Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении методов организации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на занятиях по технологии.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогические аспекты организации познавательной деятельности учащихся с учетом возможностей технологического образования.
Проанализировать основные методы организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Разработать рекомендации по организации и проведению занятий с применением методов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………................4
Познавательный интерес как основа деятельности человека……..4
Предпосылки воспитания познавательного интереса и его динамика в школьном возрасте…………………………………………………10
Организация деятельности, формирующей познавательный интерес на занятиях….…………………….…………………..………………14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ….........................................................................18
Анализ программы «Технология»……………………………….…18
Пути и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины»……………..…23
2.3. План-конспект занятия по теме «Основные сведения о древесине»………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…42
- способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у учащихся трудолюбия, аккуратности.
- способствовать воспитанию
Материально-техническая база:
Мастерская трудового обучения.
Дидактическое обеспечение:
- Учебное пособие, рабочая тетрадь, дополнительная литература.
- Наглядные пособия.
Методы обучения:
- Рассказ-беседа.
- Демонстрация наглядных
Тип урока: Приобретение учащимися новых знаний.
Время: 90 минут.
Тип занятия: комбинированный.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, математика, природоведение.
Ход урока:
I Организационный момент
Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
II Вводная часть
1. Закрепление пройденного материала.
Разгадав этот кроссворд (рис.2), вы сможете прочитать слово, которое является главным в изученном на прошлом занятии материале. (Верстак)
Вопросы:
1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота... (заготовки). 2.Как называется изучаемая нами дисциплина? (Технология) 3 .Основание верстака - это...(подверстачье) 4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент). 5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр). 6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим) 7.Деревянные брусочки, предназначенные для упора заготовок. (Клинья)
Рис. 2. Кроссворд на закрепление пройденного материала
2. Сообщение цели урока
III. Изложение программного материала
Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.
Древесиной называют плотный материал, из которого в основном состоят ствол, корни и ветви дерева. Деловую древесину получают главным образом из ствола дерева при распиливании его на части. Из нее изготовляют строительные конструкции (рамы окон, двери, покрытия для полов и др.), мебель, бумагу, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, игрушки, детали мостов, судов и др. Используется древесина и в производстве лаков, витаминов, смол и других веществ.
Сравните свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень?
Приходим к выводу, что древесина - легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.
К отрицательным качествам древесины относятся: легкая загораемость, коробление при высушивании, загниваемость.
-Какие древесные породы вам известны и на какие виды подразделяются? Лиственные и хвойные.
Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою -хвойными. К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным - сосна, ель, кедр, пихта и др.
Древесина каждой породы имеет свой рисунок - текстуру (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Текстура древесины лиственных пород разнообразнее и красивее, чем хвойных.
По трудности обработки древесина подразделяется на мягкую (осина, липа, сосна и др.), твердую (дуб, береза и др.), очень твердую (акация белая, тис и др.).
Рис.3. Разрез ствола дерева
- Из чего же состоит дерево? Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои.
Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую -вершинную. Поверхность ствола (рис. 3) покрыта корой (7). Кора - «одежда» для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной, слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).
- Что по ним можно узнать?
Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева -сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. «Камбий» - от латинского «обмен» (питательными веществами). Камбий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток.
Строениедревесины изучают по трём основным разрезам ствола (рис. 4). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.
Рис. 4 Строения древесины изучают по трём основным разрезам ствола
Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам; текстуре, запаху, твердости, цвету.
Недостатками древесины называют еще и пороки: сучковатость, червоточины (рис. 5). Они ограничивают использование древесины в промышленном производстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.
Рис. 5. Пороки древесины: а — сучковатость, б — червоточина
При заготовке древесины лесорубы при помощи специальных механических пил спиливают деревья. Операторы сучкорезных машин обрезают ветви, сучья и отправляют их на переработку.
Ствол дерева, очищенный от коры, для удобства обработки разрезают на бревна. При продольном распиливании бревен получают пиломатериалы: доски обрезные и необрезные, горбыль, бруски и брусья, (рис. 6) осуществляют эти работы на специальных машинах — лесопильных рамах (пилорамах). Из пиломатериалов на деревообрабатывающих предприятиях делают заготовки.
