Методика работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в работе социального педагога.
Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
раскрыть сущность агрессивного поведения, и выявить причины возникновения повышенной агрессивности у подростков 14-15 лет;
изучить основные формы и методы профилактики в работе социального педагога с агрессивными подростками в условиях общеобразовательной школы;
разработать и апробировать социально-педагогическую методику профилактики и коррекции уровня агрессивности у школьников 14-15 лет;
провести анализ динамики агрессивности у подростков по итогам коррекционной работы

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с агрессивными подростками……………………………………….. 6
1.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста…………………………. 6
1.2. Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии …………………………………………………………...
16
Глава II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………….
26
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков ………… 26
2.2. Методика социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков……………………………
34
2.3. Проверка эффективности методики социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков…………………………………………………………
41
Заключение………………………………………………………... 46
Библиография……………………………………………………... 48
Приложения……………………………………………………….. 53

Файлы: 1 файл

диплом агрессия.docx

— 167.36 Кб (Скачать файл)

Исходя из функций профилактики социальных отклонений, выделяются основные задачи, которые должны решаться в  ходе этой деятельности, а именно:

- мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих социальным отклонениям в среде несовершеннолетних;

- изучение специфических особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних, которые приводят к их личностной деформации и формируют мотивацию отклоняющегося поведения;

- устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности несовершеннолетнего;

- постоянное выявление лиц, характеризующихся нравственными аномалиями и нестандартным поведением;

- активное профилактико - реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности.

Проблема повышения эффективности  ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

- выявление неблагоприятных  факторов и десоциализирующих  воздействий со стороны ближайшего  окружения, которые обуславливают  отклонения в развитии личности  несовершеннолетних и своевременная  нейтрализация этих неблагоприятных  дезадаптирующих воздействий;

- современная диагностика  асоциальных отклонений в поведении  несовершеннолетних и осуществление  дифференцированного подхода в  выборе воспитательно-профилактических  средств психолого-педагогической  коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа  индивидных, личностных, социально-психологических  и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться  и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих  проблем у подростков, системный  анализ характера их возникновения  и адекватная воспитательно-коррекционная  работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение  начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в  хронические нарушения поведения.

В работе по профилактике может  использоваться метод дискуссии. Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Дискуссия предполагает общение, что является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций [32].

Для снятия раздражительности  и напряжения, происходящих на фоне гормональной перестройки, в работе с подростками могут использоваться игровые упражнения.

Важным методом профилактики является интерактивная игра - активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения  индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, возникшее непосредственно в  ходе этого процесса, либо явившееся  его следствием.

Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной  игры могут быть изменения в восприятии участников, инсайт, который приводит к быстрому, немедленному решению  или новому пониманию имеющейся  проблемы [32].

Необходимым условием профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение  специалистов: классного руководителя, психолога, социального педагога инспектора по делам несовершеннолетних.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют  навыки совместной работы, поэтому  этому следует особое внимание, в  частности в рамках школы.  
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов.

Коррекционная направленность профилактической работы состоит в  том, что подросткам предоставляется  возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить  самого себя, быть оцененным другими  в ходе участия в работе и, наконец, попытаться найти оптимальный вариант  взаимоотношений со сверстниками и  учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Коррекционная составляющая деятельности социального педагога с подростками, склонными к агрессии, должна направляться, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность - социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [7, с.101].

При этом в процессе коррекции  реализуются следующие функции:

1. Воспитательная - восстановление  положительных качеств, которые  преобладали у подростка до  появления агрессивности, через  обращение к памяти подростка  о его добрых делах.

2. Компенсаторная - формирование  у подростков стремления компенсировать  тот или иной социальный недостаток  усилением деятельности в той  области, в которой он может  добиться успехов, которая позволит  реализовать ему свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация  положительной социально полезной  предметно-практической деятельности  подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

4. Корректирующая - исправление  отрицательных качеств личности  подростка и применение разнообразных  методов и методик, направленных  на корректировку мотивации, ценностных  ориентаций, установок, поведения  [7].

В литературе по социальной работе перечислены приемы коррекционного взаимодействия социального работника  и его клиента:

- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;

- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;

- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;

- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [18, с.94].

Профилактика и коррекция  отклоняющегося (в том числе и  агрессивного) поведения школьников должна осуществляться через совместную деятельность специалистов образовательных  и других учреждений (комплексное  сопровождение), направленную на формирование у детей и подростков личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование  ценностей здорового образа жизни, социально-приемлемого поведения, а  также развитие психологических  навыков, необходимых в решении  конфликтных ситуаций, в противостоянии влиянию асоциальных и криминальных групп.

Анализ пособий по профессиональной подготовке социальных педагогов, статей, монографий, материалов диссертаций, нормативных документов позволил выделить основные направления деятельности социального педагога с подростками, склонными к агрессии [21, с.118]:

- защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка. Это права на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и т.д.;

- выявление неблагополучных семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволяет определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организации;

- содействие в оказании юридической помощи: отставание интересов подростков и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг и т.п.;

- направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

- организация досуга и отдыха подростков совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

- оказание помощи в трудоустройстве во внеучебное время подростков, достигших 14 лет;

- помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с уже существующими группами, отдельными лицами и т.п.;

- помощь в организации различных курсов, кружков и т.п.

- участие в разработке и реализации социальных проектов, программ, частных инициатив, направленных на достижение положительных результатов процесса социализации подростков, склонных к агрессии.

Авторы трудов по социальной работе с подростками отмечают, что  в современных условиях деятельность социального работника направлена на изменение негативных условий  жизни ребенка, которые не способствуют процессу его социализации. Это предупреждение и преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении [24, с.117].

Деятельность социального  педагога выстраивается на основе диагностики проблем ребенка и среды. Следовательно, социальный педагог должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические). На основании диагноза социальный педагог проектирует условия, которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка.

Таким образом, существуют различные  технологии профилактики и коррекции  подростковой агрессивности. Все они  будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с  учётом индивидуальных особенностей подростков и ситуации, в которой они оказались.

Выводы:

1. Агрессия есть совокупность  определенных действий, причиняющих  ущерб другому объекту; а агрессивность  обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать  поведение другого соответствующим  образом.

Существующие на сегодняшний  день теории агрессии по-разному объясняют  причины и механизмы агрессивного поведения человека. Экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Агрессивность личности может  быть способом защиты её самоотношения  на уровне ее социальной активности.

2. У подростка с агрессивным  поведением следующие социально-психологические  особенности: неприятие педагогических  воздействий; неумение преодолевать  трудности; сверхнапряженность; стремление  к независимости; подверженность  чужому влиянию. Эти особенности  развития подростков не всегда  приятны для взрослых, порой ведут  к непониманию, конфликтам, взаимным  обидам. Между тем для данного  возраста они совершенно естественны. Специалист, который имеет дело с «трудными» подростками, должен владеть этой информацией. Зная психологические особенности, провоцирующие причины, социальный педагог сможет строить и профилактическую, и коррекционную работу с подростками. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться взаимодействовать с ними.

3. Существуют различные технологии и методы профилактики и коррекции подростковой агрессивности. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей подростков и ситуации, в которой они оказались.

 

Глава  II. Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков

2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков

 

 

Целью практической части: является изучение особенностей организации профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

Для подтверждения гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 40 учащихся 8«А» и 8 «Б» классов МБОУ СОШ № 37 г. Владикавказа

Соответственно экспериментальной  группой были учащиеся 8 «А» класса, а контрольной группой – учащиеся 8 «Б» класса.

Экспериментальную группу составили 20 учащихся 8 «А» класса (10 мальчиков, 10 девочек). Возрастные параметры участников данной группы - 14 - 15 лет. В контрольную группу  вошли 20 человек (12 мальчиков, 8 девочек), в возрасте 15 лет.

Методами исследования были контент - анализ, метод наблюдения, методика диагностики самооценки психических состояний (Г.Ю. Айзенк), опросник на выявление агрессивного поведения (Л.Г. Почебут), тест описания поведения К. Томаса.

Информация о работе Методика работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков