Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:24, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в работе социального педагога.
Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
раскрыть сущность агрессивного поведения, и выявить причины возникновения повышенной агрессивности у подростков 14-15 лет;
изучить основные формы и методы профилактики в работе социального педагога с агрессивными подростками в условиях общеобразовательной школы;
разработать и апробировать социально-педагогическую методику профилактики и коррекции уровня агрессивности у школьников 14-15 лет;
провести анализ динамики агрессивности у подростков по итогам коррекционной работы
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с агрессивными подростками……………………………………….. 6
1.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста…………………………. 6
1.2. Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии …………………………………………………………...
16
Глава II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………….
26
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков ………… 26
2.2. Методика социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков……………………………
34
2.3. Проверка эффективности методики социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………………………………………………………
41
Заключение………………………………………………………... 46
Библиография……………………………………………………... 48
Приложения……………………………………………………….. 53
Цель данного классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
В ходе данного классного часа ребята определяли, являются ли они толерантной или интолерантной личностью. Почти большинство ребят, исследуемой группы, определяли себя как интолерантных личностей. В конце классного часа несколько ребят изменили свое мнение относительно своей позиции.
3. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы».
Цель: вызвать чувство
эмпатии. В данной игре составляется
список ситуаций (обстоятельств), в которых
ребенок, как правило, выбирает
агрессивный стиль поведения (больно бьет,
портит вещи, проявляет вербальную агрессию
и т.п.). Причем, в первом варианте игры
ребенок проигрывает роль самого себя.
Это необходимо для того, чтобы в следующем
варианте ролевой игры, где «агрессивный»
ребенок играет роль «жертвы», а социальный
педагог — самого «агрессивного» ребенка,
педагог смог максимально точно отобразить
манеру невербального поведения «агрессивного»
ребенка (его позу, интонацию, взгляд),
а также использовал в игре типичные для
данного ребенка выражения (слова) и манеру
физического агрессивного поведения.
Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно».
По окончании ролевой игры обсуждается вместе с подростком:
• как он себя чувствовал в роли жертвы;
• что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;
• изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;
• если да, то можно ли изменить
свое поведение в данной ситуации,
сделать его более
• обсуждались вместе с ребенком эти новые варианты;
• закреплялись в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации.
4. Тренинг социальных умений.
По данным Р. Бэрон и Д. Ричардсон, тренинг социальных умений при агрессивном поведении заключается в следующих процедурах:
- моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения;
- ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, которым испытуемые обучились в процессе моделирования;
- установление обратной связи — поощрения позитивного поведения («позитивное подкрепление»);
- перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.
В качестве мер по формированию
ненасильственной среды образовательного
учреждения выделяют так же: расширение
свобод и возможностей выбора видов
деятельности; введение принципов «педагогики
сотрудничества» и «
5.Профилактическая деятельность включала в себя также работу с родителями и педагогами. Проводилось родительское собрание. Была проведена беседа с некоторыми педагогами, обучающими данную группу подростков.
Таким образом, профилактическая работа включила в себя все направления деятельности:
К каждому направлению были поставлены задачи и подобраны соответствующие формы и методы.
Формы работы:
Методы работы:
Разработанная методика может
иметь различные аспекты
Для проверки эффективности
программы профилактики нами было проведено
контрольное диагностическое
Результаты диагностики самооценки психических состояний в экспериментальной группе представлены в таблице 6 (Приложение 11).
На основе полученных данных была построена гистограмма, отражающая средние значения по каждому параметру (Рис. 5).
о
Рис.5. Самооценка психических состояний в экспериментальной группе
По результатам диагностики можно сделать вывод, что у 20% испытуемых наблюдается высокий уровень тревожности, имеют место внутренне беспокойство, напряженность. У 35% выявлен средний уровень, у 45% - низкий уровень тревожности. Высокий уровень фрустрации в группе отсутствует, средний уровень - у 40%, низкий - у 60% обследуемых. В группе преобладает средний уровень агрессивности - 55%, высокий уровень агрессивности свойственен 20% подросткам, низкий - 25%. Высокая ригидность наблюдается у 15% испытуемых, средняя - у 55%, низкая - у 30%.
Результаты данной методики в контрольной группе представлены в таблице 7 (Приложение 12).
Средние значения результатов диагностики в данной группе представлены на рис 6.
Рис. 6. Самооценка психических состояний в контрольной группе
Из гистограммы видно,
что высокий уровень
Следующая методика исследования - опросник на выявление агрессивного поведения (Л.Г. Почебут). Результаты диагностики в экспериментальной группе представлены в таблице 8 (Приложение 13).
