Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения гиперактивных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – экспериментально проверить эффективность коррекционной работы с гиперактивными детьми.
Объект – процесс снижения гиперактивного поведения дошкольников в ДОУ.
Предмет – способы коррекции поведения гиперактивных детей.
Гипотеза – в ходе коррекционно-развивающей работы (при помощи игр- упражнений, направленных на развитие внимания и формирование согласованности совместных действий; на развитие координации, произвольности психических процессов) можно ослабить степень выраженности гиперактивного поведения у старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 802.00 Кб (Скачать файл)

А.Г.Хрипкова предостерегает, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся  автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы [22, С.96].

Многие дети жалуются на головные боли, сонливость, повышенную утомляемость.

Если болезни  не лечить,  то с каждым годом проблемы с поведением ребенка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и сохраняются приблизительно до 12 лет. Детям дошкольного возраста диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев. В течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. Второй всплеск симптомов относится к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Гиперактивность тесно связана с понятием тревожности [19, С.73]. Критерии их разграничения приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Критерии первичной  оценки проявления гиперактивности  и тревожности у ребенка

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

Контроль поведения 

Постоянно импульсивен

Способен контролировать поведение 

Двигательная  активность

Постоянно активен

Активен в определенных случаях

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные напряженные  движения


 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что гиперактивность тесно связана с другими нарушениями поведения, и для чёткой её идентийфикации необходимо заключение врача.

Как видим, гиперактивность  есть проявление целого комплекса нарушений. Отечественные исследователи (В.М.Трошин, А.М.Радаева, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) [1, С.96] подобные нарушения называют как синдромы дефицита внимания. Нарушения проявляются уже в дошкольном возрасте, однако особенно проблемными они становятся с поступлением ребенка в школу. Основные характеристики гиперактивного ребенка – расторможенность, отвлекаемость, импульсивность. У гиперактивных детей нередко отмечается деструктивное поведение, упрямство, агрессивность, лживость, склонность к воровству и другие формы неуправляемого поведения [30, С. 19].

Таким образом, гиперактивность как нарушенное поведение имеет многие точки соприкосновения с другими видами отклоняющегося поведения. У мальчиков эти нарушения встречаются в 4—5 раз чаще, чем у девочек. В целом их движения избыточны, слишком быстры и энергичны. Количество движений безмерное, дети склонны к перемещениям на широкой территории, безудержно разговорчивы (вербальная гиперактивность). В большинстве случаев результаты, при выполнении задания далеки от удовлетворительных, чему причиной бывают нарушения тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, письма и балансировки тела. От этого страдают планирование действий и моторная обучаемость. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо воспитателей. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных процессов. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы. Возникает впечатление, что дети с синдромом ГКС нуждаются в самостимуляции путем неустанной двигательной активности [11, С.224]. Все мы знаем этих неугомонных непосед, вездесущих сорванцов, которым ни секунды не сидится на месте и которые, похоже, находятся в плену своей ненасытной жажды движения. Родители и педагоги делают, кажется, все возможное, чтобы чрезмерно активный ребенок хотя бы на время прекратил свои бесцельные телодвижения. У них просто нет тормозов, они постоянно «на взводе», «на старте», готовы в любую секунду сорваться с места.

Из вышесказанного мы можем заключить, что гиперактивность не просто внешне малоприемлемое поведение, а серьёзное отклонение поведения, требующее обязательной коррекции, поскольку является серьёзным препятствием к познанию мира ребёнком. Речь идет о комплексном нарушении, которое затрагивает целостное развитие личности этих очень нуждающихся в помощи детей. Разрыв между постоянными попытками детей изменить свое поведение и ежедневными неудачами питает чувства вины и неполноценности.

Таким образом, мы рассмотрели особенности развития гиперактивных детей, а также причины возникновения синдрома. В следующем параграфе мы рассмотрим возможности организации работы с гиперактивными детьми.

