Методика формирования корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка на основе реализации научно-методического сопровожден

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и апробировать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры будущих специалистов иноязычного образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции и критерии оценки феномена «корпоративная культура студентов языкового вуза».
2. Обосновать диагностические критерии и признаки сформированности корпоративной культуры студентов языкового вуза.
3. Разработать и реализовать программно-методическое сопровождение деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов языкового вуза.
4. Разработать методические рекомендации по программно-методическому сопровождению деятельности куратора студенческой группы по формированию корпоративной культуры студентов вуза.

Файлы: 1 файл

Курсовая Дулаевой.docx

— 110.94 Кб (Скачать файл)

На подобных встречах первокурсники стараются показать себя с самой выигрышной стороны, привлечь внимание, и такой энтузиазм заражает других, открывает для них новые варианты жизненных интересов.

Объединяющей силой, позволяющей проявить себя в совершенно новом качестве, является выпуск (оформление, подготовка материала и т.д.) стенных газет. Особенно активны в этом жанре именно первокурсники: к каждому значимому в их жизни событию они стараются продумать новый стиль (официальный, торжественный, юмористический, сатиристический, лирический и т.п.), новое оформление (широко используется историческая стилизация: под древнеегипетский стиль, римский, старославянский и пр.).

Очень важной, если не решающей во всех видах деятельности, является роль куратора. Он должен искренне интересоваться жизнью студентов, их заботами, проблемами, оказывать помощь, направлять, но не диктовать! Настойчивая дидактика, формальный подход, избитые формы кураторских часов, так напоминающие надоевшие обязательные классные часы в школе: с постоянными нотациями, разбирательствами, угрозами, навсегда могут оттолкнуть студентов от желания общаться с таким «опекуном».

Сближают студентов, позволяя сплотить группы по интересам, просмотры видеофильмов, как «старых» – любимых, так и новых, только что появившихся. Возникающие дискуссии позволяют открыть новые черты друг в друге. В университете целенаправленно организуются посещения театров, музеев. Уже в первом семестре выделяется первая группа активистов – театралов, которая следит за новинками в театрах и музеях города, и выступает с рекомендациями. Часть «музееведов» становиться помощником в оформлении музея этнографии и археологии исторического факультета университета. Ежегодное анкетирование в сентябре позволяет выявить изменения в ориентирах студентов, новые интересы, знакомства, увлечения. В результате происходит обновление, расширение «активных групп», перемещения в них, что приводит к поэтапному формированию корпоративной культуры студентов.

Особый интерес вызвал у нас подход к работе со сложными ситуациями -   разработанная кураторами университета игра «Моя ответственность». Все члены академической группы должны встать в круг и взяться за руки, у каждого студента появляется по соседу справа и слева, таким образом, определяется «Кто» и «За кого» несет ответственность за участие в предстоящем мероприятии. (Напр., фрагмент круга …Райхан – Леша – Серик – Игорь... Каждый студент самостоятельно определяет меры позитивного воздействия на своего «соседа» для обеспечения его присутствия на мероприятии. Круг восстанавливается  перед проведением мероприятия, и выясняются причины отсутствия некоторых студентов, происходит обмен рекомендациями по изменению тактики привлечения студентов к групповым акциям, осуществляется рефлексия достижений каждого студента в этом направлении.

Все вышеизложенное, таким образом, указывает на то, что кураторская работа направлена, прежде всего, на адаптацию студента к условиям вуза, создание поддерживающих, доверительных отношений в группе, на воспитание социально одобряемого поведения студента, на профессиональное самосовершенствование через взаимодействие с академической группой, а значит – формирование корпоративной культуры студентов вуза. Данный процесс отражен в схеме плана работы куратора по формированию корпоративной культуры студента вуза (Приложение В).

Мы разделяем мнение Мартыновой М.Д. [27] о том, что самоуправление представляет собой часть общего управления учебно-воспитательным процессом в вузе. Следовательно, оно выполняет те же функции, что и управление: целеполагание - определение перспективных и ближайших целей; диагностики - сбор и обработка информации о коллективе, отдельных его участках и сферах деятельности коллектива; планирования - разработка путей достижения целей в данных условиях, выбор методов, форм средств работы; реализация планов - организация работы, ее регулирования и коррекция; контроля хода работы контроль и учет сделанного, оценка промежуточных результатов; анализа и оценки эффективности конечных результатов работы. Студенческое самоуправление это не только способ привлечения молодежи вузов к решению задач высшей школы, но и метод, способствующий возрастанию социальной активности, формирования качества гражданина, средство повышения инициативности и ответственности за порученное дело.

Задачи самоуправления в вузе следующие  [28]:

- обеспечение непосредственного, реального и решающего участия каждого члена коллектива, в том числе студентов, всех органов представительной и непосредственной демократии в управлении всеми сферами жизни вуза;

- (подготовка и принятие решений, выбор оптимальных средств, методов, путей реализации решения, учет и контроль за выполнением решений);

- реализация целей и задач преобразования высшего образования в стране;

- поиск оптимальных и эффективных средств и форм обучения, воспитания, утверждение педагогики сотрудничества;

- обеспечение нового качества подготовки специалистов в тесной связи с коренным улучшением их использования на основе развертывания научно-технического прогресса;

- развитие гуманитаризации высшего образования;

- подготовка специалистов новой генерации, обладающих высоким уровнем 
политической культуры. Навыки активных политических действий;

- создание научно-обоснованной и четко отлаженной системы самоуправления в вузе, сочетающей все формы представительной и непосредственной демократии.

Вузовское самоуправление должно опираться на следующие принципы: Равноправное и решающее участие всех членов коллектива - студентов, преподавателей, обслуживающего персонала и т.д. - в управлении всеми сторонами жизни коллектива; выборность всех органов и должностей, периодическая их сменяемость; систематическая их отчетность перед коллективом; постоянный и действенный контроль снизу за работой; гласность, информированность каждого члена коллектива о разработке и реализации управленческих решений; взаимная отчетность администрации, общественных организаций, различных выборных органов.

Самоуправление в вузе должно охватывать все без исключения стороны, сферы, аспекты жизнедеятельности вуза учебную, научную, воспитательную работу, хозяйственны проблемы, быт, досуг, перспективы развития вуза и т.д. Участие студентов в управленческом процессе не должно быть ограничено равными инструкциями и рекомендациями, где «нужно» и где «нежелательно» пока участие студентов. Для студентов нет и не может быть «закрытых» зон в формировании вуза, в противном случае вести речь о самоуправлении бессмысленно. Другими словами, студенческое самоуправление - форма и способ жизнедеятельности студенческих коллективов, соединение самодеятельности, инициативы, активности студентов в обеспечении деятельности вуза, в реализации целей, стоящих перед ними.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Структура студенческого самоуправления

 

Студенческое самоуправление существует и формируется в рамках вузовского самоуправления. Существует много вариантов организации студенческого самоуправления в вузе. В общем виде все предполагаемые варианты можно свести к двум: первый - для осуществления студенческого самоуправления целесообразно создать выборные органы на уровне группы, курса, факультета, вуза, которые используя данные им студенческими коллективами полномочия будут решать все вопросы, связанные с организацией учебной деятельностью, быта и досуга; второй для осуществления студенческого самоуправления не следует создавать какие-либо новые органы управления (самоуправления), а ограничиться введением представителей студенчества в составы советов факультетов и вузов.

Обобщив опыт вузов по внедрению и развитию студенческого самоуправления, которое играет важную роль в формировании корпоративной культуры студентов, нами разработана структура студенческого самоуправления, представленная на рисунке 2.

Особый интерес вызывает опыт работы студенческого самоуправления в КазНУ имени Аль-Фараби, где в рамках расширения деятельности студенческого самоуправления разработана новая структура молодежных организаций КазНУ. На сегодняшний день в КазНУ им. аль-Фараби активно действуют организации студенческого самоуправления. Актив Комитета молодежных организаций является главным инициатором и организатором многочисленных общественно значимых мероприятий на факультетах и в общежитиях университета. Кроме того, в университете обучаются студенты, которые являются именитыми спортсменами, представляющими Казахстан на международном уровне. Силами Студенческого Совета организуются и проводятся Студенческие спартакиады на кубок Комитета молодежных организаций. В рамках Студенческого офиса работает социально-психологическая служба, которая призвана изучать социально-психологическую атмосферу в вузе, проводить регулярный мониторинг атмосферы среди студентов, выявлять и предупреждать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности студентов. Также проводятся психологические тренинги для студентов, направленные на адаптацию первокурсников, личностный рост и развитие лидерских качеств студентов.  Открыт новый дискуссионный клуб «Озат ой». На заседаниях этого клуба студенты разных факультетов обсуждают наиболее актуальные вопросы современности. Задача клуба «Озат ой» заключается в формировании активной гражданской позиции, создании открытой дискуссионной площадки, где могут высказываться различные мнения, точки зрения.  Одной из ключевых фигур учебного процесса является куратор, который призван реализовывать воспитательные функции в рамках своих должностных обязанностей, главная из которых  направлена на решение одной из важнейших задач высшей школы - способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. В этой связи важна роль куратора в адаптации студентов первого курса в вузе и приобщении студентов к корпоративной культуре университета, выработке мер, способствующих социализации студентов старших курсов, готовящихся вступить в конкурентную среду на рынке труда.

В КазНУ, как одном из ведущих вузов Республики,  ставится задача формирования корпоративной культуры студентов, которая является важнейшим критерием качества воспитательной работы в вузе. Корпоративная культура университета - это характерная для вуза система ценностей, идеалов, норм, установок, взглядов, убеждений, стандартов работы, стилей поведения, традиций, обычаев, ритуалов, мероприятий, символов, морально-психологического климата [29].

В этой связи создана наряду с «Қазақ Университеті» отдельно студенческая газета «Өркен», которая выпускается исключительно студентами и распространяется бесплатно. Особое внимание уделяется студентам первого курса, которых важно знакомить с историей, традициями, перспективами развития КазНУ им. аль-Фараби, с правовым и социальным статусом студента, основами культуры умственного труда, этикета, здорового образа жизни, бережною отношения к университетской собственности. Принципиальное значение приобретает интенсивная, педагогически осмысленная работа со студентами-первокурсниками в первые дни, недели после их поступления в университет: именно в это время у них наиболее сильно проявляются ожидания положительных установок, целенаправленной мотивации со стороны педагогического коллектива на новый для них, университетский стиль отношений, на высокую культуру учебного труда. Крайне важны общественно значимые мероприятия, направленные на формирование корпоративной культуры, проводимые на факультетских и университетском уровнях: Золотая середина, Выпускной Бал, Студенческая Весна, различные конкурсы среди творческой молодежи, выявляющие наиболее талантливых студентов для участия на внешних мероприятиях. Потенциал военной кафедры позволяет ежегодно 7 мая, в День Защитников Отечества, проводить на стадионе военно-патриотический праздник с проведением соревнования среди факультетских взводов по строевой подготовке под руководством взводных кураторов. Такое мероприятие уже стало новой традицией университета. Корпоративный дух и корпоративная культура закладывает основы для воспитания патриотизма. Воспитать чувство гордости и ответственности за родной университет, осознать свою причастность к студенческой элите, безусловно, помогают  те сюжеты и материалы в СМИ, которые подчеркивают уникальность и престиж КазНУ. Наиболее яркое воздействие оказывают такие мероприятия как: Дни КазНУ в ЕНУ, открытие социального студенческого кинотеатра, праздник Посвящение в студенты  и многие другие.

