Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения гиперактивных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – экспериментально проверить эффективность коррекционной работы с гиперактивными детьми.
Объект – процесс снижения гиперактивного поведения дошкольников в ДОУ.
Предмет – способы коррекции поведения гиперактивных детей.
Гипотеза – в ходе коррекционно-развивающей работы (при помощи игр- упражнений, направленных на развитие внимания и формирование согласованности совместных действий; на развитие координации, произвольности психических процессов) можно ослабить степень выраженности гиперактивного поведения у старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 802.00 Кб (Скачать файл)

Если  результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

Результаты анкетирования  педагога отражены в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования  педагога по выявлению детей с  гиперактивным поведением (авторы И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова) на констатирующем этапе

Ф.И.

Полученные баллы 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

1

Ерофеева Н.

3

3

3

3

3

3

3

3

2

0

26

2

Заварзин С.

1

2

1

2

0

3

0

1

1

0

11

3

Костылева С.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Вильд Д.

0

0

2

0

0

1

0

0

0

0

3

5

Кашкова М.

3

2

1

1

3

3

0

2

2

3

20

6

Самсонов К.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

Ануфриев Е.

3

3

1

1

3

3

3

3

3

0

23

8

Ражковских А.

0

0

0

1

1

0

0

0

0

1

3

9

Клемерова П.

1

1

2

2

3

1

0

1

0

0

11

10

Горбунова

3

3

3

3

1

2

3

3

3

0

24

11

Кузнецова Л.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

12

Нестеров Д.

1

0

0

2

3

1

2

2

2

0

13

13

Гулиева Ю.

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

2

14

Апчин М.

1

2

0

0

2

1

0

2

3

1

12

15

Прохоренко А.

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1


 

Проанализировав результаты, педагог выявил, что у  9 детей (60%) поведение не выходит за рамки нормы, а для 6 (40%) детей характерен гиперактивный синдром. По данным анкетирования 9 детей имеют от 0 до 10 баллов (нормальное поведение) и 6 детей – от 11 до 26 баллов (наблюдаются признаки гиперактивного поведения).

       Исходя  из личных наблюдений констатируем, что Горбунова Катя беспокойна, извивается, как уж, не может долго оставаться на одном месте, легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени. Не заканчивает работу, которую начинает. Ерофеева Настя задевает, беспокоит других детей, легко отвлекается. Ануфриев Егор требует повышенного внимания воспитателя, не старателен на занятиях. Кашкова Маша плаксива, беспокойна, непоседлива. У других детей гиперактивность не выражена совсем, либо присутствует в малой степени.

Более наглядно результаты анкетирования представлены на Рис.4.

Рис. 4. Результаты анкетирования на выявление гиперактивных детей (И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой) для педагога на констатирующем этапе

Для проверки полученных данных педагог ответил на вопросы  анкеты П. Бейкер и М. Алворда, которые предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка

Критерии гиперактивности

(схема наблюдения за ребенком)

Дефицит активного  внимания

1.           Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2.           Не слушает, когда к нему обращаются.

3.           С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4.           Испытывает трудности в организации.

5.           Часто теряет вещи.

6.           Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7.           Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1.     Постоянно ерзает.

2.     Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3.     Спит намного меньше, чем другие дети.

4.     Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не  дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться  своей очереди, часто вмешивается,  прерывает.

3. Плохо сосредоточивает  внимание.

4.     Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

6.     При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних занятиях он успешен, на других - нет).

 

 

 Если  в возрасте до 7 лет проявляются ,  хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен. "Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).

Результаты анкетирования отражены в Таблице 3.

Таблица 3

Результаты анкетирования  педагога на выявление гиперактивности  у ребёнка (авторы П. Бейкер и М. Алворд) на констатирующем этапе

 

Ф.И.О.

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания внимания

Баллы

Двигательная расторможенность

Баллы

Импульсивность

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

 

1

2

3

4

5

 

1

Ерофеева Н.

1

1

1

1

1

0

0

5

1

1

1

1

4

0

1

0

1

1

3       12

2

Заварзин С.

1

1

0

1

0

0

0

3

1

1

1

1

4

1

0

1

1

1

4       11

3

Костылева С.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0       0

4

Вильд Д.

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1       2

5

Кашкова М.

