Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:47, реферат
Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей", “Петух и Жемчужное зерно".
Используем приём сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даётся задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, “Муравей и жук" и басню Крылова “Стрекоза и Муравей".
Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей", “Петух и Жемчужное зерно".
Используем приём
Муравей и жук
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.
Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.
Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму".
Эзоп (VI в. до н. э)
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" —
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило".
“А, так ты…" -
“Я без души
Лето целое всё пела". —
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!"
И. А. Крылов (1808)
Объясним учащимся значение слова “мурава" - трава, отсюда муравей; травушка-муравушка - народно-поэтическое выражение.
Примерные вопросы для анализа
- Почему эти басни можно
- Какая басня написана стихами, какая - прозой?
- Кто герои басен?
- Почему слова “Стрекоза", “Муравей" Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?
- Найдите в басне Крылова
слова и выражения,
- Какие качества человека
- В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?
Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.
Басня Эзопа написана прозой, Крылова - стихами. Герои - насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.
У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.
В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле. Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.
Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В рассматриваемых баснях нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.
Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова “Петух и Жемчужное зерно", выделяем нравоучение (мораль).
В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями.
Тема урока: "Басни И. А. Крылова. Ворона и лисица. Кот и повар"
Цели и задачи:
Оборудование.
- Портрет Крылова;
- маски вороны и лисицы, сыр для инсценировки;
- иллюстрации к басням Крылова;
- карточки со словами для словарной работы;
- кроссворд (на доске);
- индивидуальные карточки с кроссвордами.
- учебник: Романовская З. И. Живое слово. Учебник по чтению для 3 класса трёхлетней начальной школы. В 2 книгах. Книга1.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец (портрет на доске).
- В своих баснях Крылов дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.
- Каждая басня содержит в себе мораль.
- Что такое мораль?
Дети. Главная часть басни; логический, поучительный вывод.
Учитель. Назовите мораль басни “Ворона и лисица".
Дети. Не нужно поддаваться на лесть. Надо понимать, где правда, а где ложь.
Учитель. Как изображена Ворона в басне?
Дети. Она глупа, слушает льстивые слова лисы.
Учитель. Какой предстаёт перед нами Лиса?
Дети. Плутовка, льстит Вороне, ей нужен сыр,...
Учитель. Передайте характеры героев с помощью слов, жестов. Давайте, инсценируем басню.
3. Проверка домашнего задания.
Инсценирование басни “Ворона и Лисица".
Учитель. Давайте вспомним, какие
басни Крылова нам ещё
Учитель. Соотнесите иллюстрацию с названием басни.
4. Вступительное слово перед чтением басни “Кот и повар".
Учитель. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и часто подсказывал, как от них можно избавиться.
Крылов учил мудрости жизни.
Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
Познакомиться с новой басней Ивана Андреевича – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Учитель. Чтобы узнать, с какой басней мы сейчас познакомимся, надо разгадать кроссворд (Кроссворд начерчен на доске и у каждого ребёнка на индивидуальных карточках).
- Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:
На доску вывешиваются иллюстрации кота и повара.
Учитель. Можно ли по названию басни предположить, о чём она?
Выслушиваются варианты ответов детей.
5. Словарная работа перед
Учитель. Так как Иван Андреевич Крылов жил около 200-х лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Это архаизмы. Некоторые из них могут быть нам непонятны.
- Поэтому раскроем смысл
На доске напечатаны слова:
6. Чтение басни.
Первичное знакомство. Басню читает учитель.
7. Анализ произведения.
Учитель. Что вы можете сказать о Поваре? Каким его изобразил Крылов? Как надо читать слова Повара? Где и как меняется его интонация?
- Действительно ли “Повар-
- Как вы думаете, почему Крылов о нравоучении Повара Коту говорит “Его он пел"?
- Что вы можете сказать о
коте? Почему Кот остался
- Многие слова и выражения
из басен Крылова стали “
- Найдите в этой басне “
- Что означают эти слова? (Один напрасно, впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься постыдным делом)
- Прочитайте мораль басни.
- Что значит “власть употребить"
- Вспомним название басни. Кого имеет в виду – только ли поваров и котов.
8. Работа с баснями.
В учебнике на странице 202 есть басни.
- Выберите басни и поговорки, подходящие к басне “Кот и Повар" и объясните, как Вы их понимаете.
("Лишнее говорить – себе вредить. "Толочь воду в ступе. "Пустил козла в огород. "Звону много, а толку мало. "Где много слов, там мало дела".)
9. Чтение по ролям.
- Давайте прочитаем басню по
ролям, передав с помощью
Распределение ролей, чтение по ролям.
10. Итог урока.
- С какой басней познакомились?
- Какова мораль басни?
11. Домашнее задание.
- Подготовить чтение по ролям.
2. 3. Методика
работы с баснями на уроках
литературного чтения и
Программа обучения
Знакомство с жанром басни.
Цели уроков: 1) освоение жанра басни, знакомство с произведениями баснописцев разных эпох; 2) освоение содержания и нравственных уроков басен.
С баснями дети уже знакомились, но представление об общих особенностях этого жанра они получат в этом году.
Ещё перед этими уроками можно дать детям задание на дом: вспомнить басни, которые они читали раньше, приготовить их для исполнения вслух. И после чтения нескольких басен можно спросить у детей: на что похожи басни, чем они похожи на сказку и на рассказ, на стихи, а что в них особенного, что обязательно есть в каждой басне? Дети ответят на какие-то вопросы, может быть, неполно, но после чтения и анализа басен Вы вернётесь к этим вопросам, и уточните и углубите представления учащихся о главных особенностях басен: иносказании и назидательности.
Вхождение в жанр басни начинается с басен легендарного Эзопа, жившего в Древней Греции в VI веке до н. э. Позднее его басни записали, получился большой сборник, который предназначался для изучения и воспитания детей в школах. К сюжетам басен Эзопа будут обращаться много лет спустя, переделывая их, как, например, наш великий русский баснописец И. А. Крылов.
Методика работы над баснями определяется тем, что это жанр эпоса, ведь в основе басни всегда лежит случай, в басне рассказывается история, в ней есть сюжет, который можно пересказать. Но в то же время нельзя не заметить, что почти все басни написаны в поэтической форме. Чтобы размер не сковывал живость басенного языка, И. А. Крылов, например, писал свои басни разностопным ямбом.
Очень часто под рукой талантливого автора история, лежащая в основе сюжета басни, превращается в сценку, поэтому чтение басен по ролям, постановка мини-спектаклей по басням - всё это методические приёмы работы с этим жанром на уроках. А завершит изучение басен в третьем классе их исполнение, инсценирование, возможно, и вне уроков для родителей или ребят из соседнего класса.
Урок 1.
Цель. Формирование теоретических знаний о басне и практическое применение знаний в процессе интерпретации басен Эзопа и И. А. Крылова.
Оборудование. Тексты басен Эзопа и Крылова, опорные конспекты по теме “Басни" (ОК) у каждого учащегося, инструкции с вопросами по анализу басен (одна на группу), прихватки из лоскутков, рисунки А. Лаптева к басням И. Крылова.
Информация о работе Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе