Методика формирования корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка на основе реализации научно-методического сопровожден

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и апробировать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции и критерии оценки феномена «корпоративная культура студентов языкового вуза».
2. Обосновать диагностические критерии и признаки сформированности корпоративной культуры студентов языкового вуза.
3. Разработать и реализовать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов языкового вуза.
4. Разработать методические рекомендации по программно-методическому сопровождению деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза.

Файлы: 1 файл

Курсовая Дулаевой.docx

— 110.94 Кб (Скачать файл)

 Основной целью данных программ является формирование социально-психологической среды университета, способствующей развитию и укреплению корпоративной культуры, позволяющей каждому студенту и сотруднику КГТУ чувствовать причастность к общему делу, а значит являться носителями традиций, ценностей и имиджа вуза. Развитие корпоративной культуры способствует повышению мотивации к успешной трудовой и учебной деятельности, распространению положительного образа университета.

Рассмотренные нами программы отечественных и зарубежных вузов, направленные на методическую помощь кураторам в процессе формирования корпоративной культуры студентов вуза, позволяют обобщенно сформулировать следующие задачи:

  1. Формирования внутри вуза единого подхода к подаче информации о вузе, его традициях, миссии и достижений в области науки, спорта, творчестве и пр.
  2. Создание системы эффективного взаимодействия структур, участвующих в формировании корпоративной культуры университета и привития
  3. Воспитание студента – патриота вуза, заботящегося о распространении позитивного образа вуза, преемственности его традиций, ценностей.
  4. Создание научно-методической базы воспитательного процесса; интеграция в учебный процесс элементов корпоративной культуры.
  5. Укрепление и расширение взаимосвязей администрация – преподаватель - студент для донесения миссии, целей и традиций университета.
  6. Сохранение фирменного стиля в оформлении стендов во всех учебных зданиях, общежитиях; печатной и прочей имиджевой продукции.

В процессе формирования и развития корпоративной культуры вуза участвует различные подразделения университета, общественные организации студентов, выпускников и профсоюзная организация, но основные функции по данному направлению принадлежат кураторам студенческих групп. В своей деятельности, во время учебного процесса и вне его, они используют различные формы и методы. Основные направления в процессе формирования корпоративной культуры студентов вуза формулируются следующим образом:

  1. Вузовский патриотизм - укрепление исторически сложившихся традиций вуза и формирование новых, сохранение преемственности поколений. Несомненно, сегодня важно готовить не просто высококлассных специалистов, отвечающих международным требованиям, но и воспитывать в студенческой молодежи любовь к своему университету, столице и Родине.
  2. Музей вуза - здесь студенты знакомятся с достижениями вуза и наследием ведущих ученых, которое и сегодня актуально в политическом, культурном и межгосударственном контексте.
  3. Вовлечение студентов в научную работу, выдвижение студентов на государственные стипендии страны.
  4. Совершенствование содержания культурно-массовых и спортивных мероприятий – культурно - досуговая деятельность осуществляется по ряду направлений: Традиционные тематические интеллектуальные игры Что?Где?Когда? и Студенческие дебаты; участие студентов в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях города.
  5. Работа, направленная на адаптацию первокурсников, знакомство с вузом, вовлечение во внеучебную деятельность.
  6. Стройотряды - участие в общественно полезном труде (субботники, работа на объектах города); создание общеуниверситетского штаба студенческих строительных отрядов.
  7. Формирование основ культуры здоровья – конкурсы по тематике здорового образа жизни, разработка программы профилактики наркомании в студенческой среде. 

В соответствии с принятыми программами проводятся мероприятия, способствующие развитию корпоративной культуры студентов вуза:

- разработка и создание продукции  с символикой вуза;

- проведение  совещаний Совета кураторов совместно  с общественными организациями  студентов вуза с целью координирования  деятельности направленной на  развитие корпоративной культуры;

- включение  в курс «Введение в специальность»  информации о достижениях университета, его сотрудников и студентов  на современном этапе;

- организация  обязательного посещение музея  вуза всеми первокурсниками в  рамках дисциплины «Введения  в специальность»;

- разработка  PR-акций среди студентов вуза по разработке имиджевого оформления университета;

- помощь в организации встреч  выпускников прошлых лет;

- проведение  имиджевых мероприятий (Мисс, Мистер  вуза, Лауреат смотра-конкурса, День  рождения вуза, фестивали «День  Первокурсника» и «Студенческая  весна» и пр.) с приглашением  представителей других вузов, выпускников  вуза.

- в курс «История Казахстана»  ввести блок об истории вуза  и т.д.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный аналитический обзор научных исследований и обобщение опыта отечественных и зарубежных вузов позволил всесторонне рассмотреть педагогическую сущность основных понятий, связанных с формированием корпоративной культуры студентов языкового вуза и определить природную суть данного процесса.

Анализ концепций воспитания, реализующихся в отечественных вузах, позволяет сделать вывод о том, что формированию корпоративной культуры студенческого сообщества уделяется незначительное внимание. На передний план при формировании корпоративной культуры в вузах часто выходят ее внешние атрибуты: миссии, различные символы, слоганы, гимны и т.д. Такое формальное копирование технологических приемов корпоративного строительства объясняется отсутствием специально разработанного учебно-методического и педагогического обеспечения процесса формирования корпоративной культуры студентов в учреждениях высшего профессионального образования. Именно в связи с этим нами предпринята попытка рассмотреть педагогические условия формирования корпоративной культуры студентов вуза в рамках деятельности куратора студенческой группы. Процесс адаптации, как специфический момент в развитии и становлении личности студента, имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в поведении, ибо она надолго определяет «лицо» студента, его развитие. Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, принадлежность к корпоративной культуре университета, которая выступает как могучее средство приобщения личности к новым социальным функциям, культуре, нормам поведения. В сложном и многоплановом процессе адаптации первокурсников, выделяются два аспекта: дидактический и социально-психологический. Начинающему студенту трудно переключиться с классно-урочной системы обучения на систему обучения в вузе, где внимание сосредотачивается не только на устном усвоении и письменном конспектировании лекционного курса, но и на самостоятельной работе с книгой, первоисточником, на включении в его учебную деятельность элементов научных исследований. Данный процесс должен протекать в русле гуманистической парадигмы и опираться на принципы системности, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Л.Я Загайтовой.  Сущностью социально-психологической адаптации является приспособление индивида к группе, взаимоотношения с ее представителями, выработка собственного стиля поведения. Этот аспект включает в себя вопросы «акклиматизации» первокурсников в условиях незнакомого города, общежития или городской квартиры; налаживания взаимоотношений с товарищами по комнате, своими сверстниками по группе, а также самообслуживания и самовоспитания. В процессе социально-психологической адаптации студентов языкового вуза происходит приобщение их к общественной жизни вуза, факультета, а также к избранной профессии. В развитие  теории социально-психологической адаптации существенный вклад внесли современные учёные: К. А. Абульханова-Славская, JI. И. Анцыферова, Б. Д. Парыгин, А. А. Реан, А.  А. Началджян, работы которых были нами проанализированы.

Обобщая содержание выполненной работы, выделим следующие основополагающие моменты:

- корпоративная  культура студенческого сообщества  понимается как субкультура корпоративной  культуры вуза в целом и  представляет собой систему духовных  и материальных ценностей, предположений, верований, ожиданий, норм и образцов  поведения, которые разделяются  и поддерживаются большинством  студентов вуза, а также определяют  способ их действий и взаимодействий  внутри и вне сообщества, в  повседневной деятельности и будущей профессиональной деятельности.

- формирование  корпоративной культуры студентов  вуза настойчиво требует совершенствования  процесса обучения и воспитания, а это, несомненно, связано с оптимизацией  воспитательного процесса, с развитием  активности и самостоятельности  студентов, а также профессиональной  компетенции кураторов студенческих  групп;

- адаптация  студентов – сложный, многогранный  процесс, являющийся основой корпоративной  культуры студентов вуза; 

- одним из  важнейших факторов формирования  корпоративной культуры в студенческой  среде являются личность преподавателя  и характер педагогического общения. 

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать следующее: Сформированная корпоративная компетенция позволяет удовлетворять интересы будущего специалиста в развитии и повышении своих конкурентных преимуществ на рынке труда путем приращения знаний, умений, навыков, полномочий, формирования ценностей и норм поведения той профессиональной сферы, в которой он будет работать по окончании вуза. Корпоративная компетенция формируется на стадии становления специалиста, то есть в период профессионального обучения в вузе. Стадия становления рассматривается как готовность будущего специалиста к дальнейшему обогащению и развитию своего потенциала в данной области, обеспечивает человеку определенные стартовые возможности.

Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта позволил выявить доминирующую роль деятельности куратора в формировании корпоративной компетенции студентов вуза. Ожидается, что этот процесс позволит обеспечить рост персональной эффективности выпускников вуза как специалистов в изменяющихся условиях отечественного рынка труда. Вышеперечисленные закономерности детерминируют интерес педагогической теории и практики к проблеме формирования корпоративной компетенции студентов вуза.

Список использованных источников

 

1 Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана.//Казахстанская правда № 4 от 27.01.2012.

2 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl3_1_4.htm.

3 Большой  энциклопедический словарь. - М., 1995.- 618 с.

4 Патопсихология. Учебное пособие. Doc-ZIP, 2002.- 720 с.

5 Психологический  словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова,- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика - Пресс, 1998. - 440 с.

6 Педагогический  словарь: Для студентов высших  и средних педагогических учебных  заведений. - М.: Издательский центр  «Академия», 2000.- 320 с.

7 Философский  энциклопедический словарь. - М., 1997. - 524 с. 
 8 Запесоцкий А. Воспитание и образование // Высшее образование в России. – 2004. - №2

9 Церникель  Л.А. Педагогический совет основная  форма управленческой функции  «организации»: Учебное пособие. - Барнаул, 2000.

10 Шамова  Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным  процессом в адаптивной школе. М.: Центр«Педагогический поиск», 2001.-384 с.

11 Schein E. Organizational Culture & Leadership /Е. Schein. San Francisco, CA: Jossey-Bass., 1985.

12 Hofstede G. H. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2001

13  Morgan G. Images of organization /G. Morgan. — London: SAGE Publications, 1996.

14  Robbins S.P. Organizational Theory: Structure, Design and Application. -Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1987.

15 Чистюхина Ю. С. Корпоративная среда как условие формирования корпоративной культуры вуза// Молодой ученый. – 2011, №11. Т.2. — С. 193-197.

16 Большой  энциклопедический словарь. - М., 1995.- 618 с.

17 Бирюкова  М.В. Работа куратора как условие  адаптации первокурсников к обучению  в среднем профессиональном учебном  заведении// Электронный научный  журнал. /http:zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/152.pdf. 
 18 Айдаралиев А. А., Максимов A. JL Адаптация человека к экстремальным условиям. JL, 1988,124 с.

19 Абульханова-Славская  К. А. Стратегия жизни. М., 1991,302 с.

20 Корсакова  В. Зюзин Алексей Иванович // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.

21 Ананьев  Б.Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы в  комплексном лонгитюдном исследовании  студентов. Л.: ЛГУ, 1976. С.13-35.

22  Чекунин В.А. Педагогическая  психология. - СПб, 1998. - 304 с.

23 Нарский И. С. Иммануил Кант. — М.: Мысль, 1996. 

24 Масленникова В.Ш. Корпоративная культура и PR. - Москва, 2007. - 158с.

25 Иностранные  языки в школе № 9, 2005.-С. 4.

26 Иностранные  языки в школе № 3, 2000.-С. 2.

27 Управление  процессом профессионального и  культурного становления студентов  через институт кураторства// Университетское  управление. – 2004. - № 5-6. – С. 104 – 106.

28 Концепция  развития образования Республики  Казахстан до 2015 года. -Астана, 2004. - 56 с.

29  Концепция воспитательной работы в КазНУ имени Аль-Фараби. – Алматы, 2009.- 102 с.

30 Стратегии  развития университета на 2009-2013 гг. - Шымкент, 2009.- 97 с.

31 Н.А.Назарбаева "К экономике знаний через  инновации и образование". Казахстанкая  правда № 12, 2009.-С.1

32 Зелеева  В.П.Совершенствование работы кураторов  студенческих групп на диагностической  основе/ [Электронный ресурс]. Режим  доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl3_1_4.htm 
 33 Г.Ю.Титова. Роль  куратора  студенческой группы в организации воспитательной работы в  вузе// вестник ТГПУ (tspu bulletin).Томск.- 2011. 10 (112)

34 Положение о кураторе Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева. – Петропавловск, 2010.-115 с.

35 Манузина Е. Б. Педагогическое  сопровождение  студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

// Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 110.

36 www.edu.gov.kz/ru/ 

 

 

 


Информация о работе Методика формирования корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка на основе реализации научно-методического сопровожден