Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:47, реферат

Описание работы

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей", “Петух и Жемчужное зерно".
Используем приём сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даётся задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, “Муравей и жук" и басню Крылова “Стрекоза и Муравей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА РАБОТЫ С БАСНЯМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

Методика работы с  баснями на уроках литературного  чтения по традиционной системе

 

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать  возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей", “Петух и Жемчужное зерно".

Используем приём сопоставления  басен И. А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем  учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даётся задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, “Муравей и жук" и басню Крылова “Стрекоза и Муравей".

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда  пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму".

Эзоп (VI в. до н. э)

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела:

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком 

Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

“Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!" 

“Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?"  —

Говорит ей Муравей.

“До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило".

“А, так ты…"  -

“Я без души

Лето целое всё пела". —

“Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!"

И. А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова  “мурава"  - трава, отсюда муравей; травушка-муравушка - народно-поэтическое выражение.

 

Примерные вопросы для  анализа

- Почему эти басни можно сравнивать?

- Какая басня написана стихами,  какая - прозой?

- Кто герои басен?

- Почему слова “Стрекоза", “Муравей"  Крылов написал с прописной  буквы как имена собственные?

- Найдите в басне Крылова  слова и выражения, особенности  природы, на основании которых  можно сказать, что эта басня  русская. 

- Какие качества человека иносказательно  изображают и высмеивают обе  басни?

- В каких словах выражена  мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что  в баснях рассказывается о похожем  поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова - стихами. Герои - насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ  ленивой и легкомысленной, стремящейся  только к развлечениям Стрекозы. Предложим  учащимся подобрать синонимы к слову  легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много  трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова  Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной  страны. У Крылова настоящая русская  зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора  постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле. Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о  том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В рассматриваемых баснях нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова “Петух и Жемчужное зерно", выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления  природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями.

Тема урока: "Басни И. А. Крылова. Ворона и лисица. Кот и повар"

 

Цели и задачи:

    1. Познакомить учащихся с новой басней Крылова, вспомнить, изученные ранее басни.
    2. Учить “видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни".
    3. Учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения.
    4. Научить находить мораль-поучение в произведении.
    5. Донести до учащихся юмор и иронию басни.
    6. Развивать художественный вкус учащихся.
    7. Работать над выразительным чтением басни.

Оборудование.

- Портрет Крылова;

- маски вороны и лисицы, сыр  для инсценировки;

- иллюстрации к басням Крылова;

- карточки со словами для  словарной работы;

- кроссворд (на доске);

- индивидуальные карточки с  кроссвордами.

- учебник: Романовская З. И. Живое слово. Учебник по чтению для 3 класса трёхлетней начальной школы. В 2 книгах. Книга1.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель. Иван Андреевич Крылов –  великий русский баснописец (портрет  на доске).

- В своих баснях Крылов дал  нам советы как жить. Он хотел,  чтобы люди, которые прочитают  его басни, то есть мы с  вами, стали мудрее, добрее.

- Каждая басня содержит в  себе мораль.

- Что такое мораль?

Дети. Главная часть басни; логический, поучительный вывод.

Учитель. Назовите мораль басни “Ворона  и лисица".

Дети. Не нужно поддаваться на лесть. Надо понимать, где правда, а где ложь.

Учитель. Как изображена Ворона в  басне?

Дети. Она глупа, слушает льстивые слова лисы.

Учитель. Какой предстаёт перед нами Лиса?

Дети. Плутовка, льстит Вороне, ей нужен  сыр,...

Учитель. Передайте характеры героев с помощью слов, жестов. Давайте, инсценируем басню.

3. Проверка домашнего задания. 

Инсценирование басни “Ворона и Лисица".

Учитель. Давайте вспомним, какие  басни Крылова нам ещё известны?

Учитель. Соотнесите иллюстрацию с  названием басни.

4. Вступительное слово перед  чтением басни “Кот и повар".

Учитель. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и часто подсказывал, как от них  можно избавиться.

Крылов учил мудрости жизни.

Чтение басен обогащает нас  знанием жизни, родного языка.

Познакомиться с новой басней Ивана  Андреевича – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Учитель. Чтобы узнать, с какой  басней мы сейчас познакомимся, надо разгадать  кроссворд (Кроссворд начерчен на доске  и у каждого ребёнка на индивидуальных карточках).

- Назовите, кто из героев басен  И. Крылова сказал:

    1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё Моё С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву. (Волк)
    2. Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. (Моська)
    3. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей! (Стрекоза)
    4. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так право сказки! (Лисица)
    5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)
    6. Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. (Осёл)
    7. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)
    8. Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на неё хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка)
    9. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! (Муравей)

На доску вывешиваются иллюстрации  кота и повара.

Учитель. Можно ли по названию басни  предположить, о чём она?

Выслушиваются варианты ответов детей.

5. Словарная работа перед чтением  басни. 

