Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:47, реферат
Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей", “Петух и Жемчужное зерно".
Используем приём сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даётся задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, “Муравей и жук" и басню Крылова “Стрекоза и Муравей".
27. Щукина Г. И. Роль
28. Щукина Г. И. Проблема
Приложения
Приложение №1.
Литературный праздник, посвященный творчеству И. А. Крылова “Люблю, где случай есть, пороки пощипать". | |
Цель: 1. Развивать творческие способности учеников. 2. Учить навыкам выразительно чтению. 3. Формировать Задачи: Обучающая: Раскрыть актуальность басен Крылова в наше время, через углубленное изучение его творчества и найти взаимопроникновение в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Развивающая: Развивать аналитическое мышление у учащихся, артистические способности, память, выразительное чтение, развитие творческих способностей детей. Воспитательная: Воспитывать доброту, внимание, честность, чувство юмора, самокритичность учащихся. Вырабатывать активную жизненную позицию, непримиримость к человеческим порокам. Прививать любовь к литературе. Оборудование: Папка-раскладушка, посвященная творчеству Крылова, портрет баснописца, фотографии той эпохи, плакат с высказыванием И. А. Крылова, рисунки художников к басням, рисунки детей и басни, сочиненные детьми, книги Крылова, музыка, карточки с вопросами. Для инсценировки басен: музыкальные инструменты и костюмы. Для кукольного театра: фигурки животных. Информация для учителя. На уроке класс делится на 2 команды. Предварительное домашнее задание: 1. Каждая команда готовит
выразительное чтение одной 2. Одна команда готовит инсценировку басни “Квартет", а другая, используя средства кукольного театра, ставит басню “Кукушка и петух". 3. Несколько участников готовят инсценировку отрывка пьесы “Урок дочкам". 4. Сочинить басню, нарисовать рисунки к басням Крылова. Ход мероприятия. Слово учителя: - Дорогие ребята! Вот уже
больше 100 лет дети читают басни
Ивана Андреевича Крылова. И
Вы знакомы с ними с самого
детства. Еще до школы вы
слышали грустную, но поучительную
историю про Стрекозу и - Как же возникли басни? Ответ ученика: - Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI в. до н. э. . Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. Басня - это эпическое произведение, краткий аллегорический и нравоучительный рассказ. Слово учителя: - В России басни писал И. А. Крылов. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас. Поэтому не случайно наш первый в этом году вечер, посвящен великому баснописцу И. А. Крылову. Мы должны сегодня собрать как можно больше материала о жизни и творчестве Ивана Андреевича и познакомиться с другими видами искусства, связанными с баснями Крылова. Я приглашаю вас, ребята, принять участие в литературной игре, посвященной творчеству баснописца. В игре участвуют 2 команды 6 А класса, которым предстоит вступить в интеллектуально-творческое соревнование. Давайте познакомимся с нашими командами (дети поочередно говорят название команд “Гуси" “Львы" ). Замечательно! Сегодня на нашей встрече присутствуют гости. Вам, уважаемые гости, мы предлагаем выступить в качестве компетентного жюри. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, станет победительницей нашей литературной игры. Но прежде чем приступить к конкурсным заданиям, я предлагаю вспомнить этапы жизненного пути Ивана Андреевича. Биографию Крылова рассказывает ученик Слово учителя: Все знал и видел ум певца и пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой Народ его и родина его, - так сказал об Иване Андреевиче поэт М. В. Исаковский. - Открывает наше литературное
соревнование конкурс, I. А теперь, внимание! Для команд 1-ый конкурс. Он называется: “Правда ли...?" Я по очереди буду задавать командам вопросы, а вы, посовещавшись, должны дать ответ: да или нет. 1. Правда ли, что И. А.
Крылов был единственным сыном
в семье 2. Правда ли, что И. А.
Крылов был сыном мелкого 3. Правда ли, что будучи 11 - летним ребенком Иван Андреевич поступил на службу в Тверской губернский суд, где был в чине подканцеляриста? (Да, после смерти отца семья очень сильно нуждалась). 4. Правда ли, что после
написания 1-ой драмы Подводятся итоги. Слово учителя: - Да ребята, известность Крылову пришла лишь в зрелые годы. С известностью пришло и признание. Видеть Крылова в своем доме почитали за честь самые знатные вельможи. Крылов стал частым гостем в царском дворце. Давайте внимательно посмотрим на портрет И. А. Крылова (рис. 1). “Небритый и нечесаный, Взвалившись на диван, Как будто неотесанный Какой-нибудь чурбан, Лежит, совсем разбросанный, Зоил Крылов Иван... " Так описал портрет баснописца один из его недругов. Крылов прекрасно играл на скрипке, хорошо знал французский, итальянский и древнегреческий языки, но до конца своих дней писал с орфографическими ошибками. О его лени, обжорстве, неряшливости и остроумии ходило множество анекдотов. Крылов всегда небрежно относился к своей внешности и одежде. Однажды, собираясь на придворный маскарад, он спросил дочь Оленина, какой ему придумать костюм. “Да Вы, Иван Андреевич, наденьте новое платье, вымойтесь, аккуратно причешитесь, Вас никто и не узнает" - отвечала ему Оленина. II. А теперь, друзья, для Вас 2-ой конкурс. Какая команда больше всех по очереди назовет басен Крылова? Первой начинает команда Подводятся итоги. III. Наше литературное соревнование продолжит интеллектуальная игра. Внимание на наш стенд. Вы видите 4 категории: Крылатые фразы 1 2 3 4
Из каких басен эти строчки? 1 2 3 4
Найти рифму 1 2 3 4
Найти пару 1 2 3 4
У каждой категории есть вопросы, которые различаются между собой степенями сложности. Чем выше степень сложности, тем сложнее вопрос. Выбирая степень сложности, в случае правильного ответа, вы зарабатываете столько же баллов, сколько была его степень сложности. Если вы ответили на вопрос 1-ой степени, то вы получаете 1 балл, если 4 степени, то 4 балла. Но команды должны помнить, что чем выше степень, тем сложнее категории. Допускается повторение категории. Время для раздумий 30 секунд. Вопросы к конкурсу №III “Интеллектуальная игра" “Крылатые фразы" (8 карточек) 1 степень сложности 1) А воз и ныне там. 2) Мартышкин труд 1) Ты все пела? Это дело: Так поди же попляши! 2) У сильного всегда бессильный виноват 2 степень сложности 1) Хоть видит око, да зуб неймет 2) А вы, друзья, как не садитесь Все в музыканты не годитесь 1) Рыльце у тебя в пуху 2) Слона-то я и не приметил 3 степень сложности 1) А Васька слушает, да ест 2) Хоть я не гнусь, но не ломаюсь 1) Что ты посеял, то и жни 2) Попался, как Ворона в суп 4 степень сложности 1) Демьянова уха 2) Избави бы и нас от этих судей 1) А ларчик просто открывался 2) Сила без ума – сокровище плохое “Из каких басен эти строчки?" (7 карточек) 1 степень сложности 1) Ты все пела? Это дело: Так поди же попляши! 2) Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать 1) И в сердце льстец всегда отыщет уголок 2) У сильного всегда бессильный виноват 2 степень сложности 1) Ты сер, а я, приятель сед 2) Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на слона! 1) Худые песни соловью В когтях у кошки. 2) Трудишься много ты, Да пользы в этом нет. 3 степень сложности 1) Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. 2) А Васька слушает да ест 4 степень сложности 1) Слона-то я и не приметил? 