Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:24, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в работе социального педагога.
Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
раскрыть сущность агрессивного поведения, и выявить причины возникновения повышенной агрессивности у подростков 14-15 лет;
изучить основные формы и методы профилактики в работе социального педагога с агрессивными подростками в условиях общеобразовательной школы;
разработать и апробировать социально-педагогическую методику профилактики и коррекции уровня агрессивности у школьников 14-15 лет;
провести анализ динамики агрессивности у подростков по итогам коррекционной работы
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с агрессивными подростками……………………………………….. 6
1.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста…………………………. 6
1.2. Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии …………………………………………………………...
16
Глава II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………….
26
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков ………… 26
2.2. Методика социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков……………………………
34
2.3. Проверка эффективности методики социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………………………………………………………
41
Заключение………………………………………………………... 46
Библиография……………………………………………………... 48
Приложения……………………………………………………….. 53
Исследование проводилось в несколько этапов:
. Подготовительный этап: контент-анализ, беседа с классным руководителем, с педагогами, социальным педагогом, директором школы, подбор методик.
. Констатирующий этап: проведение диагностического обследования в группах, систематизация результатов и их интерпретация.
. Разработка и реализация в экспериментальной группе программы профилактики.
. Контрольный этап: проверка эффективности методики профилактики путем повторного диагностического обследования.
На первом этапе исследования, в процессе контент-анализа, была изучена информация о социально-педагогических условиях несовершеннолетних. Источниками послужили:
-личные дела учащихся;
-журнал успеваемости;
-социальный паспорт класса.
Из беседы с классным руководителем было выяснено, кого из класса, по внешним признакам, она относит к учащимся, склонным к агрессивному поведению. Педагог исходила из того, проявляется или нет агрессия в поведении учащихся во время уроков, на переменах и в часы самоподготовки (оскорбление учащимися друг друга, применение физической силы, отказ от выполнения заданий). Классный руководитель пояснил нам, что пик агрессивных проявлений у детей выбранных классов наблюдается с начала учебного года и с каждым днем он нисколько не снижается. Классный руководитель считает, что это класс в этот год был сформирован из нескольких. Преобладающей оценкой в учебе у большинства членов группы является удовлетворительно.
Как считает, классный руководитель, ребята не умеют сдерживать себя, чувствовать обстановку, отличать в школе они или на улице.
Психолог, исходя из
проведенных ранее
Директор школы и заместители по методической и учебной работе пояснили, что в настоящее время в школе среди подростков существует две самые глобальные проблемы – это агрессивное поведение и правонарушения. Агрессивное поведение преобладает и является наиболее жестоким в восьмых классах. И, по их мнению, для исследования и профилактической работы подходят именно 8 « А» и 8 «Б» классы. С ними уже проводились беседы с директором и социальным педагогом, беседа с инспектором по делам несовершеннолетних, проводились классные часы и другие формы работы, и тема всей работы была агрессивное поведение и его последствия. На их взгляд работу нужно проводить более глубокую и основательную.
Большая часть родителей считает, что действительно надо работать с подростами, которые проявляют агрессивные действия, что бы снизить негативные последствия в будущем. А некоторые родители считают, что это сказывается переходный возраст и что это пройдет само собой со временем и вмешательство специалистов не обязательно. Перед родительским собранием проводилось анкетирование. После анализа анкет выявилось, что основными формами отклоняющегося поведения, по мнению родителей, являются употребление алкоголя, критика взрослых, неподчинение, драки, агрессивные проявления, почти те же формы являются распространенными формами поведения сверстников детей каждого из родителей, отвечающих на данную анкету. Также родители отмечают влияние средств массовой информации на их детей. Согласились, что у их детей есть склонность к агрессии и насилию.
Из беседы с данной группой детей выяснилось, что они не считают, что им присущи какие-то там агрессивные проявления, и что их уровень нужно как-то снижать.
Систематизировав всю полученную информацию, мы пришли к выводу о том, что для группы подростков выбранной нами для профилактической деятельности, по мнению вышеизложенных лиц, действительно характерны некоторые особенности агрессивных детей. Данную информацию мы подтвердили диагностическим обследованием, проведенным в экспериментальной и контрольной группах.
Методика диагностики самооценки психических состояний (Г.Ю. Айзенк) (Приложение 1) ставит целью диагностику психического состояния по четырем параметрам оценки: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Испытуемым предлагается описание различных психических состояний. Если это состояние часто присуще - ставится 2 балла, если оно бывает, но изредка, ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов. Результаты рассматриваются по каждому уровню отдельно [14, с. 141 - 145].
Результаты диагностики в экспериментальной группе представлены в таблице 2 (Приложение 2).
На основе полученных данных мы построили гистограмму, отражающую средние значения по каждому параметру (Рис. 1).
Рис. 1. Самооценка психических состояний в экспериментальной группе.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что 35% испытуемых имеют высокую тревожность, присутствуют внутреннее беспокойство, озабоченность, напряженность. У 20% обследуемых выявлен средний уровень тревожности допустимого уровня. Высокий уровень фрустрации в группе отсутствует, но 50% имеют средний показатель. Высокий уровень агрессивности в группе свойственен 40% подросткам, что характеризуется низким уровнем самоконтроля, невыдержанностью, вспыльчивостью, раздражительностью. У 35% учащихся - средний уровень агрессивности. В группе преобладает средний уровень ригидности (60%), но у 20% учащихся все же отмечается высокий уровень, характеризующийся неизменностью поведения, убеждений, взглядов. Такие подростки испытывают выраженные трудности в изменении намеченной программы деятельности.
