Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения, построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Понятие о методах обучения 4
1.2. Основные группы методов обучения 5
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся 8
2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11
2.1. Выбор методов обучения математике 11
2.2. Особенности использования методов обучения на уроках математики 12
2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43

Файлы: 1 файл

методы обучения.docx

— 93.81 Кб (Скачать файл)

Для реализации таких проблемных методов нужно:

        • отбирать наиболее актуальные задачи;
        • определять особенности проблемного обучения в различных видах учебной деятельности;
        • строить оптимальную систему проблемного обучения, создание вспомогательных пособий, технологий, методических разработок;
        • обеспечивать личностный подход и мастерство учителя, способность привлекать школьников к активной познавательной деятельности.

Во вспомогательной  школе возможно использование элементов  программированного обучения  математике. Данная форма обучения возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоениея материала, построив это как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. На современном этапе оно является весьма перспективным направлением, который повышает эффективность педагогического процесса.

«Под программируемым обучением понимают новые приемы ведения педагогического процесса с использованием различных технических средств, обучающих машин, программированных пособий, учебников, карт, тетрадей и т.д., которые помогают учителю в учебном процессе, а ученику - в более успешном усвоении учебной программы».11

Выделим характерные  особенности программированного обучения: 

  1. Программируемый метод дает возможность педагогу при фронтальной работе с классом одновременно проводить индивидуальное обучение: каждый ученик работает по индивидуальной программе, которая не зависит от задач, которые получили другие. Каждый работает в доступном для него темпе и их решение не зависит от темпа работы других школьников. 
  2. В процессе обучения происходит мгновенное подкрепление правильного ответа, то есть образуется обратная связь – обеспечивается проверка и в случае необходимости исправления ответа. Такое подкрепление создает у ученика эмоционально-положительный настрой на работу, стимулирует его к учебной деятельности. Уверенность в своих силах становится фактором, который влияет на познавательную деятельность школьника и на дальнейшую педагогическую работу с ним.
  3. Программируемые задания дают возможность учесть качество усвоения материала школьниками на каждом отдельно взятом этапе обучения и в любое время вернуться к тому разделу, который они усвоили хуже.
  4. Использование элементов программированного обучения на уроках приводит к экономии «пассивного времени» (возникает тогда, когда сильные ученики закончили выполнять задачи и ждут от учителя подтверждения его правильности или ошибочности) школьников, работающих в несколько ином темпе. Поскольку они могут включать различное количество упражнений, лучшие ученики за один и тот же промежуток времени могут выполнить их больше.

В программируемом  обучении используют четыре вида программ: линейную, разветвленную, адаптивную и  комбинированную, которые отличаются друг от друга психологическим подходом к данному процессу.

Линейные  программы - это последовательные небольшие  блоки информации по контрольным  задачам, которые последовательно  меняются. При его использовании ученик должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать ее из имеющихся вариантов. В случае правильного ответа он получает новые задачи, а в случае ошибки - ему предлагается опять же вернуться к изучению первичной информации.

Пример  линейных программируемых заданий  дает М.А. Арнольдов. Суть работы по этому принципу заключается в том, что школьники конструируют свои ответы и записывают на отдельную карточку. Затем ученик контролирует свой ответ, сверяя его с тем, который уже есть, и переходит к выполнению следующего задания. Также этого принципа придерживаются такие исследователи, как Х. Клаас и Х. Липп, которые для этого используют специальный планшет, в который кладется бланк с заданиями. Ответы закрыты специальными пластинками. Ученик выполняет задание, то есть записывает свой ответ на бланк, затем передвигает пластинку на одно деление. В это время одновременно можно увидеть и правильный ответ, и ответ, который получил ученик. Получив, таким образом, подкрепление школьник переходит к выполнению следующего задания. При использовании линейного программирования школьники практически не делают ошибок, ведь материал дается в небольшом объеме, имеет важное значение для обучения умственно отсталых.

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что ученику в случае неправильного  ответа, может даваться дополнительная учебная информация, которая позволит ему правильно выполнить задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. При этом программировании ученик выполняет задание на специальных карточках и сверяет его с имеющимися ответами, которые включают 5-6 вариантов, среди которых один правильный. Он на данном бланке отмечает ту, которая, на его взгляд, истинная. После этого учитель накладывает на карту трафарет с правильными ответами. Такой вид программируемых задач облегчает труд учителя по контролю знаний и одновременно позволяет ученику проводить самоконтроль.

Адаптивная  программа позволяет ученику  самостоятельно выбрать уровень  сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям и т.д. Адаптивность в темпе учебной деятельности и оптимальности умение достигается только через использование специальных технических средств, в частности компьютера. Во вспомогательной школе пока такая форма не зарегистрировано нашла своего широкого применения из-за нехватки средств.

Комбинированная программа включает в себя элементы линейного, разветвленного и адаптивного  программирования.

При использовании  элементов программированного обучения следует соблюдать определенные условия:

а) программируемые  задачи в начальной школе применяются для закрепления материала и ни в коем случае не для его изучения;

б) они  сочетаются с другими методами работы;

в) на выполнение программных задач на уроке математики должно даваться не более 15-20 минут;

г) наиболее сложные случаи в структуре учебной информации учащиеся должны выполнять с помощью или под руководством учителя;

д) использование  элементов программированных задач требует достаточной подготовки школьников.

В начальной школе при формировании математических знаний используются и прикладные приемы изучения математических свойств чисел и  действий с ними.  Прикладными  называются приемы, которые можно применить лишь к некоторым числам. Некоторые из них предлагает Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова   для использования на уроках математики.  Рекомендует включать лишь некоторые из них в программу по математике.

1.  Прием устного добавления из-за округления слагаемых.

49 +26 =  98 +37 = 498 +185 =

49+1 = 5098 +2 = 100 498 +2 = 500

50+26 = 76100 +37 = 137500 +185 = 685 

76-1 = 75 137-2 = 135 685-2 = 683

Прием закругления  обоих десятков еще сложнее и  поэтому умственные отстающим ученикам он не дается.

2. Прием устного вычитания из-за округления чисел.

90-39 = (90-40) +1 = 50 +1 = 51

101-55 =  (100-55) +1 = 45 +1 = 46 

134-99 = (134-100) +1 = 34 +1 = 35

3. Приемы вычисления примеров умножения 5, 9, 11, 99.

Умножение на 5.

28 • 5 = (28 • 10): 2 = 280: 2 = 140 

124 • 5 = (124 • 10): 2 = 1240: 2 = 620. 

Умножение на 9.

28 • 9 = (28 • 10) - 28 = 280 - 28 = 252 

124 • 9 = (124 • 10) - 124 = 1240 - 124 = 1116

Умножение на 11.

28 • 11 = (28 • 10) + 28 = 280 + 28 = 308 

124 • 11 = (124 • 10) + 124   = 1240 +124  = -1324

Умножение на 99. 

28 • 99 = (28 • 100) - 28 = 2800 - 28 = 2772

124 • 99 = (124 • 100) - 124 = 12400 - 124 = 12276.

4. Прием устного деления.

780: 5 = 780: 10 •  2 =  78  •  2 = 156

Часто среди  педагогов-практиков возникает вопрос о целесообразности использования  таких форм работы на уроках математики. Они отмечают, что умственно отсталые трудно овладевают и общеупотребительными приемами арифметических вычислений, не говоря уже о приемах, которые требуют осознанного использования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение и т.д. Учителя отмечают, что использование прикладных приемов может привести к тому, что ученики еще больше запутаются в алгоритмах вычисления примеров.

На данные замечания можно ответить так: уроки  математики направлены на формирование не только системы математических знаний, умений и навыков, но и на коррекцию и развитие психофизической структуры школьников, и в первую очередь таких функций мышления, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.д.

Применяя  эти приемы, учитель должен хорошо знать контингент класса, имеющиеся у учащихся психофизические отклонения, их работоспособность, уровень овладения общепринятыми формами работы.

Работа  с  учебником математики.  Учебник выступает для учащихся вспомогательной школы главным учебным пособием и источником получения знаний. В нем реализуются основные требования программы и указывается, на каком уровне рассматривается каждый, включенный в программу, материал курса.

В школе  учебник в основном используется для закрепления знаний, полученных на уроке. Формирование у учащихся умения пополнять свой багаж знаний из учебника - главная задача учителя, ведь это единственный способ получать новую информацию после окончания учебного заведения.

Учитель начинает формировать у школьников умение работать с учебником уже  в 1 классе. Но, прежде чем организовать эту работу он  самостоятельно тщательно его изучает: анализирует имеющиеся рисунки, чертежи, таблицы, определяет упражнения, которые нужно дать на закрепление, обобщение знаний, на повторение, которые можно использовать в процессе формирования новых знаний, устанавливает последовательность расположения геометрического материала, анализирует задачи и т.п.

После этого  педагог учит школьников читать необходимые  тексты. При этом он указывает на необходимость чтения полного текста задачи. Сначала он делает это самостоятельно, а по мере овладения учащимися навыками чтения передает данную функцию им. При этом для тренировки техники задачи должны вслух зачитывать сначала не один, а несколько школьников.12

Учебник выступает ценным пособием при формировании алгоритмов вычисления примеров, решение  задач арифметического и геометрического  содержания. Практически на каждый новый тип задач в учебнике есть образец его выполнения. Также в нем даются правила, математическая терминология, которой должны овладеть школьники, упражнения на повторение и закрепление.

 

2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике

Проверка  и оценка знаний учащихся - необходимая  составная часть процесса обучения математике. Контроль тесно связан с другими его звеньями - подачей нового материала, его закреплением, осознанием и применением полученных знаний в практической деятельности. Проверка знаний позволяет выявить и качество овладения учащимися материалом, установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить. Итоги контроля служат основой для оценки успеваемости школьников, которая характеризует степень овладения ими знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями программы по математике. Если контроль показал отсутствие или недостаточность усвоения материала по той или иной теме, учитель анализирует свою работу: правильность выбора методов, организации процесса подачи материала, учета возможностей учащихся всего класса и каждого. Систематический контроль имеет также и воспитательное значение: он дисциплинирует школьников, приучает их к аккуратности, настойчивости, формирует чувство гордости за свой труд и т.п.

В начальной школе на уроках математики используют следующие виды контроля: предварительный, текущий и итоговый. В зависимости от того, на каком этапе учебного процесса его используют, он имеет свое специфическое задание.

Предыдущая  проверка знаний учащихся проводится в начале учебного года или перед изучением новой темы. Ее цель - выявить готовность школьников к восприятию нового материала, наличие знаний, умений и навыков, на которые можно опираться в процессе организации работы с ним. Особое значение приобретает предварительный контроль знаний учащихся в пропедевтический период: он определяет, математические знания, умения и навыки у детей, которые пришли на учебу в 1-й класс.

Степень подготовки учащихся к изучению нового учебного материала, имеющиеся пробелы  в их знаниях необходимо выявлять и перед новым учебным годом, поскольку за период летних каникул  большинство из них забывает материал и теряет приобретенные математические навыки и умения.

Текущая  проверка знаний осуществляется на уроках и позволяет выявить правильность усвоения материала, привести в систему знания учащихся. При этом учителя не только проверяет уровень знаний, умений и навыков школьников, но и одновременно контролирует свою деятельность, определяя эффективности используемых им методов и приемов. Если большинство класса не усвоила материал - это является свидетельством скорее неэффективности предложенных педагогом форм работы, чем неумение учеников его запомнить и своевременно воспроизвести.

Результаты  текущей проверки знаний позволяют  определить нужно ли переходить к следующей теме, необходимы дополнительные пояснения с целью предотвращения возникновения пробелов в знаниях школьников.

Тематическая  оценка выставляется по результатам  текущего контроля, учитель проводит в течение изучения определенной темы. Тематической оценке подлежат составные части темы, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение ученика и определенные учителем на основе требований учебной программы. При организации такой оценки желательно добиваться того, чтобы эти составные части были заранее известны школьникам, служа ориентиром в процессе работы.

Итоговая  проверка имеет целью определения качества усвоенных знаний, умений и навыков учащихся по математике. Она проводится в конце изучения раздела, в конце полугодия, учебного года.

Основными способами контроля знаний по математике является устный опрос, письменные и  практические работы.

Для определения  качества усвоенного материала наиболее распространенным является устный опрос, которое дает возможность педагогу выявить степень осознания математического материала, умение им оперировать в ходе практической деятельности. Оно может носить фронтальный или индивидуальный характер, проводиться в вопросно-ответной форме или в виде связных ответов отдельных учащихся как в начале урока (во время проверки выполнения домашнего задания), в середине (в процессе закрепления новых знаний, определения эффективности их усвоения) и в конце (при закреплении, обобщении и систематизации знаний).

Информация о работе Методы обучения