Методика формирования корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка на основе реализации научно-методического сопровожден

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и апробировать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции и критерии оценки феномена «корпоративная культура студентов языкового вуза».
2. Обосновать диагностические критерии и признаки сформированности корпоративной культуры студентов языкового вуза.
3. Разработать и реализовать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов языкового вуза.
4. Разработать методические рекомендации по программно-методическому сопровождению деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза.

Файлы: 1 файл

Курсовая Дулаевой.docx

— 110.94 Кб (Скачать файл)

В связи с тем, что высшее учебное заведение является специфическим типом корпорации, корпоративная культура в нем приобретает воспитательные функции, которые влияют на процесс формирования будущих специалистов.

          К задачам воспитательной работы в вузе относят: 
- формирование положительной мотивации к учебной деятельности; 
-    развитие студенческого самоуправления;

- формирование патриотической  и нравственной позиции студентов; 
- воспитание у студентов потребности к освоению ценностей  общечеловеческой и национальной культуры, участию в культурной жизни,

-    воспитание толерантности;

-   формирование здорового  образа жизни;

-  привлечение студентов  к внеаудиторной работе (кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции и т.п.);

-   повышение результатов  обучения и воспитания, умения  хорошо работать и учиться. 
          Основная нагрузка в воспитательной работе вуза ложится на плечи кураторов - людей, призванных сопровождать студенческую группу с первого по четвертый курс. Куратор студенческой группы - это человек, к которому идут за советом. Это тот, кто не перестает быть педагогом после того, как его воспитанники перестали быть его формальными подопечными. Основной целью работы куратора является воспитание личности студента как гражданина нашего общества, разносторонне развитого, культурного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам.

          Кто же такой куратор? В Большом  энциклопедическом словаре [16] мы находим следующую трактовку: «Куратор (от лат. curator) - тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом».. Кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему взаимодействия преподавателя и студентов, часть системы учебно-воспитательной работы со студентами. Куратор организует систему отношений через разнообразные виды деятельности группы, создает условия для индивидуального самовыражения личности каждого студента, способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению студентов.

         Если главная цель университета - помочь студенту стать высококвалифицированным  специалистом, владеющим всеми достижениями  избранной профессии, то роль  куратора в этом процессе неоценима. Куратор группы: 
- устанавливает личные связи с родителями студентов;

- участвует в выработке  решения администрации по персональным  делам студентов, имеет право  представлять студента за какие-либо  серьезные проступки (например, пропуски  занятий без уважительной причины  длительное время) к административным  взысканиям, а в случае необходимости - к отчислению из университета  за нарушение учебной дисциплины; 
- проводит собрания группы по итогам контрольных недель и экзаменационных сессий, докладывает о них на заседаниях кафедр;

- принимает участие в  проведении собраний группы, назначения  старосты и выборов профорга;

- помогает студенту быстрее  освоиться с особенностями обучения  в университете, его структурой  и службами, знакомит с традициями  вуза и специальности; 
- помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т.д.;

-  поддерживает связь  со всеми преподавателями, которые  проводят занятия, и, при необходимости  помогает организовать дополнительные  занятия и консультации; 
- представляет активного, успевающего студента к поощрению администрацией, помогает решать материальные проблемы;

-  помогает лучше подготовиться  к учебным и производственным  практикам; 
- посещает общежитие, вместе со студенческим советом вуза участвует в решении бытовых и других важных вопросов [17].

         Мы охватили  лишь часть функциональных  обязанностей куратора. Но на  самом деле, куратор, как и учитель  в школе, должен учитывать индивидуальные, психологические и возрастные  особенности своих воспитанников, ведь студент-первокурсник и студент-выпускник  – это совершенно разные люди.

Так, например, необходимо помочь студентам первого курса безболезненно пройти период адаптации, а для этого стоит узнать о своих студентах как можно больше сначала заочно, по личным делам, потом в процессе встреч и бесед. Немаловажным фактором станет удачный подбор актива группы, а также создание в группе атмосферы доброжелательности, товарищества и взаимопомощи.

Адаптация студентов – сложный, многогранный процесс, являющийся основой корпоративной культуры студентов вуза. Мы считаем, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями внутривузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Говоря об адаптации, мы имеем в виду не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие студента, его саморазвитие. Очевидно также, что адаптация должна рассматриваться в двух направлениях: адаптация личности к новой внешней среде и адаптация как становление на этой основе ее новых качеств.

Следует уточнить понятие «адаптация» (в этом случае речь идет об адаптации студентов-первокурсников к обучению в студенческой группе). Под адаптацией в этом направлении понимается «активный процесс воспитания личности коллективом, процесс, в котором и личность, и коллектив играет активную роль» [17]. Нельзя считать адаптацией весь процесс воспитания, т.е. процесс целенаправленного воздействия на личность, хотя он, несомненно, способствует ей. Едва ли есть необходимость доказывать, что у воспитания и адаптации имеются функции не только совпадающие, но и различающиеся. Это различие состоит, прежде всего, в следующем: адаптация несет на себе характерные особенности конкретной ситуации на уровне подсистемы относительно воспитания, которое рассматривается на уровне общества в целом как система.

Кроме того, для успешной адаптации студента необходим соответствующий уровень знаний по определенным предметам. В то же время специальное знание далеко не всегда является необходимым условием для процесса воспитания человека. И не всегда уровень культуры, воспитанность человека непосредственно влияют на его адаптацию, хотя адаптация без усвоения норм, определяющих состояние воспитанности, фактически невозможна.

Таким образом, мы разделяем мнение Айдаралиевой А.А., которая предлагает под адаптацией к обучению в вузе понимать процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации [18].

Именно путем адаптации в процессе социализации вырабатываются наиболее ценные признаки и свойства студента, которые дают возможность правильно жить, работать, учиться, отдыхать в новой для него обстановке. Таким образом, можно сказать, что адаптация – самый существенный фактор социализации. В вузе адаптация связана с включением студентов, вчерашних абитуриентов, в новые условия жизни, выходящие за пределы их привычного образа жизни. Причем понятие «адаптация студентов» носит конкретный характер и означает в первую очередь именно приспособление личности, личностных свойств и качеств к конкретным условиям данного вуза. Адаптация – процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы: деятельность, общение, самосознание.

В сфере деятельности студентов адаптация означает прежде всего усвоение новых видов учебной деятельности [19]. Особенно – приспособление, уяснение и освоение главного вида деятельности – творчества в системе обучения избранной специальности. В сфере общения адаптация также рассматривается со стороны ее расширения, включения как новых видов, так и непривычных способов его осуществления. Здесь и самостоятельность в выборе цели общения, и отсутствие жесткого семейного контроля, и др. Наконец, адаптация, по-видимому, включает и своеобразное привыкание, признание тех необходимых изменений, которые происходят в самосознании личности в процессе освоения новых видов деятельности и общения. Один индивид в меньшей степени, другой – в большей, но все обязательно приходят к осознанию этих изменений. Очевидно, к этому надо привыкнуть, адаптироваться. Адаптация к вузовским условиям образа жизни, учебы, досуга, несомненно, связана с резким изменением социального положения личности, хотя они менее существенны, чем в случае приспособления к новым условиям труда. Исходя из важнейших сфер становления личности, основное содержание процесса адаптации студентов первого курса можно определить как:

• новое отношение к профессии;

• освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной

работы и других требований;

• приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям;

• обучение новым видам научной деятельности, научно-исследовательской работы студентов;

• приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени.

Среди аспектов, определяющих оптимальное течение процесса адаптации  студентов, в качестве основного можно выделить отношение к учебе и избранной специальности. Очевидно, что овладение навыками учебы и первое ознакомление с профессией –важнейшие факторы в процессе адаптации. Поэтому понятно, сколь важным является вопрос выбора профессии. Правильно выбранная профессия – непременное условие успешной адаптации студентов младших курсов. Ведь если выбор профессии неудачен, т.е. не соответствует ни способностям, ни притязаниям личности, адаптация не будет оптимальной. На важное значение данного момента в адаптации студентов младших курсов указывает, например, Д.И. Зюзин: «Известно много случаев отсева студентов уже на первых двух курсах именно в связи с перенапряжением, неподготовленностью к интенсивному умственному труду… Отсутствие в правилах приема в вузы требований диагностики, на наш взгляд, связано в известной мере с распространенным представлением об умственном труде как «легком», доступном буквально каждому» [20].

 Многочисленные исследования позволяют охарактеризовать студента с четырех позиций: идеологической, социально-психологической, психолого-педагогической и психофизиологической, что имеет огромное влияние  на процесс адаптации и формирования корпоративной культуры студентов вуза.

Студенчество - особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория складывалась со времени возникновения первых университетов в XII вв. Студенчество включает в себя людей, целенаправленно, систематически "штудирующих" знания, овладевающих ими, занятых усердным учебным трудом. Студенчество является резервом интеллигенции. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры, наиболее высоким уровнем познавательной мотивации.

В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается не в качестве пассивного объекта обучения, а как активный субъект педагогического общения. Важен учет особенностей интеллектуальной деятельности студента - его мышления, памяти, восприятия, его эмоционально-волевой сферы, его коммуникативных и познавательных потребностей, которые должны соответствовать содержанию процесса формирования корпоративной культуры студентов.

В социально-психологической характеристике студенчества важно учитывать, что эта важная пора развития человека, это центральный период становления характера и интеллекта, период интенсивной и активной социализации человека. В студенческом возрасте имеются наибольшие возможности развития, именно в этом возрастном диапазоне (17- 25 лет) расположены, по словам Ананьева, "сензитивные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении" [21].

Студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Следовательно, его учебная деятельность всегда одновременно должны иметь два плана- понимание и запоминание, осмысление и структурирование в памяти  усваиваемого материала. Перед куратором студенческой группы возникает ответственность, психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности и как личности, способной усваивать новое и прогрессивное. 

Роль студента предполагает реализацию еще одной психологической позиции – корпоративной культуры вуза. Корпоративная культура  определяется общими нормами культуры вуза и конкретной специальной ролью студента в ней. Очевидно, что корпоративная культура неразрывно связана с общей культурой студента, проявляющейся и в его внешнем виде, и в его манере держаться, позиционировать себя в студенческом сообществе.  Другими словами, корпоративная культура есть проявление поведенческой и общей культуры студента, соотносимой с его внутренней культурой, образованием, воспитанием.


Студенчество, как одну из передовых социальных групп, отличает гибкость и развитое мышление, толерантность, умение понимать и принимать других людей, другие культуры. Их особенностью является духовная развитость, стремление гармонизировать свои отношения с окружающей социальной средой, логически осмысливать полученную информацию и давать личностную оценку.  Развивая все виды памяти, быструю реакцию  и наблюдательность, студенты адаптированы к окружающему миру, приобретая своего рода нравственный иммунитет к окружающим негативным воздействиям, при этом стремятся не только отстоять свои убеждения и идеалы, но и активно воздействовать на среду, внося свежие, креативные, передовые мысли, тем самым, идя в ногу со временем. Именно эти качества, по нашему убеждению, нужно учитывать кураторам при формировании корпоративной культуры студентов.

Ориентация на личность современного студента связана, прежде всего, с разработкой способов реализации личностно-ориентированных целей  воспитания. Эти цели порождаются социально, формируются психологией и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание и методы обучения и воспитания. Период юности, которым характеризуется студенческий возраст, благоприятен для развития самосознания, открытия внутреннего мира личности. Способность погружаться в себя обогащается пониманием своей глубокой внутренней связи с окружающими людьми. В студенческом возрасте многие психофизиологические пики совпадают с "пиками" становления человека как личности, с периодами наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления характера. В связи с этим куратору студенческой группы необходимо задуматься над выбором способов воздействия на студентов при воспитании корпоративной культуры. Они должны быть совершенно новыми по сравнению с формами воздействия на предыдущих этапах развития личности (в школе). Необходимо учитывать то, что в юношеском возрасте проявляются импульсивность и разбросанность, иллюзорный романтизм, разочарование и пессимизм, нигилизм и негативный максимализм. Причиной этого оказывается неразвитость общественного содержания мотивов активности. Как гласит один из народных принципов воспитания «ребенок может делать все, что захочет, но хотеть он должен того, чего хочет мать» [23]. Этот принцип вполне применим к воспитанию студентов, так как мы прекрасно знаем, что заставить их что-то сделать трудно, можно лишь заинтересовать их, сформировав соответствующую потребность, в нашем случае – составляющие корпоративной культуры.

В одной из своих лекций по этике «О двух природных побуждениях и связанных с ними обязанностях» И.Кант писал: «Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще. С другой стороны, тот же самый долг нас обязывает доказать свою любовь к человеку, если мы хотим, чтобы нас любили. Таким образом, мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам. Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей» [23]. Приведенное выше, таким образом, является неотъемлемой частью процесса формирования корпоративной культуры студентов 

Сформировать какое-то определенное качество личности можно лишь в соответствующей деятельности. В 90-х гг., в период, когда разрушительные тенденции не только в казахстанском образовании, но на всем постсоветском пространстве явно возобладали над созидательными, реализация воспитательных функций школы, в том числе и высшей, претерпела существенный урон. Само понятие «воспитание» стало исчезать из нормативных документов по образованию и педагогического лексикона. В противоречии с казахстанской традицией оно стало замещаться понятием «образование». Главными «воспитателями» стали стихия рыночных отношений и СМИ, откровенно пропагандирующие насилие и безнравственность. Это не могло не сказаться самым негативным образом на воспитании молодого поколения, особенно в условиях, когда в силу ряда причин, прежде всего экономических, произошло существенное ослабление воспитательных функций семьи. Социально-экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни Казахстана, в том числе и в образовании, ставят новые задачи перед обществом и всеми его организационно- управленческими структурами.

Системный анализ по исследуемой проблеме позволил прийти к выводу о том, что ценное психолого-педагогическое наследие  предопределяет сегодня развитие нового важного элемента  педагогического мышления, требующего переориентации взглядов и воспитательной деятельности куратора. Именно поэтому существовавшие в мировой истории концепции о корпоративной культуре представляют для нас особую научную ценность и рассматриваются в качестве теоретико-методологических основ исследования. Таким образом, ряд существенных теоретических, социальных, психологических и педагогических  обстоятельств делают анализ, осмысление и концептуальную реконструкцию современной корпоративной культуры студентов вуза  исключительно актуальной и значимой задачей. Все рассмотренные нами основные конструкты  явились фундаментальной базой и позволили выстроить логику дальнейшего исследования по решению основной задачи – формированию корпоративной культуры студентов вуза в процессе деятельности куратора.

 

1.2 Отечественный и зарубежный опыт вузов по формированию корпоративной культуры студентов

 

Рассмотренные в предыдущем параграфе понятия сущности, структуры, функции и критериев оценки позволили раскрыть глубинный смысл корпоративной культуры студентов вуза. В определении теоретико-методологических основ исследуемой проблемы научную ценность представляют труды ученых по педагогике и психологии. Поэтому цель настоящего параграфа - раскрыть основы формирования корпоративной культуры студентов вуза с психолого-педагогических аспектов, осуществить сравнительно-исторический анализ отечественного и зарубежного опыта в области проблемы исследования.

Формирование корпоративной культуры - сложная социально-педагогическая проблема. В истории педагогики накоплен большой и ценный опыт ее решения. Актуальность данной проблемы, особенно касающейся учащейся молодежи, возрастает с каждым днем, как в теоретическом, так и практическом плане. Процесс формирования корпоративной культуры многогранен, поэтому в педагогической науке существуют различные точки зрения на данное явление.

С точки зрения российских ученых В.А. Спивака и И.Н. Кузнецова  корпоративная культура рассматривается как культура сообщества, организации, обеспечивающее сплоченность и повышение эффективности организации, которая и формирует корпоративную культуру студентов.  Корпоративная культура существует и развивается через культуру личности каждого члена корпоративного сообщества. Развитие культуры личности студента в рамках образовательного процесса подтверждается и в опыте работы педагогов Л.А.Воловича и И.И.Ереминой, что позволяет говорить о формировании корпоративной культуры в процессе профессиональной подготовки и вузовского обучения.