 

 

1.3. Изучение форм коррекционной работы с гиперактивными дошкольниками

 

          Гиперактивные дети – широкое и неоднородное понятие. При выборе методики педагогической коррекции сложились две противоположные концепции. Первая (более распространенная) характеризуется тем, что гиперактивного дошкольника считают плохим, неисправным. К нему проявляются всеобщее недоброжелательное отношение, неприязнь, бесконечно фиксируются его поступки, его осуждают и наказывают. Положительные черты личности при этом не выявляются. Вследствие этого у ребенка возникают ожесточение, озлобление, желание отомстить обидчикам – воспитателям и сверстникам за равнодушие к его положению. У каждого воспитанника есть стремление к хорошему; плохое его самого тяготит и вызывает страдание. Он нуждается в помощи доброго и вдумчивого воспитателя (вторая концепция) [17,С.13]. Так как в сознании воспитанника происходит непрерывная борьба положительных и негативных тенденций, вовлечение ребенка в совершение морально ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Иногда считают, что ребенку с повышенной активностью можно все прощать только потому, что у него наблюдаются проблемы физического и психического характера.  Но понимание определенных пределов дозволенного необходимо каждому человеку для формирования чувства безопасности. Эти дети должны нести такую же  ответственность за свое поведение, как и остальные члены семьи.

         Конечно, все требования, предъявляемые  ребенку, как и меры наказания,  должны соответствовать его специфическим  особенностям и возможностям. Например, в некоторых семьях в порядке наказания детям приказывают сидеть час – два на стуле. Для гиперактивного ребенка совершенно невозможно оставаться в таком положении даже непродолжительное время [1,С.85-87]. Работа педагога направлена на снижение самооценки, формирование познавательной мотивации, творческих способностей. Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходит к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. Занятия проводятся с использованием психологических игр  и упражнений (подвижные игры, свободное тематическое рисование, сочинение историй, релаксационные упражнения), что способствует улучшению внимания [21,С.18]. В ходе анализа особенностей детей с гиперакинетическим синдромом мы изучили несколько направлений работы с такими детьми.

Трудного дошкольника  необходимо рассматривать через  призму понятия «направления развития личности». Для осуществления коррекционной деятельности воспитателю важно научиться диагностировать направление развития личности дошкольника:

- правильное  развитие личности;

- развитие личности с нарушениями поведения;

- выпрямление  личности [8, С.45].

Следовательно, в коррекционную деятельность педагога входят два основных вида действия:

- анализирующее,

- корректирующее.

В практической деятельности педагога эти два действия постоянно переплетаются. Анализ взаимоотношений ребенка с окружающим миром дополняется анализом его поступков.

Э.Ш.Натанзон предлагает следующие принципы педагогического воздействия, которые необходимо применять и в работе с гиперактивными детьми: педагогический оптимизм; уважение к воспитаннику; понимание душевного состояния ребенка; раскрытие душевного состояния ребенка; раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершенных проступков; заинтересованность в судьбе воспитанника. Нельзя оставлять без внимания и корректирующие приемы педагогического воздействия:

  • Созидающие приемы (проявление доброты, внимания, заботы; просьба, поощрение, доверие, организация успеха, ожидание лучших результатов).
  • Тормозящие приемы (констатация поступка, осуждение, наказание, приказание, предупреждение, выявление виновного).
  • Приемы со скрытым воздействием (параллельное педагогическое воздействие, ласковый упрек, намек, ирония).
  • Вспомогательные приемы (организация внешней опоры правильного поведения (идея А.С. Макаренко), отказ от фиксирования отдельных поступков) [31,С.6].

Э.Й. Кипхард [14,С.3] предлагает следующую коррекционную программу по ослаблению гиперактивного поведения, состоящую из шести фаз (см. рис.3).

                                                          

       Рис. 3. Коррекционная программа Э.Й. Кипхарда

 

Как видно из рисунка, фазы следуют друг за другом, каждая последующая фаза основывается на достижении предыдущей.

М.Пассольтом [27,С.66] представлена похожая коррекционная программа, но она имеет свои особенности.

