Модель воспитательной системы класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Файлы: 1 файл

Модель воспитательной системы класса.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

В данном классе основным видом совместной деятельности является проектная деятельность. В течение трёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится географическое краеведение, изучение Алексеевского района, его флоры и фауны, памятников природы на территории района. Конкурс мини – сочинений, уроки этической грамматики, конкурсы рисунков, КТД, экскурсии по родному краю, картографическая работа – основные формы деятельности ребят в рамках работы над проектом. Завершающий этап – презентационный – представлял устный журнал с демонстрацией собранных материалов и оформленных стендов по теме. Наш результат совместной деятельности – 2 место в конкурсе.

 

2. Систематизация  воспитательной деятельности по  направлениям, формирование годового  круга традиционных дел в классе. На протяжении трёх лет воспитательная работа в классе ведётся по следующим направлениям:

 

-         организационная работа с ученическим  коллективом, в ходе которой  решались вопросы по организации  дежурства в классе, организации  ОПТ, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т.д.;

 

-         создание атмосферы познавательного  комфорта, формирование культа знаний. Класс принимал активное участие  в предметных декадах, в играх  «Эрудит – лото», выпуску предметных  газет – итоги общешкольных познавательных дел вошли в копилку класса в ходе общешкольного соревнования в номинации «За учебные достижения». МИГ «Знание» по итогам четверти подводил результативность рейтинга знаний, что способствовало осознанию значимости каждым учащимся своих результатов учебного труда;

 

-         аналитико–диагностическая деятельность  всегда интересна своими результатами, т.к. раскрывает каждого ученика  с неожиданной стороны. Оказывается,  что 15 учащихся из 25 учатся потому, что «надо» учиться, 8 – не хотят  учится, а «любит» учится лишь один ученик. Учёбой в данном классе дорожат 23 ученика и не желают переходить в другой класс. Все учащиеся «любят» свою школу, а настроение в школе оценивают как спокойное, уравновешенное. Наибольшим авторитетом у ребят пользуется Симанькин Володя, в числе «звёзд» – Молчанов Володя, Попова Маша, Попова Наташа, Сафина Настя. В числе «популярных» – Пыхтина Ирина, Якунин Саша, Блытова Настя, Телегина Лена, Сучкова Вера, Симанькина Таня – это ребята, которые являются инициаторами и организаторами классных творческих дел. В числе «принятых» – все остальные ребята.

 

    В классе сложился  годовой круг традиционных дел,  он совпадает с годовым кругом  традиционных дел школы. Это  творческие периоды «Осенний  калейдоскоп», «Новый год шагает по планете», «Отечества славные сыны», где ребята принимают активное участие и результативность всегда высокая. Хочется отметить также традиционные классные дела по созданию имиджа класса: классные «арбузники», озеленение класса, оформление классного уголка и др. В общешкольном соревновании классов в номинации «За активную жизненную позицию» класс в течение трёх лет занимает первое место.

 

3. Педагогическое обеспечение и  самоуправление жизнедеятельностью  классного сообщества, от которого  прежде всего зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Смею надеяться, что в моей деятельности детерминирует ведущая роль классного руководителя, определённая по системе Колесниковой И.А. как «старший товарищ», который помогает ребятам включится в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы и помогает в организации и проведении совместных творческих дел.

 

 

 

Пространственно – временной компонент  складывается из:

 

1.     Эмоционально –  психологической, духовно – нравственной  и предметно – материальной  среды.

 

Каждая воспитательная система  имеет свою среду, своё жизненное  пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение  членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» 8 – Б класса является кабинет изобразительного искусства. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя,  учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном»  кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества. И на протяжение всех трёх лет кабинет ИЗО занимает первое место в конкурсе «Лучший классный кабинет».

 

    Эмоционально – психологическая  среда обеспечивается отношениями  между одноклассниками, которые  можно оценить как спокойные,  доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся  на взаимоуважении и доверии  (не зря ребята дорожат учёбой  именно в этом классе). Класс с высоким уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения и с другими педагогами, работающими в классе.

 

    Кроме того, духовно –  нравственная среда обеспечивается  также взаимоотношениями в семье.  В этом плане класс оценивается как социально – благополучный, т.к. в классе нет детей из кризисных, неблагополучных семей. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка.

 

2.     Связи и отношения  классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели с 8 – А классом проходят совместные игры «Эрудит – лото», спортивные соревнования как между классами, так и в параллели «восьмые – девятые» классы. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов (наличие друзей среди старших и младших ребят), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальная школа и т.д.)

 

3.     Этапы становления  и развития воспитательной системы  включают в себя:

 

-         первый  этап – проектирование;

 

-         второй  этап – становление;

 

-         третий  этап – стабильное функционирование;

 

-         четвёртый  этап – коренное обновление  или завершение функционирования.

 

    Анализируя результаты  воспитательной работы в данном  классе за прошедшие три года, можно отметить, что первый этап был характерен для пятого класса, когда в воспитательной работе преобладала деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, закладывались основы традиций класса, определялись перспективы жизнедеятельности классного коллектива.

 

    На втором этапе особое  внимание уделялось укреплению  межличностных отношений, формированию  чувства «мы».

 

В настоящее время воспитательная система класса переходит на этап стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится  на основе  традиций,  которые сохраняются и поддерживаются  всеми членами классного сообщества.

 

Диагностико – аналитический компонент  включает в себя:

 

1.     Критерии эффективности воспитательной системы.

 

Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной  работы, тем не менее, мерилом эффективности  функционирования воспитательной системы  признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.

 

Аналитико–диагностическая деятельность в классе  проводится совместно  с психологом школы Синельниковой Л.Н. С её помощью и при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии  определения эффективности воспитательной системы класса:

 

-         общий  уровень воспитанности класса  – 4,2 балла при максимуме 5 баллов, 6 человек обладают высоким уровнем воспитанности, 15 – хорошим, 4 – средним. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.

 

-         тестирование  родителей показало, что они удовлетворены  жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно  в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители  постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка (они получают информацию регулярно один раз в две недели от классного руководителя), но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать (например, походы по родному краю, поездки в г. Самара и др.)

 

Самыми значительными итогами  воспитательной работы в классе стали:

 

-         первое  место в общешкольном конкурсе  «Лучший класс года» в номинации  «За активную жизненную позицию»  на протяжении трёх лет;

 

-         третье  место в номинации «За учебные достижения в 2004 – 2005 учебном году»

 

-         первое  место в конкурсе «Лучший классный  кабинет» также в течение трёх  лет.

 

2.     Методы и приёмы  изучения результативности воспитательной  работы характеризуются использованием  различных методик, рекомендуемых для анализа воспитательной работы в классе.

 

Для диагностики воспитательного  процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, были проведены  следующие методики:

 

-         М.И.Шилова  «Изучение воспитанности учащихся»;

 

-         Б.П.Битиносс  «Диагностика ценностных отношений  школьника»;

 

-         Тест А.А.Андреевой  «Изучение удовлетворённости учащихся  школьной жизнью»;

 

-         Анкета  «Я и моя семья»,

 

-         Методики  «ТУСовка» и «Мишень», которые  определяли уровень сотрудничества в классе и место каждого ученика в классном сообществе.

 

Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть  наличие всех пяти компонентов, присущих воспитательной системе, т.е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.

 

Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса необходимо направить на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов  личности:

 

-         нравственный;

 

-         познавательный;

 

-         художественный;

 

-         физический;

 

-         коммуникативный,

 

что не противоречит стратегической цели школы:

 

«Развивать творческую активность личности посредством создания условий  для её саморазвития, самореализации, самоутверждения»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА «СТАНЬ ЧЕЛОВЕКОМ!»

 

Маковчик Наталья Юрьевна, классный руководитель,

 победитель районного конкурса "Сердце отдаю детям" 

в номинации "Самый классный классный".

 

На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная система моего класса «Стань Человеком!».

 

Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания  школы, представляется мне следующим  образом: Конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.

 

Цель созданной мною воспитательной системы - создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта. В соответствии с поставленными целями мной были определены задачи воспитания на каждый возрастной период.

 

5-6 класс: Организовать внеклассную работу с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе. Формировать качества каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, особенностей характера и психики. Способствовать формированию сплочённого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей, единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся и родителей.

 

7-9 класс: Развивать у учащихся  стремление к здоровому образу  жизни средствами предметов и внеурочной деятельности. Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой. Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии.

 

10-11 класс: 1. Развивать чувство ответственности  за порученное дело. 2. Обеспечить  условия для развития самостоятельности  учащихся в делах и поступках. 3. Формировать гражданскую позицию  выпускника, правовую и политическую  культуру. Определяя цели и задачи воспитания, я руководствуюсь в своей работе следующими принципами:

Ø Не навреди!

Ø Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные приоритеты.

Ø Демократичность (равноправие) в  отношениях.

Ø Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Ø Справедливость и честность в  оценках.

Ø Создание атмосферы эмоционального комфорта.

 

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности  и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, применение теоретических методов исследования, преподавание социологии в профильном классе позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, четыре компонента воспитательной системы: диагностический, индивидуально- групповой, деятельностный, ценностно- ориентационный.

Информация о работе Модель воспитательной системы класса