Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:47, реферат

Описание работы

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 3-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей", “Петух и Жемчужное зерно".
Используем приём сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даётся задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, “Муравей и жук" и басню Крылова “Стрекоза и Муравей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА РАБОТЫ С БАСНЯМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

I. Открытие темы

- Посмотрите на эти чудесные  прихватки, выполненные в лоскутной  технике. В доме умелой хозяйки  накапливаются лоскуты (квадраты, полоски, треугольники), из которых  мастерят великолепные и оригинальные  вещи. Получается настоящая лоскутная  мозаика. Такая “мозаика из  многогранников"  называется “английский пэчворк"  (от англ. patch - заплатка, work - работа, дело). Этой старинной техникой выполняют и маленькие прихватки, и большие одеяла.

Одеяло из лоскутков. Зачем оно  на уроке?

- Отгадайте, что это за произведение. (Задание из рабочей тетради для 3-го класса. Альбеткова Р. Литературные игры-1. М. : Изд-во гимназии “Открытый мир", 2005. С. 16–17.)

Однажды Лебедь, Рак да Щука, 
Проказница Мартышка, 
Осёл, Козёл 
Да косолапый Мишка 
Везти с поклажей воз взялись.  
Достали нот, баса, альта, две скрипки — 
И сели на лужок под липки, — 
Пленять своим искусством свет.  
Когда в товарищах согласья нет, 
На лад их дело не пойдёт, 
Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова, 
И у кого что силы стало, 
В ушах у гостя затрещало — 
И закружилась голова.  
Вот пуще прежнего пошли 
у них раздоры

И споры, 
Кому и как сидеть.  
Случилось Соловью на шум их прилететь.

“Изрядно, - говорит, — 
сказать неложно, 
Тебя без скуки слушать можно".

Такое “произведение"  называется центон. Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений!

Зубастой  Щуке в ум пришло 
За кошачье приняться ремесло.  
Да призадумалась. А сыр во рту держала.  
На ту беду Лиса близёхонько бежала.  
И говорит так сладко, чуть дыша: 
“Голубушка, как хороша! 
Ну что за шейка, что за глазки! 
Рассказывать, так, право, сказки! 
Отколь такой берётся голосок? 
И чист, и нежен, и высок".  
По счастью, близко тут Журавль случился.  
Он костью чуть не подавился.

- Из строк какого автора составлены  наши два центона?

- Назовите произведения, из которых  они взяты. 

II. Актуализация знаний учащихся

- Вспомните, что такое басня,  каковы её особенности. 

III. Работа с ОК “Басня"

Анализ теории о жанре басни  по ОК ).

- Что нового вы узнали о  басне?

- Расскажите о басне, используя  ОК и приводя примеры из  центона.

IV. Сообщения учащихся

1. Работа в паре: рассказать друг  другу о басне. 

2. Вступительное слово об Эзопе  и о Крылове (сообщения, подготовленные  учениками).

Эзоп

Древнегреческий мудрец, легендарная  личность. О нём рассказывали, что он был уродливым рабом-фригийцем (из Малой Азии), служившим простоватому философу Ксанфу, много раз посрамлял его книжную учёность своей сметливостью и здравым смыслом, за услуги государству был освобождён, соперничал со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Эзопу приписывалось “изобретение"  почти всех ходивших в народе басенных сюжетов.

Крылов

И. А. Крылов (1769–1844) родился в Москве в семье бедного дворянина, оставившего после своей смерти в наследство солдатский сундучок с книгами. В детстве жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было огромным: он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Рано начал служить в казённом учреждении, познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством.

С 1805 года Крылов входит в большую  литературу как создатель русской  классической басни.

По свидетельству современника, уже в детстве он “посещал народные сборища, торговые площади, качели и  кулачные бои, где толкался между  пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов".

Народность крыловской басни - органическая и истинная, словно сама старая Русь с её обычаями, нравами, характерами оживает в созданиях Крылова. Даже те басни, сюжеты которых он позаимствовал у французского писателя Лафонтена, силой его могучего таланта стали неподражаемо русскими. Гоголь писал о Крылове, что “всюду у него Русь и пахнет Русью"  и что басни его - “книга мудрости самого народа".