2) Сильнее кошки зверя нет 1) И щуку бросили в реку. 2) Прощай, хозяйские горшки. “Найди рифму" (4 карточки) 1 степень сложности 1) Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо На задних лапах... (ходят) 2) То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем… (Демьяновой ухи) 2 степень сложности 1) С волками иначе не делать мировой Как снявши шкуру с них… (долой) 2) Вскарабкаться наверх усердно помогали А после уж от них скорлупки… (не видали) 3 степень сложности 1) Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, тот все у них… (пустяк) 2) Над хвастунами хоть смеются А часто в дележе им доли…(достаются) 4 степень сложности 1) Течь слабая, и та В минуту унята – А остальное - …(клевета) 2) А бедные цветы, поддельные с тех пор, Лишились всей красы и брошены на двор как…(сор) “Найди пару" (8 карточек) 1 степень сложности 1) Ворона и (лисица) 2) Волк и (ягненок) 1) стрекоза и (муравей) 2) кукушка и (петух) 2 степень сложности 1) осел и (соловей) 2) лисица и (виноград) 1) ворона и (курица) 2) слон и (моська) 3 степень сложности 1) кошка и (соловей) 2) кот и (повар) 1) щука и (кот) 2) мышь и (крыса) 4 степень сложности 1) лев и (комар) 2) лев и (человек) 1) прохожие и (собаки) 2) зеркало и (обезьяна) Пока жюри подводит итоги конкурса, учитель проводит с детьми музыкальную разминку – танец. IV конкурс Слово учителя: - А теперь мы приступаем
к творческому соревнованию. Вспомните,
ребята, вы не только заучивали
басни наизусть, но и, чтобы
было интереснее, мы часто читали
их в классе “по голосам".
Это понятно, ведь каждая Проводится конкурс: 1-ая команда по ролям читает басню “Лжец". 2-ая команда читает по ролям басню “Гуси". Подводятся итоги. V конкурс Слово учителя: - Басни Крылова хорошо инсценируются. Для следующего творческого конкурса, который так и называется “инсценировка басни", от ребят потребуется проявить свои актерские способности. Используя средства сценического и кукольного искусства, ребята покажут инсценировку басен “Квартет" и “Кукушка и петух". Интересно, чья команда блеснет исполнительским мастерством? Первая команда инсценирует басню “Квартет". Дети, одетые в костюмы, с инструментами выходят под музыку. Вторая команда показывает кукольный театр. Басня “Кукушка и петух" (звучит музыка). Подводятся итоги. Слово учителя: - Мы уже говорили, ребята,
что Крылов начинал свой Рассказ ученика: - В комедии “Урок дочкам"
Крылов осуждает и высмеивает
чрезмерное увлечение и слепое
преклонение перед всем Отрывок “Урок дочкам" инсценируют дети (рис. 4). Слово учителя: - Ребята, посмотрев даже небольшой отрывок из комедии, вы можете ответить на вопрос: “Сегодня эта пьеса актуальна для нашего времени?" (Развернутые ответы детей) Слово учителя: - Совершенно верно, актуальна. Как актуальны сегодня и басни Крылова. Есть, к сожалению, в нашей жизни еще и жадность, и коварство, неблагодарность, лицемерие и многое другое. В 1855 году был открыт сооруженный Клодтом на народные деньги памятник Крылову в Петербурге. А много лет спустя татарский поэт Г. Тукай перевел его басни и назвал книгу “Жемчужины". Ему хотелось назвать басни Крылова самым точным и самым хорошим словом. “Ни один литератор не пользуется такой славой, как ты: твоих басен вышло более десяти изданий", - сказал как - то Ивану Андреевичу один из его друзей. “Что же тут удивительного? - отвечал Крылов, - мои басни читают дети, а это такой народ, который истребляет все, что ни попадается в руки". И мы с вами не только читали и заучивали наизусть произведения Крылова, но некоторые из вас попробовали сами сочинить басню. Давайте послушаем юных баснописцев. Чтение басен, которые сочинили сами дети. Слово учителя: - Ну вот, ребята, и закончилась наша литературная игра. Вам понравилось? Я думаю, что теперь вы будете еще лучше знать и понимать творчество И. А. Крылова. Итоги игры подводит жюри, награждается победившая команда. |
Информация о работе Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе