Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:48, курсовая работа
Цель исследования: разработать и апробировать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции и критерии оценки феномена «корпоративная культура студентов языкового вуза».
2. Обосновать диагностические критерии и признаки сформированности корпоративной культуры студентов языкового вуза.
3. Разработать и реализовать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов языкового вуза.
4. Разработать методические рекомендации по программно-методическому сопровождению деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза.
Мы выражаем свое согласие с Г.Ю.Титовой по поводу того, что основными принципами деятельности куратора студенческой группы являются личностно-ориентированный (индивидуальный) подход к каждому студенту, взаимодействие со студенческим активом, включенность в дела и проблемы группы, самоуправление [33].
В вузе воспитание наряду с обучением является важнейшей составляющей качественно организованного образовательного процесса. Однако если обучение - это четко спланированный, организованный и управляемый на всех уровнях процесс, то об управляемости, эффективности воспитательного процесса в вузе говорить намного сложнее. В различных отечественных вузах качество организации, управления, научно-методического обеспечения воспитания студентов разное. От чего это зависит? Выделим педагогические условия эффективности организации процесса воспитания в вузе, влияющие на формирование корпоративной культуры студентов:
1. Целостность системы воспитания в вузе. Именно целостная система управления процессом воспитания в вузе, скоординированность всех основных служб, выполняющих воспитательные задачи (от ректората, деканатов, кафедр до кураторов студенческих групп), определяет эффективность и качество воспитания студентов. Процесс воспитания должен представлять собой целостную иерархическую систему с четко очерченными целями и ожидаемыми результатами. В этом плане важно сочетать разумную централизацию и демократизацию управления и самоуправления студенчества с учетом современных задач совершенствования воспитательной системы в вузе и специфики учебного заведения.
2. Уровень духовно-нравственных норм и ценностей (в том числе ценностей воспитания) и механизмы их формирования у студентов. В условиях вуза важно, чтобы у всех - от ректоров, деканов до каждого преподавателя кафедры, кураторов студенческих групп - было глубокое осознание роли воспитательной работы в подготовке будущего педагога. Осознание ценности воспитания позволяет правильно расставить акценты, выделить и придать значимость тем мероприятиям, традициям, которые прямо или косвенно оказывают воспитательное воздействие на каждого участвующего в нем студента и привития ему корпоративной культуры вуза. Например, День первокурсника, День кафедры, День открытых дверей факультета, День специальностей, юбилейные даты, связанные с именами выдающихся ученых, педагогов, внесших значительный вклад в развитие факультета, университета.
3. Высокий уровень профессиональной компетенции всех участников воспитательного процесса, отражающий соответствующий уровень организационно-педагогической культуры в контексте воспитания в вузе. Это подчеркивает важность внедрения в вузовский воспитательный процесс компетентностного подхода, выработки и отслеживания критериев эффективности через компетенции в контексте воспитания.
4. Реализация имиджевой политики: наличие символики, традиций, ритуалов, благоприятной среды жизнедеятельности студентов, имиджа факультета, вуза, которыми студенты должны дорожить, так как это является выражением корпоративной культуры вуза.
Куратор студенческой академической группы является одним из субъектов воспитательного процесса, деятельность которого определена востребованностью в поддержке студентов в период обучения в вузе. Деятельность куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы.
Охарактеризовать основные составляющие системы кураторства, сложившейся в большинстве отечественных вузов, можно следующим образом [34]:
1. Совет кураторов координирует работу кураторов студенческих групп, оказывая помощь в проведении семинаров по обмену опытом, организуя научно-методическое сопровождение воспитательного процесса в студенческой группе.
2. Подбор кураторов из числа молодых преподавателей, которые, с одной стороны, в силу возраста легче понимают учебные и житейские трудности студентов, с другой - имеют небольшой жизненный и педагогический опыт, недостаточный багаж знаний по психологии. При этом большое значение в налаживании контактов между наставниками и студентами и имеет личное желание куратора.
3. Регламентация системы кураторства должна быть определена разработанными и утвержденными в вузе положениями о системе кураторства, о кураторе.
4. Формы и методы работы кураторов схожи с деятельностью классных руководителей, но имеют свою специфику, которую помогают определить семинары по обмену опытом, периодические совещания, собрания, конференции, круглые столы. Необходимо также издание специальной литературы по организации кураторства.
5. Документация куратора (журнал, отчеты) позволяет отслеживать результативность его деятельности
Основной вид деятельности, которую осуществляет куратор студенческой группы в совокупности вышеобозначенных функций, на наш взгляд, подразумевает программно-методическое сопровождение, в понимании которого мы солидарны с Е. Б. Манузиной [35]. Программно-методическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленной на создание педагогических условий для успешного обучения, воспитания и формирования корпоративной культуры студентов вуза. При организации процесса совершенствования деятельности куратора необходимо учитывать следующее четкое определение границ должностных обязанностей и полномочий кураторов;
- организация школы молодых кураторов;
- издание методических указаний для кураторов;
- организация стажировок, прохождение курсов повышения квалификации в других вузах, в вузах других городов для обмена опытом;
- регулярные отчеты кураторов на заседания кафедры;
- проведение конкурсов на лучшего куратора.
Деятельность кураторов несет в себе большой воспитательный потенциал, если она целенаправленна и имеет научное и программно-методиче-
ское обеспечение процесса.