За Крыловым прочно утвердилась  репутация чудака и ленивца. Чрезмерная невозмутимость и инертность предстанет в ином свете, когда узнаешь, что 14 декабря 1825 года, в день восстания декабристов, в самый разгар событий, писатель находился на Сенатской площади. Известно также, что, изучив главные европейские языки, Крылов, по словам Пушкина, “пятидесяти лет выучился древнему греческому"  и затем читал в подлинниках греческих классиков.

Во многих баснях своё “простодушие"  Крылов, когда это было необходимо, очень умно использовал.

Под масками львов, орлов, медведей современники легко угадывали неправедных  судей, лукавых и льстивых царедворцев, именитых сановников. Неслучайно так  ополчился на басню персонаж грибоедовской комедии “Горе от ума" Загорецкий - плут, подхалим и политический доносчик.

А если б, между нами,

Был ценсором назначен я, 
На басни бы налёг; ох! басни - смерть моя! 
Насмешки вечные над львами! над орлами! 
Кто что ни говори: 
Хотя животные, а всё-таки цари.

V. Работа в группах по анализу  басен Эзопа и Крылова

(5 групп по 6 человек. Группы формируются произвольно, только в 4–5-й группах отобраны школьники, обладающие более явными филологическими способностями, так как интерпретация басен “Ворона и Лисица" и “Квартет" требует более высокого уровня аналитических навыков. Каждой группе выдаётся инструкция по анализу указанной басни.)

Группа 1. Басни Эзопа

“Ворон и лисица"

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь  
у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать".

Басня уместна против человека неразумного.

- Выразительно прочитайте басню. 

- Чем эта басня похожа на  рассказ?

- Что роднит басню со сказкой?

- Почему последнее предложение  написано с новой строки?

- Какой рисунок вы бы нарисовали  к басне Эзопа?

“Лисица и виноград"

Голодная лисица увидела виноградную  лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя  прочь, сказала сама себе: “Они ещё  зелёные!"

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил  нет, а винят в этом обстоятельства.

- Прочитайте выразительно басню. 

- На какие части делится басня?

- Как называется вторая часть  басни Эзопа?

- В чём герои басни похожи  на героев сказки?

- Какой рисунок вы бы нарисовали  к басне Эзопа?

Группа 2. Басни Крылова

“Свинья под дубом"

- Выразительно прочитайте басню. 

- Рассмотрите в басне все  её элементы.

- Что или кого подразумевает  баснописец под персонажами басни  - Дубом, желудями, Свиньёй, Вороном? (В случае затруднения воспользуйтесь статьёй “Аллегория" - см. учебник, с. 356).

- Что хотел сказать Крылов  этой басней?

- Какие строки наиболее соответствуют  рисунку А. Лаптева к этой  басне?

Группа 3. Басни Крылова

“Лебедь, Щука и Рак"

- Прочитайте выразительно басню. 

- Какова композиция басни?

- Что вы можете сказать о  героях басни Крылова?

- Какими природными качествами  персонажей воспользовался автор?  Можно ли было их впрячь  в один воз?

- Что значит “из кожи лезут  вон"? А толку нет? Почему? (Обратите  внимание на глаголы: лебедь  “рвётся", рак “пятится", щука  “тянет".)

- Какая часть басни предлагает  раскрыть её аллегорический смысл?

- Рассмотрите рисунок А. Лаптева.  Какие строчки из басни можно  использовать в качестве подписи  под рисунком художника?

Группа 4. Басни Крылова

“Ворона и Лисица"

- Прочитайте басню выразительно.

- Сравните басни Эзопа и Крылова.  Почему у Эзопа - Ворон, а  у Крылова - Ворона? (Ворон - птица  мудрая и вещая; Ворона - глупа,  но автор в шутку назвал  её вещуньей, то есть предсказательницей.) Отчего же она не сумела  “предсказать"  судьбу сыра?

- Образ Лисы у Эзопа не  является ярким характером, она  хитра - и всё. Крылов обогащает  этот образ. Найдите обороты,  которыми автор характеризует Лису.

- Найдите поучительную часть  (мораль). Сравните поучительные  части у Эзопа и Крылова.  Одинаков ли смысл басен Эзопа  и Крылова? Какое человеческое  качество осмеяно в басне Крылова?

- Почему басня Крылова длиннее,  чем басня Эзопа?

- Рассмотрите рисунок А. Лаптева.  Такими ли вы представляли  героев басни Крылова?

Группа 5. Басни Крылова

“Квартет"

- Прочитайте басню выразительно.

- Что смешного в этой басне  с самого начала? (Состав: ни один  из зверей не обладает музыкальными способностями.) Как это обыграл автор? Что значит: “дерут, а толку нет"?

- Что вы можете сказать о  характерах персонажей басни?

- Почему первой кричит Мартышка? Опишите её характер.

- Чем смешон Осёл? Какой он нашёл секрет? Прав ли Осёл?

- Почему главную мысль басни  высказал Соловей? Найдите её. Только ли к музыке относится  этот вывод?

- Каким вам представляется рассказчик?

- Здесь нет морали (поучительной  части). А как вы сами определите  смысл этой басни? О чём она?

Творческое задание (не для всех, по желанию). Попробуйте сочинить мораль басни в стихах.

- Рассмотрите рисунок А. Лаптева.  Какой момент басни запечатлел  художник? Соответствует ли изображённое на рисунке вашему видению характеров героев басни Крылова?

VI. Подготовка к исполнению басен  по ролям

1. Чтение отрывка из воспоминаний  актёра Игоря Ильинского.

Игорь Ильинский, известный актёр, многолетний исполнитель Крылова, считает, что “чрезмерная нагрузка басен ядом и желчью, так сказать, бичующая манера чтения воздействует на слушателей меньше, чем мудрая, философски добродушная, неотразимо спокойная интонация... Верным Крылову надо быть и в сочетании звериного и человечьего. Часто можно увлечься показом и изображением животных, и уйдёт человеческая психология, а вместе с ней подчас и философский смысл басни. И наоборот, если показывать и изображать только людей, да ещё не очень ярких, не похожих на действующих в басне зверей, в свою очередь уйдёт или, во всяком случае, поблекнет всё неповторимое своеобразие крыловской басни".

- Что такое “бичующая манера  чтения"?

- Как вы представляете себе  “философски добродушную интонацию"?

2. Распределение ролей в группах. 

3. Чтение басен по ролям. 

VII. Обобщающая беседа по басням

- Что такое басня? Когда она  возникла?

- Каких баснописцев вы знаете?

- Почему басня - эпический жанр?

- Из каких частей состоит  басня?

- Что такое аллегория?

- Что общего у басни со  сказкой, пословицей, анекдотом?

- Какие слова из басен Крылова  стали крылатыми выражениями?

VIII. Почему басням суждена долгая  жизнь?

Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из “моря житейского". Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

Прошло уже два века, как басни  Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А. К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного - и всё. Советский поэт Сергей Михалков возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

И всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.

IX. Домашнее задание

1. Подготовить связный рассказ  о басне по ОК.

2. Выучить наизусть одну из  басен И. Крылова (по выбору).

 

Уроки 2–3. Творческий практикум по теме “Басни".

Цель. Стимулирование познавательной активности, самостоятельной творческой деятельности учащихся.

I. Повторение теории по ОК  “Басня"

  • Взаимопроверка ОК.
  • Взаимооценка ОК.

II. Отработка основополагающих  понятий жанра басни

Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. От легендарного образа поэта VI века до н. э. Эзопа - создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. В дальнейшем эзопов язык нашёл широкое применение в сатире (например, у Салтыкова-Щедрина).

Аллегория (от греч. allos - иной и agorae - говорю) - изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ (сердце - аллегория любви). Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления.

Информация о работе Методика работы с баснями на уроках литературного чтения по традиционной системе