Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении методов организации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на занятиях по технологии.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогические аспекты организации познавательной деятельности учащихся с учетом возможностей технологического образования.
Проанализировать основные методы организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Разработать рекомендации по организации и проведению занятий с применением методов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………................4
Познавательный интерес как основа деятельности человека……..4
Предпосылки воспитания познавательного интереса и его динамика в школьном возрасте…………………………………………………10
Организация деятельности, формирующей познавательный интерес на занятиях….…………………….…………………..………………14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ….........................................................................18
Анализ программы «Технология»……………………………….…18
Пути и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины»……………..…23
2.3. План-конспект занятия по теме «Основные сведения о древесине»………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ресурсы сети Internet
22. http://www.gnpbu.ru Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием
23. Мир Психологии - http://psychology.net.ru
24. http://psi.webzone.ru/st/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Технологические аспекты обработки древесины»
Основные сведения о древесине
Древесина широко используется в технике как строительный и поделочный материал, как сырьё для производства целлюлозы, бумаги, этилового спирта, синтетического каучука, различных лаков, красок, кормовых дрожжей, хвойной муки и т.д.
В растущем дереве выделяют три части: корни, ствол и крону.
Корни дерева образуют сложную, широко разветвлённую, многофункциональную систему. Мелкие корни всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями и углекислотой и передают её через крупные корни и ствол в крону (восходящий ток). Крупные корни удерживают дерево в вертикальном положении и хранят запас питательных веществ. Корни сосны используются при производстве скипидара и канифоли.
Ствол - это основная часть дерева, дающая товарную древесину. Его условно делят на верхнюю тонкую (вершинную) и нижнюю толстую (комлевую) части.
Крона дерева представляет собой совокупность вершины ствола, сучьев, ветвей и листвы (или хвои). Значение кроны при жизни древа очень велико: в листьях под действием лучистой энергии солнца образуются питательные вещества, необходимые для роста дерева (фотосинтез).
Разрезы ствола, наиболее полно отражающие природу капиллярно-пористого строения древесины, называются главными. Различают три главных разреза:
• поперечный, или торцовый, - разрез плоскостью, перпендикулярной оси ствола;
• радиальный - разрез плоскостью, проходящей вдоль ствола через его сердцевину;
• тангенциальный - разрез плоскостью, проходящей вдоль ствола на некотором расстоянии от его сердцевины.
Разрез ствола дерева
На поперечном и радиальном разрезах можно наблюдать основные анатомические структуры дерева: сердцевину, центральную часть, луб и кору.
Сердцевина расположена примерно в центре ствола. У большинства пород она наблюдается в виде тёмного пятнышка округлой формы диаметром 2-5 мм (у бузины около 10 мм).
Центральная часть - основная по массе часть ствола. В зависимости от окраски центральной части различают породы ядровые и безъядровые. У ядровых пород центральная часть окрашена темнее и называется ядром, периферическая зона, ограничивающая ядро, окрашена светлее и называется заболонью.
У безъядровых (заболонных) пород центральная часть ничем не отличается от периферической. Ядровые породы подразделяются на хвойные (сосна, ель, лиственница, кедр, можжевельник, тис) и лиственные (дуб, ясень, ильм, карагач, грецкий орех, тополь, ива, рябина, яблоня и др.).
Породы, у которых окраска древесины по всему разрезу одинакова, но центральная часть содержит меньше влаги, чем периферийная, называется спелодревесными. Древесина таких пород называется спелой.
Представители спелодревесных пород: хвойные - ель, пихта; лиственные -осина, липа и бук.
Иногда у заболонных и спелодревесных пород центральная часть ствола окрашена темнее (главным образом под влиянием грибов) и образует так называемое ложное ядро.
Камбий - тонкий, неразличимый невооружённым глазом слой, расположенный на границе между заболонью и лубом. Сострит из живых клеток, обусловливающих прирост древесины и коры.
Кора - наружный слой ствола дерева, предохраняющий его от резких колебаний температуры, испарения влаги и механических повреждений.
Луб расположен между камбием и корой. В растущем дереве проводит питательные вещества от кроны вниз ствола (нисходящий ток). Особенно хорошо луб развит и заметен у липы.
На главных разрезах ствола можно наблюдать годичные слои. На поперечном разрезе они имеют вид концентрических окружностей (колец) вокруг сердцевины, на радиальном - прямых полос, на тангенциальном -участков, ограниченных параболическими кривыми. Годичные слои представляют собой ежегодный прирост древесины и нарастают от центра к периферии. Каждый годичный слой состоит из двух зон, содержащих раннюю и позднюю древесину. Ранняя древесина образуется в весенний период - период интенсивного роста дерева. Она окрашена светлее и более рыхлая, чем поздняя, обладает невысокой механической прочностью и расположена с наружной стороны годичного слоя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Технологические аспекты обработки древесины»
Ручная обработка древесины
Ручная обработка древесины включает: пиление, строгание, долбление и сверление.
Пиление применяется при раскрое материала и придания заготовке требуемых размеров по длине ширине и толщине, а также для удаления части материала. При пилении из лесоматериала получают брусья бруски доски. Распиливают древесину ручным или механическим способом.
Строгание древесины. Работы по строганию древесины состоят из следующих основных работ: подборка материала для строгания, заточка ножей, наладка инструмента, заточка ножей, проверка качества выполненных работ.
Долбление и сверление древесины. Для выборки гнезд, пазов и других работ применяют долота. Ручки делают из сухой древесины твердых пород (например - берёза). Лезвия у долот имеют одностороннюю заточку.
Осваивая простейшие навыки обработки дерева, инструмент, которым пользуются школьники, по своему весу и размерам, должен соответствовать размерам рук и габаритам движений.
Инструментарий для обработки дерева: для учащихся IV-V классов (А) и для взрослых (Б)
Техника безопасности при ручной обработке древесины
1 .Ручки молотков и киянок изготавливают из прочной и вязкой древесины, им придают овальное сечение. Молотки и киянки должны быть прочно укреплены на рукоятках, правильно расклинены в месте насадки.
2.Топоры, молотки, стамески, отвертки, напильники, рашпили необходимо надежно насаживать на ручки, а ручки делать из прочного, с трудом раскалываемого материала.
3.Ножи ручных режущих
4.Пилы для ручных работ
5.Верстак должен быть прочным и устойчивым, с ящиком или шкафом для инструментов, устроенным так, чтобы исключалась возможность выпадения инструментов.
б.Весь ручной инструмент необходимо не реже одного раза в месяц тщательно осматривать и ремонтировать.
7.Нельзя откладывать и