Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:29, реферат
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Рассмотрим каждый компонент подробнее. Первый компонент - ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ, представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы класса. Данный компонент имеет исключительную важность. Во – первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во– вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента. Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три «С»: сотрудничество, сопереживание, сотворчество.
ЦЕННОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основных цели: Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремятся педагог, школа, общество. Для меня такой целью стало формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности выпускника. Результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определённый промежуток времени. Я определила её следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем. Процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника. Я сформулировала её так: создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:
- образовательную, или
- воспитательную, содействующую социализации
учащихся (социализация – это
процесс освоения социальных
ролей и усвоения культурных
норм). Данная функция, на мой
взгляд, является ключевой в
- коммуникативную,
- защитную, связанную, прежде всего
с психологической защитой
- адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию;
- интегрирующую, занимающуюся
- оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы. Совместная деятельность членов классного сообщества составляет основу данного компонента.
Ключевые дела воспитательной системы строятся на основе воспитательной программы школы, которая предполагает работу по следующим направлениям: Здоровье. Интеллект, Патриотизм, Семья, Творчество, Дело.
Работу классного сообщества по данным направлениям я строю по следующей схеме: ЦЕЛЬ - МЕТОДЫ -РЕЗУЛЬТАТ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТЕМЫ. Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса. Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:
- Образованность учащихся;
- Воспитанность учащихся;
- Удовлетворённость учащихся и
родителей жизнедеятельностью
- Сформированность классного коллектива. Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
Данная система воспитания доказала свою состоятельность на практике. Поставленные мною цели достигнуты. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем, и, я уверена, добьются успехов в будущем. Класс пользуется авторитетом среди учащихся школы, учителя относятся к нему с большой симпатией. Он с честью носит звание «профильный класс». Мои ученики отличаются образованностью, воспитанностью, гражданственностью. Я думаю, что я смогла воспитать каждого из них Человеком, Гражданином, Патриотом.
Модель воспитательной системы «Формирование личности ученика и ее социальная адаптация»Share on vk
Share on facebook
Share on twitter
Share on google
Share on favorites
More Sharing Services
2
Важнейшая задача воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательная система моего класса включает в себя основные задачи развития и воспитания личности. Реализация системы воспитательной работы предполагает воспитание качеств, соответствующих модели личности выпускников школы на различных ступенях. Лидия Чугунова
В походе
Компоненты и содержание.
Я разработала воспитательные системы по ступеням:
II ступень - воспитательная система основной школы, 5-9 классы.
III ступень - воспитательная система средней школы, 10-11 классы.
Воспитательная система класса состоит из следующих компонентов:
1 - индивидуально-групповой
2 - целостно-ориентационный
3 - функционально-деятельностный
4 - пространственно-временный
5 - диагностико-аналитический.
1.Индивидуально-групповой.
Данный компонент имеет
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит:
- из классного руководителя;
- учащихся класса;
- родителей учащихся;
- педагогов и других взрослых,
принимающих участие в
Ведущая роль в данном компоненте
отводится классному
Считаю, что классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный мир, помочь ему стать человеком, способным найти и достойно занять свое место в жизни. Классный руководитель - наставник и помощник подрастающего поколения, центральная фигура процесса воспитания.
2. Ценностно-ориентационный.
Этот компонент включает следующие элементы:
- ключевая идея замысла системы;
- цель и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения
Этот компонент является ценностно-смысловым ядром системы, или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы.
В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей.
В процессе разработки и реализации модельных представлений о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи замысла системы. Эта идея — своеобразный внутренний стержень системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрослых о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе, содержании, формах и методах совместной деятельности, построении общения и отношений в классном коллективе.
3. Функционально-деятельностный.
Этот компонент складывается из таких элементов:
- системообразующий вид
- основные функции
- педагогическое обеспечение
Данный элемент — главный системообразующий фактор, обеспечивающий упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее необходимых функций и связей. Основу его составляет совместная деятельность членов классного сообщества.
Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, предпринимаю попытку объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные «дозы воспитания» — тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты. Например:
1. Разработаны и осуществляются целевые (тематические) программы «Учение», «Досуг», «Общение», «Образ жизни», «Здоровье».
2. Систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический.
3. Формирование годового
круга традиционных дел в
4. Пространственно-временной.
Данный компонент состоит из элементов:
- эмоционально-психологическая,
- связи и отношения классного
сообщества с другими
- место и роль класса в
воспитательном пространстве
- этапы развития воспитательной системы.
Каждая воспитательная система имеет среду - жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за классом и их классным руководителем. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива.
5. Диагностико-результативный.
Этот компонент включает следующие элементы:
- критерии эффективности
- методы и приемы изучения ее результативности;
- формы и способы анализа,
оценки и интерпретации
Для исследования эффективности воспитательной системы класса используются следующие критерии:
- уровень воспитанности
- уровень самооценки знаний, умений и качеств учащихся в области самосовершенствовании личности,
- удовлетворенность учащихся и
их родителей
- сформированность классного
- репутация класса,
- проявление индивидуальности («лица») классной общности.
В содержание воспитательной системы класса, входят:
- программа реализации системы;
- критерии эффективности
- организационное, методическое, педагогическое сопровождение системы.
IV. Пути реализации и
Мою деятельность как классного руководителя определяют инвариантный и вариативный компоненты.
Инвариантный компонент
- обеспечение жизни и здоровья учащихся;
- обеспечение позитивных
- содействие освоению
- воспитание патриотических
Вариативный компонент - это:
- программирование
- профилактическая работа.
В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, использую в работе: