Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:24, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в работе социального педагога.
Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
раскрыть сущность агрессивного поведения, и выявить причины возникновения повышенной агрессивности у подростков 14-15 лет;
изучить основные формы и методы профилактики в работе социального педагога с агрессивными подростками в условиях общеобразовательной школы;
разработать и апробировать социально-педагогическую методику профилактики и коррекции уровня агрессивности у школьников 14-15 лет;
провести анализ динамики агрессивности у подростков по итогам коррекционной работы
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с агрессивными подростками……………………………………….. 6
1.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста…………………………. 6
1.2. Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии …………………………………………………………...
16
Глава II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………….
26
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков ………… 26
2.2. Методика социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков……………………………
34
2.3. Проверка эффективности методики социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………………………………………………………
41
Заключение………………………………………………………... 46
Библиография……………………………………………………... 48
Приложения……………………………………………………….. 53
Исходя из функций профилактики социальных отклонений, выделяются основные задачи, которые должны решаться в ходе этой деятельности, а именно:
- мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих социальным отклонениям в среде несовершеннолетних;
- изучение специфических особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних, которые приводят к их личностной деформации и формируют мотивацию отклоняющегося поведения;
- устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности несовершеннолетнего;
- постоянное выявление лиц, характеризующихся нравственными аномалиями и нестандартным поведением;
- активное профилактико - реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности.
Проблема повышения
- выявление неблагоприятных
факторов и десоциализирующих
воздействий со стороны
- современная диагностика
асоциальных отклонений в
Отсюда возникает
В работе по профилактике может использоваться метод дискуссии. Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Дискуссия предполагает общение, что является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций [32].
Для снятия раздражительности
и напряжения, происходящих на фоне
гормональной перестройки, в работе
с подростками могут
Важным методом профилактики
является интерактивная игра - активный
метод обучения, основанный на опыте,
полученном в результате специально
организованного социального
Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной игры могут быть изменения в восприятии участников, инсайт, который приводит к быстрому, немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы [32].
Необходимым условием профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение специалистов: классного руководителя, психолога, социального педагога инспектора по делам несовершеннолетних.
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Большую важность также имеют
навыки совместной работы, поэтому
этому следует особое внимание, в
частности в рамках школы.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции
агрессивности у детей и подростков принадлежит
семье, родителям. Однако велико значение
и педагогов.
Коррекционная направленность профилактической работы состоит в том, что подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя, быть оцененным другими в ходе участия в работе и, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Коррекционная составляющая деятельности социального педагога с подростками, склонными к агрессии, должна направляться, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность - социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [7, с.101].
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная - восстановление
положительных качеств,
2. Компенсаторная - формирование
у подростков стремления
3. Стимулирующая - активизация
положительной социально
4. Корректирующая - исправление
отрицательных качеств
В литературе по социальной работе перечислены приемы коррекционного взаимодействия социального работника и его клиента:
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;
- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [18, с.94].
Профилактика и коррекция
отклоняющегося (в том числе и
агрессивного) поведения школьников
должна осуществляться через совместную
деятельность специалистов образовательных
и других учреждений (комплексное
сопровождение), направленную на формирование
у детей и подростков личностных
ресурсов, обеспечивающих доминирование
ценностей здорового образа жизни,
социально-приемлемого
Анализ пособий по профессиональной подготовке социальных педагогов, статей, монографий, материалов диссертаций, нормативных документов позволил выделить основные направления деятельности социального педагога с подростками, склонными к агрессии [21, с.118]:
- защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка. Это права на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и т.д.;
- выявление неблагополучных семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволяет определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организации;
- содействие в оказании юридической помощи: отставание интересов подростков и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг и т.п.;
- направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
- организация досуга и отдыха подростков совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
- оказание помощи в трудоустройстве во внеучебное время подростков, достигших 14 лет;
- помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с уже существующими группами, отдельными лицами и т.п.;
- помощь в организации различных курсов, кружков и т.п.
- участие в разработке и реализации социальных проектов, программ, частных инициатив, направленных на достижение положительных результатов процесса социализации подростков, склонных к агрессии.
Авторы трудов по социальной
работе с подростками отмечают, что
в современных условиях деятельность
социального работника
Деятельность социального педагога выстраивается на основе диагностики проблем ребенка и среды. Следовательно, социальный педагог должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические). На основании диагноза социальный педагог проектирует условия, которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка.
Таким образом, существуют различные технологии профилактики и коррекции подростковой агрессивности. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей подростков и ситуации, в которой они оказались.
Выводы:
1. Агрессия есть совокупность
определенных действий, причиняющих
ущерб другому объекту; а
Существующие на сегодняшний
день теории агрессии по-разному объясняют
причины и механизмы
Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности.
2. У подростка с агрессивным
поведением следующие
3. Существуют различные технологии и методы профилактики и коррекции подростковой агрессивности. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей подростков и ситуации, в которой они оказались.
Глава II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков
Целью практической части: является изучение особенностей организации профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.
Для подтверждения гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 40 учащихся 8«А» и 8 «Б» классов МБОУ СОШ № 37 г. Владикавказа
Соответственно
Экспериментальную группу составили 20 учащихся 8 «А» класса (10 мальчиков, 10 девочек). Возрастные параметры участников данной группы - 14 - 15 лет. В контрольную группу вошли 20 человек (12 мальчиков, 8 девочек), в возрасте 15 лет.
Методами исследования были контент - анализ, метод наблюдения, методика диагностики самооценки психических состояний (Г.Ю. Айзенк), опросник на выявление агрессивного поведения (Л.Г. Почебут), тест описания поведения К. Томаса.