Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:13, курсовая работа
В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения, построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Понятие о методах обучения 4
1.2. Основные группы методов обучения 5
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся 8
2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11
2.1. Выбор методов обучения математике 11
2.2. Особенности использования методов обучения на уроках математики 12
2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Понятие о методах обучения 4
1.2. Основные группы методов обучения 5
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся 8
2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11
2.1. Выбор методов обучения математике 11
2.2. Особенности использования методов обучения на уроках математики 12
2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее- мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.
Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.
Предлагаемая комбинация методов обучения является относительно целостной, т.к. учитывает все структурные основные элементы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие осмысление и практическое применение. Предлагаемый подход сочетания методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.
В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения, построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.
Объект: процесс обучения технологии в начальной школе.
Предмет: методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении математики в начальных классах.
Гипотеза: если проблемно- поисковый метод обучения используется в комплексе с методами стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки то значительно активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся.
В работе необходимо решить задачи:
Метод (от греч. Methodos) - путь к чему-то, способ познания. Метод обучения - путь учебно-познавательной деятельности учащихся к результатам, определенных задачами обучения.
Процесс обучения реализуется путем взаимодействия деятельности учителя (преподавание) и деятельности ученика (учения). Учитель осуществляет разнообразные попытки, которые помогают учащимся усвоить учебный материал, способствует активизации учебного процесса, ученик воспринимает, осмысливает, запоминает и т.д. этот материал. Метод при этом выступает как сотрудничество, партнерство. Это позволяет сделать вывод о том, что под методом обучения следует понимать способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение задач процесса обучения.
Методы обучения является одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь соответствующих результатов.
В процессе обучения связь метода с другими компонентами взаимообратный: метод является производным от целей, задач, содержания, форм обучения; одновременно он существенно влияет на возможности их практической реализации. Обучение прогрессирует настолько, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.1
В структуре методов выделяются приемы. Прием - это элемент метода. Элементы методов является не обычной суммой отдельных частей целого, а системой, объединенной логике дидактического задания. В частности, если определенный способ обучения педагог использует на уроке только для того, чтобы сосредоточить внимание на каком-то вопросе содержания материала, то этот способ играть роль дидактического приема. А если способ обучения используется для выяснения сути вопроса, для раскрытия содержания материала, то это уже будет не прием, а метод. Метод является способом деятельности, охватывающий весь ее путь. Прием - это отдельный шаг, фазовая действие в реализации метода.2
Метод обучения имеет две составные
части: объективную и субъективную.
Объективная часть метода обусловлена
теми постоянными положениями, которые
обязательно присутствуют в любом
методе, независимо от того, какой учитель
его использует. В ней отражены
общие требования законов и закономерностей,
принципов и правил, а также
цель, задачи, содержание, формы учебной
деятельности. Субъективная часть метода
обусловлена личностью
При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения:
В каждой
из трех групп методов отражается
взаимодействие педагогов и учащихся.
Организаторские влияния
Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и другие); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрации, демонстрация и другие); Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие).3
Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации. Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.
Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить под группы методов организации индуктивный и дедуктивный, а также репродуктивной и проблемно поисковой деятельности учащихся.
Восприятие, осмысление и применение
знаний может протекать под
Итак, мы показали возможные подгруппы
методов, которые входят в первую
группу, обеспечивающую организацию
и осуществление учебно-
Методы организации и
Методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности,
исходя из наличия двух больших групп
мотивов, можно подразделить на методы
стимулирования и мотивации интереса
к учению и методы стимулирования
и мотивации долга и
Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников, получения обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных, лабораторно-практических:
Под активизацией учебно-познавательной деятельности понимают повышение уровня осознанного познания объективно реальных закономерностей в процессе обучения.
Каждый учитель применяет в учебном процессе свои приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но опыт работы учитель не может быть механически перенесен другим учителем в другой класс. В связи с этим возникает потребность в теоретическом обосновании системы работы учителей по активизации познавательной деятельности учащихся.
Основная цель работы учителя по
активизации познавательной деятельности
учащихся заключается в развитии
их творческих способностей. Из психологии
известно, что способности человека,
в том числе и учащихся, развиваются
в процессе деятельности. Средством
развития познавательных способностей
учащихся является умелое применение
таких методов и приемов, обеспечивающих
высокую активность учащихся в учебном
познании. Методы и приемы активизации,
которые применяет учитель, должны
учитывать уровень
Как отмечалось, активизация познавательной деятельности учащихся тесно связана с активизацией их мышления. В мышлении школьников выделяется три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления.
Понимание - это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщается учителем или черпается из книги. Учитель сообщает новые факты, анализирует результаты опытов, выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение) и применяет приемы умственной деятельности (сравнение, классификация, определение). Ученики следят за ходом мышления учителя, за логичностью и непротиворечивость доказательств. Это требует от учащихся определенных умственных усилий, определенной аналитико-синтетической деятельности.