Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:29, реферат
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
В данном классе основным видом совместной деятельности является проектная деятельность. В течение трёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится географическое краеведение, изучение Алексеевского района, его флоры и фауны, памятников природы на территории района. Конкурс мини – сочинений, уроки этической грамматики, конкурсы рисунков, КТД, экскурсии по родному краю, картографическая работа – основные формы деятельности ребят в рамках работы над проектом. Завершающий этап – презентационный – представлял устный журнал с демонстрацией собранных материалов и оформленных стендов по теме. Наш результат совместной деятельности – 2 место в конкурсе.
2. Систематизация
воспитательной деятельности
-
организационная работа с
-
создание атмосферы
-
аналитико–диагностическая
В классе сложился
годовой круг традиционных дел,
3. Педагогическое обеспечение и
самоуправление
Пространственно – временной компонент складывается из:
1. Эмоционально –
психологической, духовно –
Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» 8 – Б класса является кабинет изобразительного искусства. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном» кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества. И на протяжение всех трёх лет кабинет ИЗО занимает первое место в конкурсе «Лучший классный кабинет».
Эмоционально –
Кроме того, духовно –
нравственная среда
2. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели с 8 – А классом проходят совместные игры «Эрудит – лото», спортивные соревнования как между классами, так и в параллели «восьмые – девятые» классы. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов (наличие друзей среди старших и младших ребят), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальная школа и т.д.)
3. Этапы становления
и развития воспитательной
- первый этап – проектирование;
- второй этап – становление;
- третий
этап – стабильное
- четвёртый
этап – коренное обновление
или завершение
Анализируя результаты
воспитательной работы в
На втором этапе особое
внимание уделялось укреплению
межличностных отношений,
В настоящее время воспитательная система класса переходит на этап стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится на основе традиций, которые сохраняются и поддерживаются всеми членами классного сообщества.
Диагностико – аналитический компонент включает в себя:
1. Критерии эффективности воспитательной системы.
Несмотря на то, что в педагогической
науке ещё существует проблема исследования
эффективности учебно–
Аналитико–диагностическая деятельность в классе проводится совместно с психологом школы Синельниковой Л.Н. С её помощью и при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии определения эффективности воспитательной системы класса:
- общий уровень воспитанности класса – 4,2 балла при максимуме 5 баллов, 6 человек обладают высоким уровнем воспитанности, 15 – хорошим, 4 – средним. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.
- тестирование
родителей показало, что они удовлетворены
жизнедеятельностью детей в
Самыми значительными итогами воспитательной работы в классе стали:
- первое
место в общешкольном конкурсе
«Лучший класс года» в
- третье место в номинации «За учебные достижения в 2004 – 2005 учебном году»
- первое
место в конкурсе «Лучший
2. Методы и приёмы
изучения результативности
Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, были проведены следующие методики:
- М.И.Шилова
«Изучение воспитанности
- Б.П.Битиносс
«Диагностика ценностных
- Тест А.А.Андреевой
«Изучение удовлетворённости
- Анкета «Я и моя семья»,
- Методики «ТУСовка» и «Мишень», которые определяли уровень сотрудничества в классе и место каждого ученика в классном сообществе.
Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть наличие всех пяти компонентов, присущих воспитательной системе, т.е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.
Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса необходимо направить на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный;
- познавательный;
- художественный;
- физический;
- коммуникативный,
что не противоречит стратегической цели школы:
«Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самореализации, самоутверждения»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА «СТАНЬ ЧЕЛОВЕКОМ!»
Маковчик Наталья Юрьевна, классный руководитель,
победитель районного конкурса "Сердце отдаю детям"
в номинации "Самый классный классный".
На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная система моего класса «Стань Человеком!».
Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом: Конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Цель созданной мною воспитательной
системы - создать комфортную обстановку,
благоприятные условия для
5-6 класс: Организовать внеклассну
7-9 класс: Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности. Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой. Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии.
10-11 класс: 1. Развивать чувство
Ø Не навреди!
Ø Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные приоритеты.
Ø Демократичность (равноправие) в отношениях.
Ø Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
Ø Справедливость и честность в оценках.
Ø Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, применение теоретических методов исследования, преподавание социологии в профильном классе позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, четыре компонента воспитательной системы: диагностический, индивидуально- групповой, деятельностный, ценностно- ориентационный.