Качество кураторской деятельности в этом случае определяется тремя основными факторами: 1) насколько сам куратор готов к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в области теоретической и практической педагогики и психологии; 2) насколько в вузе эффективно организованы и функционируют системы по повышению психолого-педагогической грамотности преподавателей – кураторов и оказанию социально-психологической помощи субъектам воспитательного процесса; 3) в какой мере сам преподаватель обладает теми качествами и способностями, которые являются необходимыми для осуществления кураторской деятельности, направленной на формирование у студентов корпоративной культуры.
Поэтому для раскрытия воспитательного потенциала кураторства, превращения его в актуальный инновационный ресурс высшего профессионального образования необходимо помимо решения каждой из вышеназванных проблем еще и создание ряда систем по организационному, научно – методическому обеспечению и социально – психолого – педагогическому сопровождению института кураторов академических групп.
Комплексная система поддержки кураторства в вузе, ориентированная на повышение качества подготовки будущих специалистов в целом в условиях современного вуза, способствует повышению эффективности решения педагогической задачи формирования корпоративной культуры студентов вуза, что требует профессионального роста кураторов. Потребность в повышении квалификации и развитии педагогического мастерства возникает тогда, когда ставятся новые, актуальные цели, выдвигаются новые требования, меняется характер деятельности. Чтобы добиться качественной организации процесса формирования корпоративной культуры студентов необходимо совершенствование кадрового потенциала, программно-методическое обеспечение педагогического процесса. Во всех отечественных вузах существуют методические службы отдела воспитательной работы с молодежью, которые определяют основные направления деятельности куратора, в рамках которых предусмотрено проведение консультативной работы, запланирована деятельность методических объединений кураторов. Основные функции, которые выполняет методическая служба – создание программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, информирование и обучение кураторов.
Повышение профессионального мастерства воспитательных кадров вуза традиционно и осуществляется через проведение курсовой подготовки.
Кураторов
знакомят с современными
Кураторская деятельность является творческой по своей сути. Постоянно работая над собой, куратор проходит путь от усовершенствования уже известных средств воспитания до новаторства. Постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения куратора высокого профессионального мастерства. Кураторы с высоким уровнем мотивации, креативные личности, ориентированные на достижение успеха, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Организация самообразования педагогов-кураторов – одно из самых важных направлений методической работы на любом уровне: самого куратора и вуза в целом. Специфика труда куратора студенческой группы побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство предпочитают перенимать опыт коллег, педагогов-новаторов, являющихся на протяжении многих лет куратором студенческой группы. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности, в организации непрерывного образования педагогов-кураторов.
Для организации непрерывного образования кураторов в межкурсовой период используются разнообразные формы работы: учебно-методические занятия, семинары – практикумы, постоянно действующий режим консультирования (тематическое и индивидуальное консультирование). На учебно-методических занятиях проводится информирование кураторов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики. Примером могут послужить семинары, проводимые в Евразийском университете им. Гумилева и КазНу им. Аль-Фараби: «Основные задачи и направления организации идеологической и воспитательной работы со студентами на кафедрах Евразийского университета им. Гумилева в 2010/2011 учебном году», «Профессиональная этика куратора как фактор приобщения студентов к корпоративной культуре вуза », «Качество образовательной системы и современные педагогические технологии в области воспитания», «Эффективное управление воспитательным процессом в рамках деятельности куратора студенческой группы», «Изучение психологического климата в студенческой группе первого курса» [36].
Новые ценности методической
работы кураторов определяются,
исходя из новой цели: подготовка
куратора студенческой группы
как субъекта профессиональной
деятельности, социальной жизни, субъекта
личностной самореализации, самоактуализации
и самоорганизации. В связи
с этим, повышение качества
Взаимодействие методической службы вуза с кураторами, которые являются главными субъектами в процессе формирования корпоративной культуры студентов, способствует повышению эффективности программно-методического сопровождения воспитательной работы кураторов.
В рамках нашего исследования мы акцентируем внимание на программах развития корпоративной культуры, принятых и действующих во многих отечественных вузах. На сегодняшний день государственные и особенно – негосударственные вузы поставлены в рыночные условия, при которых они вынуждены выживать и при этом сохранять качественный уровень образования и развития воспитательной работы, для чего каждому вузу необходим какой-то индивидуальный внутренний стержень, который остается неизменным в течение долгого времени. Высшие учебные заведения, имеющие многолетние традиции в научной и творческой составляющей в студенческой жизни, неотъемлемой частью своей деятельности считают сохранение наследия и формирование корпоративной культуры. Именно студенты являются главными носителями особенностей корпоративной культуры вуза, его традиций, ценностей, имиджа не только в период своего обучения, но и спустя много лет по его окончании. В зависимости от того, насколько эти ценности разделяются студентами, распространяется положительная или отрицательная информация о вузе.
Корпоративная культура связана с решением проблем данного образовательного учреждения и реализацией его миссии через усвоение профессиональных ценностей и норм, принятие целей, стратегии развития и средств ее реализации. Корпоративность проявляется в особом «корпоративном духе» – особой социально-психологической атмосфере (или корпоративной ментальности), являющемся ядром консолидации коллектива, вызывающим чувство гордости за свое образовательное учреждение. Принадлежность к данному вузу выступает в качестве особой корпоративной ценности. Профессиональная коммуникация и идентификация с конкретным вузом создают кумулятивный эффект, позволяющий повышать учебную мотивацию студентов через создание позитивного эмоционального фона протекания основной деятельности – учебно-воспитательного процесса. В этом, по нашему мнению, и заключается основной воспитательный потенциал корпоративной культуры вуза.