Процентное соотношение
результатов диагностики
Рис.7. Диагностика агрессивного поведения в экспериментальной группе
Высокий уровень вербальной агрессии наблюдается 40% исследуемых, средний уровень - у 45%, низкий у 15%. Высокая степень физической агрессии свойственна 25% учащихся, средняя - 35%, низкая - 40%. По шкале предметной агрессии высокие показатели отмечены у 25% подростков, средние - у 50%, низкие - 25%. В группе преобладает низкий уровень эмоциональной агрессии - 45%, средний уровень свойственен 40% обследуемых, высокий - 15%. Высокая самоагрессия характеризует 40% учащихся, средняя - 45%, низкая 15%.
Результаты диагностики по данной методике в контрольной группе представлены в таблице 9 (Приложение 14).
Средние значения результатов диагностики представлены на гистограмме (Рис. 8).
Рис. 8. Диагностика агрессивного поведения в контрольной группе
Как показывает гистограмма, 45% исследуемых имеют высокий уровень вербальной агрессии, такой же показатель и по шкале самоагрессии. Высокий уровень физической агрессии свойственен 35%, средний уровень - 25%, низкий, 40% испытуемых. Предметная агрессия на высоком уровне наблюдается у 10% подростков, средняя - у 70%. Высокий уровень эмоциональной агрессии характерен для 30% учащихся, средний, также, для 30%. Средний уровень самоагрессии свойственен половине испытуемых - 50%.
Сравнение результатов первичной и вторичной диагностик по данной методике указывает на то, что в экспериментальной группе произошло снижение вербальной агрессии на 30%, физической агрессии - на 5%, предметной агрессии - на 20%, эмоциональной агрессии - на 10%, самоагрессии - на 20%. В контрольной группе вербальная агрессия увеличилась на 5%, физическая агрессия - на 10%, эмоциональная агрессия - на 10%, самоагрессия - на 5%. Высокий показатель предметной агрессии остался неизменным.
Обобщая все вышесказанное можно утверждать, что методика социально-педагогической профилактики показала небольшое снижение агрессивных тенденций и негативных психических состояний подростков в экспериментальной группе, что обусловлено ограниченными временными рамками и отсутствием работы с ближайшим окружением.
В контрольной же группе,
без проведения каких-либо профилактических
мероприятий, наблюдалось увеличение
агрессивных тенденций по какому-либо
показателю. Таким образом, можно
утверждать, что методика доказала
свою эффективность, но для дальнейшего
улучшения результатов
Агрессивное поведение подростков
- это не просто тревожное явление,
а весьма серьезная социально-
Заключение
Проблема агрессивного поведения в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Для профилактики данного явления анализировалась литература по теме исследования, причины и распространенные формы агрессивного поведения подростков, подбирались методики диагностики, а также составлялась и реализовывалась программа социально-психологической профилактики.
Особенно важно было определить, что же повлияло на формирование у ребенка агрессивного поведения, кто или что оказались главным источником агрессивной модели поведения. Социальному педагогу очень важно знать, какой вид агрессии преобладает на каждом возрастном этапе, кто и что является главным в каждый период. Благодаря этому можно определить, где произошло нарушение, какова причина проявления агрессии, и сделать прогноз о ее развитии. Затем на основе всех собранных данных можно строить профилактическую работу.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.
С социально-педагогической точки зрения необходимо отметить, что агрессивное поведение – это один из ярких показателей социальной дезадаптации ребенка, а также нарушение процесса социализации в целом. У ребенка с агрессивными проявлениями возникают трудности в учебной деятельности (конфликты с педагогами, сверстниками), возникают проблемы в семье с родителями, в налаживании контактов, связей со своими сверстниками, то есть у него, как было сказано ранее, социализация происходит с ущербом для самого ребенка, он не может определить свое место в обществе, успешно выполнять свои социальные роли.
В последние годы проблема подростковой агрессивности с элементами жестокости стала особенно актуальной. Поэтому для выявления разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно-обоснованных, надежных психологических тестов, методик, направленных на изучение личности.
Мы считаем, что агрессивным
подростком необходима помощь и поддержка
социального педагога. Именно он должен
стать связующим звеном между
агрессивным ребенком, школой, семьей
и другими социальными
Мы описали основные направления
работы социального педагога по стабилизации
условий процесса социализации агрессивного
ребенка. Это информационно-
Во втором разделе нашей
работы мы представили описание собственного
опыта социально-педагогической работы
с группой агрессивных