Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:47, реферат

Описание работы

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей", “Петух и Жемчужное зерно".
Используем приём сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даётся задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, “Муравей и жук" и басню Крылова “Стрекоза и Муравей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА РАБОТЫ С БАСНЯМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

27. Щукина Г. И. Роль деятельности  в учебном процессе. М, Просвещение, 2003г, с. 137.

28. Щукина Г. И. Проблема познавательного  интереса в педагогике. М, 2004г., с. 20-27.

 

Приложения

Приложение №1.

Литературный праздник, посвященный  творчеству И. А. Крылова 

“Люблю, где случай есть, пороки пощипать".

Цель:

1. Развивать творческие  способности учеников.

2. Учить навыкам выразительно  чтению.

3. Формировать высоконравственную  личность на примере творчества  Крылова. 

Задачи:

Обучающая: Раскрыть актуальность басен Крылова в наше время, через  углубленное изучение его творчества и найти взаимопроникновение  в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

Развивающая: Развивать аналитическое  мышление у учащихся, артистические  способности, память, выразительное чтение, развитие творческих способностей детей.

Воспитательная: Воспитывать  доброту, внимание, честность, чувство  юмора, самокритичность учащихся. Вырабатывать активную жизненную позицию, непримиримость к человеческим порокам. Прививать любовь к литературе.

Оборудование: Папка-раскладушка, посвященная творчеству Крылова, портрет  баснописца, фотографии той эпохи, плакат с высказыванием И. А. Крылова, рисунки художников к басням, рисунки детей и басни, сочиненные детьми, книги Крылова, музыка, карточки с вопросами.

Для инсценировки басен: музыкальные  инструменты и костюмы.

Для кукольного театра: фигурки  животных.

Информация для учителя. На уроке класс делится на 2 команды.

Предварительное домашнее задание:

1. Каждая команда готовит  выразительное чтение одной басни  “по голосам"

2. Одна команда готовит  инсценировку басни “Квартет", а другая, используя средства кукольного театра, ставит басню “Кукушка и петух".

3. Несколько участников  готовят инсценировку отрывка  пьесы “Урок дочкам".

4. Сочинить басню, нарисовать  рисунки к басням Крылова. 

Ход мероприятия.

Слово учителя:

- Дорогие ребята! Вот уже  больше 100 лет дети читают басни  Ивана Андреевича Крылова. И  Вы знакомы с ними с самого  детства. Еще до школы вы  слышали грустную, но поучительную  историю про Стрекозу и Муравья,  смеялись над глупой вороной,  которая поддалась на лесть Лисицы. Жалели бедного, маленького ягненка, возмущались злым, жадным Волком.

- Как же возникли басни? 

Ответ ученика:

- Басни, как и сказки, возникли в далекие времена.  Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI в. до н. э. . Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. Басня - это эпическое произведение, краткий аллегорический и нравоучительный рассказ.

Слово учителя:

- В России басни писал  И. А. Крылов. Творчество Крылова  постоянно живо и драгоценно для нас. Поэтому не случайно наш первый в этом году вечер, посвящен великому баснописцу И. А. Крылову. Мы должны сегодня собрать как можно больше материала о жизни и творчестве Ивана Андреевича и познакомиться с другими видами искусства, связанными с баснями Крылова.

Я приглашаю вас, ребята, принять участие в литературной игре, посвященной творчеству баснописца. В игре участвуют 2 команды 6 А класса, которым предстоит вступить в интеллектуально-творческое соревнование. Давайте познакомимся с нашими командами (дети поочередно говорят название команд “Гуси" “Львы" ). Замечательно! Сегодня на нашей встрече присутствуют гости. Вам, уважаемые гости, мы предлагаем выступить в качестве компетентного жюри. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, станет победительницей нашей литературной игры. Но прежде чем приступить к конкурсным заданиям, я предлагаю вспомнить этапы жизненного пути Ивана Андреевича.

Биографию Крылова рассказывает ученик

Слово учителя:

Все знал и видел ум певца  и пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной  и счастливой

Народ его и родина его, -

так сказал об Иване Андреевиче поэт М. В. Исаковский.

- Открывает наше литературное  соревнование конкурс, посвященный  жизни И. А. Крылова

I. А теперь, внимание! Для команд 1-ый конкурс.

Он называется: “Правда  ли...?"

Я по очереди буду задавать командам вопросы, а вы, посовещавшись, должны дать ответ: да или нет.

1. Правда ли, что И. А.  Крылов был единственным сыном  в семье 
Крыловых (Нет, у него был брат).

2. Правда ли, что И. А.  Крылов был сыном мелкого чиновника? (Да).

3. Правда ли, что будучи 11 - летним ребенком Иван Андреевич поступил на службу в Тверской губернский суд, где был в чине подканцеляриста? (Да, после смерти отца семья очень сильно нуждалась).

4. Правда ли, что после  написания 1-ой драмы произведения  в 1782 г. - комической сферы в  стихах “Кофейница", к Крылову  сразу пришла известность и  слава? (Нет).

Подводятся итоги.

Слово учителя:

- Да ребята, известность  Крылову пришла лишь в зрелые  годы. С известностью пришло и признание. Видеть Крылова в своем доме почитали за честь самые знатные вельможи. Крылов стал частым гостем в царском дворце. Давайте внимательно посмотрим на портрет И. А. Крылова (рис. 1).

“Небритый и нечесаный,

Взвалившись на диван,

Как будто неотесанный 

Какой-нибудь чурбан,

Лежит, совсем разбросанный,

Зоил Крылов Иван... "

Так описал портрет баснописца один из его недругов. Крылов прекрасно  играл на скрипке, хорошо знал французский, итальянский и древнегреческий  языки, но до конца своих дней писал  с орфографическими ошибками. О его  лени, обжорстве, неряшливости и остроумии ходило множество анекдотов. Крылов всегда небрежно относился к своей внешности и одежде. Однажды, собираясь на придворный маскарад, он спросил дочь Оленина, какой ему придумать костюм. “Да Вы, Иван Андреевич, наденьте новое платье, вымойтесь, аккуратно причешитесь, Вас никто и не узнает" - отвечала ему Оленина.

II. А теперь, друзья, для Вас 2-ой конкурс.

Какая команда больше всех по очереди назовет басен Крылова?

Первой начинает команда  

Подводятся итоги.

III. Наше литературное соревнование продолжит интеллектуальная игра.

Внимание на наш стенд. Вы видите 4 категории:

Крылатые фразы

1

2

3

4

 

Из каких басен эти  строчки?

1

2

3

4

 

Найти рифму

1

2

3

4

 

Найти пару

1

2

3

4

 

У каждой категории есть вопросы, которые различаются между  собой степенями сложности. Чем  выше степень сложности, тем сложнее  вопрос. Выбирая степень сложности, в случае правильного ответа, вы зарабатываете столько же баллов, сколько была его степень сложности. Если вы ответили на вопрос 1-ой степени, то вы получаете 1 балл, если 4 степени, то 4 балла. Но команды должны помнить, что чем выше степень, тем сложнее категории. Допускается повторение категории. Время для раздумий 30 секунд.

Вопросы к конкурсу №III “Интеллектуальная игра"

“Крылатые фразы" (8 карточек)

1 степень сложности

1) А воз и ныне там. 

2) Мартышкин труд

1) Ты все пела? Это дело: Так поди же попляши!

2) У сильного всегда  бессильный виноват

2 степень сложности

1) Хоть видит око, да  зуб неймет

2) А вы, друзья, как не  садитесь

 Все в музыканты  не годитесь

1) Рыльце у тебя в  пуху

2) Слона-то я и не  приметил

3 степень сложности

1) А Васька слушает,  да ест

2) Хоть я не гнусь,  но не ломаюсь

1) Что ты посеял, то  и жни

2) Попался, как Ворона  в суп

4 степень сложности

1) Демьянова уха

2) Избави бы и нас  от этих судей

1) А ларчик просто открывался

2) Сила без ума –  сокровище плохое

“Из каких басен эти  строчки?" (7 карточек)

1 степень сложности

1) Ты все пела? Это дело: Так поди же попляши!

2) Ты виноват уж тем,  что хочется мне кушать

1) И в сердце льстец  всегда отыщет уголок

2) У сильного всегда  бессильный виноват

2 степень сложности

1) Ты сер, а я, приятель  сед

2) Ай, Моська! Знать, она  сильна,

Что лает на слона!

1) Худые песни соловью 

В когтях у кошки.

2) Трудишься много ты,

Да пользы в этом нет.

3 степень сложности

1) Чем кумушек считать  трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

2) А Васька слушает  да ест

4 степень сложности

1) Слона-то я и не  приметил?

2) Сильнее кошки зверя  нет

1) И щуку бросили в  реку.

2) Прощай, хозяйские горшки.

“Найди рифму" (4 карточки)

1 степень сложности

1) Как счастье многие  находят

Лишь тем, что хорошо

На задних лапах... (ходят)

2) То ведай, что твои  и проза и стихи

Тошнее будут всем… (Демьяновой ухи)

2 степень сложности

1) С волками иначе не  делать мировой

Как снявши шкуру с них… (долой)

2) Вскарабкаться наверх  усердно помогали

А после уж от них скорлупки… (не видали)

3 степень сложности

1) Невежи судят точно  так:

В чем толку не поймут, тот все у них… (пустяк)

2) Над хвастунами хоть  смеются

А часто в дележе им доли…(достаются)

4 степень сложности

1) Течь слабая, и та

В минуту унята –

А остальное - …(клевета)

2) А бедные цветы, поддельные  с тех пор,

Лишились всей красы и  брошены на двор как…(сор)

“Найди пару" (8 карточек)

1 степень сложности

1) Ворона и (лисица)

2) Волк и (ягненок)

1) стрекоза и (муравей)

2) кукушка и (петух)

2 степень сложности

1) осел и (соловей)

2) лисица и (виноград)

1) ворона и (курица)

2) слон и (моська)

3 степень сложности

1) кошка и (соловей)

2) кот и (повар)

1) щука и (кот)

2) мышь и (крыса)

4 степень сложности

1) лев и (комар)

2) лев и (человек)

1) прохожие и (собаки)

2) зеркало и (обезьяна)

Пока жюри подводит итоги  конкурса, учитель проводит с детьми музыкальную разминку – танец.