Следовательно, смысл воспитания в университете - приобщение к нормам и ценностям корпоративной культуры, приобщение студентов к нормам вузовской жизни, к традициям университета, к особенностям сложившихся взаимоотношений. Корпоративная культура, корпоративная идеология не могут быть навязаны свыше - они формируются на основе культурно-образовательных потребностей, интересов, ценностей. Корпоративная идеология как часть корпоративной культуры должны отличаться некоторой амбициозностью, установкой на высокую конкурентоспособность, на высокие достижения, любовь и интерес к своему делу, т.е необходима в этой связи   воспитывающая среда в вузе, позволяющая личности студента развиваться в гармонии с собой и социальным окружением.

Формирование корпоративной культуры студентов в рамках воспитательной работы является одним из приоритетных направлений в Южно-Казахстанском Государственном университете, который имеет на сегодняшний день богатую историю становления и развития.   Основополагающими документами при организации воспитательной работы в ЮКГУ являются Конституция Республики Казахстан, Закон РК "О Государственной молодежной политике", Закон "О языках в Республике Казахстан", Стратегия "Казахстан - 2030", ежегодные Послания Президента Н. Назарбаева народу Казахстана,  др. В Стратегии развития университета на 2009-2013 гг отмечается, что молодежь ХХI века представляет собой поколение, выросшее в условиях рыночных реформ, изменившихся общественных отношений, что, в свою очередь, не могло отразиться на их ценностных ориентациях [30]. Встречи со студентами, обмен мнениями с лидерами молодежных организаций на проводимых "круглых столах", беседы с кураторами показывают, что студенчество является наиболее творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором духовного и экономического преображения современного социума. Важность роли студенчества в повышении потенциала нашей страны была отмечена в лекции Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева "К экономике знаний через инновации и образование" [31].

Современная образованная молодежь - это и есть та стратегическая сила, которая способна вывести нашу страну в число передовых, развитых государств.  Стратегические перспективы, определенные в ЮКГУ в области социальной и воспитательной работы, прежде всего, направлены на создание условий для формирования таких важнейших качеств студенчества, как патриотизм, стремление к духовному развитию, нравственная и профессиональная культура, т.е. те качества, которые развиваются в рамках формирования корпоративной культуры студентов. Исходя из этого, планирование воспитательной работы в университете и на факультетах  получило новое наполнение. По нескольким направлениям последовательно реализуется поддержка молодых талантов. Для этого служат клубы и кружки по интересам, творческие объединения, специализированные и профильные отряды. Традиционными в университете стали литературные турниры, посвященные памяти первого ректора М.Оразова. Неотъемлемой частью воспитательной работы в университете является проведение еженедельных встреч руководства вуза со студентами, в ходе которых руководитель вуза узнает о насущных проблемах студентов, знакомясь с их видением и оценками существующих проблем. Важен и сопутствующий воспитательный эффект подобных мероприятий, где студенты вырабатывают в себе корпоративный дух университета. Большую роль в студенческой жизни играет студенческий Совет, в структуре которого есть свой студенческий ректор, проректора, деканы. На эти должности назначаются студенты, прошедшие выборы и получившие поддержку всего студенчества университета. Студенческое самоуправление оказывает существенную помощь руководству вуза в вопросах улучшения учебно- воспитательного и научного процессов с учетом интересов и предложений студентов. С целью объединения студентов, повышения их общественной активности, раскрытия разносторонних способностей, в университете работают молодежные общественные организации: Комитет по делам молодежи, студенческий Совет, дебатный клуб, научные кружки и клубы, КВН. Цель работы этих объединений - реализация молодежной политики в своем университете с учетом интересов, потребностей и способностей студентов, что естественным образом направлено на формирование корпоративной культуры студентов.

Информация о работе Методика формирования корпоративной культуры будущих учителей иностранного языка на основе реализации научно-методического сопровожден