Методические особенности использования авторских технологий на уроках английского языка в 8-9 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Использование авторских технологий в процессе обучения английскому языку является актуальным вопросом современного образования.
Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема использования авторских технологий в процессе изучения английского языка в 8-9 классах…………………………………………...…….5
1.1. Особенности процесса изучения английского языка в 8-9 классах………5
1.2. Использование авторских технологий в теории и практике современной школы…………………………………………………………………………….23
Глава 2. Методические особенности использования авторских технологий на уроках английского языка в 8-9 классах……………………………………….44
2.1. Возможности использования технологии И.Унт на уроках английского языка в 8-9 классах………………………………………………………………44
2.2. Реализация технологии А.С. Границкой на уроках английского языка в 8-9 классах………………………………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………………….76
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 160.41 Кб (Скачать файл)

          Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий. Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий (приложение 1).

а)  Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г)  Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.

е)  Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж)  Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.) [9].

          Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение. Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.

1. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).

2.  Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.

3.  Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования) рассматривается с позиции новизны (инновационное), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности:

•  целевые установки и ориентации;

•  основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);

•  позиция ребенка в образовательном процессе.

4. Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа:

•  ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);

•  объем и характер содержания образования;

• дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

5. В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых:

•  особенности методики, применения методов и средств обучения;

•  мотивационная характеристика;

•  организационные формы образовательного процесса;

•  управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);

•  категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое  обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления:

•  учебные планы и программы;

•  учебные и методические пособия;

•  дидактические материалы;

•  наглядные и технические средства обучения;

•  диагностический инструментарий.

  Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.

          Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц [24].

          Отсюда  следует, что технология максимально  связана с учебным процессом, деятельностью детей. Каждый ребенок  индивидуален, сочетая в себе  различные особенности нервной  системы, опираясь на эти особенности каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то новое, так как каждая конкретная технология является авторской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические особенности использования авторских технологий на уроках иностранного языка в 8-9 классах

2.1. Возможности использования  технологии И.Унт на уроках  английского языка в 8-9 классах

 

Для рассмотрения методических особенностей и возможностей использования их на уроках иностранного языка в 8-9 классах мы бы хотели рассмотреть технологии, основанные на индивидуальном и дифференцированном подходе.

Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою в весьма неопределенных значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения».  Наибольшее затруднение при определении этого понятия вызывает то обстоятельство, что смешиваются два таких понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация».

Определим для себя, что такое «индивидуализация». В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «… организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». Большинство наиболее известных исследователей индивидуализации используют это понятие примерно в том же значении. Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств. С той же позиции, например, дает определение А.А. Кирсанов. Он рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения».

Однако часто встречается употребление терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве  синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе на уроке. Е.Я. Голант вообще ограничился термином «дифференциация».

Вместе с тем термин «дифференциация» зачастую рассматривается в значительно более узком смысле, а именно как разделение школы на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов. Примерно так истолковывает это понятие Е.С. Рабунский.

Различные варианты использования этих понятий можно встретить и в зарубежной педагогике. В США понятием «индивидуализация» обычно охватываются любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуализированное обучение иногда рассматривается как стратегия обучения. По мнению Н.Э. Гронлунда, это проявляется в следующих вариантах:

  • от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения;
  • варьирование темпа учения, целей обучения, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости;
  • использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала или же отдельными учащимися.

К этим возможностям добавляются еще так называемые административные стратегии – это формирование различных групп на основании общих признаков учащихся. Как видим, понятие индивидуализации здесь используется в весьма широком понимании.

Во французской педагогике уже с 1930-х гг. под индивидуализаций понимается прежде всего совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями.

В немецкой педагогике понятие дифференциация укоренилось в том значении, в каком в педагогике США употребляется термин «индивидуализация»; индивидуализация для немцев означает частный случай дифференциации [26].

Исходя из этих соображений в данной работы мы используем понятие «индивидуализации» в таком значении: «Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».

Под дифференциаций мы подразумеваем учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения: обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам.

Одна из наиболее известных трактовок целей обучения в дидактике принадлежит И.Я. Лернеру, который, исходя из 4 элементов человеческой деятельности, выводит цели обучения:

  • знания о действительности;
  • осуществление известных способов деятельности на их базе, т.е. навыки и умения;
  • творческая деятельность, т.е. формирование приемов для разрешения проблем;
  • опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

знания исходя из интересов и специальных способностей.

   Развивающая цель индивидуализации – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.

Ярким представителем подхода индивидуализации и дифференциации является И. Унт

 И. Унт определяет индивидуальное обучение  как форму, модель организации учебного процесса, при которой: 1)учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении специфической обучающей цели индивидуализации обучения. Средства индивидуализации, призванные усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно (для занятий с девиантными детьми). 
            Индивидуальный подход - это: 
1)   принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 
2)  ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 
3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 
4)  создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности. 
            Индивидуализация обучения - это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход. 
            Технология индивидуализированного обучения Инге Унт - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. 
             Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии [29]. 
             Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание,                                       методы и средства.              .              
            Акцент целей:                   : 
•   Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей). 
•   Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся. 
•  Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика. 
•  Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

Информация о работе Методические особенности использования авторских технологий на уроках английского языка в 8-9 классах