Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении методов организации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на занятиях по технологии.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогические аспекты организации познавательной деятельности учащихся с учетом возможностей технологического образования.
Проанализировать основные методы организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Разработать рекомендации по организации и проведению занятий с применением методов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………................4
Познавательный интерес как основа деятельности человека……..4
Предпосылки воспитания познавательного интереса и его динамика в школьном возрасте…………………………………………………10
Организация деятельности, формирующей познавательный интерес на занятиях….…………………….…………………..………………14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ….........................................................................18
Анализ программы «Технология»……………………………….…18
Пути и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины»……………..…23
2.3. План-конспект занятия по теме «Основные сведения о древесине»………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…42
Возникновение вопросов - существенный признак не только появления познавательного интереса. Вопросы, задаваемые по собственной инициативе ребенком (подростком, юношей), дают возможность судить и о содержании его интересов. Внешние признаки возникшего интереса не сразу удаётся распознать и отличить от сознательного внимательного вслушивания в трудное (и не всегда интересное) сообщение. Однако пристальный взор опытного учителя увидит особое оживление детей при затронувшей их интересной теме, появление радости на лицах. По блеску широко открытых глаз у одних, по напряжённости, устремленности вперед, чтобы лучше видеть, слышать, у других - учитель поймет, что ему удалось вызвать у своих учеников интерес.
Вторая группа признаков связана с изменением поведения учащихся в результате возникшего у них познавательного интереса вне урока. После урока школьники не расходятся, а окружают учителя, задавая вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме. Нередко беседы и споры возникают между самими учащимися. Учащиеся добровольно и охотно берут и выполняют задания или самостоятельной работы, выступают с докладами, сообщениями, читают соответствующую дополнительную литературу и т. д.
Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.
Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.
1.2. Предпосылки воспитания познавательного интереса и его динамика в школьном возрасте
Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы - значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю. Самая первая необходимость, которая возникает у учителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес, - создание материальных условий для успешного обучения.
Это заботливое оборудование урока, без которого не может осуществляться нормально обучение, в том числе хорошо оборудованные мастерские, кабинеты. Это и обстановка, располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность работы - отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени, плотность урока, напряженность работы, но без излишнего утомления.
Наряду с материальными условиями подготавливается «умственная почва». Это важнейшее обстоятельство, обеспечивающее воспитание познавательного интереса. Только на определенном уровне накопления предварительных знаний, навыков и хотя бы простейших умственных операций возможно воспитывать интерес. Для этого необходимо создать хотя бы начальное представление об изучаемых объектах, областях науки, подготовить почву для элементарных обобщений.
В младших классах такую занимательность могут создать дидактическая игра, яркие, красочные наглядные пособия. Все это поможет приобщить детей к учению и создать у них определенный запас знаний.
На этом этапе необходимо проверить те представления, с которыми дети приходят в школу или на урок, те первичные знания и интересы, тот личный опыт, за который можно «зацепиться», чтобы новые умения и знания сделались «своими», были «усвоены». Знания детей важно не только «прощупать», но и дополнить, уточнить, внести нужные коррективы, тогда уже можно на них опираться. Опытный учитель опирается также на интересы детей, возникшие раньше (к животным, растениям, технике, к рисованию, лепке, конструированию и т. д.), чтобы использовать их в учебной деятельности и приохотить детей к учению. При этом важно учесть уровень знаний и умственных навыков учащихся каждого класса, каждого данного возраста и уровень возможностей их обобщения, осмысления, подготавливая учеников к восприятию того нового, что несет с собой каждая ступень обучения [13].
Огромную роль в создании положительного эмоционального отношения к учению и учебному труду играет детский коллектив. Опираясь на него, учитель может привлечь к учению учеников, «выпадающих» из общей работы класса, равнодушных к учебному труду. В ходе активной, дружной совместной деятельности рождается радость совместного поиска, совместного творчества. Кроме того, коллективная деятельность сопровождается обычно взаимопомощью и при умелой поддержке учителя приводит к большему успеху, чем может достичь ученик в одиночку.
Говоря о роли успеха в развитии интереса, необходимо учитывать следующее. Важно, каким трудом добыт успех. Слишком легкая работа, хотя и приводит к успеху, но не дает настоящего удовлетворения; она может скоро наскучить. Однако и слишком трудная работа, приводя к неуспеху и отрицательным эмоциям, не способствует возникновению интереса. Трудное, но преодолимое делает работу увлекательной и радостной; в этом уже содержится залог будущего интереса к ней.
Другой путь подготовки почвы для интереса — воспитание сознательного отношения к учению, понимания его значимости, его личного и общественного смысла. Этот путь идет иногда вслед за первым путем — путем создания эмоционально-положительного отношения, а чаще в тесном взаимодействии и содружестве с ним. Наибольшее значение имеет он в среднем и особенно в старшем школьном возрасте. Но и в младших классах учитель старается в доступной учащимся этого возраста наглядной и образной форме, на конкретных примерах довести до их сознания смысл и значение учения.
Как уже было сказано, обычно эти два пути - формирование эмоционального и сознательного отношения к учению - так или иначе переплетаются и взаимодействуют в ходе учебно-воспитательной работы [17].
