Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении методов организации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на занятиях по технологии.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогические аспекты организации познавательной деятельности учащихся с учетом возможностей технологического образования.
Проанализировать основные методы организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Разработать рекомендации по организации и проведению занятий с применением методов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………................4
Познавательный интерес как основа деятельности человека……..4
Предпосылки воспитания познавательного интереса и его динамика в школьном возрасте…………………………………………………10
Организация деятельности, формирующей познавательный интерес на занятиях….…………………….…………………..………………14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ….........................................................................18
Анализ программы «Технология»……………………………….…18
Пути и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины»……………..…23
2.3. План-конспект занятия по теме «Основные сведения о древесине»………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…42
Кроме указанных, следует назвать и четвертую группу, которую образуют методы проверки знаний, умений и навыков.
К ним относятся текущие наблюдения, устный опрос учащихся, выполнение проверочных и контрольных работ учащимися, выполнение квалификационных пробных работ.
Педагогической наукой разработана и в педагогической практике апробирована система методов обучения, в основу которых заложены уровни познавательной деятельности учащихся. Такая система методов находит применение в практике педагогической деятельности преподавателей -новаторов. Основные идеи этой системы методов обучения вполне применимы и для использования в процессе обучения технологии. Методы обучения, выделяемые по уровню познавательной деятельности учащихся можно объединить в две основные группы: репродуктивные и поисковые,
Репродуктивные (воспроизводящие) методы обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) характерны тем, что с их помощью учащиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем, мастером. Их применение обеспечивает ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений. Но вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности учащихся, недостаточно способствуют развитию мышления. При преимущественном применении они ведут к формальному усвоению знаний, механическому, неосознанному формированию умений. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность.
Поисковые методы (частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение) предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и способы деятельности. Применение поисковых методов (их иногда еще называют проблемными) позволяет успешно решать задачи развития навыков творческой учебной, познавательной и профессиональной деятельности учащихся. Они способствуют более, осмысленному и самостоятельному формированию практических умений. Вместе с тем эти методы не могут быть единственно применимыми в практике учебного процесса.
Применение поисковых методов требует значительно больших затрат времени на изучение учебного материала, чем при репродуктивном изучении, a также необходимого запаса знаний учащихся и специальной их подготовки к поисковой деятельности. Применение этих методов требует высокого уровня педагогического мастерства преподавателя.
Поисковые и репродуктивные методы в практической работе обычно применяются в сочетании в зависимости от реальных условий учебного процесса. Подход к такому пониманию методов обучения вызван общей тенденцией к усилению развивающей функции учебного процесса в связи с повышением общего теоретического уровня содержания обучения.
В дидактике имеются и другие подходы к классификации методов обучения; по этапам познавательной деятельности учащихся, по содержанию изучаемого материала и т.д.
Однако наличие различных классификаций не означает противопоставления методов друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью.
С понятием метод обучения тесно связано и другое понятие прием обучения, или методический прием.
Под методическими приемами обычно понимают детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода. В процессе обучения как методы, так и приемы переплетаются, сочетания методов и методических приемов разнообразны, они зависят от места метода в учебном процессе, характера изучаемого материала, педагогической природы метода. Один и тот же вид работы зачастую выступает то как метод, то как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, попутная постановка вопросов к учащимся. В тех же случаях, когда наглядное пособие - основной источник информации, демонстрация его является методом, а словесное сопровождение - методическим приемом.
Метод личного показа трудовых действий реализуется с помощью таких методических приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, замедление темпа рабочих движений, изолированный показ отдельных элементов трудового действия, словесное описание и объяснение показываемого и т.д.
Рассказ-объяснение - метод, основой которого является монологическая устная речь. В нем органически соединяются два самостоятельных метода. Под рассказом понимается последовательное и относительно продолжительное изложение педагогом учебного материала: описание предметов и явлений, повествование о событиях, а под объяснением - раскрытие существенных связей и свойств изучаемого [6, с.92].
Успех рассказа-объяснения зависит от правильного и четкого определения его содержания, создания условий для активного восприятия учащимися излагаемого материала, организации самоконтроля учащихся и контроля со стороны мастера за его усвоением, заблаговременной подготовки мастера и учащихся к применению этого метода обучения.
Содержание рассказа-объяснения должно быть научно и технически грамотным, отражать современную технику и технологию, передовой производственный опыт, способствовать решению воспитательных и развивающих задач.
Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий, разбором технической документации, имеющихся в наличии документов письменного инструктирования - инструкционных и технологических карт, показом трудовых действий.
Рассказ-объяснение широко применяется при проведении вводного инструктажа по операционным темам, по первым комплексным работам, когда у учащихся еще нет опыта для коллективного разбора технологии выполнения работ.
Эффективность рассказа-объяснения во многом зависит от владения учителем техникой речи. К его речи предъявляются следующие требования: живая разговорная манера, четкость и ясность произношения, «чистота» речи, умение владеть голосом (тембр, интонации, высота), оптимальная громкость и темп, умение варьировать темп и громкость речи для выделения главного и второстепенного, умелое использование пауз и смысловых акцентов и т.д. Большое значение при выразительности речи имеет умеренная мимика и жестикуляция, «эмоциональная окраска» преподносимого материала, что в значительной степени активизирует учащихся, создает у них соответственный настрой. Очень важны при устном изложении естественность и непринужденность позы мастера, умение держать себя перед учащимися.
Беседа - это вопросно-ответный метод организации процесса обучения, В процессе обучения применяются два основных вида беседы: беседа, основная цель которой обобщение, систематизация, конкретизация накопленного учащимися опыта, сообщение учащимся новых знаний (поисковая обобщающая, эвристическая); а также беседа, в ходе которой производится закрепление, повторение, проверка знаний и умений учащихся (контрольно-проверочная). Однако такое разделение условно, так как, например, при повторении мастер по ответам учащихся определяет уровень их познаний и попутно производит их корректировку, конкретизацию, углубление. Тем не менее, каждый вид беседы имеет свои особенности в смысле организации и методики осуществления.
Рассмотрим некоторые вопросы методики и организации проведения поисковой (эвристической) беседы.
Сущность поисковой беседы в том, что учитель путем постановки перед учащимися и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала. При этом мастер побуждает учащихся воспроизводить ранее полученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. В процессе такой беседы значительно эффективнее, чем при рассказе-объяснении, выявляются и используются знания и опыт учащихся, полнее и оперативнее контролируется процесс усвоения материала; знания, полученные учащимися в ходе беседы, более глубокие и прочные. Беседа не только обеспечивает качественное восприятие учащимися новых сведений, но и в значительной степени способствует их осмыслению и систематизации.
Для эффективного проведения поисковой беседы необходима особая подготовка мастера; расчленение рассматриваемого материала на логически связанные части, заблаговременная формулировка вопросов, расположение их в соответствии с логикой рассмотрения, продумывание возможных ответов учащихся.
Решающее значение для эффективности беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые в данном случае являются главными инструментами этого метода. Вопросы в поисковой беседе необходимо рассматривать не только как форму деятельности мастера. Каждый вопрос, поставленный учителем, должен обязательно вызвать соответствующий вопрос в сознании учащихся, побуждать стремление устранить возникающие неясности, наводить на новые ассоциации.
Наглядно-демонстрационные методы обучения. Применение этого метода обучения имеет целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудового действия (приема, операции, способа выполнения работы, трудового процесса в целом). Такой образ является для учащихся образцом, с которым они сравнивают свои действия при отработке в процессе выполнения упражнений соответствующих приемов, операций, способов. Особое значение имеет показ трудового действия при первоначальном изучении приемов, операций, функций, обязанностей.
Средства наглядности используются тогда, когда изучаемые объекты в натуре очень велики или малы или их вообще нельзя наблюдать. Незаменимы изобразительные наглядные пособия и тогда, когда изучаемые предметы или явления в натуре скрыты от наблюдения (внутреннее устройство оборудования, процессы в аппаратах), когда следует изучать процессы, протекающие слишком быстро или слишком медленно, когда требуется графически выразить определенные закономерности, упростить сложные объекты или объяснить принцип действия и т.п.
Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их изготовлении, выборе и подготовке к использованию нужно соблюдать определенные требования. Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий необходимо специально подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т.п. При изготовлении изобразительных наглядных пособий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в учебной мастерской, наиболее важные изображения и их детали следует выделять специальным окрашиванием в мягкие тона. Наглядные пособия не следует перегружать большим количеством изображений и текста, изображаемые на пособии объекты должны быть в естественных положениях с соблюдением масштабных соотношений и пропорций существенных деталей.
Из других методических приемов руководства восприятием наглядных пособий выделим следующие:
Используя наглядные пособия на занятии, нужно всегда помнить, что их демонстрация не цель, а средство достижения цели. Чтобы добиться от учащихся полного и точного восприятия наглядных пособий, создания наглядного образа демонстрируемого предмета, явления, процесса, необходимо обучать учащихся умению рассматривать, организовать, специальную деятельность по их восприятию. Путем словесного сопровождения, попутных пояснений и указаний нужно помочь учащимся выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сопоставить, сделать вывод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ.
В качестве примера приведем план-конспект одного из занятий по технологии.
2.3. План-конспект занятия по теме
«Основные сведения о древесине»
Класс: 5
Раздел: «Технология обработки древесины».
Тема: Основные сведения о древесине.
Цели урока: Образовательные:
-ознакомить учащихся со
- научить определять по
Развивающие:
- способствовать развитию