Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения, построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Понятие о методах обучения 4
1.2. Основные группы методов обучения 5
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся 8
2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11
2.1. Выбор методов обучения математике 11
2.2. Особенности использования методов обучения на уроках математики 12
2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43

Файлы: 1 файл

методы обучения.docx

— 93.81 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 4

1.1.  Понятие о методах обучения 4

1.2. Основные группы методов обучения 5

1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся 8

2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11

2.1. Выбор методов обучения математике 11

2.2. Особенности использования методов обучения на уроках математики 12

2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

ЛИТЕРАТУРА 43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Педагогикой накоплен богатый арсенал  методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Каждый из методов организации  учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее- мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Но деятельность не может протекать  успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Предлагаемая комбинация методов обучения является относительно целостной, т.к. учитывает все структурные основные элементы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие осмысление и практическое применение. Предлагаемый подход сочетания методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.

В работе предлагается обобщенная классификация  методов обучения, построенная в  логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.

Объект: процесс обучения технологии в начальной школе.

Предмет: методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении математики в начальных классах.

Гипотеза: если проблемно- поисковый метод обучения используется в комплексе с методами стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки то значительно активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся.

В работе необходимо решить задачи:

  1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по методам обучения и рассмотреть классификации методов обучения по различным основаниям.
  1. Создать методику применения различных методов обучения.
  1. Провести педагогический эксперимент по определению эффективности предполагаемой методики.

 

 

1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД  ОБУЧЕНИЯ

1.1. Понятие о методах обучения

Метод (от греч. Methodos) - путь к чему-то, способ познания. Метод обучения - путь учебно-познавательной деятельности учащихся к результатам, определенных задачами обучения.

Процесс обучения реализуется путем  взаимодействия деятельности учителя (преподавание) и деятельности ученика (учения). Учитель осуществляет разнообразные  попытки, которые помогают учащимся усвоить учебный материал, способствует активизации учебного процесса, ученик воспринимает, осмысливает, запоминает и т.д. этот материал. Метод при  этом выступает как сотрудничество, партнерство. Это позволяет сделать вывод о том, что под методом обучения следует понимать способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение задач процесса обучения.

Методы обучения является одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь соответствующих результатов.

В процессе обучения связь метода с другими компонентами взаимообратный: метод является производным от целей, задач, содержания, форм обучения; одновременно он существенно влияет на возможности их практической реализации. Обучение прогрессирует настолько, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.1

В структуре методов выделяются приемы. Прием - это элемент метода. Элементы методов является не обычной суммой отдельных частей целого, а системой, объединенной логике дидактического задания. В частности, если определенный способ обучения педагог использует на уроке только для того, чтобы сосредоточить внимание на каком-то вопросе содержания материала, то этот способ играть роль дидактического приема. А если способ обучения используется для выяснения сути вопроса, для раскрытия содержания материала, то это уже будет не прием, а метод. Метод является способом деятельности, охватывающий весь ее путь. Прием - это отдельный шаг, фазовая действие в реализации метода.2

Метод обучения имеет две составные  части: объективную и субъективную. Объективная часть метода обусловлена  ​​теми постоянными положениями, которые  обязательно присутствуют в любом  методе, независимо от того, какой учитель  его использует. В ней отражены общие требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также  цель, задачи, содержание, формы учебной  деятельности. Субъективная часть метода обусловлена ​​личностью педагога, его творчеством, мастерством; особенностями  учащихся, конкретными условиями. Вопрос о соотношении объективного и  субъективного в методе решен  не до конца: одни авторы считают, что  метод является лишь объективным  образованием, другие, наоборот, - творением  педагога. Бесспорным является то, что  объективная часть позволяет  разрабатывать теорию методов, рекомендовать  педагогам пути их эффективной реализации. С другой стороны, именно методы являются сферой проявления высокого педагогического искусства.

1.2. Основные группы методов обучения

При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов  обучения:

    1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
    2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
    3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя  сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога ведут к развитию внутреннего стимулирования учения у школьников. Контролирующее действие учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов  в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них  отдельные методы. Поскольку организация  и сам процесс осуществления  учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание  учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов  обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового  восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и другие); методы наглядной передачи и зрительного  восприятия учебной информации (наглядные  методы: иллюстрации, демонстрация и  другие); Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие).3

Выделение словесных, наглядных и  практических методов нельзя считать  обоснованным только во внешнем плане  с точки зрения источников информации. Оно имеет определенное основание  и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

Процесс учебного познания обязательно  предполагает организацию осмысления учебной информации и логического  ее усвоения. Поэтому необходимо выделить под группы методов организации  индуктивный и дедуктивный, а также репродуктивной и проблемно поисковой деятельности учащихся.

Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также  в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов  самостоятельной работы, имя в  виду, что другие методы обучения реализуются  под руководством учителя. Каждая последующая  подгруппа методов проявляется во всех предыдущих, и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

Итак, мы показали возможные подгруппы  методов, которые входят в первую группу, обеспечивающую организацию  и осуществление учебно-познавательной деятельности в учебном процессе. Схематически методы первой группы можно  представить следующим образом:

Методы организации и осуществления  учебно- познавательной деятельности.

  • Словесные методы, Наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации);
  • Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);
  • Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления);
  • Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

Методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп  мотивов, можно подразделить на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности  в учении:

  • Методы стимулирования и мотивации интереса к учению;
  • Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении/

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников, получения обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных, лабораторно-практических:

  • Методы устного контроля и самоконтроля;
  • Методы письменного контроля и самоконтроля;
  • Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся

Под активизацией учебно-познавательной деятельности понимают повышение уровня осознанного познания объективно реальных закономерностей в процессе обучения.

Каждый учитель применяет в  учебном процессе свои приемы активизации  познавательной деятельности учащихся, но опыт работы учитель не может  быть механически перенесен другим учителем в другой класс. В связи  с этим возникает потребность  в теоретическом обосновании  системы работы учителей по активизации  познавательной деятельности учащихся.

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся заключается в развитии их творческих способностей. Из психологии известно, что способности человека, в том числе и учащихся, развиваются  в процессе деятельности. Средством  развития познавательных способностей учащихся является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность учащихся в учебном  познании. Методы и приемы активизации, которые применяет учитель, должны учитывать уровень познавательных способностей учащихся, потому непосильные  задачи могут подорвать веру учеников в свои силы и не дадут положительного эффекта. Поэтому система работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся должна строиться  с учетом постепенного и целенаправленного  развития творческих познавательных способностей учащихся, развития их мышления. В процессе обучения ученик осуществляет различные  действия, в которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память и др. Поскольку из всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, то можно сказать, что активизировать деятельность учащихся - это активизировать их мышление. Вместе с тем надо помнить, что без желания ученика учиться все старания учителя не дадут ожидаемых последствий. Отсюда следует вывод, что нужно формировать мотивы учения, желание учащихся решать познавательные задачи.

Как отмечалось, активизация познавательной деятельности учащихся тесно связана  с активизацией их мышления. В мышлении школьников выделяется три уровня: уровень понимания, уровень логического  мышления и уровень творческого  мышления.

Понимание - это аналитико-синтетическая  деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщается учителем или черпается из книги. Учитель сообщает новые факты, анализирует результаты опытов, выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение) и применяет приемы умственной деятельности (сравнение, классификация, определение). Ученики следят за ходом мышления учителя, за логичностью и непротиворечивость доказательств. Это требует от учащихся определенных умственных усилий, определенной аналитико-синтетической деятельности.

Информация о работе Методы обучения