Следовательно, положительное эмоциональное и сознательное отношение к учению, а также преодоление отрицательных переживаний, связанных с учением, - необходимые предпосылки формирования познавательного интереса.
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к деятельности. (Я посещаю уроки не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс обучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия на уроках мне не интересны, но я сознаю их необходимость для дальнейшей моей деятельности и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие результаты. У большинства «неуспевающих» учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к занятиям на уроке, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать все виды деятельности. Интересы носят избирательный характер. Но, наличие устойчивого интереса к той или иной деятельности положительно сказывается на учебной работе и по общеобразовательным предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одной сферы, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другим предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в кружковой деятельности укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.
Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения - интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.
1.3. Организация деятельности, формирующей познавательный
интерес на занятиях
Основная роль в воспитании интереса принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся. В зависимости от того, как организована познавательная деятельность, решается вопрос о возникновении интереса.
На основании проведенных исследований можно утверждать, что наиболее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса условия возникают тогда, когда учитель не «преподносит», не излагает материал в готовом виде, а организует самостоятельную деятельность учащихся.
Для всех уроков, вызывающих интерес (хотя они и относятся к самым различным школьным предметам), общими с психологической точки зрения являются следующие моменты: возникновение противоречия между известными прежде закономерностями и сообщаемыми новыми фактами, и «вживание» учащихся в поставленную задачу или вопрос или рождение у них своего вопроса, пробуждение потребности и желания его решить, понять противоречивые факты с точки зрения изучаемых закономерностей. Учащиеся входят в ситуацию поиска ответа на вопрос или решения задачи, стремятся к раскрытию научной «загадки». Так они вовлекаются в поисковую деятельность, эмоционально положительно окрашенную.
В зависимости от содержания темы, конкретных условий построение урока может быть тем или иным. В зависимости от возраста учащихся и подготовленности их к активной мыслительной деятельности допускается та или инея степень самостоятельности поиска. Чем младше школьники, тем более выявленным вовне и практически оформленным оказывается поиск, чем старше - тем больше он может происходить в плане теоретического рассуждения, хотя и здесь участники поиска постоянно возвращаются к опытной проверке решения. Весь пройденный при этом путь поиска, радость достижения не только учат, но и воспитывают учащихся.
Анализ материала интересных уроков позволил вычленить ряд приемов, способствующих возбуждению у учащихся познавательного интереса.
Учитель привлекает противоречивые факты, которые возбуждают у учащихся вопросы и стремление найти их решение; затем он организует поиск решения вопроса и осуществляет его совместно с учащимися. Такой урок может начаться с постановки опыта, результаты которого требуют нахождения причин. Актуализируя имеющиеся у школьников знания и сообщая новые, учитель привлекает учащихся к установлению этих причин. При этом (на более высоком уровне развития школьников) учитель может отсылать учащихся к источникам для добывания недостающих сведений и самостоятельного объяснения явлений.
Для того чтобы вопрос не только ставился учителем (вначале и это необходимо), но возникал и у самих учащихся, учитель старается столкнуть прежние представления учащихся с новыми для них фактами. Нередко учитель вводит учащихся в историю решения научной проблемы, вовлекает их в размышления ученого, исследователя, у которого возник научный вопрос. В ходе его развернутого рассказа о том, как решалась эта проблема учеными, учащиеся мысленно участвуют в поиске истины, сопереживая ему. Или же учитель (на более высоком уровне развития школьников) привлекает учащихся к самостоятельному решению научного вопроса путем организации опытной работы, постановки эксперимента и т. д.
Познавательная задача охотнее принимается учащимися, если всем ходом предшествующей работы подготовлена соответствующая почва — созданы положительное отношение к работе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету. Коллективность решения задачи, ее совместное обсуждение также способствуют активизации умственного поиска учащихся.
Урок-исследование с элементами экспериментирования, подтверждающего или опровергающего предположения, высказанные учащимися, или экспериментальное решение возникших у них вопросов, опытная проверка выраженных ими сомнений неизбежно приводят к возникновению познавательного интереса. Конечно, это отнюдь не значит, что поисковые задачи должны решаться на всех уроках, однако периодическое включение в урок решения познавательных задач или поискового метода необходимо. Ученики получат знания и при иных условиях, но они не приобретут ни умения самостоятельно мыслить, ни желания самостоятельно приобретать знания в дальнейшем. Участвуя в самостоятельном, заинтересованном мысленном поиске, учащиеся не только лучше усваивают материал, но и сами меняются; это уже не пассивные исполнители, но активно ищущие, жаждущие знания деятели.
Как уже говорилось, понимание смысла учебной деятельности, возникновение положительного отношения к ней, обеспечение деятельности необходимым материалом для самостоятельной работы - все это создает благоприятную почву для воспитания интереса, необходимую, но еще недостаточную. На каждом этапе учения предшествующие знания (без пробелов) являются само собою разумеющейся основой формирования интереса. Наряду с овладением новой системой знаний возникает и новая система мышления. От накопления фактов и овладения простейшими закономерностями к концу младшего школьного возраста подросток в средней школе переходит к изучению системы научных знаний. Этот период является основой для овладения межпредметными связями и наиболее общими закономерностями в старшем школьном возрасте. Эта линия развития всегда учитывается учителями на разных этапах обучения как необходимая почва для развития познавательного интереса и формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения юноши.