IV конкурс

Слово учителя:

- А теперь мы приступаем  к творческому соревнованию. Вспомните,  ребята, вы не только заучивали  басни наизусть, но и, чтобы  было интереснее, мы часто читали  их в классе “по голосам". Это понятно, ведь каждая басня  - это как бы маленькая пьеса,  и ребятам, которые исполняют  басни, и ребятам - зрителям  всегда бывает интересно и  выступать и смотреть. Наш следующий  конкурс называется “Басня по  голосам". Команды заранее выбрали  басни и распределили роли, членам жюри предстоит только оценить результаты творческой работы. Итак, первыми на сценическую площадку приглашаются участники команды__________________

Проводится конкурс:

1-ая команда по ролям  читает басню “Лжец".

2-ая команда читает  по ролям басню “Гуси".

Подводятся итоги.

V конкурс

Слово учителя:

- Басни Крылова хорошо  инсценируются. Для следующего  творческого конкурса, который так и называется “инсценировка басни", от ребят потребуется проявить свои актерские способности. Используя средства сценического и кукольного искусства, ребята покажут инсценировку басен “Квартет" и “Кукушка и петух". Интересно, чья команда блеснет исполнительским мастерством?

Первая команда инсценирует  басню “Квартет". Дети, одетые в  костюмы, с инструментами выходят под музыку.

Вторая команда показывает кукольный театр. Басня “Кукушка и петух" (звучит музыка).

Подводятся итоги.

Слово учителя:

- Мы уже говорили, ребята, что Крылов начинал свой творческий  путь как драматург. Сегодняшняя  наша встреча позволит нам  соприкоснуться с ранней драматургией  Ивана Андреевича. Сейчас вы можете немного расслабиться от конкурсных заданий и отдохнуть, т. к. вашему вниманию мы предлагаем отрывок из одноактной пьесы Крылова “Урок дочкам". Ее исполняют………. (ученики выходят в сценических костюмах). Но прежде об этой комедии нам расскажет... (ученик)

Рассказ ученика:

- В комедии “Урок дочкам" Крылов осуждает и высмеивает  чрезмерное увлечение и слепое  преклонение перед всем иностранным  только за то, что оно иностранное.  Главные героини: Лукерья и  Фекла вовсе не тянутся к подлинной культуре, их привлекает только внешнее, модное. Они совершенно не образованы в настоящем смысле этого слова (они и по-французски говорят плохо), глупы и грубы, несмотря на свою жеманность и манерность. Крылов в этой комедии воспитывает любовь к родному русскому языку, чувство национальной гордости.

Отрывок “Урок дочкам" инсценируют дети (рис. 4).

Слово учителя:

- Ребята, посмотрев даже  небольшой отрывок из комедии,  вы можете ответить на вопрос: “Сегодня эта пьеса актуальна для нашего времени?" (Развернутые ответы детей)

Слово учителя:

- Совершенно верно, актуальна.  Как актуальны сегодня и басни  Крылова. Есть, к сожалению, в нашей жизни еще и жадность, и коварство, неблагодарность, лицемерие и многое другое. В 1855 году был открыт сооруженный Клодтом на народные деньги памятник Крылову в Петербурге. А много лет спустя татарский поэт Г. Тукай перевел его басни и назвал книгу “Жемчужины". Ему хотелось назвать басни Крылова самым точным и самым хорошим словом. “Ни один литератор не пользуется такой славой, как ты: твоих басен вышло более десяти изданий", - сказал как - то Ивану Андреевичу один из его друзей.

“Что же тут удивительного? - отвечал Крылов, - мои басни читают дети, а это такой народ, который истребляет все, что ни попадается в руки".

И мы с вами не только читали и заучивали наизусть произведения Крылова, но некоторые из вас попробовали сами сочинить басню. Давайте послушаем юных баснописцев.

Чтение басен, которые  сочинили сами дети.

Слово учителя:

- Ну вот, ребята, и закончилась  наша литературная игра. Вам понравилось?  Я думаю, что теперь вы будете  еще лучше знать и понимать  творчество И. А. Крылова. 

Итоги игры подводит жюри, награждается победившая команда.





Информация о работе Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе