Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:13, курсовая работа
В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения, построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации, стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ дидактических возможностей различных методов в соответствующих педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных сочетаний.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Понятие о методах обучения 4
1.2. Основные группы методов обучения 5
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся 8
2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11
2.1. Выбор методов обучения математике 11
2.2. Особенности использования методов обучения на уроках математики 12
2.3. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся по математике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43
Показ наглядности сочетается со словом учителя. И здесь, важное значение, приобретает речи педагога. Оно должно быть живое, содержательное, возбуждать познавательную активность школьников i способствовать поддержанию их внимания.
Демонстрация на уроках математики наглядных пособий в младших классах не должна превышать 10-15 минут.
Для того, чтобы наглядные методы обучения способствовали повышению эффективности процесса объяснения математического материала, В.В. Воронкова подчеркивает необходимость учета ряда требований:
Одной з активных форм чувственного восприятия является наблюдение. Этот метод широко используется на уроках математики с целью подготовки учащихся к обобщениям и выводам. Объектами наблюдений выступают арифметические задачи, числовые выражения, предметные множества, числа, геометрические фигуры и т.д. Чувственное восприятие создает условия для развития наглядно-образного мышления школьников, расширяет и обогащает их знания.
В процессе обучения математике большое значение приобретает не только усвоение учащимися системы математических знаний, умений и навыков, но и их применение в ходе практической деятельности.
Практическая работа - это деятельность учащихся с раздаточным дидактическим материалом, измерения, лепка, аппликация, рисование, моделирование и т.д. и используется при закреплении умений и формирование навыков измерения, чертежи, конструирования и т.п.
Практическая работа имеет вполне конкретную коррекционную цель - компенсировать нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы путем привлечения учащихся к непосредственной деятельности. Практическая работа требует от учителя тщательного руководства, значительное внимание в целях предупреждения выработки неправильных навыков или возможных ошибок.
На уроках в начальной школе используется самостоятельная работа. В одних случаях ней предусматривается только репродуктивная (воспроизводящая) деятельности учащихся, в других - организации продуктивного творческого процесса (применение знаний в новой ситуации, решения новых типов задач и т.п.).
Формирование навыков происходит при выполнении упражнений. Упражнение - это многократное повторение действия на основе осознания ее значимости. Применяя изученный материал на практике ученики углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а при выполнении упражнений творческого характера - развивают свои способности. Они применяются при формировании навыков решения арифметических задач, вычисления примеров, чертежи геометрических фигур и т.д.9
На уроках
в начальной школе используется
самостоятельная работа. В одних
случаях ней предусматривается
только репродуктивная деятельность
учащихся, в других - организации
продуктивного творческого
Формирование
навыков происходит при выполнении
упражнений. Упражнение - это
многократное повторение действия на
основе осознания ее значимости. Применяя
изученный материал на практике, ученики
углубляют свои знания, вырабатывают
соответствующие умения и навыки,
а при выполнении упражнений творческого
характера - развивают свои способности.
Они применяются при
На уроках математики можно использовать следующие виды упражнений: а) устные (решения задач, устный счет, вычисления примеров); б) письменные (самостоятельные и контрольные работы); в) практические (проведение измерительных работ, изготовления простых приборов, моделей, изделий).
Количество
и разнообразие упражнений определяется
индивидуально для каждого
Учитель
найдет в учебнике по математике задания
разной степени сложности и поэтому
сможет дифференцированно подойти
к учащимся при организации
Устные и письменные упражнения в соответствии с характером и степени самостоятельности учащихся делятся на:
а) упражнения репродуктивные, т.е. на воспроизведение учебного материал;
б) упражнения творческие, целью которых является использование нетипичного подхода к решению математической проблемы.
Репродуктивные упражнения применяются на всех этапах обучения школьников математике. Также к этому типу упражнений относятся и так называемые тренировочные упражнения, цель которых - способствовать выработке прочных навыков. Их использование обосновано тем, что при умственной отсталости имеются значительные повреждения таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т. Поэтому для овладения математическим материалом нужны многократные повторения.
Принципиально
сложным для учащихся вспомогательной
школы является второй тип упражнений,
цель которых - обеспечение максимального
сочетания усвоенных
Сформировав у школьников определенные умения и навыки необходимо переходить к развитию умения совмещать свою деятельность с речью - прежде чем выполнить Действие, они должны ее проговорить. Это очень важный этап развития и коррекции познавательных процессов умственно отсталых, ведь формирование умения использовать устные знаки, которыми выступают слова, является необходимым условием для проведения вычислений.
Выработка новых условных связей в учащихся вспомогательной школы проходит чрезвычайно медленно, с большим трудом, и даже сформировавшись, они непрочными, непродолжительными, быстро распадаются. Поэтому после выработки необходимых умений вычислять примеры, решать задачи и т.п. необходимо продолжать работу по закреплению данных алгоритмов.
Если
новый материал сложный, целесообразно
разбить его на небольшие части
и расположить в порядке
Применение метода упражнений дает возможность организовать индивидуальный подход к учащимся, что способствует формированию у них уверенности в своих силах. Упражнения на закрепление умений и навыков должны быть направлены на развитие их самостоятельности, коррекцию психофизических отклонений.
Значительное место в усвоении школьниками математических знаний, умений и навыков принадлежит упражнениям, которые учитель выносит на самостоятельную проработку. Самостоятельные работы, направленные на закрепление необходимых знаний, умений и навыков, воспитывают самоконтроль, активизируют мышление учащихся. Они включаются в большинство уроков по математике и при выполнении домашних заданий. Их содержание, с одной стороны, определяется общими задачами обучения в школе, с другой - задачами самого курса математики как учебной дисциплины.
В специальной литературе отмечается, что самостоятельная работа способствует дальнейшему углублению, расширению, уточнению и систематизации знаний, умений и навыков, развития инициативы, творчества, самостоятельности умственно отсталых (Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Г.М. Мерсиянова, М.М. Перова, В.М. Синьов, А.А. Хилько и другие).10
В младших классах, ученики которых имеют еще недостаточно развиты навыки самостоятельной работы, педагог использует практический показ действий, входящих в структуру такой деятельности, объяснение способов и приемов выполнения учебных задач, привлекает их к воспроизведению этих способов и приемов, организует в достаточном количестве тренировочные упражнения на закрепление.
Для активизации детей при выполнении самостоятельных заданий на уроке и в течение самоподготовки, важное значение приобретает их правильный подбор с обеспечением достаточного разнообразия. Однообразие задач и способов организации работы снижает активное отношение учащихся к обучению, усиливает тенденцию к механической, недостаточно осознанной деятельности. Поэтому им необходимо давать работы репродуктивного, познавательно-поискового (продуктивного) и творческого характера.
Естественно,
что специфика обучения учащихся
вспомогательной школы
Например, на уроке было предложено вычисления выражений:
26 +63 = 82 +17 = 38 +41 = 62 +21 =
17 +32 = 45 +44 = 43 +56 = 18 +50 =
Во время работы они выполнили полную запись вычисления:
26 +63 = 89 , 17 +32 = 49
26 = 20 +6, 17 = 10 +7
63 = 60 +3, 32 = 30 +2
20 +60 = 80, 10 +30 = 40
6 +3 = 9, 7 +2 = 9
80 +9 = 89, 40 +9 = 49
После выполнения вычислений еще двух примеров те, что остались, выносятся на самостоятельную работу.
При изучении нового материала репродуктивные задачи необходимы для формирования у учеников уверенности в своих возможностях самостоятельно выполнить работу, поскольку они доступны для данной категории школьников и не требуют активной продуктивной мыслительной деятельности. И по мере развития у них познавательных способностей нужно все больше включать задания, которые требуют самостоятельного поиска, умозаключений, которые позволяли бы прийти к новым выводам, а также задачи, требующие обобщений, умений оперировать системами знаний, косвенного переноса их в новые условия. Поэтому в школе можно использовать и элементы проблемного метода обучения. Проблемное обучение в своей основе содержит теоретические разработки американского философа Дж. Дьюи, который в 1894 году в г. Чикаго создал новую школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Проблемные методы - это методы, в основе которых создание проблемных ситуаций, активизации познавательной деятельности школьников, которая заключается в поисках правильных ответов на сложные задачи, требует актуализации знаний, умения анализировать, замечать за отдельными разрозненными фактами закономерности. Используя эти методы обучения, учитель создает проблемную ситуацию и направляет деятельность школьников на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат этого - в нее образуются новые знания, он овладевает новыми способами действий. Трудности при его использовании заключаются в том, что создание проблемной ситуации требует от учителя учета индивидуальных и типологических характеристик учащихся, умелой организации индивидуального и дифференцированного подхода.
Охарактеризуем методические приемы использования проблемных ситуаций: