Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении методов организации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на занятиях по технологии.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогические аспекты организации познавательной деятельности учащихся с учетом возможностей технологического образования.
Проанализировать основные методы организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Разработать рекомендации по организации и проведению занятий с применением методов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………................4
Познавательный интерес как основа деятельности человека……..4
Предпосылки воспитания познавательного интереса и его динамика в школьном возрасте…………………………………………………10
Организация деятельности, формирующей познавательный интерес на занятиях….…………………….…………………..………………14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ….........................................................................18
Анализ программы «Технология»……………………………….…18
Пути и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины»……………..…23
2.3. План-конспект занятия по теме «Основные сведения о древесине»………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…42
Методы активизации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на уроках технологии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…...................
2.3. План-конспект занятия по теме «Основные
сведения о древесине»……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
Перед учителем встают задачи сделать учение интересным для учащихся, разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству. Чтобы ответить на эти задачи необходимо обратиться к изучению проблемы развития интереса и организации познавательной деятельности в условиях технологического образования, где для этого имеются педагогические возможности и перспективы.
В связи с этим формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников и организация познавательной деятельности в процессе их обучения, становится одной из важнейших и актуальных задач современного школьного образования.
Цель курсовой работы состоит в изучении методов организации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на занятиях по технологии.
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования является технологическое образование.
Предмет исследования – методы организации познавательной деятельности учащихся на занятиях по технологии
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Познавательный интерес как основа деятельности человека
Особенно важной для характеристики общего феномена «интерес» является его принадлежность как интегративного свойства личности ко всем сторонам жизнедеятельности человека, но одна из самых значительных областей его «приложения» - познавательная деятельность. Познавательный интерес особое значение имеет в школьном возрасте, так как в школе основной деятельностью является познавательная деятельность, а учение становится фундаментальной основой жизни.
Проблеме исследования познавательного интереса посвящены работы Г. И. Щукиной, А. С. Роботовой, Л. С. Дягилева, В. Н. Филиппова, А. А. Журкина, В. А. Горшковой, И. Я. Ляпиной, Б. Ф. Башарина, В. Б. Бондарев-ского и др. Познавательный интерес выступает как «избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психологические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности». Главное отличие познавательного интереса от образовательной потребности - его высокая степень осознанности, предметная целенаправленность [3].
Выделяют следующие сущностные стороны познавательного интереса:
Познавательный интерес представляет собой ценное интегративное свойство личности, включающее в себя следующие психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические. Это не просто совокупность отдельных процессов, а особое качество, «...обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное». Г. И. Щукина рассматривает следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:
1. Любопытство - элементарная стадия, обусловленная внешними подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Избирательная направленность исчезает по мере устранения этих внешних причин любопытства, но, с другой стороны, занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания.
Сравнивая понятия «образовательная потребность» и «познавательный интерес», можно сделать вывод, «...что взаимосвязь между ними очень сложна. Однако ставить между ними знак равенства нельзя. Познавательный интерес вырастает из потребности знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной направленностью он становится лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только школьника, но и зрелого человека».
Таким образом, познавательный интерес стимулирует деятельность, делает ее осмысленной и успешной и сам обогащается и развивается в процессе активной, сосредоточенной, углубленной интеллектуальной деятельности.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познаниям существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия, как показали исследования, характерны для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и в глубь вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно - следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредование осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей.
Указанные уровни интереса рисуют нам тенденции его развития в общем виде. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.
Познавательный интерес |
► |
Познавательная активность |
► |
Познавательная деятельность |
Рис.1 Показатели интереса
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:
Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. Но мыслительные процессы в познавательном интересе выступают в своей ярко выраженной эмоциональной окрашенности. Процесс учения, познавательный акт в состоянии интереса, носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер.
Поскольку познавательный интерес - важнейший вид интереса, он, естественно, несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательный характер, единство объективного и субъективного, наличие в нем органического сплава интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов.
Рассмотрим признаки познавательного интереса. Исследования А. К. Марковой позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы [5]:
1. специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке;
Первую группу признаков (критериев) интереса характеризуют активное включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов в процессе учебной деятельности.
На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи - не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса - усилием воли, если это нужно; при интересе же нужно усилие воли, чтобы отвлечься от интересующего вопроса.
При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения, сопереживает ход рассуждений учителя и нередко дает об этом знать: нет-нет, да и вставит вопрос или как-то еще выразит своё отношение. Важнейший критерий возникшего познавательного интереса – появление вопросов в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задаются вслух, в разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по-разному. Любознательный дошкольник, младший школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще задает вопросы книге и в ней ищет интересующие его ответы. Взрослый (особенно ученый, исследователь) задает вопросы самому себе, ставит перед собой научную проблему и выясняет ее экспериментально или теоретически.