Особняком среди исследований
рассматриваемого периода стоят
исследования и практический
поиск педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили,
И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф.
Шаталов и др.). Некоторые из
них в большей степени сосредоточивали
своё внимание на инструментальной
стороне деятельности учащихся,
которая предполагает своеобразную
технологию учёта индивидуальных
психологических особенностей личности,
другие – на их личностном
развитии [28]. Но системообразующим фактором
для их работ всегда выступала целостность ученика.
И даже если не всем удалось в конечном
итоге концептуально оформить свои подходы,
без их новаторского поиска содержание
следующего этапа было бы совершенно иным.
С конца 80-х годов начинается
следующий этап развития дидактической
отечественной мысли. Это наша
современность и давать оценку
еще сложно, но, тем не менее, обозначить
его наиболее характерные черты
возможно.
Во-первых, настоящий период
характеризует стремление исследователей
к интеграции различных подходов.
Прошел период «бумов» то проблемного,
то программированного, то развивающего
обучения (при отождествлении данного
понятия либо с системой Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, либо с системой
Л.В. Занкова).
Во-вторых, в процессе интеграции
различных подходов четко обозначился
системообразующий фактор – уникальная
и неповторимая личность учащегося.
В последнее время появились
и первые работы методологического
характера, где достаточно обстоятельно
обсуждается проблематика именно
личностно-ориентированного обучения.
Речь идет о работах Ш.А. Амонашвили
«Педагогическая симфония»; В.В. Серикова
«Личностный подход в образовании;
концепция и технологии», И.С. Якиманской
«Личностно-ориентированное обучение
в современной школе» и др.
В-третьих, современный этап
развития дидактики, характеризует
повышенный интерес к технологии
обучения. Всё чаще педагогическая
технология интерпретируется как
авторская система педагогической
работы, а не отождествляется
с унифицированным набором методов
и форм.
В-четвертых, интерес дидактики
к личности ученика, подталкивает
её к рассмотрению жизненного
пути личности в целом и
в этом смысле ориентирует
на выработку единой методологии
организации развивающей среды,
включая дошкольное образование
и послешкольное в разных его
вариантах [6].
В нашем исследовании мы будем опираться
на следующую существующую характеристику
личностно-ориентированного обучения.
При организации процесса обучения педагогу
необходимо учитывать его основные характеристики.
Личностно-ориентированное
обучение (ЛОО) – это такое обучение,
которое во главу угла ставит самобытность
ребенка, его самоценности, субъективность
процесса учения.
В педагогических работах, посвящённых
вопросам такого рода обучения, оно обычно
противопоставляется традиционному, ориентированному
на получение в обучении человека, рассматриваемого
как набор определённых социальных функций
и «реализатора» определённых моделей
поведения, зафиксированных в социальном
заказе школы. Личностно-ориентированное
обучение, это не просто учет особенностей
субъекта учения, это иная методология
организации условий обучения, которая
предполагает не «учет», а «включение»
его собственно-личностных функций или
востребование его субъективного опыта
[26].
Описывая содержание субъектного опыта,
И.С. Якиманская включает в него «1) предметы,
представления, понятия; 2) операции, приёмы,
правила выполнения действий (умственных
и практических); 3) эмоциональные коды
(личные смыслы, установки, стереотипы)».
Характеристику субъектного опыта даёт
А.К. Осницкий, выделяя в нём пять взаимосвязанных
и взаимодействующих компонентов:
Ценностный опыт (связанный
с формированием интересов, нравственных
норм и предпочтений, идеалов, убеждений)
– ориентирует усилия человека.
Опыт рефлексии – помогает
увязывать ориентировку с остальными
компонентами субъектного опыта.
Опыт привычной активизации
– ориентирует в собственных возможностях
и помогает лучше приспособить свои усилия
к решению значимых задач.
Операциональный опыт – объединяет
конкретные средства преобразования ситуаций
и своих возможностей.
Опыт сотрудничества – способствует
объединению усилий, совместному решению
задач и предполагает предварительный
расчёт на сотрудничество.
Что касается собственно-личностных
функций, выделяют следующие:
Мотивирующая. Личность принимает
и обосновывает свою деятельность.
Опосредующая. Личность опосредует
внешние воздействия и внутренние импульсы
поведения; личность изнутри не всё выпускает,
сдерживает, придаёт социальную форму.
Коллизийная. Личность не приемлет
полной гармонии, нормальная, развитая
личность ищет противоречий.
Критическая. Личность критична
ко всяким предлагаемым средствам, то,
что создано самою личностью, а не навязано
извне.
Рефлексивная. Конструирование
и удержание в сознании стабильного образа
«Я».
Смыслотворческая. Личность
постоянно уточняет, выверяет иерархию
смыслов.
Ориентирующая. Личность стремится
к построению личностно-ориентированной
картины мира, индивидуального мировоззрения.
Обеспечение автономности и
устойчивости внутреннего мира.
Творчески-преобразующая. Творчество- форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придаёт творческий характер.
Самореализующая. Личность
стремится обеспечить признание своего
«Я» окружающими [19].
Сущность ЛОО в соответствии
с вышеприведёнными характеристиками
личностных функций раскрывается через
создание условий для их активизации за
счёт личностного опыта переживания субъекта
учения. Подчёркивается уникальность
личностного опыта и его деятельностная
природа. Цель личностно-ориентированного
образования состоит в том, чтобы «заложить
в ребенке механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации, саморегуляции, самозащиты,
самовоспитания и другие, необходимые
для становления самобытного личностного
образа».
Функции личностно-ориентированного
образования:
Гуманитарная, суть, которой
состоит в признании самоценности человека
и обеспечении его физического и нравственного
здоровья, осознание смысла жизни и активной
позиции в ней, личностной свободы и возможности
максимальной реализации собственного
потенциала. Средствами (механизмами)
реализации данной функции являются понимание,
общение и сотрудничество.
Культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом.
Социализации, которая предполагает
обеспечение усвоения и воспроизводства
индивидом социального опыта, необходимого
и достаточного для вхождения человека
в жизнь общества. Механизмом реализации
данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество
как личностная позиция в любой деятельности
и средство самоопределения.
Реализация
этих функций не может осуществляться
в условиях командно-административного,
авторитарного стиля отношений
учителя к ученикам. В личностно-ориентированном
образовании предполагается иная
позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку
и его будущему как стремление педагога
видеть перспективы развития личностного
потенциала ребенка и умение максимально
стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту
собственной учебной деятельности, как
к личности, способной учиться не по принуждению,
а добровольно, по собственному желанию
и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и
интересы (познавательные и социальные)
каждого ребенка в учении, содействие
их обретению и развитию.
Содержание
личностно-ориентированного образования
призвано помочь человеку в выстраивании
собственной личности, определении собственной
личностной позиции в жизни: выбрать значимые
для себя ценности, овладеть определенной
системой знаний, выявить круг интересующих
научных и жизненных проблем, освоить
способы их решения, открыть рефлексивный
мир собственного «Я» и научиться управлять
им. Стандарт образования в системе ЛОО
– не цель, а средство, определяющее направления
и границы использования предметного
материала как основы личностного развития
на разных ступенях обучения. Кроме того,
стандарт выполняет функции согласования
ступеней образования и соответствующих
требований к личности [23]. Критериями
эффективной организации личностно-ориентированного
обучения выступают параметры личностного
развития.
Таким образом, рассмотрев все
психические и физиологические особенности
данного возраста (15-16 лет), мы можем утверждать,
что именно личностно-ориентированное
обучение создает условия для активации
всех характеристик личности, закладывает
в ребенке механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации и другие, необходимые для становления
самобытного личностного образа. Ведь
в 8-9 классах увеличивается продуктивность
запоминания иноязычного материала, подросток
стремится к активному общению, и через
это общение он активно познает самого
себя.
1.2. Использование авторских
технологий в теории и практике
современной школы
В настоящее
время в педагогический лексикон прочно
вошло понятие педагогической технологии.
Однако в его понимании и употреблении
существуют большие разночтения. Разные
авторы дают разные определения.
• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве (толковый
словарь).
• Педагогическая технология - совокупность
психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического
процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология - это
содержательная техника реализации учебного
процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения
планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология - это искусство, мастерство, умение,
совокупность методов обработки, изменения
состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы
(М.Чошанов).
• Педагогическая технология - это продуманная
во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации
и проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий для
учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения
и определения всего процесса преподавания
и усвоения знаний с учетом технических
и человеческих ресурсов и их взаимодействия,
ставящий своей за дачей оптимизацию форм
образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных
и методологических средств, используемых
для достижения педагогических целей
(М.В.Кларин).