Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:42, курсовая работа
Цель исследования – экспериментально проверить эффективность коррекционной работы с гиперактивными детьми.
Объект – процесс снижения гиперактивного поведения дошкольников в ДОУ.
Предмет – способы коррекции поведения гиперактивных детей.
Гипотеза – в ходе коррекционно-развивающей работы (при помощи игр- упражнений, направленных на развитие внимания и формирование согласованности совместных действий; на развитие координации, произвольности психических процессов) можно ослабить степень выраженности гиперактивного поведения у старших дошкольников.
По результатам анкеты для родителей мы видим, что четыре родителя отмечают своего ребенка как гиперактивного. Родители объективно ответили на вопросы анкеты и подтвердили наличие признаков гиперактивного поведения у тех же детей, которые были отмечены педагогом (Горбунова Катя, Кашкова Маша, Ануфриев Егор, Ерофеева Настя). Остальные не характеризуют своего ребенка как гиперактивного, отвечая утвердительно только на некоторые вопросы. По итогам анкетирования 27% детей характеризуются гиперактивным синдромом, а у 73% поведение соответствует норме. Более наглядно результаты анкеты отражены на Рис.8.
Рис. 8. Результаты анкетирования на выявление гиперактивных детей (И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой) для родителей на констатирующем этапе
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что из 15 8 детей (по данным педагога) (4 по анкетированию родителей) нуждаются в коррекции поведения. Поскольку ДОУ не располагает возможностями для индивидуальных занятий с такими детьми, и дети не должны быть изолированы от детей с нормальным поведением, то в основу коррекционной программы мы положили игры-упражнения М.Руновой и С.Мусаевой, которые позволяют работать со всеми детьми одновременно. Игры-упражнения делятся на 3 блока: 1) игры-упражнения на развитие внимания и формирнование самоконтроля двигательной активности; 2) игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации; 3) игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов.
2.2. Создание и апробация программы коррекционной работы с гиперактивными детьми
На формирующем
этапе педагогического
Таблица 5
Формы работы по
коррекции поведения детей
№ п/п |
Тема |
Цели, задачи |
Методы и приёмы работы |
1. |
Родительское собрание «Гиперактивный ребенок: особенности поведения и развития, виды и коррекция гиперактивности» (см. Приложение 1) |
Цели: - познакомить
родителей с понятием « - обозначить
особенности поведения и - составить план совместной работы, направленной на коррекцию поведения гиперактивных дошкольников. |
- знакомство
родителей с результатами - знакомство
с понятием «гиперактивность»,
причинами и формами - решение методических задач; - выработка плана совместной работы; - подведение итогов. |
2. |
Игры- упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности (см. Приложение 2) |
- развивать внимание, формировать самоконтроль двигательной активности, быстроту реакции посредством игр. |
Игры-упражнения «Пуговицы», «Пахвалилки», «Умелицы», «Букет», «Утка – гусь», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Разноцветные игрушки», «Не ошибись», «Найди свой домик», «Деревья», «Шофёры», «Не теряй пару», «Будь внимательным» и др. |
3. |
Игры- упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации (см. Приложение 3) |
- развивать
навык согласованности - формировать умения пользоваться пантомимой, мимикой, жестами, интонацией. |
Упражнения и игры: «Антарктида», «Сосед, подними руку», «Дерево», «Соломенная кукла», «Дружная пара», «Поиграй с пособием», «Весёлые хлопушки». |
4. |
Игры- упражнения на развитие произвольности психических процессов (см. Приложение 4) |
- развивать произвольность психических процессов (внимание, память и т.д); совершенствовать навык взаимоконтроля деятельности. |
Игры и упражнения: «Запомни и повтори», «Назови дни недели». |
5. |
Итоговое родительское собрание (см. Приложение 5) |
- оценить продуктивность коррекционной работы с гиперактивными детьми и представить её результаты родителям; - наметить планы дальнейшей работы |
- результаты анкетирования на контрольном этапе; - подготовка
памяток и брошюр для |
При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы мы опирались на следующие положения:
1). Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий (Д. Б.Эльконин) [23, С.34].
2) Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его организации в окружающем мире (А.В. Запорожец) [12, С.58].
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществлялась в двух направлениях.
Первое направление – ежедневная работа по развитию внимания, формирования согласованности совместных действий, сосредоточенности, развитию координации, быстроты реакции через различные виды игр. Двигательные упражнения проводились в игровой форме.
Игры- упражнения были направлены на коррекцию поведения детей. Педагог подробно объяснял правила и показывал каждое движение, затем играл вместе с детьми. В процессе усвоения правил и содержания игры дети действовали по инструкции взрослого и под его наблюдением. Преобладали контрольные двигательные задания средней степени интенсивности, что очень важно для снижения возбудимости гиперактивных детей.
Второе направление – работа с семьей, которая включала следующие задачи:
- сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально – насыщенного взаимодействия с ребенком (индивидуальные консультации, беседы).
- способствовать активному использованию материалов-памяток по гиперактивности в семейной практике.
При проведении индивидуальных консультаций, бесед было выявлено, что большинство мам (4) хорошо знают внешние проявления гиперактивности (высокая подвижность, возбудимость, невнимательность, рассеянность, неумение доводить начатое дело до конца). Это родители Горбуновой Кати, Ануфриева Егора, Ерофеевой Насти, Клемеровой Полины. Что касается внутреннего мира ребенка, то многое в его поведении остается для родителей «скрытым» (тревожность, конфликтность, возбудимость). Более того, у некоторых мам и пап отсутствует потребность в поисках причин непонятного поведения своего сына (дочери). Это отмечают мамы Заварзина Сергея, Кашковой Маши, Апчина Максима, папа Нестерова Дениса. Можно было услышать такое объяснение: «Мы мало уделяем ему внимания, так как много работаем, очень заняты» или «Он таким родился». Никто из родителей не назвал в качестве источника возбужденного поведения ребенка атмосферу в семье.
2.3. Проверка эффективности коррекционной работы на контрольном этапе
На контрольном этапе педагогического эксперимента педагогу было повторно предложено анкетирование И.П. Брязгуновой и Е.В. Касаткиной. Нашей целью было проанализировать и сравнить результаты на констатирующем и контрольном этапах. Итоги анкетирования отражены в Таблице 6.
Таблица 6
Результаты анкетирования педагога на выявление детей с гиперактивным поведением (авторы И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова) на контрольном этапе
Ф.И. |
Полученные баллы | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Баллы | |
Ерофеева Н. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
0 |
19 |
Заварзин С. |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
3 |
0 |
1 |
1 |
0 |
10 |
Костылева С. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вильд Д. |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Кашкова М. |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
3 |
0 |
2 |
1 |
1 |
10 |
Самсонов К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ануфриев Е. |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
23 |
Ражковских А. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
Клемерова П. |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
10 |
Горбунова |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
0 |
20 |
Кузнецова Л. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нестеров Д. |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
10 |
Гулиева Ю. |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Апчин М. |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
7 |
Прохоренко А. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
После проведения ряда коррекционных мероприятий число детей, характеризующихся гиперактивным поведением, уменьшилось с 6 до 3 (40% на констатирующем этапе и 20% на контрольном). Можно констатировать, что Горбунова Катя стала менее беспокойна, меньше отвлекается, дольше удерживает внимание, старательна на занятиях. Кашкова Маша стала менее плаксива, не беспокойна, удерживает внимание на длительное время. Заварзин Сергей не стал отвлекаться на посторонние шумы, стал более внимательным. Клемерова Полина стала менее возбудима, более внимательна, стала больше общаться с другими детьми. Никак не изменилось поведение Ануфриева Егора, поскольку он по причине частых простудных заболеваний редко посещает детский сад, а, значит, его участие в играх и упражнениях было нерегулярным. Кроме того, мальчика и его брата и сестру, в основном, воспитывает бабушка, поскольку родители часто уезжают в командировки, и она не смогла посетить родительского собрания по теме «Гиперактивный ребёнок».
Более детально результаты анкетирования отражены на Рис.9.
Рис. 9. Результаты анкетирования на выявление гиперактивных детей (И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой) для педагога на контрольном этапе
Изменение результатов было зафиксировано и анкетированием П. Бейкера и М. Алворда. Её результаты представлены в Таблице 7.
Таблица 7
Результаты анкетирования педагога (авторы П. Бейкер и М. Алворд) на выявление гиперактивности у ребёнка на контрольном этапе
Ф.И.О. |
Полученные баллы | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Баллы | |
Ерофеева Н. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 гиперактивный |
Заварзин С. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Костылева С. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Вильд Д. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Кашкова М. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
5 |
Самсонов К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ануфриев Е. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 гиперактивный |
Ражковских А. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Клемерова П. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Горбунова К. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 гиперактивный |
Кузнецова Л. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нестеров Д. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Гулиева Ю. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Апчин М. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Прохоренко А. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Рис. 10. Результаты анкетирования педагога на выявление детей с гиперактивным поведением (авторы П. Бейкер и М. Алворд) контрольном этапе.
Рис.10. Результаты анкетирования (авторы П. Бейкер и М. Алворд) на выявление форм проявления гиперактивности (контрольный этап)
Исходя из результатов анкетирования, мы видим, что значительно снизился процент дефицита внимания (с 40 до 13). Это означает, что игры-упражнения, направленные на развитие внимания, оказали значительное влияние на гиперактивность детей. Но процент других показателей (двигательная расторможенность и импульсивность) возрос (с 6 до 13). Возможно, подборка игр-упражнений, направленных на развитие вестибулярно-моторной активности и преодоление импульсивности нуждается в корректировке.
Затем мы повторно провели анкетирование для родителей (авторы И.П.Брязгунов и Е.В. Касатикова). Результаты представлены в Таблице 8.
Таблица 8
Результаты анкетирования родителей по выявлению детей с гиперактивным поведением (авторы И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой) на контрольном этапе
Ф.И.О. |
Полученные баллы | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Баллы | |
Ерофеева Н. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Заварзин С. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Костылева С. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Вильд Д. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Кашкова М. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
5 |
Самсонов К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ануфриев Е. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Ражковских А. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Клемерова П. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Горбунова К. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
Кузнецова Л. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нестеров Д. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Гулиева Ю. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Апчин М. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Прохоренко А. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |