Модель воспитательной системы класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Файлы: 1 файл

Модель воспитательной системы класса.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

познакомить учащихся с дорожными  знаками, сигналами светофора.

 

Формы реализации:

 

1. Цикл бесед.

2. Настольные игры по правилам дорожного движения.

3. Просмотр кинофильмов.

 

Важное место при изучении правил занимают кинофильмы. Их ценность заключается  в том, что в них наглядно раскрываются причины несчастных случаев, показана интенсивность движения транспортных средств, средств регулирования. Учащиеся, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.

 

Направление «Досуг»

 

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

 

Задачи:

создание условий для равного  проявления учащимися класса своих  индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

использование активных и нестандартных  форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

развитие способностей адекватно  оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

 

Формы реализации:

Культпоходы в театр на концерты, кино.

Посещение кружков, секций, студий.

Классные собрания:

   создание законов;

   распределение поручений

Участие в делах школы.

Цикл мероприятий «Спешите делать добро».

День матери.

Праздник Осени.

Новогодний праздник.

«А ну–ка, мальчики!».

Праздничный концерт для мам.

Прощание с 3 классом.

Окно радости.

 

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы  класса.

 

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного  и физического потенциалов личности младшего школьника;

развитость креативных способностей учащихся;

проявление индивидуальности каждого  ученика и классного сообщества в целом;

сформированность классного коллектива.

 

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;

модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;

методика «Герб класса»;

социометрические методы;

тест «Цветок настроения»;

сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;

анкета «Я и моя школа»;

творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»

 

Перечисленные методики позволяют  получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.

 

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения  в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

Воспитательная система класса  | Печать |

Из опыта воспитательной работы классного руководителя 9–Б класса

МОУ Алексеевская СОШ  "Образовательный  центр"  Звягинцевой Т.В.

 

 

 

В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё  чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по –новому строить и воспитательную работу с учащимися.

 

Идеальная модель – это  воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.

 

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности  и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную  и упорядоченную совокупность взаимодействующих  компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.

 

Основные компоненты воспитательной системы:

 

-         индивидуально  – групповой компонент;

 

-         ценностно  – ориентационный;

 

-         функционально  – деятельностный;

 

-         пространственно  – временной;

 

-         диагностико  – аналитический.

 

Анализируя воспитательную работу в 8 – Б классе, а также исходя из результативности воспитательной работы в 5, 6, 7 классах в данном коллективе, следует отметить, что в воспитательной деятельности классного руководителя и классного коллектива присутствуют все 5 компонентов воспитательной системы.

 

Индивидуально – групповой компонент.

 

Этот компонент представляет собой  сообщество детей и взрослых, участвующих  в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса.

 

Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного  процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами  жизнедеятельности данного классного  сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учётом желаний и возможностей каждого ребёнка.

 

Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают  активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери.

Ценностно – ориентационный компонент  представляет совокупность целей, задач, принципов построения и жизнедеятельности  классного коллектива:

 

1.     В течение 2004 –  2005 и 2005 - 2006 учебного года в  соответствии с планом воспитательной  работы в классе решались следующие  задачи:

 

-         воспитание  гражданско – патриотических  чувств через проектную деятельность, в основе которой лежит географическое краеведение. Итогом работы над творческим проектом «Заповедная моя Родина» стало 2 место в общешкольном конкурсе «Лучший проект года»

 

-         организация  интеллектуально – познавательной  деятельности, формирование эмоционально  – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знанийосуществлялось в процессе участия класса в предметных декадах, выпусках предметных газет,  играх «Эрудит – лото» и «Интеллектуальном марафоне». МИГ «Знание» контролировал выполнение домашних заданий, состояние учебных дел  в классе. В результате в классе по итогам года нет ни одного неуспевающего (успеваемость – 100%), повысилось качество знаний по сравнению с пошлым годом (до 45,8%), класс занял 3 место в общешкольном конкурсе «Лучший класс года» в номинации «За учебные достижения»;

 

-         стабилизация  показателей уровня воспитанности  учащихся, не допустить снижения  показателей: «отношение к учению»,  «долг и ответственность», «дисциплинированность». Усилия, направленные на реализацию  этой задачи, были оправданы. На рабочих линейках в течение года в адрес учащихся не было сделано ни одного замечания по поводу нарушения правил поведения. В классе нет детей, состоящих на внутришкольном контроле, на учёте в ПДН, КДН, в классе нет детей с низким уровнем воспитанности.

 

  - активизация деятельности  органов ученического самоуправления  через    развитие у учащихся  умения самостоятельно планировать,  анализировать и оценивать результаты  своей деятельности.

 

Ученическое самоуправление классе в  течение ряда лет осуществляется через МИГи (малые инициативные группы), что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в малые инициативные группы по интересам: МИГ «Гонг», МИГ «Знание», МИГ «Спорт», МИГ «Труд», Миг «Интерес». Каждая группа занимается планированием и организацией КТД по различным направлениям.

 

    Итоги анкетирования  учащихся в 2005– 2006 учебном  году по методике М.И.Рыжкова  «Определение уровня развития  классного коллектива» показали, что по основным параметрам, а именно: «организованность классного коллектива», «ответственность за общественные дела», «ответственность за свои дела» показатели определены как высокие, в общем уровень развития классного коллектива определён как средний, что вполне соответствует реальной действительности.

 

2.     Перспективы жизнедеятельности  классного сообщества представляют  собой совокупность идеальной,  результативной и процессуальной  целей  воспитательной работы  данном классе.

 

Идеальная цель воспитательной работы в классе совпадает со стратегической целью школы: «Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самоутверждения и самореализации».

 

Результативная цель воспитательного  и образовательного процесса в данном классе – «Успешное завершение второй ступени образования и получение основного общего образования».

 

 Процессуальная цель на конкретном  этапе – использование воспитательных  возможностей проектной деятельности  во внеклассной работе для  формирования ключевых  компетентностей: коммуникативной, социальной, нравственной, информационной.

 

 

 

Функционально – деятельностный компонент, в который входят:

 

1.     Системообразующий  вид деятельности и методы  организации совместной деятельности  и общения классного сообщества  и классного руководителя.

 

В данном классе основным видом совместной деятельности является проектная деятельность. В течение трёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится географическое краеведение, изучение Алексеевского района, его  флоры и фауны, памятников природы на территории района. Конкурс мини – сочинений, уроки этической грамматики, конкурсы рисунков, КТД, экскурсии по родному краю, картографическая работа – основные формы деятельности ребят в рамках работы над проектом. Завершающий этап – презентационный – представлял устный журнал с демонстрацией собранных материалов и оформленных стендов по теме. Наш результат совместной деятельности – 2 место в конкурсе.

 

2. Систематизация  воспитательной  деятельности по направлениям, формирование  годового круга традиционных дел в классе. На протяжении трёх лет воспитательная работа в классе ведётся по следующим направлениям:

 

-         организационная  работа с ученическим коллективом,  в ходе которой решались вопросы  по организации дежурства в  классе, организации ОПТ, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т.д.;

 

-         создание  атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний. Класс  принимал активное участие в  предметных декадах, в играх  «Эрудит – лото», выпуску предметных газет – итоги общешкольных познавательных дел вошли в копилку класса в ходе общешкольного соревнования в номинации «За учебные достижения». МИГ «Знание» по итогам четверти подводил результативность рейтинга знаний, что способствовало осознанию значимости каждым учащимся своих результатов учебного труда;

 

-         аналитико–диагностическая  деятельность всегда интересна  своими результатами, т.к. раскрывает  каждого ученика с неожиданной  стороны. Оказывается, что 15 учащихся  из 25 учатся потому, что «надо» учиться, 8 – не хотят учится, а «любит» учится лишь один ученик. Учёбой в данном классе дорожат 23 ученика и не желают переходить в другой класс. Все учащиеся «любят» свою школу, а настроение в школе оценивают как спокойное, уравновешенное. Наибольшим авторитетом у ребят пользуется Симанькин Володя, в числе «звёзд» – Молчанов Володя, Попова Маша, Попова Наташа, Сафина Настя. В числе «популярных» – Пыхтина Ирина, Якунин Саша, Блытова Настя, Телегина Лена, Сучкова Вера, Симанькина Таня – это ребята, которые являются инициаторами и организаторами классных творческих дел. В числе «принятых» – все остальные ребята.

 

    В классе сложился  годовой круг традиционных дел,  он совпадает с годовым кругом  традиционных дел школы. Это  творческие периоды «Осенний  калейдоскоп», «Новый год шагает по планете», «Отечества славные сыны», где ребята принимают активное участие и результативность всегда высокая. Хочется отметить также традиционные классные дела по созданию имиджа класса: классные «арбузники», озеленение класса, оформление классного уголка и др. В общешкольном соревновании классов в номинации «За активную жизненную позицию» класс в течение трёх лет занимает первое место.

 

3. Педагогическое обеспечение и  самоуправление жизнедеятельностью  классного сообщества, от которого прежде всего зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Смею надеяться, что в моей деятельности детерминирует  ведущая роль классного руководителя, определённая по системе Колесниковой И.А. как «старший товарищ», который помогает ребятам включится в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы и помогает в организации и проведении совместных творческих дел.

 

 

 

Пространственно – временной компонент  складывается из:

 

1.     Эмоционально –  психологической, духовно – нравственной  и предметно – материальной  среды.

Информация о работе Модель воспитательной системы класса