Согласно убеждению Масленниковой В.Ш., профессора Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования,  неоспоримое значение имеют педагогические условия, обеспечивающие реализацию принципа позитивного корпоративизма, что приводит к обеспечению формирования корпоративной культуры и знаний, умений и навыков, необходимых с точки зрения практической деятельности будущих специалистов. Ученый доказывает, что если будущий специалист будет обладать высоким уровнем способностей, обширными знаниями, профессиональными навыками, умениями и значительным опытом, это еще не является условием для успешной деятельности. «Исключительно важны его личностная направленность, способность к взаимодействию и согласованным действиям, что и формируется в стенах alma-mater.» [24].

Исторически сложилось, что реализация воспитательной работы в студенческих группах осуществляется через деятельность кураторов, одна из основных функций которых заключается в формировании у студентов корпоративной культуры. В связи с этим нами проведен анализ опыта работы кураторов европейских университетов, где функционируют Семинары кураторов, которые берут свое начало в 60-ые годы прошлого столетия.  Семинар кураторов - это управленческое звено, которое взаимодействует с другими в системе внеаудиторной воспитательной работы и обеспечивает ее организацию на уровне студенческой академической группы. Семинар кураторов организуется с целью координации усилий руководства университета и профессорско-преподавательского состава по повышению эффективности учебно-воспитательной работы со студентами ВУЗ, и, прежде всего, формированию корпоративной культуры студентов. В основные задачи данного органа входит: усовершенствование системы работы кураторов, активного воспитательного влияния их на студентов; проведение обмена опытом работы кураторов в учебных группах; планирование и проведение занятий с кураторами по специальной тематике и т.д.


Рисунок 1. Основные функции куратора студенческой группы

 

Таким образом, основная цель деятельности кураторов - формирование всесторонне и гармонично развитой личности студента, устремленной к самоусовершенствованию в обществе. Свою позицию в этом плане мы выразили на рисунке 1.

Невозможно не согласиться с профессором Шестак Л.А., победителем конкурса «Куратор года – 2004», которая отмечает: «Студенчество – тренировка будущей профессиональной жизни»  [25]. Насколько легко и успешно студент адаптируется в атмосфере университета, впитав его корпоративную культуру, настолько эффективно и естественно молодой специалист войдет в социум, в свою профессиональную колею. Интерес вызывает схематически представленные основные функции куратора студенческой группы, одна из которых (существенная) – формирование корпоративной культуры студентов вуза.

Мы разделяем точку зрения ученого Киевского Государственного университета Примака А.С.[26] по поводу того, что основная кураторская работа проводится на первом курсе. Это связано с тем, что, во-первых, необходимо организовать разрозненные группы студентов в коллектив. На первых порах помогают формальные средств - выборы актива: старосты, профорга и пр. На  первых собраниях происходит знакомство кураторов с группами. Надо заметить, что куратор, который имеет еще и учебную нагрузку в своей группе, находится в более выгодном положении, и таким образом имеет возможность судить не только об организационных способностях своих подопечных. Умение отбирать материал, излагать его, оформлять каждое свое выступление - т.е. то, чему студенты учатся на семинарских занятиях – вполне применимо и во внеучебной деятельности. Авторитет, приобретенный учебной деятельностью, подтверждается и распространяется и на общественную жизнь. На первом же кураторском часе первокурсники заполняют анкету, в которой помимо формальных данных о себе, семье и пр. отвечают на вопросы: «Почему выбрал именно этот ВУЗ, факультет?», «Как представляешь свое будущее?», «Твое хобби…», «Что нравится (не нравится) в студенческой жизни?», «Что бы ты хотел узнать о ВУЗе, программах, задачах и пр.?», «Как представлял студенческую жизнь?» и т. п.

Анализ анкеты позволяет спланировать тематику кураторских часов, выявить группы интересов, приоритетов. Неизменной популярностью пользуются такие темы как:

  • Мое любимое (программное) стихотворение;
  • Музыка и мы;
  • Повседневный этикет (теория и практика);
  • Поговорим о вкусах (хобби, любимые книги (авторы), фильмы, чувство меры т.д.).

Информация о работе Методика формирования корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка на основе реализации научно-методического сопровожден