Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:48, курсовая работа
Цель исследования: разработать и апробировать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции и критерии оценки феномена «корпоративная культура студентов языкового вуза».
2. Обосновать диагностические критерии и признаки сформированности корпоративной культуры студентов языкового вуза.
3. Разработать и реализовать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов языкового вуза.
4. Разработать методические рекомендации по программно-методическому сопровождению деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития, общество ставит перед человеком все более усложняющиеся задачи на самоопределение и самореализацию, с которыми под силу справиться только лишь свободной, самостоятельной, социально активной личности.
Гуманистическая образовательная парадигма определяет доминирующую значимость человеческого фактора. Ориентация на человека самостоятельного, независимого, творчески мыслящего, способного активно действовать, принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия требует от педагогической науки пристального внимания к содержанию ценностных ориентиров образовательных учреждений, поиску адекватных образовательных технологий для реализации обозначенных временем идей. В современных условиях можно зафиксировать объективно существующие противоречия системы образования между социально детерминированными, непрерывно возникающими новыми требованиями к единому процессу образования, воспитания, развития и отсутствием эффективных методов, средств, которые были бы способны оперативно изменять и регулировать систему, корректировать ее с необходимым опережением, затрачивая при этом оптимальный объем ресурсов и повышая одновременно эффективность функционирования с учетом стоящих проблем.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики управления студенческими группами через создание и совершенствовании социокультурной корпоративной студенческой среды, а с другой - не разработанностью механизма формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждениях высшего образования.
Целенаправленную деятельность в этом плане осуществляет и институт кураторов. Фактически вся деятельность куратора с первокурсниками в течение всего учебного года направлена на приобщение их к видам деятельности и поведению, присущим студенчеству. Следовательно, оказание помощи первокурсникам в адаптации к новым условиям жизни, деятельности, общения – есть главная специфическая задача куратора первого курса.
Данному направлению посвящены работы М.В. Бирюковой, В.П. Зелеевой, М.Д. Мартыновой, Ю. И. Шенкнехт, М.Ю.Коваль и д.р.
В ходе анализа социальной ситуации, опыта работы кураторов студенческих групп языковых специальностей по формированию корпоративной культуры студентов, нами были выявлены и сформулированы противоречия между:
- возросшей
потребностью общества в
- необходимостью проведения
- потребностью
общества в кураторе
Выявленные противоречия актуализируют проблему исследования: какие современные средства программно-методического сопровождения деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов могут быть эффективно использованы в ВУЗе? Социально-педагогическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность в теории и практике высшего профессионального образования обусловили выбор темы: «Деятельность куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза».
Цель исследования: разработать и апробировать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
Объект исследования: процесс формирования корпоративной культуры студентов языкового вуза.
Предмет исследования: деятельность куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
Гипотеза исследования: если разработать и реализовать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов, используя:
- изучение
теоретических основ и
- разработанный
механизм управления
- выделенную
группу критериев для оценки
эффективности процесса
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
Методологическую основу исследования составили философские, общенаучные подходы (культурно-антропологический, системный, аксиологический и личностно - деятельностный) и принципы (принцип гуманистической направленности; принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации; принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности студентов). Теоретическая основа исследования: философские, общенаучные концепции, теории, идеи и теоретические исследования: теория формирования всесторонне развитой личности в концепциях личностно ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской; теория личности, ее индивидуальности и персонализации в деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн и др.); теория развития личности как процесса ее вхождения в различные социальные группы (А.В.Петровский); теории организационной и корпоративной культуры, раскрывающие ее типологию и особенности (Hofstede G.H., Morgan G., Schein E., Robbins S.P. и др.); теория организационной и корпоративной культуры образовательных учреждений и корпоративного университета (А. Беляев, М.В.Богданова, В. А. Виноградова и др.); исследования в области методики и методологии педагогических исследований (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Е.В.Бережнова, Д.И.Фельдштейн и др.).
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретические: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение за деятельностью
и взаимодействием студентов
и кураторов в образовательном
процессе ВУЗа, педагогический эксперимент,
оценка и самооценка студентов
и кураторов, экспертная оценка,
беседа, анкетирование, методы статистической
обработки данных (корреляционный,
регрессионный анализ, ранжирование,
методы математической
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное программно-методическое сопровождение и методические рекомендации для куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза могут быть использованы при повышении квалификации кураторов студенческих групп.
1 Теоретические основы формирования корпоративной культуры
будущих учителей иностранного языка
В современную эпоху вместе с научно-техническим прогрессом усиливаются социальные процессы, их обращенность к человеку. В сфере образования рациональные потребности личности и общества наполняются духовным смыслом и общечеловеческим интеллектом, стремясь к качественному совершенствованию человека и человеческих отношений во всех сферах жизнедеятельности.
