Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:48, курсовая работа
Цель исследования: разработать и апробировать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции и критерии оценки феномена «корпоративная культура студентов языкового вуза».
2. Обосновать диагностические критерии и признаки сформированности корпоративной культуры студентов языкового вуза.
3. Разработать и реализовать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов языкового вуза.
4. Разработать методические рекомендации по программно-методическому сопровождению деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза.
Комитет по делам молодежи ЮКГУ создает все условия для самореализации личности студента в различных сферах деятельности. В его структуру входят следующие секции: по общественно- политической, патриотической, культурно-массовой работе, по развитию массовых видов спорта, дебатный клуб, женсовет и др. Работают кружки хореографии, пения, изобразительного искусства. Для занятия спортом функционирует спорткомплекс, построен новый стадион, отвечающий самым современным требованиям и стандартам. В течение нескольких лет в университете существует традиция - встречи с видными учеными, деятелями литературы, культуры и искусства, которые не только делятся с молодежью своим жизненным опытом, творческими планами, но и проводят презентации своих достижений.
Таким образом, рассмотренный нами отечественный и зарубежный опыт деятельности вузов и, в частности, работа кураторов студенческих групп по формированию корпоративной культуры студентов вуза позволяет утверждать, что данный процесс направлен на воспитание личности студента с устойчивыми духовно-нравственными принципами и качествами конкурентоспособного, интеллектуально образованного будущего специалиста.
1.3 Научно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка
Целью исследовательской работы в рамках данного параграфа является выявление многообразия программно-методического сопровождения деятельности кураторов студенческих групп по формированию корпоративной культуры студентов вуза.
Необходимо отметить, что важная и ответственная роль в воспитании студентов отводится кураторам академических групп 1-2-х курсов, задачей которых является формирование студенческого коллектива, обеспечение эффективной адаптации студентов в вузе, условий реализации моральной и материальной защищенности студентов, соблюдения их прав и выполнения ими своих обязанностей, привитие корпоративной культуры высшего учебного заведения. Содержание деятельности куратора академической группы по формированию корпоративной культуры студентов осуществляется на основе профессиональной, духовно-нравственной и культурно-творческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стиля общения и включают:
-
изучение и анализ
-
планирование программы
-
изучение социально-
-
обеспечение воспитательной
В последние годы большое внимание в вузах уделяется организационно-методическому обеспечению работы куратора, в том числе и по формированию корпоративной культуры студентов. В частности, в Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева, ежегодное проводится смотр-конкурс, позволяющий выявить и поощрить лучших кураторов факультетов университета. Проведение конкурса способствует выявлению и распространению в университете положительного опыта работы кураторов. С целью обмена опытом, ознакомления с постановкой кураторской работы в других вузах, теоретическими основами воспитательной работы ежегодно проводится методический семинар «Школа куратора». Кроме того, с целью повышения квалификационного уровня кураторов академических групп в настоящее время разрабатывается с целью дальнейшей реализации программа курсов повышения квалификации, так деятельность куратора в плане воспитания студентов в целом, и в формировании корпоративной культуры студентов в частности, требует большого мастерства.
Дальнейшее развитие института кураторства приобретает особое значение в условиях включения Казахстана в Болонский процесс. Обращение к опыту зарубежных вузов подтверждает необходимость взаимодействия преподавателей со студентами, оказания им непосредственной помощи в адаптации к социальным условиям, становлении собственной жизненной позиции, поиске направлений и возможностей для своей образовательной и общественной деятельности. Институт кураторства, созданный практически со дня основания вуза, обеспечит преемственность методов работы преподавателей со студентами при переходе к новой системе обучения. Наиболее сложно адаптация происходит у студентов младших курсов, проживающих в общежитии. Ведь эти молодые люди вынуждены адаптироваться не только к новым условиям обучения, но и к новым жилищно-бытовым условиям. Мы глубоко убеждены, что Совет кураторов университета должен обеспечивать реализацию воспитательных задач по всем направлениям воспитательной деятельности, в том числе и формированию корпоративной культуре студентов, а именно:
-
развитие творческих
-
формирование студенческого
-
координация работы
-
помощь студенческому активу
общежития в проведении
-
воспитание бережного
-
содействие выполнению
-
воспитание и развитие
-
изучение и анализ
-
изучение и распространение
Развитие системы студенческого самоуправления, поддержанное Советом кураторов, способствует воспитанию у студентов лидерских качеств, творческих способностей, умения работать в команде. Студенческий совет, являясь общественным органом самоуправления, создается для широкого привлечения студентов к подготовке и проведению мероприятий, направленных на приобщение студентов к корпоративному духу вуза.
Таким образом, каждый студент вовлекается в процесс сотворчества, конструктивного и плодотворного человеческого общения. Стимулируется внимание личности к другому. Все это закладывает основы для формирования здорового коллективизма, способствует социальной адаптации человека, попавшего после средней школы в совершенно непривычную для себя среду и столкнувшегося с необходимостью осознать себя в новом общественном статусе.
Одной из приоритетных форм работы куратора со студенческой группой является кураторский час. С помощью кураторских часов можно помочь студентам не только правильно сориентироваться в новой для них обстановке, но и способствовать формированию корпоративной культуры университета, факультета и кафедры, а также тому, чтобы студенты впитывали в себя богатые традиции вуза.В круг обязанностей куратора входит и анализ итогов экзаменационных сессий, и контроль за текущей успеваемостью студентов, чтобы каждый студент четко осознавал, что хорошая учеба в вузе является залогом профессионального роста. Также именно куратор может быть первым сможет разглядеть в своих студентах будущих специалистов, что поможет сделать им первые шаги в науке. В университете должны иметь место действенные стимулы для привлечения студентов в студенческие научные общества: публикация тезисов студенческих докладов, присуждение именных стипендий студентам, т.е. приобщение студентов к научной деятельности университета как части корпоративной культуры вуза.
Кроме учебной и научной
Таким образом, мы можем обозначить основные функции кураторской деятельности: информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая. И, пожалуй, главное, в чем заключается работа куратора – это воспитание в студентах корпоративного духа, корпоративной культуры, присущей их alma-mater.
По классификации Зелеевой В.П.
[32], относительно круга задач, которые
определяют себе сами кураторы, можно
выделить несколько типов:
- Куратор - "информатор". Куратор
предполагает, что его единственной задачей
является своевременная передача необходимой
информации студентам (о расписании, о
медосмотре, о каких-либо мероприятиях
и т.д.). Он не считает нужным вникать в
жизнь группы, считая студентов взрослыми
и самостоятельными.
- Куратор - "организатор". Куратор
считает необходимым
- Куратор - "психотерапевт". Куратор
очень близко к сердцу принимает личные
проблемы студентов, готов выслушивать
их откровения, побуждает к ним, старается
помочь советом. Он много личного времени
тратит на психологическую поддержку
студентов, устанавливает слишком близкие
контакты и рискует эмоциональным истощением,
т.к. круглые сутки предоставлен студенческим
проблемам.
- Куратор - "родитель".
Куратор берет на себя
- Куратор - "приятель".
Куратор заинтересован в том,
чем живет студенческая группа,
он старается принимать
- Куратор - "беззаботный студент".
Куратор не считает необходимым выполнять
какие-либо обязанности, он нечетко представляет
круг своих задач. Он только формально
считается куратором, нередко не представляя
себе даже его студенческую группу и чем
она живет.
- Куратор - "администратор".
Куратор своей основной
У каждого куратора свой
- педагогическая эрудиция;
- педагогическое целеполагание;
- педагогическое
(практическое и
- педагогическая интуиция;
- педагогическая наблюдательность;
- педагогический оптимизм;
- педагогическая находчивость;
- педагогическое предвидение;
- педагогическая рефлексия.
Таким образом, профессиональная
роль куратора предполагает
корпоративной культуры вуза. Это, несомненно, сложный процесс, учитывающий многие факторы.
Приоритетным направлением работы куратора студенческой группы является формирование корпоративной культуры студенчества - чувства принадлежности к университету с его историей, традициями, нормами, ценностями. В связи с этим основной акцент в воспитательной работе куратора студенческой группы направлен на коррекцию и развитие таких личностных качеств студенческой молодежи как: гуманизм, нравственность, гражданственность, патриотизм, коллективизм, корпоративность, ответственность, активность, трудолюбие. Организационную и воспитательную деятельность куратор студенческой группы осуществляет, руководствуясь Законом РК "Об образовании", Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Уставом университета, иными нормативными документами, регламентирующими учебный и воспитательный процесс в вузе. Куратор студенческой группы в своей работе взаимодействует с заведующим кафедрой, заместителем декана, ответственным за воспитательную работу, управлением по социально-воспитательной работе, преподавателями, родителями, общественными организациями, структурными подразделениями университета.