Рис. 6. Пиломатериалы
В учебных мастерских вы будете работать с двумя видами хорошо высушенных пиломатериалов: брусками и досками. Доска отличается от бруска тем, что ее ширина более чем в 2 раза превышает толщину. Основные элементы этих пиломатериалов: пласть, кромка, торец, ребро (рис. 7.)
Рис. 7. Основные элементы пиломатериалов
Кроме названных видов пиломатериалов, в своей работе вы будете использовать фанеру.
- Как получают фанеру!
Фанеру делают в основном из древесины березы. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру. Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.
Шпон - тонкий слой древесины, который срезается ножом специального станка с бревна, предварительно пропаренного в горячей воде.
Шпон получают двумя способами: строганием или лущением. При строгании бревно неподвижно, а нож движется вперед и назад и слой за слоем срезает древесину (рис. 8, а). При лущении бревно приводят во вращение и строганный шпон используют для облицовки мебели, лущеный - для изготовления многослойной фанеры и получают путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины - шпона.
- Где ее применяют?
В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.
Рис. 8. Получение шпона: а) строганного,
б) лущеного.
- Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?
Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.
- Что из них изготавливают?
Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях.
- А что такое ДВП?
Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.
- В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?
Они боятся сырости.
IV. Закрепление знаний учащихся
Учащимся предложено разгадать кроссворд (рис.10). По очереди они отвечают на вопросы.
Рис. 10. Кроссворд для закрепления материала
По горизонтали: 1. Физическое свойство, определяющий признак пород древесины.
2. Количество влаги, содержащейся в массе древесины.
3. Рисунок, образующийся на поверхности древесины вследствие перерезания её анатомических элементов.
4. Лиственная порода древесины.
5. Условно выделенная часть дерева, образующая сложную, широко разветвлённую, много функциональную систему.
6. Способность древесины сопротивляться проникновению в неё других тел (например, стального шарика).
7. Способность материала
8. Скругление углов при точении изделий (от немецкого «желоб»).
9. Периферическая зона, ограничивающая ядро, наиболее светлоокрашена.
По вертикали: 1. Физическое свойство, по которому можно определить породу древесины.
2. Количество массы древесины, содержащейся в единице объёма.
3. Часть ствола, расположенная в центре.
4. Разновидность стамесок, применяемых для художественных токарных работ по дереву.
5. Способность древесины
V. Физкультминутка
VI. Практическая работа
Определение пород древесины и её пороков,
Ознакомление с образцами фанеры
Оборудование. Линейка, образцы различных древесных пород одинакового размера (береза, дуб, сосна, ель и др.); образцы фанеры; заостренный с одного конца металлический стержень.
Порядок выполнения работы.
1. Рассмотрите образцы древесины и назовите, из каких древесных пород они изготовлены. Определите, какие из них легче (тяжелее). Рассмотрите пороки древесины. Назовите их.
2. Вдавливая рукой металлический стержень, определите, к каким породам - твердым или мягким - следует отнести представленные образцы.
3. Рассмотрите образцы фанеры. Определите, из каких древесных пород изготовлены внешние слои фанеры. Сосчитайте общее число слоев. Измерьте линейкой толщину фанеры
4.Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек невозможно, даже приложив большое усилие.
5.Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП. Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и другими).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе проведен обзор литературы по проблеме активизации познавательной деятельности у школьников на занятиях по технологии.
Познавательная деятельность представляет собой ценное свойство личности, включающее в себя следующие психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические.
Таким образом, познавательный интерес стимулирует деятельность, делает ее осмысленной и успешной и сам обогащается и развивается в процессе активной, сосредоточенной, углубленной интеллектуальной деятельности.
Большая роль в формировании устойчивого познавательного интереса принадлежит аудиторной работе школьников.
Технологическое образование способно привлечь школьника, как младшего, так и подросткового возраста, неожиданностью оформления, игровыми моментами, но за ними обязательно должна развиваться серьезная познавательная мысль. Это происходит во время поиска решения нестандартных задач, поиска новых способов решения известных типов задач, новых сведений, переживания -новых встреч (может быть, и на страницах книг), несущих неожиданную информацию.
Для решения проблемы активизации познавательной деятельности учащихся было проанализирована программа технологии, рассмотрен раздел «Технология обработки древесины», представляющий, на наш взгляд, большие возможности для развития познавательного интереса учащихся, разработано планирование занятий раздела, методические рекомендации по проведению занятий.