Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения, построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Понятие о методах обучения 4
1.2. Основные группы методов обучения 5
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся 8
2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11
2.1. Выбор методов обучения математике 11
2.2. Особенности использования методов обучения на уроках математики 12
2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43

Файлы: 1 файл

методы обучения.docx

— 93.81 Кб (Скачать файл)

Показ наглядности  сочетается со словом учителя. И здесь, важное значение, приобретает речи педагога. Оно должно быть живое, содержательное, возбуждать познавательную активность школьников i способствовать поддержанию их внимания.

Демонстрация  на уроках математики наглядных пособий  в младших классах не должна превышать 10-15 минут. 

Для того, чтобы наглядные методы обучения способствовали повышению эффективности процесса объяснения математического материала, В.В. Воронкова подчеркивает необходимость учета ряда требований: 

        • наглядность нужно подбирать такую, которая бы способствовала решению основной задачи урока;
        • важно заранее определить, на каком этапе урока и вид наглядности нужно будет использовать;
        • ограничить количество наглядных пособий, которые используются на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать;
        • не следует выставлять всю запланированную на урок наглядность сразу, нужно ее демонстрировать последовательно;
        • необходимо выбирать доступную наглядность, постепенно учить школьников пользоваться более сложными ее видам;
        • наглядность выпускаемой для общеобразовательных школ, необходимо адаптировать с учетом возможностей умственно отсталых учащихся и учебной программы;
        • самодельные наглядные средства должны быть выполнены качественно, с соблюдением требований, которые относятся к наглядным пособиям;
        • демонстрируемая наглядность размещается на таком расстоянии, позволяющей всем учащимся ознакомиться с ней. Объемные изделия они должны иметь возможность осмотреть со всех сторон. 

Одной з активных форм чувственного восприятия является  наблюдение.  Этот метод широко используется на уроках математики с целью подготовки учащихся к обобщениям и выводам. Объектами наблюдений выступают арифметические задачи, числовые выражения, предметные множества, числа, геометрические фигуры и т.д. Чувственное восприятие создает условия для развития наглядно-образного мышления школьников, расширяет и обогащает их знания.

В процессе обучения математике большое значение приобретает не только усвоение учащимися  системы математических знаний, умений и навыков, но и их применение в  ходе практической деятельности.

Практическая работа  - это деятельность учащихся с раздаточным дидактическим материалом, измерения, лепка, аппликация, рисование, моделирование и т.д. и используется при закреплении умений и формирование навыков измерения, чертежи, конструирования и т.п. 

Практическая  работа имеет вполне конкретную коррекционную цель - компенсировать нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы путем привлечения учащихся к непосредственной деятельности. Практическая работа требует от учителя тщательного руководства, значительное внимание в целях предупреждения выработки неправильных навыков или возможных ошибок.

На уроках в начальной школе используется самостоятельная работа. В одних случаях ней предусматривается только репродуктивная (воспроизводящая) деятельности учащихся, в других - организации продуктивного творческого процесса (применение знаний в новой ситуации, решения новых типов задач и т.п.).

Формирование  навыков происходит при выполнении упражнений.  Упражнение -  это многократное повторение действия на основе осознания ее значимости. Применяя изученный материал на практике ученики углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а при выполнении упражнений творческого характера - развивают свои способности. Они применяются при формировании навыков решения арифметических задач, вычисления примеров, чертежи геометрических фигур и т.д.9

На уроках в начальной школе используется самостоятельная работа. В одних  случаях ней предусматривается  только репродуктивная  деятельность учащихся, в других - организации  продуктивного творческого процесса (применение знаний в новой ситуации, решения новых типов задач  и т.п.).

Формирование  навыков происходит при выполнении упражнений.  Упражнение  - это  многократное повторение действия на основе осознания ее значимости. Применяя изученный материал на практике, ученики  углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а при выполнении упражнений творческого  характера - развивают свои способности. Они применяются при формировании навыков решения арифметических задач, вычисления примеров, чертежи  геометрических фигур и т.д..

На уроках математики можно использовать следующие  виды упражнений: а) устные (решения  задач, устный счет, вычисления примеров); б) письменные (самостоятельные и  контрольные работы); в) практические (проведение измерительных работ, изготовления простых приборов, моделей, изделий).

Количество  и разнообразие упражнений определяется индивидуально для каждого ребенка, но должно быть достаточно значительной. Это необходимо для формирования у учащихся прочных навыков. Упражнения должны быть посильные. Именно во время  самостоятельной работы  можно  успешно реализовать принцип  дифференцированного подхода - учащиеся получают варианты заданий с учетом их способностей, потенциальных возможностей, темпа работы и т.п.

Учитель найдет в учебнике по математике задания  разной степени сложности и поэтому  сможет дифференцированно подойти  к учащимся при организации самостоятельной  работы в зависимости от возможностей и состояния их знаний.

Устные  и письменные упражнения в соответствии с характером и степени самостоятельности  учащихся делятся на:

а) упражнения репродуктивные, т.е. на воспроизведение  учебного материал;

б) упражнения творческие, целью которых является использование нетипичного подхода к решению математической проблемы.

Репродуктивные  упражнения применяются на всех этапах обучения школьников математике. Также к этому типу упражнений относятся и так называемые тренировочные упражнения, цель которых - способствовать выработке прочных навыков. Их использование обосновано тем, что при умственной отсталости имеются значительные повреждения таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т. Поэтому для овладения математическим материалом нужны многократные повторения.

Принципиально сложным для учащихся вспомогательной  школы является второй тип упражнений, цель которых - обеспечение максимального  сочетания усвоенных математических знаний с их практическим использованием. Третий тип упражнений используется редко и только в тех случаях, если задача является Несложными и уровень математических способностей учащихся позволяет педагогу организовать работу с ними.

Сформировав у школьников определенные умения и  навыки необходимо переходить к развитию умения совмещать свою деятельность с речью - прежде чем выполнить  Действие, они должны ее проговорить. Это очень важный этап развития и коррекции познавательных процессов умственно отсталых, ведь формирование умения использовать устные знаки, которыми выступают слова, является необходимым условием для проведения вычислений.

Выработка новых условных связей в учащихся вспомогательной школы проходит чрезвычайно медленно, с большим трудом, и даже сформировавшись, они непрочными, непродолжительными, быстро распадаются. Поэтому после выработки необходимых умений вычислять примеры, решать задачи и т.п. необходимо продолжать работу по закреплению данных алгоритмов.

Если  новый материал сложный, целесообразно  разбить его на небольшие части  и расположить в порядке нарастания сложности. Например, при изучении действий в пределах 20 ученики сначала знакомятся с добавлением или без перехода через разряд, а потом вычисляют примеры с переходом через десяток.

Применение  метода упражнений дает возможность  организовать индивидуальный подход к  учащимся, что способствует формированию у них уверенности в своих  силах. Упражнения на закрепление умений и навыков должны быть направлены на развитие их самостоятельности, коррекцию психофизических отклонений.

Значительное  место в усвоении школьниками  математических знаний, умений и навыков  принадлежит упражнениям, которые  учитель выносит на самостоятельную  проработку. Самостоятельные работы, направленные на закрепление необходимых знаний, умений и навыков, воспитывают самоконтроль, активизируют мышление учащихся. Они включаются в большинство уроков по математике и при выполнении домашних заданий. Их содержание, с одной стороны, определяется общими задачами обучения в школе, с другой - задачами самого курса математики как учебной дисциплины.

В специальной  литературе отмечается, что самостоятельная  работа способствует дальнейшему углублению, расширению, уточнению и систематизации знаний, умений и навыков, развития инициативы, творчества, самостоятельности  умственно отсталых (Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Г.М. Мерсиянова, М.М. Перова, В.М. Синьов, А.А. Хилько и другие).10

В младших  классах, ученики которых имеют еще недостаточно развиты навыки самостоятельной работы, педагог использует практический показ действий, входящих в структуру такой деятельности, объяснение способов и приемов выполнения учебных задач, привлекает их к воспроизведению этих способов и приемов, организует в достаточном количестве тренировочные упражнения на закрепление.

Для активизации  детей при выполнении самостоятельных  заданий на уроке и в течение  самоподготовки, важное значение приобретает их правильный подбор с обеспечением достаточного разнообразия. Однообразие задач и способов организации работы снижает активное отношение учащихся к обучению, усиливает тенденцию к механической, недостаточно осознанной деятельности. Поэтому им необходимо давать работы репродуктивного, познавательно-поискового (продуктивного) и творческого характера.

Естественно, что специфика обучения учащихся вспомогательной школы предусматривает  использование на самостоятельных  работах большего количества задач  репродуктивного типа, при выполнении которых от учащихся требуется прямое воспроизведение полученных на уроках знаний и использования их в условиях, полностью аналогичных тем, которые  выполнялись в классе.

Например, на уроке было предложено вычисления выражений:

26 +63 = 82 +17 = 38 +41 = 62 +21 =

17 +32 = 45 +44 = 43 +56 = 18 +50 =

Во время  работы они выполнили полную запись вычисления:

26 +63 = 89 ,  17 +32 = 49

26 = 20 +6, 17 = 10 +7

63 = 60 +3, 32 = 30 +2

20 +60 = 80, 10 +30 = 40

6 +3 = 9, 7 +2 = 9

80 +9 = 89, 40 +9 = 49

После выполнения вычислений еще двух примеров те, что  остались, выносятся на самостоятельную  работу.

При изучении нового материала репродуктивные задачи необходимы для формирования у учеников уверенности в своих возможностях самостоятельно выполнить работу, поскольку они доступны для данной категории школьников и не требуют активной продуктивной мыслительной деятельности. И по мере развития у них познавательных способностей нужно все больше включать задания, которые требуют самостоятельного поиска, умозаключений, которые позволяли бы прийти к новым выводам, а также задачи, требующие обобщений, умений оперировать системами знаний, косвенного переноса их в новые условия. Поэтому в школе можно использовать и элементы проблемного метода обучения. Проблемное обучение в своей основе содержит теоретические разработки американского философа Дж. Дьюи, который в 1894 году в г. Чикаго создал новую школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Проблемные  методы - это методы, в основе которых создание проблемных ситуаций, активизации познавательной деятельности школьников, которая заключается в поисках правильных ответов на сложные задачи, требует актуализации знаний, умения анализировать, замечать за отдельными разрозненными фактами закономерности. Используя эти методы обучения, учитель создает проблемную ситуацию и направляет деятельность школьников на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат этого - в нее образуются новые знания, он овладевает новыми способами действий. Трудности при его использовании заключаются в том, что создание проблемной ситуации требует от учителя учета индивидуальных и типологических характеристик учащихся, умелой организации индивидуального и дифференцированного подхода.

Охарактеризуем  методические приемы использования  проблемных ситуаций:

        • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает самостоятельно найти выход из данной ситуации;
        • сталкивает противоречия в практической деятельности;
        • рассказывает о разных взглядах на эту проблему;
        • предлагает рассмотреть это явление с разных позиций;
        • стимулирует школьников проводить сравнение, обобщение, использовать логические размышления, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы;
        • определяет проблемные теоретические и практические задания. 

Информация о работе Методы обучения