Модель воспитательной системы класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Файлы: 1 файл

Модель воспитательной системы класса.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим каждый компонент подробнее. Первый компонент - ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ,  представляет собой сообщество детей  и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы  класса. Данный компонент имеет исключительную важность. Во – первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во– вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента. Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три «С»: сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

 

ЦЕННОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Воспитание без  цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основных цели: Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремятся педагог, школа, общество. Для меня такой целью стало формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности выпускника. Результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определённый промежуток времени. Я определила её следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем. Процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника. Я сформулировала её так: создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:

- образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;

- воспитательную, содействующую социализации  учащихся (социализация – это  процесс освоения социальных  ролей и усвоения культурных  норм). Данная функция, на мой  взгляд, является ключевой в воспитательной  системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.

- коммуникативную, способствующую  взаиморазвитию членов коллектива  в процессе общения; 

- защитную, связанную, прежде всего  с психологической защитой ребёнка  от негативных влияний среды; 

- адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию;

- интегрирующую, занимающуюся сплочением  классного сообщества на основе  общей деятельности;

- оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду  адекватные его социальным интересам ценности и нормы. Совместная деятельность членов классного сообщества составляет основу данного компонента.

 

Ключевые дела воспитательной системы  строятся на основе воспитательной программы  школы, которая предполагает работу по следующим направлениям: Здоровье. Интеллект, Патриотизм, Семья, Творчество, Дело.

 

Работу классного сообщества по данным направлениям я строю по следующей  схеме: ЦЕЛЬ - МЕТОДЫ -РЕЗУЛЬТАТ.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТЕМЫ. Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса. Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

- Образованность учащихся;

- Воспитанность учащихся;

- Удовлетворённость учащихся и  родителей жизнедеятельностью коллектива;

- Сформированность классного коллектива. Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.

 

Данная система воспитания доказала свою состоятельность на практике. Поставленные мною цели достигнуты. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем, и, я уверена, добьются успехов в будущем. Класс пользуется авторитетом среди учащихся школы, учителя относятся к нему с большой симпатией. Он с честью носит звание «профильный класс». Мои ученики отличаются образованностью, воспитанностью, гражданственностью. Я думаю, что я смогла воспитать каждого из них Человеком, Гражданином, Патриотом.

 

Модель воспитательной системы  «Формирование личности ученика  и ее социальная адаптация»Share on vk

Share on facebook

Share on twitter

Share on google

Share on favorites

More Sharing Services

2

 

 Важнейшая задача воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательная система моего класса включает в себя основные задачи развития и воспитания личности. Реализация системы воспитательной работы предполагает воспитание качеств, соответствующих модели личности выпускников школы на различных ступенях.  Лидия Чугунова

 

В походе

 

Компоненты и содержание.

 

Я разработала воспитательные системы  по ступеням:

 

II ступень - воспитательная система  основной школы, 5-9 классы.

 

III ступень - воспитательная система  средней школы, 10-11 классы.

 

 

 

Воспитательная система класса состоит из следующих компонентов:

 

1 - индивидуально-групповой

 

2 - целостно-ориентационный

 

3 - функционально-деятельностный

 

4 - пространственно-временный

 

5 - диагностико-аналитический.

 

 

 

1.Индивидуально-групповой.

 

Данный компонент имеет исключительную важность для реализации воспитательной системы. Во-первых, именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить, каким образом она должна функционировать и т.д. Во-вторых, смысл и целесообразность деятельности по созданию такой сис­темы обусловлены потребностью в изменении индивидуальных и групповых характеристик и элементов этого компонента.

 

Этот компонент представляет собой  сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит:

 

- из классного руководителя;

 

- учащихся класса;

 

- родителей учащихся;

 

- педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном  процессе и жизнедеятельности  классного коллектива.

 

Ведущая роль в данном компоненте отводится классному руководителю, который является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

 

Считаю, что классный  руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный  мир, помочь ему стать человеком, способным найти и достойно занять свое место в жизни. Классный руководитель - наставник и помощник подрастающего поколения, центральная фигура процесса воспитания.

 

 

 

2. Ценностно-ориентационный.

 

Этот компонент включает следующие элементы:

 

- ключевая идея замысла системы;

 

- цель и задачи воспитания;

 

- перспективы жизнедеятельности  классного сообщества;

 

- принципы построения воспитательной  системы и жизнедеятельности  класса.

 

Этот компонент является ценностно-смысловым  ядром системы, или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы.

 

В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей.

 

В процессе разработки и реализации модельных представлений о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи замысла системы. Эта идея — своеобразный внутренний стержень системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрослых о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе, содержании, формах и методах совместной деятельности, построении общения и отношений в классном коллективе.

 

 

 

3. Функционально-деятельностный.

 

Этот компонент складывается из таких элементов:

 

- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации  совместной деятельности и общения;

 

- основные функции воспитательной  системы;

 

- педагогическое обеспечение жизнедеятельности  классного сообщества и самоуправления в нем.

 

Данный элемент — главный  системообразующий фактор, обеспечивающий упорядоченность и целостность  воспитательной системы, функционирование и развитие ее необходимых функций  и связей. Основу его составляет совместная деятельность членов классного  сообщества.

 

Чтобы осуществляемая деятельность и  ее влияние на развитие личности ребенка  носили более целенаправленный и  системный характер,  предпринимаю попытку объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более  крупные «дозы воспитания» —  тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты. Например:

 

1.  Разработаны и осуществляются  целевые (тематические) программы  «Учение», «Досуг», «Общение», «Образ  жизни», «Здоровье».

 

2.    Систематизация воспитательных  дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический.

 

3.    Формирование годового  круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени.

 

 

 

4. Пространственно-временной.

 

Данный компонент состоит из элементов:

 

- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная  и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;

 

- связи и отношения классного  сообщества с другими общностями  детей и взрослых;

 

- место и роль класса в  воспитательном пространстве образовательного  учреждения;

 

- этапы развития воспитательной  системы.

 

Каждая воспитательная система имеет среду - жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за классом и их классным руководителем. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива.

 

 

 

5. Диагностико-результативный.

 

Этот компонент включает следующие  элементы:

 

-  критерии эффективности воспитательной  системы;

 

-  методы и приемы изучения  ее результативности;

 

-  формы и способы анализа,  оценки и интерпретации полученных  результатов.

 

Для исследования эффективности воспитательной системы класса используются следующие  критерии:

 

- уровень воспитанности учащихся,

 

- уровень самооценки знаний, умений и качеств учащихся в области самосовершенствовании личности,

 

- удовлетворенность учащихся и  их родителей жизнедеятельностью  в школе,

 

- сформированность классного коллектива,

 

-  репутация класса,

 

-  проявление индивидуальности («лица») классной общности.

 

 

 

В содержание  воспитательной системы  класса, входят:

 

- программа реализации системы;

 

- критерии эффективности воспитательного  процесса в классе и система  мониторинга;

 

- организационное, методическое, педагогическое  сопровождение системы.

 

 

 

IV. Пути реализации и результативность.

 

Мою деятельность как классного  руководителя определяют инвариантный и вариативный компоненты.

 

Инвариантный компонент включает в себя:

 

- обеспечение жизни и здоровья  учащихся;

 

- обеспечение позитивных межличностных  отношений между учащимися, учителями  и их родителями;

 

- содействие освоению школьниками  образовательных программ;

 

- воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся.

 

 

 

Вариативный компонент - это:

 

- программирование воспитательной  работы с классом;

 

- профилактическая работа.

 

 

 

В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, использую в работе:

Информация о работе Модель воспитательной системы класса