Методические особенности использования авторских технологий на уроках английского языка в 8-9 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Использование авторских технологий в процессе обучения английскому языку является актуальным вопросом современного образования.
Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема использования авторских технологий в процессе изучения английского языка в 8-9 классах…………………………………………...…….5
1.1. Особенности процесса изучения английского языка в 8-9 классах………5
1.2. Использование авторских технологий в теории и практике современной школы…………………………………………………………………………….23
Глава 2. Методические особенности использования авторских технологий на уроках английского языка в 8-9 классах……………………………………….44
2.1. Возможности использования технологии И.Унт на уроках английского языка в 8-9 классах………………………………………………………………44
2.2. Реализация технологии А.С. Границкой на уроках английского языка в 8-9 классах………………………………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………………….76
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 160.41 Кб (Скачать файл)

 Особняком среди исследований  рассматриваемого периода стоят  исследования и практический  поиск педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.). Некоторые из  них в большей степени сосредоточивали  своё внимание на инструментальной  стороне деятельности учащихся, которая предполагает своеобразную  технологию учёта индивидуальных  психологических особенностей личности, другие – на их личностном  развитии [28]. Но системообразующим фактором для их работ всегда выступала целостность ученика. И даже если не всем удалось в конечном итоге концептуально оформить свои подходы, без их новаторского поиска содержание следующего этапа было бы совершенно иным.

 С конца 80-х годов начинается  следующий этап развития дидактической  отечественной мысли. Это наша  современность и давать оценку  еще сложно, но, тем не менее, обозначить  его наиболее характерные черты  возможно.

 Во-первых, настоящий период  характеризует стремление исследователей  к интеграции различных подходов. Прошел период «бумов» то проблемного, то программированного, то развивающего  обучения (при отождествлении данного  понятия либо с системой Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, либо с системой Л.В. Занкова).

 Во-вторых, в процессе интеграции  различных подходов четко обозначился  системообразующий фактор – уникальная и неповторимая личность учащегося.

 В последнее время появились  и первые работы методологического  характера, где достаточно обстоятельно  обсуждается проблематика именно  личностно-ориентированного обучения. Речь идет о работах Ш.А. Амонашвили  «Педагогическая симфония»; В.В. Серикова  «Личностный подход в образовании; концепция и технологии», И.С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» и др.

 В-третьих, современный этап  развития дидактики, характеризует  повышенный интерес к технологии  обучения. Всё чаще педагогическая  технология интерпретируется как  авторская система педагогической  работы, а не отождествляется  с унифицированным набором методов  и форм.

 В-четвертых, интерес дидактики  к личности ученика, подталкивает  её к рассмотрению жизненного  пути личности в целом и  в этом смысле ориентирует  на выработку единой методологии  организации развивающей среды, включая дошкольное образование  и послешкольное в разных его  вариантах [6].

           В нашем исследовании мы будем опираться на следующую существующую характеристику личностно-ориентированного обучения. При организации процесса обучения педагогу необходимо учитывать его основные характеристики.

          Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценности, субъективность процесса учения.

          В педагогических работах, посвящённых вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определённых социальных функций и «реализатора» определённых моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школы. Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта [26].

           Описывая содержание субъектного опыта, И.С. Якиманская включает в него «1) предметы, представления, понятия; 2) операции, приёмы, правила выполнения действий (умственных и практических); 3) эмоциональные коды (личные смыслы, установки, стереотипы)».

           Характеристику субъектного опыта даёт А.К. Осницкий, выделяя в нём пять взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов:

  • Ценностный опыт (связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений) – ориентирует усилия человека.

  • Опыт рефлексии – помогает увязывать ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта.

  • Опыт привычной активизации – ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач.

  • Операциональный опыт – объединяет конкретные средства преобразования ситуаций и своих возможностей.

  • Опыт сотрудничества – способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчёт на сотрудничество.

Что касается собственно-личностных функций, выделяют следующие:

  • Мотивирующая. Личность принимает и обосновывает свою деятельность.

  • Опосредующая. Личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность изнутри не всё выпускает, сдерживает, придаёт социальную форму.

  • Коллизийная. Личность не приемлет полной гармонии, нормальная, развитая личность ищет противоречий.

  • Критическая. Личность критична ко всяким предлагаемым средствам, то, что создано самою личностью, а не навязано извне.

  • Рефлексивная. Конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я».

  • Смыслотворческая. Личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов.

  • Ориентирующая. Личность стремится к построению личностно-ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения.

  • Обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира.

  • Творчески-преобразующая. Творчество- форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придаёт творческий характер.

  • Самореализующая. Личность стремится обеспечить признание своего «Я» окружающими [19].

        Сущность ЛОО в соответствии с вышеприведёнными характеристиками личностных функций раскрывается через создание условий для их активизации за счёт личностного опыта переживания субъекта учения. Подчёркивается уникальность личностного опыта и его деятельностная природа. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного образования:

  • Гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество.

  • Культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом.

  • Социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

       Реализация  этих функций не может осуществляться  в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений  учителя к ученикам. В личностно-ориентированном  образовании предполагается иная  позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

        Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения. Кроме того, стандарт выполняет функции согласования ступеней образования и соответствующих требований к личности [23]. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Таким образом, рассмотрев все психические и физиологические особенности данного возраста (15-16 лет), мы можем утверждать, что именно личностно-ориентированное обучение создает условия для активации всех характеристик личности, закладывает в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа. Ведь в 8-9 классах увеличивается продуктивность запоминания иноязычного материала, подросток стремится к активному общению, и через это общение он активно познает самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Использование авторских  технологий в теории и практике  современной школы

 

          В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Разные авторы дают разные определения.

•    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

•    Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

 •   Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

 •   Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

•   Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

•   Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

•   Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

•   Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

•   Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Информация о работе Методические особенности использования авторских технологий на уроках английского языка в 8-9 классах