Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:47, реферат

Описание работы

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей", “Петух и Жемчужное зерно".
Используем приём сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даётся задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, “Муравей и жук" и басню Крылова “Стрекоза и Муравей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА РАБОТЫ С БАСНЯМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

(Привести примеры из басен,  выученных дома.)

III. Работа с дифференцированными  карточками по теме “Басня"

(Карточки составлены на основе  текстов из книги: “Классическая басня" / Сост. М. Л. Гаспаров, И. Ю. Подгаецкая // Из серии “Однотомники классической литературы". М, 2003г.)

Учащиеся по своему выбору работали индивидуально или в парах. Одни сочиняли мораль к имеющейся басне, другие придумывали сюжет к данной морали, третьи вводили в указанную  басню диалог. Кто-то сочинял свою басню по аналогии с известной.

IV. Домашнее задание. Закончить  творческую работу.

 

Дидактический материал (карточки) по теме “Басни"

1. Прочтите басню русского поэта  XVIII века И. И. Хемницера и сочините к ней мораль.

Обоз

Шёл некогда  обоз; 
А в том обозе был престрашный воз, 
Что перед прочими казался он возами, 
Какими кажутся слоны пред комарами.  
Не возик и не воз, возище то валит.  
Но чем сей барин-воз набит? 
Пузырями.

2. Прочтите притчу современной  аварской поэтессы Фазу Алиевой.  Подумайте, какой обобщающий смысл  кроется в притче, и допишите  мораль-поучение, сохраняя стиль и ритм произведения Фазу Алиевой. Придумайте название.

Привыкший к поклоненью и услугам, 
Однажды слиток золотой изрёк: 
“Ты кланяться мне должен, чёрный уголь!"  
Но золоту ответил уголёк: 
“Не зазнавайся, золото, не надо.  
Ты - мёртвое без плавки и литья.  
Чтоб сделать вещь или отлить награду, 
Ещё тебя расплавить должен я".

3. Прочитайте басню древнеримского  баснописца Федра и сочините  по сюжету свою поэтическую  басню. 

Лиса и маска

Лиса, увидев маску трагедийную, 
“Что за лицо, а мозгу нет!"  - воскликнула.  
Говорю для тех, кому и славу, и почести 
Дала судьба, не дав рассудка здравого.

4. Прочитайте прозаическую басню  древнегреческого баснописца Эзопа  и по её сюжету сочините  свою поэтическую басню. 

Львица и Лисица

Лиса попрекала Львицу зато, что  та рожает только одного детёныша. Львица ответила: “Одного, но льва!"

Басня показывает, что ценно не количество, а достоинство.

5. Прочитайте басню И. И. Дмитриева  (1760–1837) - достойного соперника И.  Крылова в сочинительстве басен.  Отметьте особенности “светски-изящного"  литературного стиля, образцом которого считались басни И. Дмитриева.

Допишите мораль в этом стиле.

Три льва

Его величество, Лев сильный, царь зверей, 
Скончался.  
Народ советовать собрался, 
Кого б из трёх его детей 
Признать наследником короны.  
“Меня! - сын старший говорил. — 
Я сделаю народ наперсником Беллоны".  
“А я обогащу“, - середний подхватил.  
“А я б его любил", — 
Сказал меньшой с невинным взором.  
И тут же наречён владыкой всем собором.

(Беллона (рим. миф.) - богиня войны. Наперсник - любимец, пользующийся особым доверием. Собор (в старину) - собрание, съезд.)

6. Прочитайте басню византийского  писателя (9 в.) Игнатия Диакона и  сочините по данному сюжету  свою поэтическую басню. 

Звездочёт

Однажды звездочёт, следя за звёздами, 
В колодец провалился.  
И сказал ему прохожий, 
Услыхав его стенания: 
“Паря умом, что ж не смотрел под ноги?"

7. Прочитайте стихотворение Фазу  Алиевой. На его основании сочините  басню (введите диалог либо  реплики губ, напишите мораль, придумайте название).

Руки, управляющие  миром, 
Руки, раздвигающие горы, 
Руки, возводящие квартиры, 
Руки, создающие моторы, — 
Любо вы работаете, да! 
Почему же так крикливы губы, 
Не трудившиеся никогда?

8. Прочитайте басню польского  поэта-сатирика Игнация Красицкого.

Вол и муравьи

Смеялся глупый вол над муравьями, 
Но был такими пристыжён словами: 
- Не всякий труд хорош, 
завидуй нашей доле: 
Ты трудишься, как раб, а мы 
по доброй воле!

Сочините стихотворную мораль к  басне И. Красицкого.

9. Прочитайте басню великого  русского поэта XVIII века А. П.  Сумарокова. По аналогии с ней  сочините свою басню (в стихах!). Воспользуйтесь моралью басни  Сумарокова.

Коловратность

Собака  кошку съела, 
Собаку съел медведь, 
Медведя зевом лев принудил умереть, 
Сразити льва рука охотничья умела, 
Охотника ужалила змея, 
Змею загрызла кошка.  
Сия 
Вкруг-около дорожка.  
А мысль моя: 
И видно нам неоднократно, 
Что всё на свете коловратно.

10. Прочитайте басню немецкого  писателя и теоретика литературы  Лессинга.

Обезьяна и лиса

- Назови-ка мне такого мудрого  зверя, которому я не сумела бы подражать, - хвасталась обезьяна лисе. Но лиса ей ответила:

- А ты назови мне такого  ничтожного зверя, которому пришло  бы в голову подражать тебе.

Писатели моей нации!. . Нужно ли мне выражаться ещё яснее?

Сочините мораль к басне Лессинга (можно в стихах).

11. Прочитайте басню древнеримского  баснописца Федра и по её  сюжету сочините свою поэтическую басню.

Две сумы

Взвалил Юпитер на людей по две сумы: 
Свои пороки - за спиной у каждого, 
А чужих пороков груз подвешен спереди.  
Вот мы и не видим погрешений собственных, 
Зато чужим - всегда мы судьи строгие.

12. Прочитайте прозаическую басню  древнегреческого баснописца Эзопа  и по её сюжету сочините  свою поэтическую басню. 

Дровосеки и Дуб

Дровосеки рубили дуб; сделав из него клинья, они раскалывали ими ствол. Промолвил дуб: “Не так кляну я топор, который меня рубит, как эти клинья, которые от меня же и рождены!"

О том, что обида от близких людей  тяжелее, чем от чужих!

13. Прочитайте притчу Фазу Алиевой.  Чем она похожа на басню?  Переделайте притчу в басню  (введите реплики берёзы либо  диалог, конкретизируйте мораль-поучение, придумайте название). Используйте стиль, ритмический рисунок поэтессы.

Возросшая у леса на краю, 
Хвалясь, берёза всем другим кричала, 
Что от неё весь лес берёт начало, 
И верила в ту похвальбу свою.  
Наверное, она ещё не знала: 
Не будет лесу никогда конца.  
Сруби её совсем - он просто станет 
С другого начинаться деревца.

14. Прочитайте прозаическую басню  баснописца античности Бабрия и сочините свою поэтическую басню.

Раненый орёл

Острее жалит боль, когда её причиняет  кто-нибудь из близких. Орёл сидел на скале, высматривая зайцев, чтобы броситься на них. Один охотник выстрелил в него из лука, и острие стрелы вонзилось ему в тело, а другой конец, с оперением, торчал перед глазами. И орёл, увидев его, сказал: “Вдвойне мне больно оттого, что умираю от своих же перьев".

15. Прочитайте прозаическую басню  американского журналиста, классика “чёрного юмора"  Амброза Бирса и на её основе напишите свою, стихотворную. Сочините мораль.

Две лягушки

Две лягушки в животе у змеи обсуждали  перемену своих обстоятельств. “Не  очень-то нам повезло", - сказала  одна. “Почему? - возразила другая. - Не спеши с выводами: у нас есть защита от непогоды, помещение и пища". “Помещение - это верно, - отвечала первая, - но где пища?"  “Ты старая ворчунья, - сказала оптимистка. - Мы и есть пища!"

16. Прочитайте стихотворение Фазу  Алиевой. На его основе сочините  басню (введите реплики ворона, напишите мораль-поучение, используя стиль и ритм стихотворения Ф. Алиевой). Придумайте название.

Питая зависть  к соловьям певучим, 
Решился ворон поселиться к ним, 
Чтобы у них учиться петь получше, 
Чтоб стало больше соловьём одним.  
Но не добился ворон своего, 
Не оправдалась сладкая надежда: 
Уж очень быстро выдали его 
Кровавый клюв и чёрная одежда.

17. Прочитайте стихотворение Фазу  Алиевой. На его основе сочините  басню (введите диалог, на основе второго четверостишия напишите мораль-поучение, придумайте название). Используйте в работе стиль и ритмический рисунок стихотворения Ф. Алиевой.

Под самым  небом, на скале крутой, 
Где дышат ветром царственные птицы, 
Сосна - в себя влюблённая - гордится 
Достигнутою ею высотой.  
Ах, бедная сосна, забыла ты, 
Что не сама до облаков достала, 
А на плечах той самой высоты, 
Что до тебя накапливали скалы!

18. Прочитайте басню византийского  писателя Игнатия Диакона и  сопоставьте с басней Эзопа  “Ворон и Лисица". Что общего  в баснях? Что их различает?

Ворон и Лисица

Ел ворон  сыр; лиса хитрить пустилася: 
“Будь голос у тебя - ты стал великим бы!"  
Закаркал глупый, сыр из клюва выронив; 
А та: “Есть голос у тебя, да мозгу нет".

19. Прочитайте басню известного  в своё время русского драматурга  Ф. Ф. Иванова (1777–1816). Проанализируйте  композицию басни, сформулируйте её мораль.

Плющ и дикая роза

Взобравшись по стене плющ очень высоко, 
Стал бариться, и, видя под собою 
В равнине далеко, 
Над тихою рекою, 
Кусточек диких роз, хохочет великан.  
“Смотри! - кричит. - Удел какой нам разный дан!"  
И низостью кусток бесстыдно упрекает.  
Кусток с насмешкой отвечает: 
“Недолго счесться нам.  
Что высоко ты влез, о том уж я ни слова: 
Угодно то судьбам; 
Но я и рос, и поднимался сам; 
Ты - ползал бы весь век без помощи другого".

20. Прочитайте притчу поэтессы  Фазу Алиевой. Подумайте, какой  обобщающий смысл кроется в  притче, и допишите мораль-поучение, сохраняя стиль и ритм произведения. Придумайте название.

21. Прочитайте басню французского  баснописца Жана де Лафонтена.  Сравните эту басню с баснями  Эзопа и И. А. Крылова, найдите общее и различное.

Лисица и виноград

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец 
(Разное говорят), 
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой 
Виноград, такой зримо зрелый, 
В румяной кожице! 
Наш любезник был бы рад им полакомиться, 
Да не мог до него дотянуться.  
И сказал: “Он зелен — 
Пусть им кормится всякий сброд!"  
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

22. Прочитайте басню французского  поэта Понса Дени Экушара Лебрена (1729–1807). Сочините к ней мораль.

Средство возвыситься

Дуб стоял  на высокой круче 
Горы Иды, царицы ближних гор; 
Орёл сидел на вершине дуба — 
В олимпийских высях его дворец.  
И вдруг он видит в один прекрасный день 
Матушку улитку, гордую высотой.  
“Что я вижу? - вопрошает царская птица. — 
Негодная бескрылая тварь, 
Как сюда ты попала?"  — 
А та в ответ: “Доползла".

23. Прочитайте басню русского  поэта XVIII века И. И. Хемницера “Стрекоза" и сравните её с басней И. А. Крылова “Стрекоза и муравей".

- Что общего в баснях?

- Что их различает?

Стрекоза

Всё лето стрекоза в то только и жила, 
Что пела; 
А как зима пришла, 
Так хлеба ничего в запасе не имела.  
И просит муравья: “Помилуй, муравей, 
Не дай пропасть мне в крайности моей: 
Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.  
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить, 
Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить? 
А лето как придёт, я, право, обещаю 
Тебе всё вдвое заплатить".  
“Да как же целое ты лето 
Ничем не запаслась?"  - ей муравей на это. — 
“Так, виновата в том; да что уж, не взыщи: 
Я запастися всё хотела, 
Да лето целое пропела". — 
“Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи".  
Но это только в поученье 
Ей муравей сказал, 
А сам на прокормленье 
Из жалости ей хлеба дал.

 

 

2. 4. Методы и приёмы работы с баснями как материалом, формирующем систему ценностей школьников

Цель урока литературного чтения - анализ содержания и формы литературного произведения. Все же остальные задачи - развивающие и воспитывающие - решаются опосредованно, через ведущую.     Новый взгляд на уроки литературы в начальной школе предполагает отказ от наивно-реалистического отношения к литературе и к искусству в целом.             Восприятие художественного произведения не может быть сведен к воссозданию описываемой автором жизненной ситуации. Важно донести до осознания учащихся не столько жизненную картинку, сколько опосредованное системой образов и созданное в неповторимой художественной форме авторское отношение к тому или иному общественному явлению, его оценка и размышление по данному поводу.        Функция виртуальной реальности, присущая художественному произведению, позволяет моделировать развитие описываемой ситуации. Тем самым способствует более глубокому осознанию идеи, сюжета и форм художественной выразительности. Сказанное предъявляет особые требования к отбору художественных произведений. Это должны быть полноценные в художественном отношении произведения детской литературы, написанные как специально для детей, так и адаптированные для детского чтения, фольклора, изучаемые целостно, а не Фрагментарно, как это практиковалось до недавнего времени.             Только изучение художественного произведения целиком позволяет усвоить условность изображаемой действительности, своеобразие авторской манеры, специфику варьируемого сюжета.

Концептуально, новый подход к урокам чтения и литературы в начальной школе порождает требование пересмотра курса детской литературы при подготовке будущего учителя  .

 Традиционно литература рассматривалась в историческом плане, как история литературы. Однако уже давно отмечалось несовершенство данного метода, особенно если учестъ, что детская литература изучалась в отрыве от истории общей литературы.          Линейное расположение изучаемого материала, не позволяло увидеть общее и специфическое в развитии литературы для детей, получить целостное восприятие литературного процесса. Опираясь на принципы включения литературных произведений в программу для чтения и литературы в начальной школе художественно-эстетический, жанровый и авторский эмоционально-эстетический, ценностно-ориентировочный., системности и преемственности, целесообразно курс вузовского изучения детской литературы строить на основе жанрово-хронологическом.

Хронология помогает проследить становление  и развитие литературного процесса для детей, а жанровая характеристика - дефинировать фольклорную и авторскую точки зрения на те или иные описываемые ситуации. Деление на фольклорный и литературный материал устанавливает не только различия в миропонимании, но и в используемых средствах образной выразительности, привлечение которых служит самым разнообразным задачам: философским, художественным, прагматическим.     Наиболее ярко необходимость подобного деления проявляется при анализе басен - народных, авторских зарубежных, русских и советских.

Информация о работе Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе