Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:13, курсовая работа
В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения, построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Понятие о методах обучения 4
1.2. Основные группы методов обучения 5
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся 8
2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11
2.1. Выбор методов обучения математике 11
2.2. Особенности использования методов обучения на уроках математики 12
2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43
Для реализации таких проблемных методов нужно:
Во вспомогательной
школе возможно использование элементов прогр
«Под программируемым обучением понимают новые приемы ведения педагогического процесса с использованием различных технических средств, обучающих машин, программированных пособий, учебников, карт, тетрадей и т.д., которые помогают учителю в учебном процессе, а ученику - в более успешном усвоении учебной программы».11
Выделим характерные особенности программированного обучения:
В программируемом обучении используют четыре вида программ: линейную, разветвленную, адаптивную и комбинированную, которые отличаются друг от друга психологическим подходом к данному процессу.
Линейные программы - это последовательные небольшие блоки информации по контрольным задачам, которые последовательно меняются. При его использовании ученик должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать ее из имеющихся вариантов. В случае правильного ответа он получает новые задачи, а в случае ошибки - ему предлагается опять же вернуться к изучению первичной информации.
Пример линейных программируемых заданий дает М.А. Арнольдов. Суть работы по этому принципу заключается в том, что школьники конструируют свои ответы и записывают на отдельную карточку. Затем ученик контролирует свой ответ, сверяя его с тем, который уже есть, и переходит к выполнению следующего задания. Также этого принципа придерживаются такие исследователи, как Х. Клаас и Х. Липп, которые для этого используют специальный планшет, в который кладется бланк с заданиями. Ответы закрыты специальными пластинками. Ученик выполняет задание, то есть записывает свой ответ на бланк, затем передвигает пластинку на одно деление. В это время одновременно можно увидеть и правильный ответ, и ответ, который получил ученик. Получив, таким образом, подкрепление школьник переходит к выполнению следующего задания. При использовании линейного программирования школьники практически не делают ошибок, ведь материал дается в небольшом объеме, имеет важное значение для обучения умственно отсталых.
Разветвленная
программа отличается от линейной тем,
что ученику в случае неправильного
ответа, может даваться дополнительная
учебная информация, которая позволит
ему правильно выполнить
Адаптивная программа позволяет ученику самостоятельно выбрать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям и т.д. Адаптивность в темпе учебной деятельности и оптимальности умение достигается только через использование специальных технических средств, в частности компьютера. Во вспомогательной школе пока такая форма не зарегистрировано нашла своего широкого применения из-за нехватки средств.
Комбинированная программа включает в себя элементы линейного, разветвленного и адаптивного программирования.
При использовании элементов программированного обучения следует соблюдать определенные условия:
а) программируемые задачи в начальной школе применяются для закрепления материала и ни в коем случае не для его изучения;
б) они сочетаются с другими методами работы;
в) на выполнение программных задач на уроке математики должно даваться не более 15-20 минут;
г) наиболее сложные случаи в структуре учебной информации учащиеся должны выполнять с помощью или под руководством учителя;
д) использование элементов программированных задач требует достаточной подготовки школьников.
В начальной школе при формировании математических знаний используются и прикладные приемы изучения математических свойств чисел и действий с ними. Прикладными называются приемы, которые можно применить лишь к некоторым числам. Некоторые из них предлагает Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова для использования на уроках математики. Рекомендует включать лишь некоторые из них в программу по математике.
1. Прием устного добавления из-за округления слагаемых.
49 +26 = 98 +37 = 498 +185 =
49+1 = 5098 +2 = 100 498 +2 = 500
50+26 = 76100 +37 = 137500 +185 = 685
76-1 = 75 137-2 = 135 685-2 = 683
Прием закругления обоих десятков еще сложнее и поэтому умственные отстающим ученикам он не дается.
2. Прием устного вычитания из-за округления чисел.
90-39 = (90-40) +1 = 50 +1 = 51
101-55 = (100-55) +1 = 45 +1 = 46
134-99 = (134-100) +1 = 34 +1 = 35
3. Приемы вычисления примеров умножения 5, 9, 11, 99.
Умножение на 5.
28 • 5 = (28 • 10): 2 = 280: 2 = 140
124 • 5 = (124 • 10): 2 = 1240: 2 = 620.
Умножение на 9.
28 • 9 = (28 • 10) - 28 = 280 - 28 = 252
124 • 9 = (124 • 10) - 124 = 1240 - 124 = 1116
Умножение на 11.
28 • 11 = (28 • 10) + 28 = 280 + 28 = 308
124 • 11 = (124 • 10) + 124 = 1240 +124 = -1324
Умножение на 99.
28 • 99 = (28 • 100) - 28 = 2800 - 28 = 2772
124 • 99 = (124 • 100) - 124 = 12400 - 124 = 12276.
4. Прием устного деления.
780: 5 = 780: 10 • 2 = 78 • 2 = 156
Часто среди
педагогов-практиков возникает
На данные замечания можно ответить так: уроки математики направлены на формирование не только системы математических знаний, умений и навыков, но и на коррекцию и развитие психофизической структуры школьников, и в первую очередь таких функций мышления, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.д.
Применяя эти приемы, учитель должен хорошо знать контингент класса, имеющиеся у учащихся психофизические отклонения, их работоспособность, уровень овладения общепринятыми формами работы.
Работа с учебником математики. Учебник выступает для учащихся вспомогательной школы главным учебным пособием и источником получения знаний. В нем реализуются основные требования программы и указывается, на каком уровне рассматривается каждый, включенный в программу, материал курса.
В школе учебник в основном используется для закрепления знаний, полученных на уроке. Формирование у учащихся умения пополнять свой багаж знаний из учебника - главная задача учителя, ведь это единственный способ получать новую информацию после окончания учебного заведения.
Учитель начинает формировать у школьников умение работать с учебником уже в 1 классе. Но, прежде чем организовать эту работу он самостоятельно тщательно его изучает: анализирует имеющиеся рисунки, чертежи, таблицы, определяет упражнения, которые нужно дать на закрепление, обобщение знаний, на повторение, которые можно использовать в процессе формирования новых знаний, устанавливает последовательность расположения геометрического материала, анализирует задачи и т.п.
После этого педагог учит школьников читать необходимые тексты. При этом он указывает на необходимость чтения полного текста задачи. Сначала он делает это самостоятельно, а по мере овладения учащимися навыками чтения передает данную функцию им. При этом для тренировки техники задачи должны вслух зачитывать сначала не один, а несколько школьников.12
Учебник
выступает ценным пособием при формировании
алгоритмов вычисления примеров, решение
задач арифметического и
Проверка и оценка знаний учащихся - необходимая составная часть процесса обучения математике. Контроль тесно связан с другими его звеньями - подачей нового материала, его закреплением, осознанием и применением полученных знаний в практической деятельности. Проверка знаний позволяет выявить и качество овладения учащимися материалом, установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить. Итоги контроля служат основой для оценки успеваемости школьников, которая характеризует степень овладения ими знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями программы по математике. Если контроль показал отсутствие или недостаточность усвоения материала по той или иной теме, учитель анализирует свою работу: правильность выбора методов, организации процесса подачи материала, учета возможностей учащихся всего класса и каждого. Систематический контроль имеет также и воспитательное значение: он дисциплинирует школьников, приучает их к аккуратности, настойчивости, формирует чувство гордости за свой труд и т.п.
В начальной школе на уроках математики используют следующие виды контроля: предварительный, текущий и итоговый. В зависимости от того, на каком этапе учебного процесса его используют, он имеет свое специфическое задание.
Предыдущая проверка знаний учащихся проводится в начале учебного года или перед изучением новой темы. Ее цель - выявить готовность школьников к восприятию нового материала, наличие знаний, умений и навыков, на которые можно опираться в процессе организации работы с ним. Особое значение приобретает предварительный контроль знаний учащихся в пропедевтический период: он определяет, математические знания, умения и навыки у детей, которые пришли на учебу в 1-й класс.
Степень подготовки учащихся к изучению нового учебного материала, имеющиеся пробелы в их знаниях необходимо выявлять и перед новым учебным годом, поскольку за период летних каникул большинство из них забывает материал и теряет приобретенные математические навыки и умения.
Текущая проверка знаний осуществляется на уроках и позволяет выявить правильность усвоения материала, привести в систему знания учащихся. При этом учителя не только проверяет уровень знаний, умений и навыков школьников, но и одновременно контролирует свою деятельность, определяя эффективности используемых им методов и приемов. Если большинство класса не усвоила материал - это является свидетельством скорее неэффективности предложенных педагогом форм работы, чем неумение учеников его запомнить и своевременно воспроизвести.
Результаты текущей проверки знаний позволяют определить нужно ли переходить к следующей теме, необходимы дополнительные пояснения с целью предотвращения возникновения пробелов в знаниях школьников.
Тематическая оценка выставляется по результатам текущего контроля, учитель проводит в течение изучения определенной темы. Тематической оценке подлежат составные части темы, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение ученика и определенные учителем на основе требований учебной программы. При организации такой оценки желательно добиваться того, чтобы эти составные части были заранее известны школьникам, служа ориентиром в процессе работы.
Итоговая проверка имеет целью определения качества усвоенных знаний, умений и навыков учащихся по математике. Она проводится в конце изучения раздела, в конце полугодия, учебного года.
Основными способами контроля знаний по математике является устный опрос, письменные и практические работы.
Для определения качества усвоенного материала наиболее распространенным является устный опрос, которое дает возможность педагогу выявить степень осознания математического материала, умение им оперировать в ходе практической деятельности. Оно может носить фронтальный или индивидуальный характер, проводиться в вопросно-ответной форме или в виде связных ответов отдельных учащихся как в начале урока (во время проверки выполнения домашнего задания), в середине (в процессе закрепления новых знаний, определения эффективности их усвоения) и в конце (при закреплении, обобщении и систематизации знаний).