Глава государства Н.Назарбаев в своем Послании особо подчеркивает: «…важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях независимо от формы собственности» [1].
Любая совместная деятельность подразумевает взаимодействие людей, а также оценку их знаний и умений, мотивации, ценностно-смысловой ориентации и т.д. М.М.Бахтин отмечал, что «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя [2].
Студенческая группа, как маленькое государство, должна иметь свою культуру - с ценностями, традициями, негласными правилами поведения, символами и т.д. Ее значение, в особенности для студенческой группы, стремящейся к развитию, невозможно переоценить. Управление развитием возможно только на основании корпоративной культуры, т.к. именно ценностные составляющие, а так же отношение к ним будут определять его направление.
Понятие культуры является базовым для нашего исследования, поэтому мы считаем необходимым подробно рассмотреть ее онтологию, семиотический характер и другие важные для нашего подхода аспекты. Слово «культура» в качестве исходного имеет латинское cultura, что означает «возделывание, воспитание, развитие, почитание, культ». С XVIII в. под культурой начинают понимать все, что появилось благодаря деятельности человека, его целенаправленным размышлениям. Все эти значения сохранились в позднейших употреблениях слова «культура», но первоначально это слово означало «целенаправленное воздействие человека на природу, изменение природы в интересах человека, т. е. возделывание земли» [3].
Культура — это одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания. Это слово стало употребляться в качестве научного термина со второй половины XVIII в. - «века Просвещения». Первоначальное определение культуры в научной литературе принадлежит Э. Тайлору, который понимал культуру как комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества. Современный исследователь Эрик Вольф [4] подвергает сомнению само понятие культуры, утверждая, что каждая культура не есть самостоятельная монада и что все понятия культуры взаимосвязаны и постоянно перетекают одна в другую, при этом некоторые из них сильно видоизменяются, а некоторые прекращают свое существование. Существует много подходов к определению корпоративной культуры. В широком смысле корпоративная культура - комплексное явление, которое представляет собой набор присущих всем членам корпоративного сообщества поведенческих норм, артефактов, ценностей, представлений и понятий, определяемых спецификой профессиональной деятельности. Корпоративная культура в узком смысле - это общие ценности, верования и убеждения, которые разделяются всеми или почти всеми сотрудниками организации.
Во всех рассмотренных подходах есть рациональное содержание, каждый из них указывает на какие-то существенные черты понятия «культура». Но какие из них более существенны? Здесь все зависит от позиции исследователя, от того, как он понимает культуру.
В контексте нашего исследования нам предстоит разобраться в особенностях корпоративной культуры студентов вуза. Тема корпоративной культуры в силу своей высокой практической и экономической значимости вызывает все больший интерес исследователей различных направлений (психологов, социологов, экономистов, специалистов по управлению и др.), а также практических работников (сотрудников специализированных фирм руководителей отделов по управлению персоналом, различного рода консультантов и др.). В XIX веке Мольтке введен термин «корпоративная культура», позволивший дифференцировать это понятие с близкими по содержанию категориями («культура предпринимательства», «организационная культура», «деловая культура», «внутренняя культура компании») и включить в него новые смыслы. С этого времени проблема корпоративной культуры активно исследуется как зарубежными (Р.Акофф, М.Бурке, Т.Е.Дейл, А.А.Кеннеди, Н.Крылов, Л.Розенштиль, Р.Рюттингер, С.Ханди, Г.Хошфед, К.Штольц), так и отечественными (С.С.Кунанбаева, Д.Н.Кулибаева, Ж.С.Нарымбетова, Т.М.Еналиева, О.Ю.Искандарова и др.) учеными. Достаточно широко исследована проблема ключевых компонентов корпоративной культуры. Здесь можно выделить различные подходы, включающие в состав ключивых компонентов корпоративной культуры социальные нормы (Л.Розенштиль), «высшие цели» и «духовные ценности» (Р.Пэскэйл), Дж.Чемпи, Э.Этос и др.), символы, церемонии, ритуалы, традиции, обряды, мероприятия (Н.Крылов и др.), усвоенное поведение (М.Мид). Н.Крыловым выделены типы корпоративных ритуалов, обеспечивающие эффективность деятельности организации (ритуалы поощрения, порицания, интеграции). М.Кубром, Т.Питерсом, Р.Уотерманом и др. определены ценности корпоративной культуры, обеспечивающие компаниям успех (ориентация на действие, приверженность своему делу, самостоятельность и предприимчивость и др.) Большое число исследований появящено разработке типологии и описанию эффективных и неэффективных корпоративных культур (Р.Акофф, М.Бурке, Т.Е.Дейл, А.А.Кеннеди, Ф.Клукхон, С.Ханди, Г.Хошфед, Ф.Д.Штортбек и др.). Э.Шайном выделены функции корпоративной культуры – адаптация и выживание.