Методика работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в работе социального педагога.
Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
раскрыть сущность агрессивного поведения, и выявить причины возникновения повышенной агрессивности у подростков 14-15 лет;
изучить основные формы и методы профилактики в работе социального педагога с агрессивными подростками в условиях общеобразовательной школы;
разработать и апробировать социально-педагогическую методику профилактики и коррекции уровня агрессивности у школьников 14-15 лет;
провести анализ динамики агрессивности у подростков по итогам коррекционной работы

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с агрессивными подростками……………………………………….. 6
1.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста…………………………. 6
1.2. Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии …………………………………………………………...
16
Глава II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………….
26
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков ………… 26
2.2. Методика социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков……………………………
34
2.3. Проверка эффективности методики социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………………………………………………………
41
Заключение………………………………………………………... 46
Библиография……………………………………………………... 48
Приложения……………………………………………………….. 53

Файлы: 1 файл

диплом агрессия.docx

— 167.36 Кб (Скачать файл)

Это нужно для того, чтобы подросток  осознал, что есть люди разные и мир  не безвариантно плох, а значит стоит  попробовать поменяться – в этом главная задача профилактики агрессивного поведения подростка.

 

Интенсивное развитие самосознания и  самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

На первой стадии подросткового  периода (в 10–11 лет) ребёнка характеризует  весьма критичное отношение к  себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

Ситуативно-отрицательное отношение  к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12–13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность  косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению  с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена [16, с. 147].

На третьей стадии подросткового  возраста (в 14–15 лет) наблюдается сопоставление  подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными  нормами, принятыми в референтных  группах.

При этом на первый план у них выходит  вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12–13 лет и  почти на 30% в 10–11 лет. Агрессивность  физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень  негативизма.

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнение обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости [5, с. 7].

Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом  состоянии.

На всём протяжении подросткового  периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности (см. таблицу 1).

 

Таблица 1.

 Проявления различных форм  агрессивности у подростков 10–15 лет

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10–11- летние подростки

49%

32%

44%

45%

12–13 -летние подростки

56%

48%

51%

64%

14–15- летние подростки

61%

51%

72%

65%


 

Анализ приведённых данных свидетельствует  о том, что у 10–11 – летних детей  преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом  растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется  вербальная агрессия.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и  конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится  бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального  развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается  крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Часто такие подростки находятся  по отношению к официальному руководству  школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости  от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти  неформальные лидеры обладают большой  организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают»

Раскрытие причин и характера агрессивности  детей и подростков требует проведения определённой классификации.

В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ  зарубежных исследователей, которые  предложили разделение на две группы:

  • Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.
  • Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым  в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное  развитие.

Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:

  • с педагогической запущенностью;
  • с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
  • с крайней социальной запущенностью. [1].

С.А.Беличева выделяет три группы:

  • глубоко педагогически запущенные подростки;
  • подростки с аффективными нарушениями;
  • конфликтные дети (неуживчивые). [4].

Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:

  • Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
  • Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
  • Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
  • Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм. [16].

Приведённые классификации агрессивности  подростков основываются на комплексе  свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении  позволяет конкретнее наметить методы профилактики и  приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.

1.2. Технологии  социальной работы с подростками,  склонными к агрессии

 

 

Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессивному поведению, можно разделить на два направления: профилактическое и коррекционное (или социально-реабилитационное).

В «Социологическом энциклопедическом  словаре» дано следующее определение  понятия «профилактика» - «система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшения физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия» [20, c. 276].

По мнению педагога М.А. Галагузовой, «профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских  и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении  подростков» [19, c. 286].

Под профилактикой в социальной педагогике, прежде всего, понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые меры, направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических, социально-культурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних входящих в группу риска;

-· сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

-· содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. [22].

Можно выделить несколько  типов профилактических мероприятий: 
- нейтрализующие; 
-· компенсирующие; 
-· предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; 
-· устраняющие эти обстоятельства; 
-· контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена 
только при условии обязательного включения следующих составляющих:

-· направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

-· обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей;

-· решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Социальная  профилактика - это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата» [17, с. 193].

Социальная профилактика агрессивного поведения подростков выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых  относятся: регулятивно - предупредительная  функция, обеспечивающе - охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции.

Отмечается, что в рамках профилактики, осуществляемой в отношении  несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания, эффективная реализация которой  во многом определяет позитивную направленность развития личности ребенка. Воспитание (как в широком, так и в узком  смысле), присутствуя практически  в любом общественном институте  и решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена  общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Таким образом, воспитание изначально предполагает упреждение отклонений в  поведении личности, в том числе  и таких, как агрессивность.

Информация о работе Методика работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков