Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:13, курсовая работа
В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения, построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Понятие о методах обучения 4
1.2. Основные группы методов обучения 5
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся 8
2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11
2.1. Выбор методов обучения математике 11
2.2. Особенности использования методов обучения на уроках математики 12
2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43
Под логическим мышлением понимают процесс самостоятельного решения познавательных задач. Логическое мышление, как и понимание, тоже есть аналитико-синтетической деятельностью, но между ними есть существенное различие по источнику, дидактической функцией и субъективным переживанием. В процессе логического мышления ученик сам приходит к новым выводам, тогда как суть понимания заключается в узнавании, осознании и фиксации того, что воспринимается и усваивается. Логическое мышление развивается при эвристических бесед и лабораторных работ, выполнение логико-поисковых задач, применение некоторых приемов работы с учебником, решении задач и т.д.4
Уровень творческого мышления формируется
при выполнении творческих заданий.
Творческими заданиями в
Как уже отмечалось, у учащихся нужно сформировать мотивы учения, главным из которых является интерес к предмету. Под познавательным интересом к предмету понимают выборочную направленность психических процессов человека на определенные объекты и явления окружающего мира. Конечно, учеников учат не только потому, что им интересно. Обучение - это работа, которая требует большого напряжения сил. И все же устойчивый интерес учащихся к предмету идет через любопытство и любознательность и в значительной мере определяет успех учащихся в обучении.
На уроках математики педагог, учитывая познавательные возможности школьников, выбирает те пути познания, с помощью которых он наиболее эффективно сможет вооружить их математическими знаниями и навыками, создать систему математических понятий и сформировать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
В учебном процессе чаще наблюдаем комбинацию методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Педагог на уроке выбирает методы обучения не только для сообщения школьникам системы математических знаний и их закрепления, но и с целью создания условий для развития познавательной деятельности. Методы обучения подчиняются целям урока и направляются на решение, поставленных на, нем задач. Благодаря этому учащиеся овладевают учебным материалом, а учитель достигает запланированного результата.
Реализация того или иного метода осуществляется за счет применения приемов, которые есть составной его частью. Методические приёмы имеет своей задачи - он подчинен той задаче, которую решает метод.
Учитель может включать в метод различные приемы и наоборот, использовать одни и те же приемы в разных методах. Например, прием наблюдения может входить в метод демонстрации наглядных пособий. В то же время наблюдения может выступать составной частью беседы: школьникам предлагается рассмотреть ряд геометрических фигур и выделить среди них квадрат. В дальнейшем он может использоваться при установлении сходства и различия между квадратом и прямоугольником.5
Применение того или иного метода в школе невозможно без учета содержания темы, времени, которое дается на ее обработку, уровня математических способностей школьников. Эффективность методов зависит от правильного, оптимального их сочетания в учебном процессе. Эффективность методов обеспечивается и средствами обучения. Ими могут выступать учебники, учебные пособия, оборудование для проведения практических занятий, наглядность, технические средства обучения, кино-, видео-, диафильмы, телевидение, компьютерные программы и т.д. Выбор методов и средств обучения определяется дидактическими принципами, которые положены в их основу.
Методы обучения, источником учебной информации которых выступает слово в устной или письменной форме, называются словесными. Они, в основном, используются при сообщении новых знаний, но могут применяться и на других этапах: во время закрепления, обобщения, коррекции знаний и т.п.
К словесным методам относятся рассказ, беседа, объяснение. В них главная роль положена живому слову учителя. Для учащихся слово учителя выступает образцом, поэтому изложение материала должно быть четким, логичным, выразительным, эмоционально насыщенным, темп речи - умеренным. Медленная, монотонная речь педагога вызывает у школьников раздражение, при ускоренной речи они теряются в словесном потоке, не воспринимают материал, не связывают его с предыдущим.
Рассказ - это последовательный, образный изложение материала, направленный на сообщение или описание конкретных фактов. На уроках математики чаще всего используется во время ознакомления с правилами, свойствам, порядку действий, вычислительными приемами и т.п. Например, в 3-м классе при объяснении сути десятичного состава числа учитель рассказывает, из каких разрядов оно состоит, подробно объясняет значение этого материала для практической деятельности, создавая в воображении учащихся яркие образы.
Перед началом рассказа педагог сообщает, о чем они узнают, а в конце ученики с его помощью, а в некоторых случаях и самостоятельно, делают выводы. Конкретные факты, которые сообщает учитель, является основой для формирования понятий, соответствующих обобщений, установления взаимосвязей.
Вынесенный на урок материал целесообразно разбить на небольшие, логически завершенные отрезки, которые позволяют школьникам быстро его усвоить, а в дальнейшем объединить в единую систему знаний.
Учитывая повышенную усталость, утомляемость учащихся рассказ в младших классах должен длиться 7-10 минут, а в старших - 15-20. При этом материал обязательно сочетается с наглядностью, самостоятельной работой, упражнениями и другими видами практической деятельности школьников. Но этот метод требует максимума активной работы от учителя. Ученики выступают пассивными участниками, от которых требуется лишь наблюдать за учителем и слушать. Поэтому к его использованию нужно подходить осторожно, учитывая их возможности.6
Беседа - метод обучения, при использовании которого учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, навыки и опыт, с помощью вопросов подводит их к пониманию и усвоения новых знаний, к повторению и проверки учебного материала. Это вопросно-ответный метод обучения. Чаще всего его используют при знакомстве с новым типом арифметических задач, способами их решения, подготовки детей к восприятию материала.
Поскольку речь идет диалогической форму объяснения учебного материала успех беседы зависит от соблюдения определенных требований, которые относятся к ней. Это, в первую очередь, требования к вопросам учителя, к ответам учащихся и к ее организации в целом.
Вопросы учителя - это определенного рода задача, которая доступна для самостоятельного решения школьниками. Четкость, простота в формулировке активизируют познавательную деятельность учащихся и такие ее компоненты, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение. К ответу на простые вопросы привлекаются слабые школьники. В процессе беседы вопросы задаются всему классу в такой последовательности, чтобы каждое следующее имел логическая связь с предыдущим, было бы его продолжением, и чтобы в целом система вопросов подводила школьников к образованию определенных выводов. Их количество должно быть достаточным для достижения поставленной цели урока.
При организации беседы особое внимание нужно уделять ответам школьников. Они должны быть точные, четкие, лаконичные, аргументированные, грамматически правильные. В младших классах от учащихся требуется давать на вопрос полные ответы, в старших они могут носить сокращенный вид.
При подготовке плана беседы учитель продумывает, кого он будет спрашивать. Учитывая замедленный темп мышления умственно возраст постоянных школьников, педагог, задавая вопросы перед классом, не должен сразу же требовать ответа. Он должен дать ученикам время на обдумывание, сделав для этого небольшую паузу. Встречаются ученики, которым требуется длительное время для подготовки ответа. Для них учитель заранее готовит вопросы, ставит его в устной форме и указывает, что ребенок на него ответит после выполнения другим школьником определенной работы. Можно ученикам задавать вопросы индивидуально в письменной форме, но перед ответом они его должны обязательно зачитать вслух.
На уроках математики в зависимости от цели используют следующие виды беседы: вводная, которая применяется при подаче математического материала и целью которой является активизация школьников к его восприятию; беседа на сообщение новых знаний, при проведении которой учащимся задаются вопросы, а они самостоятельно находят на них ответы; беседа на повторение или закрепление знаний; беседа на проверку знаний. В последнем случае вопросами учителя могут быть короткими и не обязательно даваться в логической последовательности. Она могут быть направлена как на выявление знаний отдельных школьников, так и всего.
Помощь - это изложение материала, целью которого является раскрытие новых понятий, математических терминов, вычислительных приемов и т.д. Нельзя путать объяснения и рассказ. Такой метод применяется в небольших, логически завершенных частей.7
Объясняя тот или иной материал нужно обязательно обратить на него внимание школьников. Это можно сделать за счет использования интонации, паузы, вопрос. Помощь должно проводиться в простой и доступной для учащихся форме, понятными словами. При этом учитель выясняет, понимают ли они данный материал с целью предотвращения образованием пробелов в знаниях.
Объясняя новую тему, необходимо логически ее совместить с ранее изученными темами, установить между ними взаимосвязь. При этом широко используется наглядность и практическая деятельность школьников. Например, понятие «треугольник» учащиеся лучше поймут, если объяснение будет сопровождаться демонстрацией различных типов треугольников, сделанных из разного материала, в разных положениях. Изучая действия над целыми числами, при использовании терминов «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое» и т.д. учитель использует таблицы:
3 + 2 = 5 первое слагаемое второе слагаемое сумма |
5 - 3 = 2 Уменьшаемое вычитаемое разница |
Использование метода объяснения не должно быть длительным. В младших классах на него рекомендуются отводить до 5 минут.
Методы устного изложения материала сочетаются учителем со средствами наглядности, усиливая тем самым их познавательно-коррекционное влияние. К наглядным методам обучения принадлежит демонстрация, которая может выступать одновременно и как иллюстрация, и как источник знаний. Демонстрироваться могут как реальные объекты, так и их изображения, процессы, явления.
Демонстрация - это процесс показа предметов и явлений окружающей действительности с помощью технических средств. Иллюстрация - это показ школьникам натуральных предметов и их изображений.
Устное
изложение математического
Эффективность этих методов зависит от умелого сочетания слова и наглядности, умение выделять в предмете существенные признаки. Демонстрация наглядности бывает нескольких видов: натуральная, условно-объемная, иллюстративно-изобразительная и наглядно-словесная.
Начинают изучение математического материала по использованию в качестве наглядности натуральных предметов. После ознакомления с натуральной наглядностью учащихся нужно знакомить с ее условно-объемным изображением (муляжи, макеты, модели). При этом необходимо совместить эти два вида наглядности, что поможет выработать у школьников умение соотносить натуральный объект и модель. В дальнейшем, особенно в младших классах, преимущество имеет иллюстративно-изобразительная наглядность (картинки, рисунки, фотографии). Постепенно учитель переходит к использованию других видов наглядности. Так, при объяснении нового материала в старших классах лучше предложить наглядно-словесные пособия (таблицы новых слов, терминов, арифметических действий, геометрических названий, различного вида памятника).
В современных условиях на уроках математики можно внедрять и экранные средства обучения. Это значительно расширяет возможности детей в усвоении учащимися учебного материала. Учитель на уроках может использовать учебные кинофильмы, видеофильмы, диапозитивы. Достаточно широко сейчас внедряется работа с компьютером. Также - целесообразно использовать эпидиаскоп и кодоскоп. Благодаря техническим средствам школьники лучше воспринимают учебный материал.8