Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении методов организации познавательной деятельности учащихся 5-х классов на занятиях по технологии.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогические аспекты организации познавательной деятельности учащихся с учетом возможностей технологического образования.
Проанализировать основные методы организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Разработать рекомендации по организации и проведению занятий с применением методов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………................4
Познавательный интерес как основа деятельности человека……..4
Предпосылки воспитания познавательного интереса и его динамика в школьном возрасте…………………………………………………10
Организация деятельности, формирующей познавательный интерес на занятиях….…………………….…………………..………………14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ….........................................................................18
Анализ программы «Технология»……………………………….…18
Пути и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины»……………..…23
2.3. План-конспект занятия по теме «Основные сведения о древесине»………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…42
Таким образом, в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой, деятельности, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Большая роль в формировании устойчивого познавательного интереса принадлежит технологическому образованию. Общеобразовательная область «Технология» может выполнять функции комплексной системы трудового обучения, воспитания и формирования готовности школьников к получению профессий по различным направлениям во всех сферах познавательной деятельности. Это должна быть творческая опытная, поисковая, в известном смысле исследовательская работа. Работа на занятиях может привлечь школьника, как младшего, так подростка, неожиданностью оформления, игровыми моментами, но за ними обязательно должна раскрыться серьезная познавательная мысль. Это происходит во время поиска решения нестандартных задач, поиска новых способов решения известных типов задач, новых сведений, переживания - новых встреч (может быть, и на страницах книг), несущих неожиданную информацию.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Анализ программы «Технология»
Образовательная область «Технология» включает 10 разделов. Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» изучается с I по VII класс, при этом технология обработки древесины - в IV-VII классах.
1-й этап (I - IV классы) - формирование у учащихся элементарных знаний и умений по ручной обработке бумаги, картона, фанеры и природных материалов с элементами художественной отделки изделий на репродуктивном уровне;
2-й этап (V класс) - формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке древесины и металлов на уровне операторской деятельности, то есть выполнения работ на налаженном оборудовании (мини-станках типа «Умелые руки») и налаженными инструментами по инструкционно-технологическим картам;
3-й этап (VI класс) - формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке различных материалов с самостоятельной элементарной наладкой оборудования, приспособлений и инструментов и отдельными элементами построения технологического процесса.
4-й этап (VII класс) - формирование у учащихся элементарных знаний и умений по технологическому планированию обработки и конструированию несложных деталей и изделий.
Младшие школьники узнают о древесине, её видах, основных свойствах, широком применении этого материала в народном хозяйстве, о профессиях людей, занятых обработкой древесины. В IV классе учащиеся должны уметь читать эскизы, технические рисунки, делать разметку по шаблону, с помощью линейки, циркуля, угольника, разделывать заготовки на части (поперёк волокон).
Учащиеся получают первоначальные представления о технологии ручной обработки. Обработка древесины, обладающей значительной прочностью, твёрдостью (в отличие от бумаги, ткани), требует от младших школьников значительных физических усилий, выносливости. При выполнении таких операций, как пиление ножовкой с использованием стусла, сверление заготовок дрелью, забивание гвоздей и др., младшие школьники совершают размашистые движения большой амплитуды, сопровождающиеся значительными энергетическими затратами. Отдельные этапы работы: разметка заготовки, отделка (раскрашивание, выжигание, резьба) и др. - требует от учащихся высокой точности, аккуратности, выполнения мелких выверенных движений.
Школьники должны знать приёмы разметки деревянных заготовок; инструменты ручной обработки древесины, приспособления; правила безопасной работы. В процессе работы выполняются следующие упражнения и технологические задания: выбор материала для изготовления изделия; экономное расходование материала; определение оптимального способа обработки заготовки; крепление заготовки (с помощью струбцин, настольных тисков); выбор рационального способа соединения деталей; определение способа отделки изделия; внесение изменений в конструкцию изделий.
Учащиеся выполняют изделия из деревянных полуфабрикатов прямоугольной формы, а также изделия из фанеры различной формы - это игрушки для детского сада и групп продлённого дня, наглядные пособия, дидактический материал, необходимые предметы для класса и школы. В процессе работы младших школьников с древесиной анализируются и широко используются математические, природоведческие, экологические, графические знания, умения или навыки.
В V классе на изучение раздела «Технология обработки древесины» отводится 16 часов (2,3 четверть). Учащиеся изготавливают изделия из древесины необходимыми инструментами и на имеющемся оборудовании.
Согласно программе, учащиеся 5-х классов должны обладать знаниями и умениями, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Знания и умения учащихся 5-х классов согласно программе по технологии
ИМЕТЬ |
ВЛАДЕТЬ |
ЗНАТЬ |
- иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание интрукционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ; -иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме, шероховатости и их взаимном расположении, уметь осуществлять их контроль; -иметь представление
о путях предупреждения негативных
следствии трудовой деятельности человека
на окружающую среду и здоровье человека. |
-владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами (рубанком, поперечными и продольными пилами, коловоротом, ручной дрелью), изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам; - владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) по готовым рисункам. |
- знать какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке (строение, породы, виды пороков, текстура); -знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке (строение, породы, виды пороков, текстура); - знать общее устройство столярного или комбинированного верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных операций; - знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного шаблонов, линейки, угольника, рейсмуса; ударного; режущего и приспособлений для пиления (стула); уметь им пользоваться; -знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ. |
Следует отметить, что в программе «Технология» большая роль отведена активизации познавательной деятельности учащихся. Обработка древесных материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Поэтому данная программа ставит своими основными задачами: сформировать у школьников творческое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту. Изучение раздела «Обработка древесины» способствует формированию у учащихся технологической культуры как составной части материальной и духовной культуры, творческой активности, помочь им в овладении образным языком техники.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных видах обработки древесины.
Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется через знакомство с традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекций школьного музея и др.
В качестве предмета исследования были выбраны методы активизации познавательной деятельности на занятиях по технологии с учащимися 5-х классов. Это связано с тем, что 5 класс – это переходный класс из начальной школы в среднее звено, а любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Поэтому именно в этот период особенно важно активизировать познавательную деятельность.
В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Кроме того, 5-й класс – это период подросткового возраста, который начинается примерно в 10-11 лет, и на развитие познавательного интереса накладываются отпечатки возрастных особенностей. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности.
Рассмотрим возможности активизации познавательной деятельности на примере изучения одного из разделов программы. Тематический план по разделу «Технология обработки древесины» для 5 классов, приведен в таблице 2.
Таблица 2
Тематический план по разделу «Технология обработки древесины» для 5 классов
№ |
Тема: Обработка древесины |
Кол-во учеб часов |
1
2
3
4
5
6
7 |
Основные сведения о древесине. (Древесина. Древесные породы. Текстура древесины. Пороки древесины.). Получение пиломатериалов и фанеры. (Пласть, кромка, торец, ребро. Фанера. Шпон.) Элементы графической грамоты (Чертёж. Эскиз. Масштаб. Технический рисунок.) Разметка и пиление. Выпиливание изделий лобзиком (Столярный угольник. Рейсмус. Припуск. Шаблон. Разметка. Столярная ножовка. Стусло. Пиление.) Сверление отверстий. (Сверла. Коловорот. Дрель. Сверление.)
Соединение деталей на гвоздях, шурупах и клею. (Столярный молоток. Клещи. Шило. Сборка. Шуруп. Столярный клей. Универсальный клей. Струбцина.) Отделка поверхности изделий. (Рашпиль. Шлифовальная шкурка. Отделка. Зачистка.) Выжигание по дереву. (Электровыжигатель. Выжигание.) |
2
2
4
2
4
2
2 |
8 |
Итого |
18 |
Образовательная область «Технология» призвана сгладить процесс адаптации с помощью игровых моментов на занятиях, уроков-бесед, с помощью организации самостоятельной деятельности школьников. Разделы программы позволяют в большей степени, чем на других предметах создать заинтересованность в работе, а значит создать и предпосылки познавательного интереса.
2.2. Пути и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Технология обработки древесины»
Активизация познавательной деятельности происходит при помощи различных методов.
Под методами обучения следует понимать упорядоченные способы совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, формируется их мировоззрение, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
Процесс обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Успешно выполнить свою задачу учитель может только в том случае, если овладеет методами обучения, выработанными педагогической наукой и передовой педагогической практикой, если будет постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство.
Чтобы эффективно пользоваться методами обучения, необходимо представлять их себе в определенной системе. Однако в дидактике не существует однозначного подхода к определению и классификации методов обучения.
Наибольшее применение в педагогической практике получили методы обучения, классифицируемые по источникам информации, фактическим источникам знаний, умений, навыков. Такими источниками являются слово, чувственный образ и практическая деятельность. В большинстве случаев они используются в том или ином сочетании, но, как правило, один из них преобладает и дает собственно название методу. В связи с этим выделяют три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические.
К словесным методам обучения относят рассказ, объяснение, беседу, работу с технической документацией и литературой, письменное инструктирование.
К наглядным (точнее наглядно-демонстрационным) методам относятся личный показ мастером трудовых действий, демонстрация наглядных пособий, использование технических средств обучения, самостоятельные наблюдения учащихся.
Группа практических методов включает упражнения учащихся, в том числе с использованием тренажеров и тренировочных приспособлений, лабораторно-практические работы. К этой же группе методов обучения технологии следует отнести также так называемые «активные» методы, способствующие развитию самостоятельности и творческой активности учащихся: деловые (производственные) игры, решение технических задач, выполнение заданий творческого характера»