Первая фаза направлена на развитие вестибулярно-моторной активности и включает в себя: свободный  бег в помещении; свободную езду в помещении; передвижение в зале с использованием снарядов, дающее ощущение свободы. Вторая фаза направлена на развитие умения управлять своими движениями. Третья содержит в себе упражнения для улучшения концентрации внимания: ударить по воздушному шарику определенным способом; балансировать воздушным шариком; определить предмет на ощупь. Четвертая фаза направлена на тренировку зрительного внимания. Пятая – на преодоление импульсивности. Шестая фаза содержит в себе спортивные занятия, направленные на самодисциплину [16, С. 224].

А. Вёльфь и П. Уффельман предлагают свою концепцию коррекционной программы:

- развить у детей чувство ритма,

- воспитать уверенность в себе,

- развить контактность и общительность,

- выработать способность концентрировать внимание,

- развить невербальную  выразительность,

- подготовить выступление перед публикой [22,С. 256].

М. Руновой, С. Мусаевой была предложена следующая коррекционная  программа, которая состоит из трех блоков, которые содержали различные  упражнения:

1. Игры- упражнения  на развитие внимания и формирование  самоконтроля двигательной активности. Эти игры требуют от ребенка высокой концентрации внимания («Найди свой домик», «Не ошибись!» и т.д.).

2. Игры- упражнения  на согласованность совместных  действий и развитие координации.  Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимики, интонации. («Воображение», «Дружная пара», «Угадай, что я делаю» и т.д.).

3. Игры- упражнения  на развитие произвольности психических  процессов. Этот блок представлен  малоподвижными играми, направленными на развитие психических процессов. В тоже время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности [15, С. 192].

Все указанные  коррекционные программы могут  быть использованы в деятельности педагога, поскольку представляют собой всестороннюю и планомерную работу по формированию произвольности психических процессов, но наибольший интерес для нас представляет программа М.Руновой и С.Мусаевой, поскольку в её основе игры – вид деятельности, который близок и понятен дошкольнику.

 

Вывод по 1 главе: В современном мире определение «трудные» применяют не только к подросткам, но и к детям дошкольного возраста. «Трудные» дошкольники – это дети, имеющие нарушения, возникающие в границах нормального развития ребёнка (упрямство, внушаемость, замкнутость и т.д.), а также дети с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности (гиперактивность, агрессивность и т.д). Предметом нашего внимания является гиперактивность у детей старшего дошкольного возраста. Причины появления данного вида осложнённого поведения - органические поражения головного мозга во внутриутробный период, патологические роды (стремительные или затяжные), а также наследственный фактор. Процесс коррекции гиперактивного поведения длителен и включает в себя: развитие внимания и формирование согласованности совместных действий, развитие координации, развитие произвольности психических процессов. Но сколько бы времени и сил он не отнимал, значение его велико, поскольку педагогу необходимо способствовать включению гиперактивных  детей в социум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

 

     2.1.Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента

 

 На констатирующем этапе педагогического эксперимента воспитателю была предложена анкета И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой в целях выявления гиперактивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. В качестве испытуемых были выбраны 15 детей подготовительной к школе группы, из них 6 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей 6 – 7 лет. Педагогу требовалось «оценить» каждого ребенка, поставив напротив номера высказывания соответствующий ответ.

Содержание  анкеты И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой (для педагога)

В какой степени  выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?

Проставьте соответствующие  цифры: 0 - отсутствие признака, 1- присутствие  в незначительной степени; 2- присутствие  в умеренной степени, 3- присутствие  в выраженной степени.

Признака  

Баллы

1.

2.

3.

4.

5

1. Беспокоен, извивается, как уж.

2. Беспокоен, не может  оставаться на одном месте.

3. Требования ребенка  должны выполнятся немедленно.

4. Задевает, беспокоит  других детей.

5. Возбудимый, импульсивный.

6. Легко отвлекается,  удерживает внимание на короткий  период времени.

7. Не заканчивает работу, которую начинает.

8. Поведение ребёнка  требует повышенного внимания  педагога.

9. Не старателен на  занятиях.

10. Демонстративен в  поведении (истеричен, плаксив).

 
 

Общее число баллов

 

Информация о работе Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения гиперактивных детей