Результаты данной методики в контрольной группе представлены в таблице 3 (Приложение 3).
Средние значения результатов диагностики в данной группе представлены на рис 2.
Рис. 2. Самооценка психических состояний в контрольной группе
Как видно из гистограммы,
высокий уровень тревожности
в группе свойственен 15% исследуемых,
средний уровень - 40%, преобладает
низкий уровень тревожности - 45%. Высокий
показатель фрустрации характерен для
5% подростков, 40% имеют средний уровень.
Высокий и средний уровень
агрессивности в группе имеется
у 30% учащихся на каждый показатель. У
исследуемых преобладает
Следующая методика исследования - опросник на выявление агрессивного поведения (Л.Г. Почебут) (Приложение 4). Назначение теста - диагностика агрессивного поведения. Опросник выявляет стиль поведения в стрессовых ситуациях. Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на пять шкал:
1. Вербальная агрессия (ВА) - человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
2. Физическая агрессия (ФА) - человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
3. Предметная агрессия (ПА) - человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
4. Эмоциональная агрессия (ЭА) - у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
5. Самоагрессия (СА) - человек не находится в мире и согласии с собой, у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты, он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
В опроснике 40 утверждений, на которые необходимо однозначно ответить «да» или «нет».
Результаты диагностики в группе 1 приведены в таблице 4 (Приложение 5).
Процентное соотношение
результатов диагностики
Рис. 3. Диагностика агрессивного поведения в экспериментальной группе
Таким образом, высокий уровень
вербальной агрессии наблюдается у
70% учащихся, что говорит об употреблении
словесных оскорблений
Результаты проведения данной диагностики в контрольной группе представлены в таблице 5 (Приложение 6).
Средние значения результатов диагностики представлены на гистограмме (Рис. 4).
Рис. 4. Диагностика агрессивного поведения в контрольной группе
Как видно из гистограммы, 40% исследуемых в контрольной группе имеют высокий показатель вербальной агрессии, такой же показатель и по шкале самоагрессии. Высокий уровень физической агрессии свойственен 25% подростков, средний уровень - 35%. Предметная агрессия на высоком уровне имеется у 10% учащихся, но средний показатель по данной шкале достаточно высок - 65%. Высокий уровень эмоциональной агрессии наблюдается у 20% учащихся, средний уровень - у 35%. Самоагрессия на среднем уровне, так же, высока - 50%. Для контрольной группы так же наиболее характерны проявления вербальной агрессии и самоагрессии, но в меньшем показателе, относительно экспериментальной группы.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что в целом, в экспериментальной группе (8 «А» класс) достаточно высокий уровень агрессии, проявляющейся в поведении в форме вербальной, физической, предметной, эмоциональной агрессии и агрессии, направленной на себя. Так же эта группа характеризуется более высоким уровнем тревожности, по сравнению с контрольной группой (8 «Б» класс).
В результате наблюдения за
классом было выявлено, что коллектив
довольно разрознен, единого лидера
нет. В коллективе наблюдается яркая
конфронтация мальчиков и девочек,
внутри них выделяются несколько
микро-групп. Группы часто настроены
враждебно, в адрес друг друга
употребляются оскорбления и
ругань. В делах школы класс
малоактивен, во время дежурств и
другой трудовой деятельности постоянно
происходят конфликты из-за неумения
разделить обязанности и
В результате проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что подростки нуждаются в профилактической работе, направленной на предупреждение и коррекцию агрессивного поведения.
2.2 Методика социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков
Следующий этап работы направлен на реализацию методики социально-педагогической профилактики агрессивного поведения, что должно способствовать укреплению эмоционально-волевого контроля и снижению уровня физической, вербальной агрессии и негативизму.
Свою профилактическую работу мы осуществляли в течение 4 недель. За этот период была реализована деятельность по некоторым обозначенным направлениям, по наиболее ярко выраженным проблемам.
Частота занятий - два раза в неделю.
Длительность - от 40 минут до 1 часа.
Категория участников: подростки 14-15 лет.
Количество участников: 20 человек.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, мяч.
Структура занятий включает:
. Ритуал приветствия.
. Разминка.
. Основное упражнение.
. Рефлексия.
. Ритуал прощания.
Критерием эффективности работы является развитие индивидуальных личностных качеств подростка, раскрытие его творческих ресурсов, гармонизация внутреннего мира, положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности.
Задачи:
1) провести профилактическую работу с подростками, склонными к агрессии;
2) провести работу с
семьями, в которых учатся
3) установить сотрудничество с родителями, педагогами по вопросам воспитания подростков.
Для снижения уровня агрессии, для обучения правильным способам выхода из конфликтной ситуации использовались следующие формы и методы социально – педагогической работы:
В ходе беседы шло бурное обсуждение о значении физической силы в жизни молодого человека. При обсуждении мы получили следующую информацию: «Если молодой человек хоть раз в жизни не подрался с кем-нибудь, он - не настоящий мужчина».
В принципе все суждения по смыслу относятся к выше изложенному, только разными словами сказаны.
Но лишь один человек из исследуемой группы сказал: «Что сила есть- ума не надо».
Мы сразу пришли к выводу, что единственный человек в группе понимает отрицательное значение применения физической силы для жизни человека и ее последствия.
Цель тренинга обучить подростков приемлемым формам выплескивания накопившегося гнева.
Следующим шагом профилактической работы является формирование доверительного отношения к людям. Мы выбрали такую форму работы с группой агрессивных подростков как классный час с элементами сюжетно-ролевых заданий «Толерантная личность».