Методика работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в работе социального педагога.
Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
раскрыть сущность агрессивного поведения, и выявить причины возникновения повышенной агрессивности у подростков 14-15 лет;
изучить основные формы и методы профилактики в работе социального педагога с агрессивными подростками в условиях общеобразовательной школы;
разработать и апробировать социально-педагогическую методику профилактики и коррекции уровня агрессивности у школьников 14-15 лет;
провести анализ динамики агрессивности у подростков по итогам коррекционной работы

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с агрессивными подростками……………………………………….. 6
1.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста…………………………. 6
1.2. Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии …………………………………………………………...
16
Глава II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………….
26
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков ………… 26
2.2. Методика социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков……………………………
34
2.3. Проверка эффективности методики социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………………………………………………………
41
Заключение………………………………………………………... 46
Библиография……………………………………………………... 48
Приложения……………………………………………………….. 53

Файлы: 1 файл

диплом агрессия.docx

— 167.36 Кб (Скачать файл)

Цель данного классного  часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

В ходе данного классного  часа ребята определяли, являются ли они толерантной или интолерантной личностью. Почти большинство ребят, исследуемой группы, определяли себя как интолерантных личностей. В конце классного часа несколько ребят изменили свое мнение относительно своей позиции.

3. Ролевая игра, в которой  «агрессор» проигрывает роль  «жертвы».

Цель: вызвать чувство  эмпатии. В данной игре составляется список ситуаций (обстоятельств), в которых ребенок, как правило, выбирает 
агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т.п.). Причем, в первом варианте игры ребенок проигрывает роль самого себя. Это необходимо для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а социальный педагог — самого «агрессивного» ребенка, педагог смог максимально точно отобразить манеру невербального поведения «агрессивного» ребенка (его позу, интонацию, взгляд), а также использовал в игре типичные для данного ребенка выражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения.

Нельзя забывать, что это  игра, в которой соблюдается правило  «не делай больно».

По окончании ролевой  игры обсуждается вместе с подростком:

• как он себя чувствовал в роли жертвы;

• что он чувствовал по отношению  к «нападающему», что он думал  о нем;

• изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в  целом и к «жертве», в частности;

• если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктивным, менее агрессивным;

• обсуждались вместе с ребенком эти новые варианты;

• закреплялись в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации.

4. Тренинг социальных умений.

По данным Р. Бэрон и Д. Ричардсон, тренинг социальных умений при агрессивном поведении заключается в следующих процедурах:

- моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения;

- ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, которым испытуемые обучились в процессе моделирования;

- установление обратной связи — поощрения позитивного поведения («позитивное подкрепление»);

- перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.

В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: расширение свобод и возможностей выбора видов  деятельности; введение принципов «педагогики  сотрудничества» и «педагогической  поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия

5.Профилактическая деятельность включала в себя также работу с родителями и педагогами. Проводилось родительское собрание. Была проведена беседа с некоторыми педагогами, обучающими данную группу подростков.

Таким образом, профилактическая работа включила в себя все направления  деятельности:

  • Социальный педагог – агрессивный ребенок;
  • Социальный педагог – родители;
  • Социальный педагог – педагоги.

К каждому направлению  были поставлены задачи и подобраны  соответствующие формы и методы.

Формы работы:

  • совет профилактики школы;
  • родительские собрания;
  • лекции;
  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации.

Методы работы:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • беседа;
  • рефлексия;
  • убеждение;
  • метод дилемм (обсуждение ситуаций);
  • дискуссия.

Разработанная методика может  иметь различные аспекты практического  применения, поскольку позволяет  трансформировать педагогическими  средствами агрессивные проявления подростков в социально одобряемые формы поведения.

 

 

 

 

 

    1. .Проверка эффективности методики социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков

 

Для проверки эффективности  программы профилактики нами было проведено  контрольное диагностическое обследование в обеих группах. Диагностика включала в себя методики, используемые на констатирующем этапе: методика диагностики самооценки психических состояний (Г.Ю. Айзенк), опросник на выявление агрессивного поведения (Л.Г. Почебут.)

Результаты диагностики  самооценки психических состояний  в экспериментальной группе представлены в таблице 6 (Приложение 11).

На основе полученных данных была построена гистограмма, отражающая средние значения по каждому параметру (Рис. 5).

о

Рис.5. Самооценка психических состояний в экспериментальной группе

 

По результатам диагностики  можно сделать вывод, что у 20% испытуемых наблюдается высокий уровень  тревожности, имеют место внутренне беспокойство, напряженность. У 35% выявлен средний уровень, у 45% - низкий уровень тревожности. Высокий уровень фрустрации в группе отсутствует, средний уровень - у 40%, низкий - у 60% обследуемых. В группе преобладает средний уровень агрессивности - 55%, высокий уровень агрессивности свойственен 20% подросткам, низкий - 25%. Высокая ригидность наблюдается у 15% испытуемых, средняя - у 55%, низкая - у 30%.

Результаты данной методики в контрольной группе представлены в таблице 7 (Приложение 12).

Средние значения результатов  диагностики в данной группе представлены на рис 6.

Рис. 6. Самооценка психических состояний в контрольной группе

 

Из гистограммы видно, что высокий уровень тревожности  свойственен 20% испытуемых, средний - 35%, низкий - 45%. Высокая фрустрация наблюдается  у 5% обследуемых, средняя - у 40%, низкая - у 55%. Высокий и низкий уровни агрессивности  в группе имеют одинаковый показатель - по 35% каждый, средний уровень агрессивности  имеют 30% подростков. У испытуемых преобладает средний уровень ригидности - 55%, низкий уровень наблюдается у 30%, высокий - у 15%. Сравнение результатов первичной и вторичной диагностик по данной методике в каждой из групп показало следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень тревожности снизился на 15%. Отсутствие высокого уровня фрустрации в группе подтвердилось. Агрессивность снизилась на 20%, высокий уровень ригидности снизился на 5%. В контрольной группе показатели по некоторым шкалам ухудшились: тревожность среди испытуемых увеличилась на 5%, агрессивность, также, возросла на 5%.

Следующая методика исследования - опросник на выявление агрессивного поведения (Л.Г. Почебут). Результаты диагностики  в экспериментальной группе представлены в таблице 8 (Приложение 13).

Процентное соотношение  результатов диагностики представлено в гистограмме (Рис. 7).

Рис.7. Диагностика агрессивного поведения в экспериментальной группе

 

Высокий уровень вербальной агрессии наблюдается 40% исследуемых, средний уровень - у 45%, низкий у 15%. Высокая  степень физической агрессии свойственна 25% учащихся, средняя - 35%, низкая - 40%. По шкале предметной агрессии высокие  показатели отмечены у 25% подростков, средние - у 50%, низкие - 25%. В группе преобладает  низкий уровень эмоциональной агрессии - 45%, средний уровень свойственен 40% обследуемых, высокий - 15%. Высокая  самоагрессия характеризует 40% учащихся, средняя - 45%, низкая 15%.

Результаты диагностики  по данной методике в контрольной  группе представлены в таблице 9 (Приложение 14).

Средние значения результатов  диагностики представлены на гистограмме (Рис. 8).

Рис. 8. Диагностика агрессивного поведения в контрольной группе

 

Как показывает гистограмма, 45% исследуемых имеют высокий  уровень вербальной агрессии, такой  же показатель и по шкале самоагрессии. Высокий уровень физической агрессии свойственен 35%, средний уровень - 25%, низкий, 40% испытуемых. Предметная агрессия на высоком уровне наблюдается у 10% подростков, средняя - у 70%. Высокий уровень эмоциональной агрессии характерен для 30% учащихся, средний, также, для 30%. Средний уровень самоагрессии свойственен половине испытуемых - 50%.

Сравнение результатов первичной  и вторичной диагностик по данной методике указывает на то, что в  экспериментальной группе произошло  снижение вербальной агрессии на 30%, физической агрессии - на 5%, предметной агрессии - на 20%, эмоциональной агрессии - на 10%, самоагрессии - на 20%. В контрольной  группе вербальная агрессия увеличилась  на 5%, физическая агрессия - на 10%, эмоциональная  агрессия - на 10%, самоагрессия - на 5%. Высокий  показатель предметной агрессии остался  неизменным.

Обобщая все вышесказанное  можно утверждать, что методика  социально-педагогической профилактики показала небольшое снижение агрессивных  тенденций и негативных психических  состояний подростков в экспериментальной  группе, что обусловлено ограниченными  временными рамками и отсутствием  работы с ближайшим окружением.

В контрольной же группе, без проведения каких-либо профилактических мероприятий, наблюдалось увеличение агрессивных тенденций по какому-либо показателю. Таким образом, можно  утверждать, что методика доказала свою эффективность, но для дальнейшего  улучшения результатов необходима работа с ближайшим окружением агрессивных  подростков.

Агрессивное поведение подростков - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социально-педагогическая и психологическая проблема, которая  нуждается в решении. Проведенное  исследование показывает, что с подростками  необходимо проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение и коррекцию агрессивного поведения.

 

Заключение

 

 

Проблема агрессивного поведения  в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с  точки зрения науки, так и с  позиции социальной практики. Для  профилактики данного явления  анализировалась литература по теме исследования, причины и распространенные формы агрессивного поведения подростков, подбирались методики диагностики, а также составлялась и реализовывалась программа социально-психологической профилактики.

Особенно важно было определить, что же повлияло на формирование у ребенка агрессивного поведения, кто или что оказались главным источником агрессивной модели поведения. Социальному педагогу очень важно знать, какой вид агрессии преобладает на каждом возрастном этапе, кто и что является главным в каждый период. Благодаря этому можно определить, где произошло нарушение, какова причина проявления агрессии, и сделать прогноз о ее развитии. Затем на основе всех собранных данных можно строить профилактическую работу.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

С социально-педагогической точки зрения необходимо отметить, что агрессивное поведение –  это один из ярких показателей  социальной дезадаптации ребенка, а  также нарушение процесса социализации в целом. У ребенка с агрессивными проявлениями возникают трудности  в учебной деятельности (конфликты  с педагогами, сверстниками), возникают  проблемы в семье с родителями, в налаживании контактов, связей со своими сверстниками, то есть у него, как было сказано ранее, социализация происходит с ущербом для самого ребенка, он не может определить свое место в обществе, успешно выполнять свои социальные роли.

В последние годы проблема подростковой агрессивности с элементами жестокости стала особенно актуальной. Поэтому для выявления разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно-обоснованных, надежных психологических тестов, методик, направленных на изучение личности.

Мы считаем, что агрессивным  подростком необходима помощь и поддержка  социального педагога. Именно он должен стать связующим звеном между  агрессивным ребенком, школой, семьей и другими социальными институтами  общества для создания благоприятных  условий процесса социализации ребенка.

Мы описали основные направления  работы социального педагога по стабилизации условий процесса социализации агрессивного ребенка. Это информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; диагностическая и профилактическая работа с группой агрессивных  подростков; координационная работа между взрослыми и агрессивными подростками, то есть основные направления  работы, предусмотренные нашей профилактической программой агрессивного поведения.

Во втором разделе нашей  работы мы представили описание собственного опыта социально-педагогической работы с группой агрессивных подростков, которая включила некоторые направления  из предложенной программа профилактики агрессивного поведения.

Информация о работе Методика работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков