Методы активизации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении методов организации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на занятиях по технологии.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогические аспекты организации познавательной деятельности учащихся с учетом возможностей технологического образования.
Проанализировать основные методы организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Разработать рекомендации по организации и проведению занятий с применением методов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………................4
Познавательный интерес как основа деятельности человека……..4
Предпосылки воспитания познавательного интереса и его динамика в школьном возрасте…………………………………………………10
Организация деятельности, формирующей познавательный интерес на занятиях….…………………….…………………..………………14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ….........................................................................18
Анализ программы «Технология»……………………………….…18
Пути и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины»……………..…23
2.3. План-конспект занятия по теме «Основные сведения о древесине»………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…42

Файлы: 1 файл

Курсова по Методике.doc

— 3.03 Мб (Скачать файл)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атаулова, О.В. Алгоритм составления плана-конспекта занятия по «Технологии» [Текст] // Школа и производство. - 2004.- № 1.
  2. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] : кн. для учителя / В. Б. Бондаревский. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
  3. Вакуленко, В.А. Опорный конспект по предмету «Организация и методика производственного обучения» [Текст] / В.А. Вакуленко, М.: 1997.
  4. Воловиченко, А.И. Совершенствование организации трудового обучения в школьных мастерских[Текст]. - Киев: Рад .шк., 1987.- 208 с.
  5. Герасимов, СВ. Когда учение становится привлекательным [Текст] / С. В. Герасимов / / Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 51.
  6. Громов, Г.А. и др. Практикум по деревообработке [Текст]. Учеб. пособие для учащихся 9 и 10 кл. М., «Просвящение», 2005. 191 с.
  7. Днепров, С. А. Педагогическое  сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей [Текст] : монография / С. А. Днепров; Урал. гос. пед. ун-т; ТОО  Науч.-пед. центр Уникум. -Екатеринбург, 2008. - 298 с.
  8. Жданова, Т.А. Поурочные планы по учебнику «Технология 5 класс» для общеобразоват. Учреждений. Вариант для мальчиков [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко,-6-е изд.- М: Просвещение, 2002
  9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]   / И. А.   Зимняя. Ростов н / Д. : Феникс, 1997. - 480 с.
  10. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В. И. Ковалев. - М. : Наука, 1988.-192 с.
  11. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. Заведений. - 2-е изд.,стер. -М.:Издательский центр «Академия», 2004.
  12. Кузнецова, Л. М. От познавательного интереса к созиданию знаний [Текст] / Л. М. Кузнецова // Педагогика. - 1993. - №4. - С. 35.
  13. Мартенссон, А. Начинаем мастерить из древесины [Текст]. - М.: Просвещение, 1979.
  14. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст]  / М. B. Матюхина. -М. : Просвещение, 1984. - 144 с.
  15. Петровский, А. В. Общая психология [Текст]: учебник / А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 1986. - 464 с.
  16. Петровский, А. В.  Практические занятия по психологии [Текст] / А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 1972. - 93 с.
  17. Петровский, А. В. Психология. Словарь [Текст] / А. В. Петровский. М. Г. Ярошевский. - М. : Просвещение, 1990. - 494 с.
  18. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К. К. Платонов. - М. : Высшая школа, 1981. - 174 с.
  19. Программа общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 5-11 классы [Текст]: под. ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д. Симоненко, О.А. Кожиной. - М., Просвящение, 2010. – 206с.
  20. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова  и  др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1983. - 448с.
  21. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М. : Педагогика - Пресс, 1997. - 440 с.

Ресурсы сети Internet

22. http://www.gnpbu.ru Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием

23. Мир Психологии - http://psychology.net.ru

24. http://psi.webzone.ru/st/085000.htm Психологический словарь. Краткое введение в психологию.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Технологические аспекты обработки древесины»

Основные сведения о древесине

Древесина широко используется в технике как строительный и поделочный материал, как сырьё для производства целлюлозы, бумаги, этилового спирта, синтетического каучука, различных лаков, красок, кормовых дрожжей, хвойной муки и т.д.

В растущем дереве выделяют три части: корни, ствол и крону.

Корни дерева образуют сложную, широко разветвлённую, многофункциональную систему. Мелкие корни всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями и углекислотой и передают её через крупные корни и ствол в крону (восходящий ток). Крупные корни удерживают дерево в вертикальном положении и хранят запас питательных веществ. Корни сосны используются при производстве скипидара и канифоли.

Ствол - это основная часть дерева, дающая товарную древесину. Его условно делят на верхнюю тонкую (вершинную) и нижнюю толстую (комлевую) части.

Крона дерева представляет собой совокупность вершины ствола, сучьев, ветвей и листвы (или хвои). Значение кроны при жизни древа очень велико: в листьях под действием лучистой энергии солнца образуются питательные вещества, необходимые для роста дерева (фотосинтез).

Разрезы ствола, наиболее полно отражающие природу капиллярно-пористого строения древесины, называются главными. Различают три главных разреза:

• поперечный, или торцовый, - разрез плоскостью, перпендикулярной оси ствола;

• радиальный - разрез плоскостью, проходящей вдоль ствола через его сердцевину;

• тангенциальный - разрез плоскостью, проходящей вдоль ствола на некотором расстоянии от его сердцевины.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрез ствола дерева

На поперечном и радиальном разрезах можно наблюдать основные анатомические структуры дерева: сердцевину, центральную часть, луб и кору.

Сердцевина расположена примерно в центре ствола. У большинства пород она наблюдается в виде тёмного пятнышка округлой формы диаметром 2-5 мм (у бузины около 10 мм).

Центральная часть - основная по массе часть ствола. В зависимости от окраски центральной части различают породы ядровые и безъядровые. У ядровых пород центральная часть окрашена темнее и называется ядром, периферическая зона, ограничивающая ядро, окрашена светлее и называется заболонью.

У безъядровых (заболонных) пород центральная часть ничем не отличается от периферической. Ядровые породы подразделяются на хвойные (сосна, ель, лиственница, кедр, можжевельник, тис) и лиственные (дуб, ясень, ильм, карагач, грецкий орех, тополь, ива, рябина, яблоня и др.).

Породы, у которых окраска древесины по всему разрезу одинакова, но центральная часть содержит меньше влаги, чем периферийная, называется спелодревесными. Древесина таких пород называется спелой.

Представители спелодревесных пород: хвойные - ель, пихта; лиственные -осина, липа и бук.

Иногда у заболонных и спелодревесных пород центральная часть ствола окрашена темнее (главным образом под влиянием грибов) и образует так называемое ложное ядро.

Камбий - тонкий, неразличимый невооружённым глазом слой, расположенный на границе между заболонью и лубом. Сострит из живых клеток, обусловливающих прирост древесины и коры.

Кора - наружный слой ствола дерева, предохраняющий его от резких колебаний температуры, испарения влаги и механических повреждений.

Луб расположен между камбием и корой. В растущем дереве проводит питательные вещества от кроны вниз ствола (нисходящий ток). Особенно хорошо луб развит и заметен у липы.

На главных разрезах ствола можно наблюдать годичные слои. На поперечном разрезе они имеют вид концентрических окружностей (колец) вокруг сердцевины, на радиальном - прямых полос, на тангенциальном -участков, ограниченных параболическими кривыми. Годичные слои представляют собой ежегодный прирост древесины и нарастают от центра к периферии. Каждый годичный слой состоит из двух зон, содержащих раннюю и позднюю древесину. Ранняя древесина образуется в весенний период - период интенсивного роста дерева. Она окрашена светлее и более рыхлая, чем поздняя, обладает невысокой механической прочностью и расположена с наружной стороны годичного слоя.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Технологические аспекты обработки древесины»

Ручная обработка древесины

Ручная обработка древесины включает: пиление, строгание, долбление и сверление.

Пиление применяется при раскрое материала и придания заготовке требуемых размеров по длине ширине и толщине, а также для удаления части материала. При пилении из лесоматериала получают брусья бруски доски. Распиливают древесину ручным или механическим способом.

Строгание древесины. Работы по строганию древесины состоят из следующих основных работ: подборка материала для строгания, заточка ножей, наладка инструмента, заточка ножей, проверка качества выполненных работ.

Долбление и сверление древесины. Для выборки гнезд, пазов и других работ применяют долота. Ручки делают из сухой древесины твердых пород (например - берёза). Лезвия у долот имеют одностороннюю заточку.

Осваивая простейшие навыки обработки дерева, инструмент, которым пользуются школьники, по своему весу и размерам, должен соответствовать размерам рук и габаритам движений.

Инструментарий для обработки дерева: для учащихся IV-V классов (А) и для взрослых (Б)

Техника безопасности при ручной обработке древесины

1 .Ручки молотков и киянок  изготавливают из прочной и  вязкой древесины, им придают овальное сечение. Молотки и киянки должны быть прочно укреплены на рукоятках, правильно расклинены в месте насадки.

2.Топоры, молотки, стамески, отвертки, напильники, рашпили необходимо надежно насаживать на ручки, а ручки делать из прочного, с трудом раскалываемого материала.

3.Ножи ручных режущих инструментов  должны правильно затачиваться и присаживаться.

4.Пилы для ручных работ должны  иметь развод, одинаковый в обе  стороны.

5.Верстак должен быть прочным  и устойчивым, с ящиком или  шкафом для инструментов, устроенным  так, чтобы исключалась возможность выпадения инструментов.

б.Весь ручной инструмент необходимо не реже одного раза в месяц тщательно осматривать и ремонтировать.

7.Нельзя откладывать и передавать  инструмент с одного рабочего  места на другое, бросая его на пол или на верстак.


Информация о работе Методы активизации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на уроках технологии