятие «гиперактивность» характеризуется следующими признаками. Дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают  болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе. Двигательная активность такого ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным. Они всегда нацелены на движение [5, С.113].

Об импульсивности ребенка свидетельствуют следующие признаки. Он часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы. Независимо от ситуации и обстановки такой ребенок с трудом дожидается своей очереди: вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим [1, С.91].

Говорить о  гиперактивности и импульсивности также можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются  на протяжении полугода.

Большинство исследователей (Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова, И.П.Брязгунов, Л.С.Алексеева) выделяют 3 основные признака (проявления) СДВГ (см. рис.2).

                                                           

    Рис. 2. Основные признаки проявления гиперактивности

Охарактеризуем  признаки СДВГ, представленные на рисунке.

1.Избыток моторной активности выражается в беспокойстве, суетливости, болтливости, многочисленных посторонних движениях, беспорядочной неструктурированной активности, неумении усидеть на одном месте, продолжительности сна часто меньше нормы. В двигательной сфере обычно обнаруживается нарушение координации, неловкие движения, несформированность мелкой моторики и праксиса (следствием чего является неумение завязывать шнурки,  застегивать пуговицы, использовать ножницы, несформированный почерк).

2.Нарушения внимания проявляются в трудностях удерживания внимания, снижение избираемости и выраженной отвлекаемостью с частыми переключениями.

3.Импульсивность (несформированность регулярных функций) выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, перебивает других. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать [11, С.30].

Исследователи С.А.Мусаева, М.А.Рунова указывают, что во время диагностического обследования дети с СДВГ часто начинают говорить на отвлеченные темы, отказываются от выполнения заданий, встают с места, трогают все, что попадает им на глаза, постоянно делают только то, что запрещено, и оказываются именно там, где опаснее всего.  Они не задумываются о своем поведении: искренне раскаявшись в каких-то  проступках, повторяют их опять, потому что они не способны усваивать и выполнять правила.  Любой вопрос, любая собственная мысль, угроза – реальная или предлагаемая – толкает их на необдуманные действия. Даже осознавая несправедливость поведения и его взгляд для других, они не могут исправить, так как их импульсивность сильнее самоконтроля. Все это имеет серьезные социальные последствия, потому что приводит подобных детей к изоляции, а в последствии – к нарушениям социализации [3, С.23].

Однако, Двойнова А.Ф. утверждает, что синдром нарушения внимания и гиперактивностью со временем может быть компенсирован. Но для этого необходима помощь педагогов, психологов, врачей, действующих слаженно, и особенно деликатное и терпеливое отношение к проблемам ребенка семьи и родителей [2, С.97].

Как считает  Н.Н. Заваденко, некоторым гиперактивным  детям удается на своей беде что-то выиграть: благодаря непоседливости они превращаются для своих товарищей в клоунов, и если им удается вызвать смех окружающих, то это хотя бы отчасти вознаграждает их подорванное самолюбие [6, С.124]. Другие дети, к сожалению, становятся нарушителями спокойствия и подстрекателями во всевозможных шалостях. Порой это приводит к неконтролируемым эмоциональным разрядкам и агрессивным аффективным действиям.  Чрезмерная активность и импульсивность поведения, к сожалению, часто негативно сказываются на обучаемости (об этом говорит Соболева А.Е. [4, С.82]. Поскольку гиперактивным детям плохо удается подавлять свои двигательные импульсы, они не способны сосредоточить свое внимание на учебной информации. Тот, кто постоянно находится в движении, не может сосредоточенно воспринимать зрительные и акустические стимулы. У них страдают перцептивная ориентация и планирование действий, отсутствуют столь необходимые паузы между мышлением и действием. Все у них должно происходить быстро. Движения гиперактивных детей хаотичны и резки, часто избыточно энергичны.

Существует  опасность того, что эти дети могут застрять на уровне повторяющихся шаблонных движений — так называемых примитивно-архаичных двигательных стереотипов, и это будет препятствовать освоению важных видов моторики. В сравнении со сверстниками у гиперактивных детей значительно меньший запас двигательного опыта в пределах больших и малых пространств. Э.С.Шайд показал в своей диссертации, посвященной развитию двигательной активности в раннем детском возрасте, что для оптимального содействия развитию общей моторики необходимы два основных условия. Во-первых, должно быть достаточное игровое пространство, которое бы имитировало сильно пересеченную местность. И, во-вторых,  детям нужно по возможности создать условия для свободного, без вмешательства воспитателей, обращения с оснащением такого пространства. Все это является условием беспрепятственного развития инициативы и самоопределения [21].

