Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:24, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в работе социального педагога.
Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
раскрыть сущность агрессивного поведения, и выявить причины возникновения повышенной агрессивности у подростков 14-15 лет;
изучить основные формы и методы профилактики в работе социального педагога с агрессивными подростками в условиях общеобразовательной школы;
разработать и апробировать социально-педагогическую методику профилактики и коррекции уровня агрессивности у школьников 14-15 лет;
провести анализ динамики агрессивности у подростков по итогам коррекционной работы
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с агрессивными подростками……………………………………….. 6
1.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста…………………………. 6
1.2. Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии …………………………………………………………...
16
Глава II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………….
26
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков ………… 26
2.2. Методика социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков……………………………
34
2.3. Проверка эффективности методики социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………………………………………………………
41
Заключение………………………………………………………... 46
Библиография……………………………………………………... 48
Приложения……………………………………………………….. 53
Методика работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с агрессивными подростками……………………………………….. |
6 |
1.1 Причины и специфика
проявления агрессивности |
6 |
1.2. Технологии
социальной работы с |
16 |
Глава II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков……………. |
26 |
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков ………… |
26 |
2.2. Методика социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………………………… |
34 |
2.3. Проверка эффективности
методики социально-педагогической профилактики
агрессивного поведения подростков…………………………………………………… |
41 |
Заключение…………………………………………………… |
46 |
Библиография……………………………………………… |
48 |
Приложения…………………………………………………… |
53 |
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время проблема детской агрессии весьма актуальна в силу своей распространенности.
Проблеме агрессивного поведения личности в целом и подростков в частности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии. Исследование агрессивного поведения подростков выступает центральным звеном в работах К. Бютнера (детская агрессия и конфликтное поведение), Л.М. Семенюк (коррекция подростковой агрессии), И.А. Фурманова (детская агрессивность), Ю.Б. Можгинского (диагностика и лечение расстройств поведения, агрессивности, различных форм зависимости), А.А. Реана (предупреждение и коррекция девиантного поведения) и др.
Однако в последнее время проблема агрессивного поведения подростков приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание педагогов, социальных педагогов, психологов, юристов, социологов, которые рассматривают способы ее решения в контексте профилактики и преодоления агрессивных проявлений в обществе, снижение уровня агрессивности, особенно среди подростков.
Современная реальность заставляет социальных педагогов и психологов по-новому взглянуть на проблему агрессии в обществе, поскольку агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение. Юноши и девушки в нашей стране живут в эпоху стремительных изменений социально-экономических условий и политической напряженности, что часто приводит к усилению проявлений агрессии относительно друг друга.
Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют увеличению морального диссонанса, формированию стрессовых и депрессивных состояний. Высокий уровень агрессии у лиц подросткового возраста является опасным фактором, поскольку негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, их индивидуальное развитие, но и на успешность будущей личной и профессиональной деятельности подростков.
Таким образом, проблема социально-педагогической
профилактики агрессивного поведения
подростков является одной из важнейших
сегодня, а разработка системы социально-
Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в работе социального педагога.
Задачи:
Объект исследования: агрессивность как негативная особенность поведения
Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально - педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1) изучение причин агрессивного поведения подростков;
2) использовании методов,
направленных на профилактику
агрессивного поведения
3) привлечение родителей и специалистов: классного руководителя, психолога, инспектора ПДН.
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования:
- теоретические: теоретический
анализ предмета и проблемы
исследования на основе
- эмпирические: наблюдение,
анкетирование,
База исследования. МБОУ СОШ № 37 г. Владикавказ. В исследовании приняли участие 40 учащихся 8 «А» и 8 «Б» классов.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь родителям, педагогам, социальным педагогам, психологам в организации профилактической работы с агрессивными подростками.
Структура работы: включает введение, две главы, заключение и список литературы, приложений.
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с агрессивными подростками
1.1 Причины и специфика
проявления агрессивности
Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В -третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы [13, c. 45].
Личность ребёнка и подростка
формируется не сама по себе, а в
окружающей его среде. Особенно важна
роль малых групп, в которых подросток
взаимодействует с другими
Сочетание неблагоприятных биологических, педагогических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обусловливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих. Это создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
Прежде чем говорить о профилактике агрессивного поведения подростков, нужно выяснить, что такое агрессивное поведение.
Существует множество
определений агрессии и теорий о
ее причинах и видах. Общепринятого
определения нет. Различные авторы
в своих исследованиях по-
Агрессивное поведение – враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное поведение может быть:
1) непосредственным, прямым,
т.е. направленным против
2) смещенным, когда индивид,
испытывающий фрустрацию, не может
направить свое агрессивное
Поскольку устремленное вовне
агрессивное поведение (гетероагрессия),
как правило, подвергается со стороны
общества санкциям социальным, что
усиливает фрустрацию, у человека
может выработаться механизм, направляющий
агрессивные импульсы внутрь, на самого
себя. Такое агрессивное поведение
называется аутоагрессией. Она проявляется
в актах самоуничтожения, самообвинения,
вплоть до нанесения себе телесных
повреждений и самоубийства. У
человека вследствие социализации агрессивное
поведение приобретает
Фрустрация (от лат. frustration – обман, тщетное ожидание) – психологическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными различными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. (Психологический словарь)
Лютова Е.К. определяет агрессию как (от лат. «aggression» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) [8].
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики.
Как и всякое свойство, она
имеет различную степень
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий [6, с. 9].
Основные отечественные
руководства и справочники
Агрессия – чувство враждебности и злобности, мысли или действия по отношению к какому-либо объекту или человеку;
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности) [6, с. 9].
Агрессивное поведение в подростковом
возрасте проявляется по-разному. Например,
возрастные признаки требуют адаптации
к новым жизненным и
Взрослые должны понимать, что взаимодействие с агрессивным подростком должно исключать ответную агрессию. Агрессивного подростка нужно понять и принять, а затем уже перевоспитывать.