Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:29, реферат
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
- программу воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности;
- сотрудничество с родителями;
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
- сотрудничество с
Воспитательная система класса
является частью воспитательной системы
школы. В основу воспитательной системы
школы положена программа психолого-
Данный курс - это поэтапная модель развития и самосовершенствования умений личности школьника с 1 по 11 класс:
11 класс - самоактуализация «Реализуй себя»,
10 класс - саморегуляция «Управляй собой»,
9 класс - самоопределение
«Найди себя»,
8 класс - самоутверждение «Утверждай себя»,
7 класс - самообучение «Научи себя учиться»,
6 класс - самовоспитание «Сделай себя сам»,
5 класс - самопознание «Познай себя»,
1 – 4 классы - «Начала этики».
Ежегодно строится программа воспитательной работы с классом, которая содержит:
- анализ воспитательной работы за предыдущий год;
- характеристику классного колле
- ученическое самоуправление
- воспитательные задачи;
- планирование на текущий
Планирование разделено на блоки, которые соответствуют четвертям. Например,
I четверть - блок «О, Родина! Ты у меня одна!»
II четверть - блок «Гражданином быть обязан»
III четверть - блок «Богатство Родины трудом множимо»
IV четверть - блок « В здоровом теле - здоровый дух»
В свою очередь каждый блок разделен по месяцам. В план месяца включены следующие направления:
- учебно-познавательная
- трудовая деятельность;
- художественно-досуговая
- ценностно-ориентированная
- работа с семьей, общественностью.
Воспитательная система и
Мой нынешний класс пришел ко мне в шестом классе. Работаю я с ними уже шестой год. Сейчас они уже в 11 классе. Наш класс – одна большая семья единомышленников. Дети, их родители и классный руководитель все делают вместе: учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе.
Большое значение в
Органы самоуправления мы выбираем ежегодно в начале учебного года. Учащиеся сами предлагают кандидатуры, рассматривают и выносят решение. Каждый из учащихся класса имеет постоянное поручение. Так же создаются временные органы самоуправления, если необходимо решить конкретную задачу, например, для участия в походе, экскурсии, подготовке к школьным КТД, праздникам.
Одной из первоочередных задач в своей работе считаю содействие освоению школьниками образовательных программ. В реализации этой задачи мне помогает тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Это не только контроль за успеваемостью учащихся, но и реальная помощь – советы, рекомендации на МО, дополнительные консультации после уроков. Учащиеся, успешно осваивающие программу, углубляют свои знания в группах по программе «Одаренные дети». Ребята принимают участие в предметных школьных олимпиадах и олимпиадах на районном уровне, многие являются их победителями. Участвуют в международных конкурсах «Кенгуру» и «Медвежонок» и показывают неплохие результаты.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Мой предмет – история - способствует воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. И я, как учитель истории, должна способствовать развитию у детей этих качеств, поэтому патриотическое воспитание является ключевым в воспитательной системе класса.
Реально переживают ребята чувство
привязанности к «малой»
Ребята изучают историю Ростовской области и нашего района на классных часах, где им предлагаются викторины и конкурсы о родном крае, принимают активное участие в проведении акций «Помним и чтим», «Доброе утро, ветеран», «Островки памяти», в Неделе Славы.
На протяжении многих лет я являюсь руководителем школьного музея и кружка «Поиск». Мои ребята с самого начала помогали и помогают мне в пополнении музейных фондов, сборе материалов для экспозиций, проведении выставок, экскурсий и мероприятий в музее.
Все учащиеся класса посещают
кружок еще с пятого класса, несколько
учеников в течение трех лет занимались
в Ростовской областной очно-заочной
историко-краеведческой школе
Любят ребята путешествовать. Запомнятся надолго экскурсионные поездки в город-герой Волгоград (именно в этой поездке началось мое знакомство с ребятами, когда они перешли в шестой класс), в столицу Калмыкии - город Элисту, в районный краеведческий музей.
В прошлом учебном году класс принял участие в комбинированном походе «По донским просторам» в рамках областного конкурса туристических маршрутов. Во время похода ребята смогли прикоснуться к прошлому и настоящему нашего села и сел нашего района, посетили места исчезнувших хуторов.
Мой класс - участник акций милосердия,
дети оказывают посильную помощь
ветеранам Отечественной войны.
Классный коллектив имеет
Одно из самых главных направлений работы классного руководителя - защита, сохранение и развитие физического и психического здоровья ученика. Работая в этом направлении, прививаю потребность в ведении здорового образа жизни. Сотрудничаю с медицинским персоналом нашего фельдшерско-акушерского пункта, с учителями-предметниками, использую диагностические методы исследования, организую просветительскую работу по формированию правильного отношения к урокам физкультуры. Провожу профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях.
В классе любят спорт, уроки физкультуры. Все учащиеся посещают спортивные секции по волейболу, футболу, баскетболу, занимаются в тренажерном зале. В коллективе есть рекордсмены школы. Ни одно районное соревнование не обходится без моих воспитанников, почти все входят в сборную команду школы по различным видам состязаний. На школьных спартакиадах мы всегда занимаем призовые места.
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя людей.
Школа у нас многонациональная, в ней учатся русские, чеченцы, даргинцы, карачаевцы, лезгины и дети других национальностей. Поэтому очень важно воспитывать детей в духе толерантности.
В классе проводятся беседы, классные часы, посвященные культуре русского народа, а также жизненному укладу различных народов России.
Развитие творческой личности тесно связано с обучением в системе дополнительного образования. В нашей школе много различных кружков и секций, где можно развить свои способности. Ежегодно растет количество учащихся класса, охваченных кружковой работой. Ребята также посещают секции и объединения ЦВР и сельского Дома Культуры.
Дети любят трудиться. Они активно участвуют в социально значимых акциях: уборке улиц, прилегающих к территории школы, побелке деревьев, благоустройстве стадиона и парка, уходе за памятниками на территории села, в высадке деревьев около школы и закладке школьного розария. За каждым классом закреплена пришкольная территория, и учащиеся всегда содержат ее в порядке. Во время летних каникул учащиеся работают в местном сельхозпредприятии.
К любому школьному заданию относятся мои ребята со всей ответственностью - это честь класса.
Думаю, что в классе очень важны
благоприятные социально-
Считаю, что суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей.
Поэтому большое внимание я уделяю в работе с родителями, их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета. Тематика родительских собраний разнообразна (учитываются возрастные особенности детей), например: «Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста», «Конфликт поколений…Можно ли его избежать».
Родители класса принимают активное участие в работе Совета школы. В классе создан родительский комитет, в состав которого входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. В поле зрения родительского комитета находятся вопросы организации родительских собраний, организация в классе мероприятий учебного и внеурочного плана.
В классе сложились хорошие
Для использования информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в нашей школе созданы все необходимые условия: два компьютерных класса оснащены современными компьютерами, установлены мультимедиапроэкторы, интерактивные доски, поэтому имеется возможность применять ИКТ и Интернет во внеклассной работе.
К мероприятиям мы с ребятами создаем презентации, используем Интернет и электронные мультимедиа-издания на компакт дисках.
Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере и поведении ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.
Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом.
Для диагностики воспитательного процесса в классе применяются следующие методики:
М.И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»;
Б.П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника»;
тест А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся и их родителей школьной жизнью»;
тестирования, предлагаемые Селевко в курсе «Самосовершенствование личности»;
анкета «Я и моя семья» и др.
Школьное воспитание решает двуединую задачу: осуществляет направленную социализацию, т.е. учит на основе овладения базовой культурой быть полезным обществу, и индивидуализацию, т.е. создает условия и помогает учащимся раскрыть индивидуальные способности, реализовать себя в деятельности и поведении.
Результативность воспитания оценивается следующими критериями: продвижение личности в своем развитии, способность к самоорганизации деятельности и саморегуляции поведения.