 Помимо этого,  не менее важно уже с малых  лет предоставлять детям кроме  вышеупомянутых ландшафтных пространств  ограниченное пространство для  игр и экспериментов, оснащенное разнообразными игровыми средствами. Естественно, здесь возникают наибольшие трудности с гиперактивными детьми, не способными контролировать свои движения. Это касается как совсем маленьких детей, так и дошкольников и школьников. Ненасытность в поиске новых впечатлений заставляет их стремительно перемещаться от одного источника раздражения к другому, что мешает им сосредоточить свое внимание на одном предмете [19, С.178].

По мнению Н.Н. Заваденко, у гиперактивных детей  могут наблюдаться кризисные периоды в области моторики, характеризующиеся нервозным беспокойством, которое проявляется тем отчетливее, чем больше ограничивается свобода движения ребенка. Хотя мы располагаем достаточно исчерпывающим описанием симптоматики синдрома, наши знания о причинах данного нарушения довольно скромны [7, С.57].

Исследования  в этой области привели ученых (М.Пассольт, В.Т.Алтухова и др.) [11, С.134] к выводу, что в данном случае причиной нарушений  поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и "участок ответственности" за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы "отвечает" за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.

Помимо легкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции, некоторые исследователи (И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова, А.Д.Кошелева, Л.С.Алексеева) [1, С.89-93] называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания. Данное предположение опирается на наблюдение, свидетельствующее, что у родителей и родственников гиперактивных детей довольно часто отмечается такое же нарушение. В рамки этой гипотезы укладывается также распределение частоты проявления гиперактивности между мальчиками и девочками.

Существует  также гипотеза, что дети с синдромом  ГКС с точки зрения физиологии мозга недовозбуждены и поэтому  сами возбуждают и стимулируют себя своей гиперактивностью, чтобы компенсировать данный сенсорный недостаток [26, С.67].

Развитию гиперактивности также способствуют и достижения в области информационной культуры – компьютер и телевизор. Эти изобретения можно рассматривать как средства, вызывающие сенсорную и моторную депривацию. Постоянно сменяющие друг друга через короткие промежутки времени картинки и центры фокусировки внимания зрителя, похоже, программируют краткосрочность работы внимания. Гиперактивный, несобранный ребенок прямо дублирует своей быстрой переменчивостью в ориентировании восприятия динамичное качество телеизображения на экране.

За вышеописанными факторами: изменениями в семейной жизни, в условиях проживания и игры, профессионализацией воспитания, монотонностью  чувственно воспринимаемой внешней  среды, пассивностью и раздроблением  восприятия внешнего мира вследствие широкого внедрения в жизнь аудиовизуальных средств информации - скрывается общий феномен обеднения сенсорных и социальных стимулов и вытеснения собственной активности и целостного восприятия мира всеми органами чувств. Если понимать детскую гиперактивность как отчаянную попытку ребенка установить жизненно необходимый для него уровень стимуляции и утвердить собственную способность к проявлению активности, то становится понятным, насколько «нормальным» являются непоседливость и беспокойность как средства самоутверждения.

А.Е.Соболева [4, С.85] свидетельствует, что признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей с самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у такого ребенка повышен мышечный тонус. Он изо всех сил старается освободиться от пеленок и плохо   успокаивается, если его пытаются туго запеленать или даже надеть на него стягивающую одежду. Могут наблюдаться частые неоднократные, немотивированные рвоты. Не срыгивания, характерные в младенчестве, а именно рвота, что служит признаком расстройства нервной системы. В данном случае важно не спутать их с пилоростенозом – проблемой желудка, не способного принять много пищи.  Поэтому  прежде чем ставить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом.

Ситэл Э. говорит  о том, что гиперактивные дети на протяжении первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду. В два – четыре года у них проявляется диспраксия, так называемая неуклюжесть.

Дети постоянно  что-нибудь переворачивают или опрокидывают, очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы «не вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они зачастую оказываются как бы вне ситуации: засыпают, «выключаются», «выпадают»  из деятельности и ситуации, «уходят» из нее, а затем спустя некоторое время снова «возвращаются» [27, С.38].

По мнению В.К.Котырло, такой ребенок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что чаще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются, «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте.  Многие  дети замыкаются и начинают жить своей отдельной  внутренней  жизнью. Но случается и обратное – гиперактивный  ребенок  становится лидером в коллективе [31, С.278].

Информация о работе Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения гиперактивных детей