Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:48, курсовая работа
Цель исследования: разработать и апробировать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции и критерии оценки феномена «корпоративная культура студентов языкового вуза».
2. Обосновать диагностические критерии и признаки сформированности корпоративной культуры студентов языкового вуза.
3. Разработать и реализовать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов языкового вуза.
4. Разработать методические рекомендации по программно-методическому сопровождению деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза.
Основной целью данных программ является формирование социально-психологической среды университета, способствующей развитию и укреплению корпоративной культуры, позволяющей каждому студенту и сотруднику КГТУ чувствовать причастность к общему делу, а значит являться носителями традиций, ценностей и имиджа вуза. Развитие корпоративной культуры способствует повышению мотивации к успешной трудовой и учебной деятельности, распространению положительного образа университета.
Рассмотренные нами программы отечественных и зарубежных вузов, направленные на методическую помощь кураторам в процессе формирования корпоративной культуры студентов вуза, позволяют обобщенно сформулировать следующие задачи:
В соответствии с принятыми программами проводятся мероприятия, способствующие развитию корпоративной культуры студентов вуза:
- разработка и создание
- проведение
совещаний Совета кураторов
- включение
в курс «Введение в
- организация обязательного посещение музея вуза всеми первокурсниками в рамках дисциплины «Введения в специальность»;
- разработка PR-акций среди студентов вуза по разработке имиджевого оформления университета;
- помощь в организации встреч выпускников прошлых лет;
- проведение
имиджевых мероприятий (Мисс, Мистер
вуза, Лауреат смотра-конкурса, День
рождения вуза, фестивали «День
Первокурсника» и «
- в курс «История Казахстана» ввести блок об истории вуза и т.д.
Заключение
Проведенный аналитический обзор научных исследований и обобщение опыта отечественных и зарубежных вузов позволил всесторонне рассмотреть педагогическую сущность основных понятий, связанных с формированием корпоративной культуры студентов языкового вуза и определить природную суть данного процесса.
Анализ концепций воспитания, реализующихся в отечественных вузах, позволяет сделать вывод о том, что формированию корпоративной культуры студенческого сообщества уделяется незначительное внимание. На передний план при формировании корпоративной культуры в вузах часто выходят ее внешние атрибуты: миссии, различные символы, слоганы, гимны и т.д. Такое формальное копирование технологических приемов корпоративного строительства объясняется отсутствием специально разработанного учебно-методического и педагогического обеспечения процесса формирования корпоративной культуры студентов в учреждениях высшего профессионального образования. Именно в связи с этим нами предпринята попытка рассмотреть педагогические условия формирования корпоративной культуры студентов вуза в рамках деятельности куратора студенческой группы. Процесс адаптации, как специфический момент в развитии и становлении личности студента, имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в поведении, ибо она надолго определяет «лицо» студента, его развитие. Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, принадлежность к корпоративной культуре университета, которая выступает как могучее средство приобщения личности к новым социальным функциям, культуре, нормам поведения. В сложном и многоплановом процессе адаптации первокурсников, выделяются два аспекта: дидактический и социально-психологический. Начинающему студенту трудно переключиться с классно-урочной системы обучения на систему обучения в вузе, где внимание сосредотачивается не только на устном усвоении и письменном конспектировании лекционного курса, но и на самостоятельной работе с книгой, первоисточником, на включении в его учебную деятельность элементов научных исследований. Данный процесс должен протекать в русле гуманистической парадигмы и опираться на принципы системности, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Л.Я Загайтовой. Сущностью социально-психологической адаптации является приспособление индивида к группе, взаимоотношения с ее представителями, выработка собственного стиля поведения. Этот аспект включает в себя вопросы «акклиматизации» первокурсников в условиях незнакомого города, общежития или городской квартиры; налаживания взаимоотношений с товарищами по комнате, своими сверстниками по группе, а также самообслуживания и самовоспитания. В процессе социально-психологической адаптации студентов языкового вуза происходит приобщение их к общественной жизни вуза, факультета, а также к избранной профессии. В развитие теории социально-психологической адаптации существенный вклад внесли современные учёные: К. А. Абульханова-Славская, JI. И. Анцыферова, Б. Д. Парыгин, А. А. Реан, А. А. Началджян, работы которых были нами проанализированы.
Обобщая содержание выполненной работы, выделим следующие основополагающие моменты:
- корпоративная
культура студенческого
- формирование
корпоративной культуры
- адаптация
студентов – сложный, многогранный
процесс, являющийся основой
- одним из
важнейших факторов
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать следующее: Сформированная корпоративная компетенция позволяет удовлетворять интересы будущего специалиста в развитии и повышении своих конкурентных преимуществ на рынке труда путем приращения знаний, умений, навыков, полномочий, формирования ценностей и норм поведения той профессиональной сферы, в которой он будет работать по окончании вуза. Корпоративная компетенция формируется на стадии становления специалиста, то есть в период профессионального обучения в вузе. Стадия становления рассматривается как готовность будущего специалиста к дальнейшему обогащению и развитию своего потенциала в данной области, обеспечивает человеку определенные стартовые возможности.
Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта позволил выявить доминирующую роль деятельности куратора в формировании корпоративной компетенции студентов вуза. Ожидается, что этот процесс позволит обеспечить рост персональной эффективности выпускников вуза как специалистов в изменяющихся условиях отечественного рынка труда. Вышеперечисленные закономерности детерминируют интерес педагогической теории и практики к проблеме формирования корпоративной компетенции студентов вуза.
Список использованных источников
1 Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана.//Казахстанская правда № 4 от 27.01.2012.
2 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная
культура средневековья и Ренессанса». Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/
3 Большой энциклопедический словарь. - М., 1995.- 618 с.
4 Патопсихология. Учебное пособие. Doc-ZIP, 2002.- 720 с.
5 Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова,- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика - Пресс, 1998. - 440 с.
6 Педагогический
словарь: Для студентов высших
и средних педагогических
7 Философский
энциклопедический словарь. - М., 1997.
- 524 с.
8 Запесоцкий А. Воспитание и образование
// Высшее образование в России. – 2004. -
№2
9 Церникель Л.А. Педагогический совет основная форма управленческой функции «организации»: Учебное пособие. - Барнаул, 2000.
10 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр«Педагогический поиск», 2001.-384 с.
11 Schein E. Organizational Culture & Leadership /Е. Schein. San Francisco, CA: Jossey-Bass., 1985.
12 Hofstede G. H. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2001
13 Morgan G. Images of organization /G. Morgan. — London: SAGE Publications, 1996.
14 Robbins S.P. Organizational Theory: Structure, Design and Application. -Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1987.
15 Чистюхина Ю. С. Корпоративная среда как условие формирования корпоративной культуры вуза// Молодой ученый. – 2011, №11. Т.2. — С. 193-197.
16 Большой энциклопедический словарь. - М., 1995.- 618 с.
17 Бирюкова
М.В. Работа куратора как условие
адаптации первокурсников к
18 Айдаралиев А. А., Максимов A. JL Адаптация
человека к экстремальным условиям. JL,
1988,124 с.
19 Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991,302 с.
20 Корсакова
В. Зюзин Алексей Иванович // Русский биографический словарь: В
25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1
21 Ананьев
Б.Г. О методах современной
22 Чекунин В.А. Педагогическая психология. - СПб, 1998. - 304 с.
23 Нарский И. С. Иммануил Кант. — М.: Мысль, 1996.
24 Масленникова В.Ш. Корпоративная культура и PR. - Москва, 2007. - 158с.
25 Иностранные языки в школе № 9, 2005.-С. 4.
26 Иностранные языки в школе № 3, 2000.-С. 2.
27 Управление
процессом профессионального и
культурного становления
28 Концепция
развития образования
29 Концепция воспитательной работы в КазНУ имени Аль-Фараби. – Алматы, 2009.- 102 с.
30 Стратегии развития университета на 2009-2013 гг. - Шымкент, 2009.- 97 с.
31 Н.А.Назарбаева "К экономике знаний через инновации и образование". Казахстанкая правда № 12, 2009.-С.1
32 Зелеева
В.П.Совершенствование работы
33 Г.Ю.Титова. Роль куратора
студенческой группы в организации воспитательной
работы в вузе// вестник ТГПУ (tspu bulletin).Томск.-
2011. 10 (112)
34 Положение о кураторе Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева. – Петропавловск, 2010.-115 с.
35 Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
// Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 110.
36 www.edu.gov.kz/ru/