Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:47, реферат
Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей", “Петух и Жемчужное зерно".
Используем приём сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даётся задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, “Муравей и жук" и басню Крылова “Стрекоза и Муравей".
Задача учителя – показать учащимся, что “басня недаром молвится", что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Работая с баснями, мы выясняем в чём смысл каждой из них, как их понимают дети.
Как вы понимаете эту басню?
Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием басни?
Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно поступать в той или иной ситуации?
Как бы поступили вы?
Почему?
Постичь басни - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.
Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно. В качестве оборудования советуем использовать: стенд с яркими иллюстрациями к басням Крылова художника А. Елисеева; выставку книг ( В. П. Аникин "К мудрости ступенька", Л. Толстой "Скучен день до вечера, коли делать нечего", Б. В. Шергин "Одно дело делаешь, другого не порть", Г. А. Галичев "О баснях", сборники басен, книги В. И. Даля); плакаты с высказываниями писателей, ученых, видных общественных деятелей о баснях:
Басни - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. ( В. И. Даль) .
В простоте слова - самая великая мудрость. Басни и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький).
Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением, инсценированием, играми, творческой работой учащихся.
Басни помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Они охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение басен в жизни людей. Это и послужило причиной их возникновения:
Недаром говорится, что басня ко всему пригодится.
Басня - всем делам помощница.
Без басни не проживешь.
Яркие, сочные, неувядаемо свежие, басни использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: “Басня имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию".
Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику басен как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации . Использование в работе с баснями картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п.
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла басни, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к басням расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.
После такого рода подготовительной
работы сопоставление басен и
иллюстраций к ним может быть
проведено учащимися
Стремясь к наиболее яркой выразительности, басня довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.
Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль басен, их содержание. Например:
В лесу лес неровен, в миру - люди.
“Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?" - спрашивает учитель. “Ели, сосны, березы, дубы, осины и др. " - отвечают дети.
- Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.).
- Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек - это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.
В работе над сравнениями в баснях используются разные упражнения и задания. Вот одно из них: восстановите басни, подобрав к ним соответствующие сравнения:
1. Друг неиспытанный, что...
2. Дурную славу нажить, как...
3. За старой головой, как...
4. Красавица без ума, что...
5. Красна девка в хороводе, что...
6. Ласковое слово, что...
Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день.
При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости слова.
В басне проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть басня характеризует явление и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном уровне.
Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал, что в басне важно понимание общего смысла, она кратка и не обильна словами и поэтому её смысл охватить легче, чем длинного рассказа. Он предлагал такой вид работы с баснями - учитель лишь намекал на басню, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали басню .
Или такое задание: восстановите басни, вставляя пропущенные прилагательные:
За (какой?) головой, как за каменной стеной. .
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
(Какое?) слово, что весенний день.
Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.
3. (Какая?) книга - лучший друг.
Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.
4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
Слова: прочную, крепкую, хорошую.
Цель приведённых выше заданий и упражнений - помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в баснях. Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной. Постичь смысл басни - значит воспринять обобщённо-метафорический образ, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьника жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла - анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление действительности.
Говоря о содержательной стороне басен, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: басни утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.
Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию басен, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде всего те басни, которые обладают, по меткому определению Ушинского, “живописностью формы и поэтичностью духа".
Количество басен, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 3-5. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности басен как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.
Тестовые и дополнительные задания. |
Что проверяем, чему обучаем. | |
И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак". | ||
1. Содержание этой басни: а) сказочно; б) аллегорично; в) правдоподобно. |
Знание и понимание особенностей басни | |
2. Мораль басни содержится: а) в первых трех строках; б) в последней строке; в) в предпоследней строке. |
Знание особенностей басни и понимание идеи | |
3.
Автор басни стремится а) различия между животными; б) нежелание трудиться; в) необходимость единства при выполнении общего дела. |
Понимание авторской, позиции, умение ее выявить | |
4. Мораль басни подтверждается тем, что: а) "воз и ныне там"; б) животные взялись за непосильное для них дело; в) животные потянули воз в разные стороны. |
Понимание того, как выражается идея. | |
5. Мораль в басне это: а) ее краткое содержание; б) нравоучительный вывод из рассказанного; в) объяснение происходящего в басне. |
Знание теории литературы, понятие “мораль басни". | |
6. Задача басни: а) объяснить на доступном примере сложную проблему; б) преподать нравственный урок; в) изложить житейскую мудрость. |
Понимание целенаправленности басни. |
Выводы и педагогические рекомендации
Литература
1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. М, 2004г., с. 33-35.
2. Актуальные вопросы
3. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М, Просвещение, 2004г., с. 120-125.
4. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М, 2003г., с. 213.
5. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М, Просвещение, 2002г., с. 56-68.
6. Гордеев Е. В., Дмитрюк М. В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием//Начальная школа, 2004г. № 3, с. 17-19.
7. Давыдов В. В. Научное
8. Джежелей О. В. О новом курсе "Обучение грамоте в программе "Чтение и литература" // Начальная школа, 2004г., №8., с. 14 -19.
9. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М, 2002г., с. 56-61.
10. Ефпосинина Л. А.,Оморокова М. И. Программа "Литературное чтение" I - IV классы //Начальная школа, 2005г., N8, с. 20 -35.
11. Ивин А. А. Искусство
12. Коллективная учебно-
13. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М, 2004г., с. 17-33.
14. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М, Просвещение, 2003г., с. 22-27.
15. Морозова Н. Г. Учителю о
познавательном интересе. М, Знание,
серия “Педагогика и
16. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний/Под ред. Н. В. Зверевой. М, Педагогика, 2003г., с. 66-68.
17. Развитие творческой
18. Рациональное сочетание
19. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. М. С. Соловейчик. М, Просвещение, 2003г., с. 145.
20. Смирнова З. А.
21. Трегубова Г. В. Развитие
творческого мышления на
22. Троицкая Т. О. Литературное
образование младших
23. Формирование интереса к
24. Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М, Педагогика, 2003г., с. 38-42.
25. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М, Знание, серия “Педагогика и психология", 2005. № 11.
26. Щукина Г. И. Активизация
познавательной деятельности
Информация о работе Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе