Методика формирования корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка на основе реализации научно-методического сопровожден

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и апробировать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции и критерии оценки феномена «корпоративная культура студентов языкового вуза».
2. Обосновать диагностические критерии и признаки сформированности корпоративной культуры студентов языкового вуза.
3. Разработать и реализовать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов языкового вуза.
4. Разработать методические рекомендации по программно-методическому сопровождению деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза.

Файлы: 1 файл

Курсовая Дулаевой.docx

— 110.94 Кб (Скачать файл)

  Комитет по делам молодежи ЮКГУ создает все условия для самореализации личности студента в различных сферах деятельности. В его структуру входят следующие секции: по общественно- политической, патриотической, культурно-массовой работе, по развитию массовых видов спорта, дебатный клуб, женсовет и др. Работают кружки хореографии, пения, изобразительного искусства. Для занятия спортом функционирует спорткомплекс, построен новый стадион, отвечающий самым современным требованиям и стандартам. В течение нескольких лет в университете существует традиция - встречи с видными учеными, деятелями литературы, культуры и искусства, которые не только делятся с молодежью своим жизненным опытом, творческими планами, но и проводят презентации своих достижений.

Таким образом, рассмотренный нами отечественный и зарубежный опыт деятельности вузов и, в частности, работа  кураторов студенческих групп по формированию корпоративной культуры студентов вуза позволяет утверждать, что данный процесс  направлен на воспитание личности студента с устойчивыми духовно-нравственными принципами и качествами конкурентоспособного, интеллектуально образованного будущего специалиста.

 

1.3 Научно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка

 

Целью исследовательской работы в рамках данного параграфа является выявление многообразия программно-методического сопровождения деятельности кураторов студенческих групп по формированию корпоративной культуры студентов вуза.

Необходимо отметить, что важная и ответственная роль в воспитании студентов отводится кураторам академических групп 1-2-х курсов, задачей которых является формирование студенческого коллектива, обеспечение эффективной адаптации студентов в вузе, условий реализации моральной и материальной защищенности студентов, соблюдения их прав и выполнения ими своих обязанностей, привитие корпоративной культуры высшего учебного заведения. Содержание деятельности куратора академической группы по формированию корпоративной культуры студентов осуществляется  на основе профессиональной, духовно-нравственной и культурно-творческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стиля общения и включают:

- изучение и анализ социологических  и психологических данных о  студентах, определение уровня воспитанности, способностей и индивидуальных  особенностей;

- планирование программы воспитательных  мероприятий, формирование организаторских  умений и навыков студентов, помощь  студентам в избрании старосты  группы, а также представителей  студенческого коллектива в факультетские  и вузовские органы студенческого  самоуправления (в студенческие  профсоюзные, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие общественные организации);

- изучение социально-психологического  климата в студенческой группе, выявление и анализ причин  возникновения той или иной  ситуации, создание условий для  стимулирования комфортности, взаимопомощи  и сотрудничества в учебной  группе;

- обеспечение воспитательной деятельности  посредством участия в групповых, факультетских и вузовских воспитательных  мероприятиях.

В последние годы большое внимание в вузах уделяется организационно-методическому обеспечению работы куратора, в том числе и по формированию корпоративной культуры студентов. В частности, в Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева, ежегодное проводится смотр-конкурс, позволяющий выявить и поощрить лучших кураторов факультетов университета. Проведение конкурса способствует выявлению и распространению в университете положительного опыта работы кураторов. С целью обмена опытом, ознакомления с постановкой кураторской работы в других вузах, теоретическими основами воспитательной работы ежегодно проводится методический семинар «Школа куратора». Кроме того, с целью повышения квалификационного уровня кураторов академических групп в настоящее время  разрабатывается с целью дальнейшей реализации  программа курсов повышения квалификации, так деятельность куратора в плане воспитания студентов в целом, и в формировании корпоративной культуры студентов в частности, требует большого мастерства.

Дальнейшее развитие института кураторства приобретает особое значение в условиях включения Казахстана в Болонский процесс. Обращение к опыту зарубежных вузов подтверждает необходимость взаимодействия преподавателей со студентами, оказания им непосредственной помощи в адаптации к социальным условиям, становлении собственной жизненной позиции, поиске направлений и возможностей для своей образовательной и общественной деятельности. Институт кураторства, созданный практически со дня основания вуза, обеспечит преемственность методов работы преподавателей со студентами при переходе к новой системе обучения. Наиболее сложно адаптация происходит у студентов младших курсов, проживающих в общежитии. Ведь эти молодые люди вынуждены адаптироваться не только к новым условиям обучения, но и к новым жилищно-бытовым условиям. Мы глубоко убеждены, что Совет кураторов  университета должен обеспечивать реализацию воспитательных задач по всем направлениям воспитательной деятельности, в том числе и формированию корпоративной культуре студентов, а именно:

- развитие творческих способностей  студентов, организация досуга;

- формирование студенческого актива  общежития, органов студенческого  самоуправления;

- координация работы студенческого  совета общежития;

- помощь студенческому активу  общежития в проведении культурно- массовых и спортивных мероприятий;

- воспитание бережного отношения  к имуществу, воспитание чистоплотности;

- содействие выполнению студентами  правил внутреннего распорядка  общежития, правил техники безопасности;

- воспитание и развитие потребности  в здоровом образе жизни;

- изучение и анализ психологической  атмосферы в общежитии, выявление  причин неблагополучия морального  климата, стимулирование духа взаимопомощи  и сотрудничества;

- изучение и распространение положительного  опыта по организации воспитательной  работы в общежитии. В течение учебного года в вузах проводятся творческие мероприятия, посвященные праздничным датам, памятным событиям в истории государства, университета. Формированию корпоративной культуры студентов способствуют творческие и спортивные клубы, кружки, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в вузе.

Развитие системы студенческого самоуправления, поддержанное Советом кураторов, способствует воспитанию у студентов лидерских качеств, творческих способностей, умения работать в команде. Студенческий совет, являясь общественным органом самоуправления, создается для широкого привлечения студентов к подготовке и проведению мероприятий, направленных на приобщение студентов к корпоративному духу вуза.

Таким образом, каждый студент вовлекается в процесс сотворчества, конструктивного и плодотворного человеческого общения. Стимулируется внимание личности  к другому. Все это закладывает основы для формирования здорового коллективизма, способствует социальной адаптации человека, попавшего после средней школы в совершенно непривычную для себя среду и столкнувшегося с необходимостью осознать себя в новом общественном статусе.

Одной из приоритетных форм работы куратора со студенческой группой является кураторский час. С помощью кураторских часов можно помочь студентам не только правильно сориентироваться в новой для них обстановке, но и способствовать формированию корпоративной культуры университета, факультета и кафедры, а также тому, чтобы студенты впитывали в себя богатые традиции вуза.В круг обязанностей куратора входит и анализ итогов экзаменационных сессий, и контроль за текущей успеваемостью студентов, чтобы каждый студент четко осознавал, что хорошая учеба в вузе является залогом профессионального роста. Также именно куратор может быть первым сможет разглядеть в своих студентах будущих специалистов, что поможет сделать им первые шаги в науке. В университете должны иметь место действенные стимулы для привлечения студентов в студенческие научные общества: публикация тезисов студенческих докладов,  присуждение именных стипендий студентам, т.е. приобщение студентов к научной деятельности университета как части корпоративной культуры вуза.

         Кроме учебной и научной деятельности, куратор всесторонне задействует  студентов и во внеучебной  деятельности, способствуя тем самым  формированию корпоративной культуры  студентов. Куратор выступает здесь  в разных ипостасях – и как  организатор экскурсий, и как  соавтор при написании сценариев (например для концерта художественной  самодеятельности, и как инициатор  различных идей.

         Таким образом, мы можем обозначить  основные функции кураторской  деятельности: информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая. И, пожалуй, главное, в чем  заключается работа куратора  – это воспитание в студентах  корпоративного духа, корпоративной  культуры, присущей их alma-mater.

          По классификации Зелеевой В.П. [32], относительно круга задач, которые определяют себе сами кураторы, можно выделить несколько типов: 
- Куратор - "информатор". Куратор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

 
- Куратор - "организатор". Куратор  считает необходимым организовать  жизнь группы с помощью каких-либо  внеучебных мероприятий (вечера, походы  в театр и т.д.) В свои обязанности  он также включает участие  в выборах старосты, чувствует  ответственность за происходящие  межличностные конфликты в группе  и старается включаться в их  разрешение. 
-  Куратор - "психотерапевт". Куратор очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Он много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, т.к. круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

- Куратор - "родитель".  Куратор берет на себя родительскую  роль в отношении студентов. Он  излишне их контролирует, нередко  лишает инициативы. Берет на себя  ответственность решать семейные  и личные дела студентов, но  не с точки зрения психологической  поддержки, а как контролирующий  родитель, требующий полного подчинения  его решениям. Чаще всего это  люди старшей возрастной категории  и в своих отношениях со  студентами они ссылаются на  свой жизненный опыт.

- Куратор - "приятель". Куратор заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие  во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора  как члена группы, он пользуется  уважением, но ему нередко не  хватает необходимой дистанции  для того, чтобы в необходимых  случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу  кураторов относятся молодые  преподаватели или аспиранты, выполняющие  эту роль. 
- Куратор - "беззаботный студент". Куратор не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, он нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя себе даже его студенческую группу и чем она живет.

- Куратор - "администратор". Куратор своей основной задачей  видит информирование администрации  о пропусках студентов, ведет  учет посещаемости, передает студентам  требования деканата. Выполняет  в основном контролирующую функцию, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной  заинтересованности и включенности  в интересы студенческой группы.

         У каждого куратора свой подход  к студентам, свои методы работы. Куратор должен быть личностью  незаурядной, чтобы заинтересовать  молодое поколение, ему должны  быть присущи строгость, справедливость  и вместе с тем чувство юмора. Он должен гибко реагировать  на происходящие изменения в  группе и уметь находить компромисс  в сложных ситуациях. Следовательно, относя кураторство к профессиональной  сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть:

- педагогическая  эрудиция;

- педагогическое  целеполагание;

- педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;

- педагогическая  интуиция;

- педагогическая  наблюдательность;

- педагогический  оптимизм;

- педагогическая  находчивость;

- педагогическое  предвидение;

- педагогическая  рефлексия.

         Таким образом, профессиональная  роль куратора предполагает комплекс  индивидуальных, личностных, собственно  субъективных качеств, наличие которых  способствует успешному выполнению  данных профессиональных обязанностей  и влияет на стиль исполнения  роли куратора, которая в свою  очередь способствует созданию  благоприятного психологического  климата в студенческой группе. И конечно, вне всяких сомнений, куратор – это человек, деятельность  которого должна быть направлена  на формирование у студентов 

корпоративной культуры вуза. Это, несомненно, сложный процесс, учитывающий многие факторы.

Приоритетным направлением работы куратора студенческой группы является формирование корпоративной культуры студенчества - чувства принадлежности к университету с его историей, традициями, нормами, ценностями. В связи с этим основной акцент в воспитательной работе куратора студенческой группы направлен на коррекцию и развитие таких личностных качеств студенческой молодежи как: гуманизм, нравственность, гражданственность, патриотизм, коллективизм, корпоративность, ответственность, активность, трудолюбие. Организационную и воспитательную деятельность куратор студенческой группы осуществляет, руководствуясь Законом РК "Об образовании", Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Уставом университета, иными нормативными документами, регламентирующими учебный и воспитательный процесс в вузе. Куратор студенческой группы в своей работе взаимодействует с заведующим кафедрой, заместителем декана, ответственным за воспитательную работу, управлением по социально-воспитательной работе, преподавателями, родителями, общественными организациями, структурными подразделениями университета.

Информация о работе Методика формирования корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка на основе реализации научно-методического сопровожден