Учитель. Так как Иван Андреевич  Крылов жил около 200-х лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Это архаизмы. Некоторые из них могут быть нам непонятны.

- Поэтому раскроем смысл некоторых  из этих слов, чтобы, читая басню,  мы могли понять её содержание  и смысл. 

На доске напечатаны слова:

    • поварня – место, где готовят, кухня;
    • кабак – в старину: питейное заведение;
    • тризну правил – справлял поминки по умершему;
    • теперя – теперь;
    • овчарня – помещение для овец;
    • ритор – оратор, который произносит красивые речи, но часто пустые, бесполезные;
    • на стенке зарубить – зарубить на носу, хорошо запомнить (фразеологизм).

6. Чтение басни. 

Первичное знакомство. Басню читает учитель.

7. Анализ произведения.

Учитель. Что вы можете сказать  о Поваре? Каким его изобразил  Крылов? Как надо читать слова Повара? Где и как меняется его интонация?

- Действительно ли “Повар-грамотей"? Где видна его грамотность?

- Как вы думаете, почему Крылов  о нравоучении Повара Коту  говорит “Его он пел"?

- Что вы можете сказать о  коте? Почему Кот остался безнаказанным?

- Многие слова и выражения  из басен Крылова стали “крылатыми", то есть со страниц книги  перешли в нашу речь.

- Найдите в этой басне “крылатые  слова". (А Васька слушает, да  ест!)

- Что означают эти слова? (Один  напрасно, впустую тратит слова  на убеждение, а другой, уверенный  в безнаказанности, продолжает  заниматься постыдным делом)

- Прочитайте мораль басни. 

- Что значит “власть употребить"? Подберите к этим словам синонимы.

- Вспомним название басни. Кого  имеет в виду – только ли  поваров и котов. 

8. Работа с баснями. 

В учебнике на странице 202 есть басни.

- Выберите басни и поговорки,  подходящие к басне “Кот и  Повар"  и объясните, как  Вы их понимаете. 

("Лишнее говорить – себе  вредить. "Толочь воду в ступе. "Пустил козла в огород. "Звону много, а толку мало. "Где много слов, там мало дела".)

9. Чтение по ролям. 

- Давайте прочитаем басню по  ролям, передав с помощью интонации,  пустоту слов Повара.

Распределение ролей, чтение по ролям.

10. Итог урока. 

- С какой басней познакомились?

- Какова мораль басни?

11. Домашнее задание. 

- Подготовить чтение по ролям. 

 

 

2. 3. Методика  работы с баснями на уроках  литературного чтения и русского  языка по программе "Начальная школа сегодня и завтра"

 

Программа обучения

Знакомство с жанром басни.

Цели уроков: 1) освоение жанра басни, знакомство с произведениями баснописцев разных эпох; 2) освоение содержания и нравственных уроков басен.

С баснями дети уже знакомились, но представление об общих особенностях этого жанра они получат в этом году.

Ещё перед этими уроками можно  дать детям задание на дом: вспомнить  басни, которые они читали раньше, приготовить их для исполнения вслух. И после чтения нескольких басен можно спросить у детей: на что похожи басни, чем они похожи на сказку и на рассказ, на стихи, а что в них особенного, что обязательно есть в каждой басне? Дети ответят на какие-то вопросы, может быть, неполно, но после чтения и анализа басен Вы вернётесь к этим вопросам, и уточните и углубите представления учащихся о главных особенностях басен: иносказании и назидательности.

Вхождение в жанр басни начинается с басен легендарного Эзопа, жившего в Древней Греции в VI веке до н. э. Позднее его басни записали, получился большой сборник, который предназначался для изучения и воспитания детей в школах. К сюжетам басен Эзопа будут обращаться много лет спустя, переделывая их, как, например, наш великий русский баснописец И. А. Крылов.

Методика работы над баснями  определяется тем, что это жанр эпоса, ведь в основе басни всегда лежит случай, в басне рассказывается история, в ней есть сюжет, который можно пересказать. Но в то же время нельзя не заметить, что почти все басни написаны в поэтической форме. Чтобы размер не сковывал живость басенного языка, И. А. Крылов, например, писал свои басни разностопным ямбом.

Очень часто под рукой талантливого автора история, лежащая в основе сюжета басни, превращается в сценку, поэтому чтение басен по ролям, постановка мини-спектаклей по басням - всё это методические приёмы работы с этим жанром на уроках. А завершит изучение басен в третьем классе их исполнение, инсценирование, возможно, и вне уроков для родителей или ребят из соседнего класса.

Урок 1.

Цель. Формирование теоретических  знаний о басне и практическое применение знаний в процессе интерпретации  басен Эзопа и И. А. Крылова.

Оборудование. Тексты басен Эзопа  и Крылова, опорные конспекты  по теме “Басни" (ОК) у каждого учащегося, инструкции с вопросами по анализу басен (одна на группу), прихватки из лоскутков, рисунки А. Лаптева к басням И. Крылова.

Информация о работе Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе