Модель воспитательной системы класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Файлы: 1 файл

Модель воспитательной системы класса.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

- программу воспитания, воспитательные  технологии, методическое обеспечение  воспитательной деятельности;

 

- сотрудничество с родителями;

 

- сотрудничество с учреждениями  дополнительного образования;

 

- сотрудничество с организациями  местного социума.

 

 

 

Воспитательная  система класса является частью воспитательной  системы  школы. В основу воспитательной системы  школы положена программа психолого-педагогического  курса «Самосовершенствование личности»  Г.К.Селевко. Наша школа - муниципальная  экспериментальная площадка по апробации этого курса. Работа по данному курсу позволяет решать поставленные мною цели воспитательной работы: формирование и наиболее полное развитие личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и самоопределения в социуме.

 

Данный курс - это поэтапная модель развития и самосовершенствования  умений личности школьника с 1 по 11 класс:

 

11 класс - самоактуализация  «Реализуй  себя»,

 

 

 

 

 

10 класс - саморегуляция  «Управляй  собой»,

 

9 класс -   самоопределение   «Найди себя»,                                                                        

 

8 класс -   самоутверждение   «Утверждай себя»,

 

7 класс -   самообучение  «Научи  себя учиться»,

 

6 класс -   самовоспитание  «Сделай себя сам»,

 

5 класс -   самопознание  «Познай  себя»,

 

1 – 4 классы -  «Начала этики».

 

 

 

Ежегодно строится программа  воспитательной работы с классом, которая содержит: 

 

- анализ воспитательной работы  за предыдущий год; 

 

- характеристику классного коллектива;

 

- ученическое самоуправление класса, его связь с детской школьной  организацией «Седьмой континент»;

 

- воспитательные задачи;

 

- планирование на текущий учебный  год.

 

 

 

Планирование разделено на блоки, которые  соответствуют четвертям. Например,

 

I  четверть - блок «О, Родина! Ты  у меня одна!»

 

II четверть - блок «Гражданином  быть обязан»

 

III четверть - блок «Богатство Родины  трудом множимо» 

 

IV   четверть - блок « В здоровом  теле - здоровый дух»

 

В свою очередь каждый блок разделен по месяцам. В план месяца включены следующие направления:

 

- учебно-познавательная деятельность;

 

- трудовая деятельность;

 

- художественно-досуговая деятельность, свободное общение;

 

- ценностно-ориентированная деятельность, гражданско-патриотическая деятельность;

 

- работа с семьей, общественностью.

 

 

 

Воспитательная система и школы, и класса охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную  деятельность за пределами школы, учитывая влияние социальной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющей воспитательное пространство.

 

 

 

Мой нынешний класс пришел ко мне  в шестом классе. Работаю я с  ними уже шестой год. Сейчас они уже  в 11 классе. Наш класс – одна большая  семья единомышленников. Дети, их родители и классный руководитель все делают вместе: учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе.

 Большое значение в социализации  личности имеет  ученическое  самоуправление - форма организации  жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие и самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

 

Органы самоуправления мы выбираем ежегодно в начале учебного года. Учащиеся сами предлагают кандидатуры, рассматривают  и выносят решение. Каждый из учащихся класса имеет постоянное поручение. Так же создаются временные органы самоуправления, если необходимо решить конкретную задачу, например, для участия в походе, экскурсии, подготовке к школьным КТД, праздникам.

 

Одной из первоочередных задач в  своей работе считаю содействие освоению школьниками образовательных  программ. В реализации этой задачи мне помогает тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Это не только контроль за успеваемостью учащихся, но и реальная помощь – советы, рекомендации на МО, дополнительные консультации после уроков.  Учащиеся, успешно осваивающие программу, углубляют свои знания в группах по программе «Одаренные дети». Ребята принимают участие в предметных школьных олимпиадах и олимпиадах на районном уровне, многие являются их победителями. Участвуют в международных конкурсах  «Кенгуру» и «Медвежонок»  и показывают неплохие результаты.

 

Важнейшей составной частью воспитательного  процесса в современной школе  является формирование патриотизма  и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

 

Мой предмет – история - способствует воспитанию гражданственности, патриотизма  учащихся. Познавая идею Родины, переживая  чувство любви к ней, испытывая  тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. И я, как учитель истории,  должна  способствовать развитию у детей этих качеств, поэтому патриотическое воспитание  является ключевым в воспитательной системе класса.

 

Реально переживают ребята чувство  привязанности к «малой» Родине, когда включаются в краеведческую  работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются  с людьми, совершившими боевые и  трудовые подвиги, да и просто свидетелями  прошедших лет.

 

Ребята  изучают  историю Ростовской области и нашего района на классных часах, где им предлагаются викторины  и конкурсы о родном крае, принимают  активное участие в проведении акций  «Помним и чтим», «Доброе утро, ветеран», «Островки памяти», в Неделе Славы.

 

На протяжении многих лет я являюсь  руководителем школьного музея  и кружка «Поиск». Мои ребята с  самого начала помогали и помогают мне в пополнении музейных фондов, сборе материалов для экспозиций, проведении выставок, экскурсий и  мероприятий в музее.

 

Все  учащиеся класса  посещают кружок еще с пятого класса, несколько  учеников в течение трех лет занимались в Ростовской областной очно-заочной  историко-краеведческой школе по программе «Экология нравственности», в этом году они успешно ее закончили и получили свидетельства.

 

Любят ребята путешествовать. Запомнятся  надолго экскурсионные поездки  в город-герой Волгоград  (именно в этой поездке началось мое знакомство с ребятами, когда они перешли  в шестой класс), в столицу Калмыкии - город Элисту, в районный краеведческий музей.

 

В прошлом учебном году класс  принял участие в комбинированном  походе «По донским просторам» в  рамках областного конкурса туристических  маршрутов. Во время похода ребята смогли прикоснуться к прошлому и настоящему нашего села и сел нашего района, посетили места исчезнувших хуторов.

 

Мой класс - участник акций милосердия, дети оказывают посильную помощь ветеранам Отечественной войны. Классный коллектив имеет благодарственные письма от совета ветеранов, местного собрания депутатов, грамоты детской школьной организации «Седьмой континент».

 

 

 

Одно из самых главных направлений  работы классного руководителя - защита, сохранение и развитие физического  и психического здоровья ученика. Работая  в этом направлении, прививаю потребность в ведении здорового образа жизни. Сотрудничаю с медицинским персоналом нашего фельдшерско-акушерского пункта, с учителями-предметниками, использую диагностические методы исследования, организую просветительскую работу по формированию правильного отношения к урокам физкультуры. Провожу профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях.

 

В классе  любят спорт, уроки  физкультуры. Все учащиеся посещают спортивные секции по волейболу, футболу, баскетболу, занимаются в тренажерном зале. В коллективе есть рекордсмены школы. Ни одно районное соревнование не обходится без моих воспитанников, почти все входят в сборную команду школы по различным видам состязаний. На школьных спартакиадах мы всегда занимаем призовые места.

 

 

 

Сегодня все большее распространение  в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через  средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя людей.

 

Школа у нас многонациональная, в ней учатся русские, чеченцы, даргинцы, карачаевцы, лезгины и  дети других национальностей. Поэтому очень важно воспитывать детей в духе толерантности.

 

В классе проводятся беседы, классные часы, посвященные культуре русского народа, а также жизненному укладу различных народов России.

 

 

 

Развитие творческой личности тесно  связано с обучением в системе  дополнительного образования. В  нашей школе много различных  кружков и секций, где можно  развить свои способности. Ежегодно растет количество учащихся класса, охваченных кружковой работой. Ребята также посещают секции и объединения ЦВР и сельского Дома Культуры.

 

 

 

Дети любят трудиться. Они активно  участвуют в социально значимых акциях: уборке улиц, прилегающих к  территории школы, побелке деревьев, благоустройстве стадиона и парка, уходе за памятниками на территории села, в высадке деревьев  около школы и закладке школьного розария. За каждым классом закреплена пришкольная территория, и учащиеся всегда содержат ее  в порядке.  Во время летних каникул учащиеся работают в местном сельхозпредприятии.

 

 

 

К любому школьному заданию относятся  мои ребята со всей ответственностью  - это честь класса.

 

Думаю, что в классе очень важны  благоприятные социально-психологические  условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. Моим ребятам я стараюсь помогать выжить с наименьшими моральными и материальными потерями.

 

Считаю, что суть взаимодействия классного  руководителя и семьи заключается  в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей.

 

Поэтому большое внимание я уделяю в работе с родителями, их педагогическому  и психологическому просвещению, провожу  тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета. Тематика родительских собраний разнообразна (учитываются возрастные особенности детей), например: «Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста», «Конфликт поколений…Можно ли его избежать».

 

Родители класса принимают активное участие в работе Совета школы. В классе создан родительский комитет, в состав которого входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. В поле зрения родительского комитета находятся вопросы организации родительских собраний, организация в классе мероприятий учебного и внеурочного плана.

 

В классе сложились хорошие взаимоотношения  с сельским молодежным комитетом, некоторые  ребята - активные члены этого комитета, они помогают молодежи села в проведении акций, организации спортивных состязаний, проведении досуга. Так, весной класс принял участие в высадке деревьев вдоль берега реки Загисты.

 

 

 

Для использования информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в нашей школе созданы  все необходимые условия: два компьютерных класса оснащены современными компьютерами, установлены мультимедиапроэкторы, интерактивные доски, поэтому имеется возможность применять ИКТ и Интернет во внеклассной работе.

 

К мероприятиям мы с ребятами создаем  презентации, используем Интернет и электронные мультимедиа-издания на компакт дисках.

 

 

 

Надо хорошо знать ребёнка, чтобы  предъявлять к нему требования, соответствующие  его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности  в его характере и поведении  ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.

 

Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом.

 

Для диагностики воспитательного процесса в классе применяются следующие методики:

 

М.И.Шилова «Изучение воспитанности  учащихся»;

 

Б.П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника»;

 

тест А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости  учащихся  и их родителей  школьной жизнью»;

 

тестирования, предлагаемые Селевко  в курсе «Самосовершенствование личности»;

 

анкета  «Я и моя семья» и др.

 

 

 

Школьное воспитание решает двуединую  задачу: осуществляет направленную социализацию, т.е. учит на основе овладения базовой  культурой быть полезным обществу, и индивидуализацию, т.е. создает условия и помогает учащимся раскрыть индивидуальные способности, реализовать себя в деятельности и поведении.

 

Результативность воспитания оценивается  следующими критериями: продвижение  личности в своем развитии, способность  к самоорганизации деятельности и саморегуляции поведения.

Информация о работе Модель воспитательной системы класса