1

0

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

4

0

0

0

0

1

1       11

6

Самсонов К.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1      1

7

Ануфриев Е.

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

5     16

8

Ражковских  А.

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1     2

9

Клемерова П.

1

1

1

1

1

0

1

6

1

1

1

1

4

1

1

1

0

1

4   14

10

Горбунова

1

1

1

1

1

1

0

6

1

1

1

0

3

0

1

1

1

1

4   13

11

Кузнецова Л.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1     1

12

Нестеров Д.

1

1

1

0

0

1

1

5

1

1

0

0

2

0

1

1

1

1

4    11

13

Гулиева Ю.

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1

1    5

14

Апчин М.

1

0

1

0

0

0

0

2

1

1

0

0

2

0

0

0

0

1

1    5

15

Прохоренко  А.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1    1

                                         
                                         

 

Итоги данного анкетирования несколько отличаются от предыдущего. К детям с гиперактивным поведением, выявленным при первой диагностике (6 человек), добавился 1 ребёнок - Нестеров Денис. Более наглядно результаты отражены на Рис.5.

                                 
Рис. 5. Результаты анкетирования педагога на выявление детей с гиперактивным поведением (авторы П. Бейкер и М. Алворд) на констатирующем этапе.

Анкета П. Бейкера и М. Алворда позволяет анализировать и форму проявления гиперактивности: у Заварзина Сергея преобладает двигательная расторможенность и импульсивность, у Ерофеевой Насти, Кашковой Маши, Ануфриева Егора, Клемеровой Полины,  Горбунова Кати и Нестерова Дениса ярко выражен  дефицит активного внимания. Полученные данные отражены на Рис.6.

Рис.7. Результаты анкетирования на выявление форм проявления гиперактивности (авторы П. Бейкер и М. Алворд) (констатирующий этап)

После анкетирования  воспитателя родителям также  была предложена анкета  И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой для выявления гиперактивного поведения у детей. В опросе участвовало 15 родителей испытуемых детей. Им требовалось  «оценить»  своего ребенка,   поставив напротив номера высказывания соответствующий ответ.

                                                     Анкета для родителей         

 Появились у ребенка  в возрасте до 7 лет следующие  признаки, наблюдались ли они  более 6 месяцев? Принимается только "Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).

Признака

Баллы

1.Суетливые движения  руками и ногами или, сидя на стуле, извивается.

2.С трудом остается  на стуле при выполнении каких-либо  занятий.

3.Легко отвлекается  на посторонние стимулы.

4.С трудом ожидает  очереди для вступления в игру.

5.Отвечает на вопросы,  подумав и раньше, чем вопрос  закончен.

6.С трудом исполняет  инструкции других.

7.С трудом удерживает  внимание при выполнении заданий  или в игровых ситуациях.

8.Часто переключается  с одного незаконченного дела  на другое.

9.Во время игр беспокоен.

10.Часто чрезмерно  разговорчив.

11.В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является "мишенью".

12.Часто, кажется, что  не слышит, что сказано ему  или ей.

13.Часто теряет предметы  и вещи, необходимые для работы  дома или в классе (игрушки,  карандаши, книги и др.).

14.Игнорирует физическую  опасность и возможные последствия  (например, бежит по улице "без  оглядки").

 
 

Общее число баллов

 

Если общее число  баллов 8 и более, вам необходимо показать ребенка специалисту.

Результаты анкетирования  отражены в Таблице 4.

Таблица 4

Результаты анкетирования  родителей по выявлению детей  с гиперактивным поведением (авторы И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова) на констатирующем этапе

 

Ф.И.О.

Полученные  баллы 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Баллы

1

Ерофеева Н.

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

1

1

1

1

10

2

Заварзин С.

0

1

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

7

3

Костылева С.

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

4

Вильд Д.

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

3

5

Кашкова М.

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

9

6

Самсонов К.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

Ануфриев Е.

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

0

1

1

1

10

8

Ражковских  А.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

9

Клемерова П.

0

1

1

1

0

0

0

1

0

1

1

0

0

0

6

10

Горбунова К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

12

11

Кузнецова Л.

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

2

12

Нестеров Д.

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

5

13

Гулиева Ю.

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

3

14

Апчин М.

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

3

15

Прохоренко  А.

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

Информация о работе Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения гиперактивных детей