Модель воспитательной системы класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Файлы: 1 файл

Модель воспитательной системы класса.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

Каждая воспитательная система  имеет свою среду, своё жизненное  пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» 8 – Б класса является кабинет изобразительного искусства. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя,  учащихся класса об уютной, комфортной обстановке  в «родном»  кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё  это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества. И на протяжение всех трёх лет кабинет ИЗО занимает первое место в конкурсе «Лучший классный кабинет».

 

    Эмоционально – психологическая  среда обеспечивается отношениями  между одноклассниками, которые  можно оценить как спокойные,  доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся  на взаимоуважении и доверии  (не зря ребята дорожат учёбой именно в этом классе). Класс с высоким уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения и с другими педагогами, работающими в классе.

 

    Кроме того, духовно –  нравственная среда обеспечивается  также взаимоотношениями в семье. В этом плане класс оценивается как социально – благополучный, т.к. в классе нет детей из кризисных, неблагополучных семей. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка.

 

2.     Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели с 8 – А классом проходят совместные игры «Эрудит – лото», спортивные соревнования как между классами, так и в параллели «восьмые – девятые» классы. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов (наличие друзей среди старших и младших ребят), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальная школа и т.д.)

 

3.     Этапы становления  и развития воспитательной системы  включают в себя:

 

-         первый этап – проектирование;

 

-         второй  этап – становление;

 

-         третий  этап – стабильное функционирование;

 

-         четвёртый  этап – коренное обновление  или завершение функционирования.

 

    Анализируя результаты  воспитательной работы в данном классе за прошедшие три года, можно отметить, что первый этап был характерен для пятого класса, когда в воспитательной работе преобладала деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, закладывались основы традиций класса, определялись перспективы жизнедеятельности классного коллектива.

 

    На втором этапе особое  внимание уделялось укреплению  межличностных отношений, формированию  чувства «мы».

 

В настоящее время воспитательная система класса переходит на этап стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится  на основе  традиций,  которые  сохраняются  и  поддерживаются  всеми  членами классного сообщества.

 

Диагностико – аналитический компонент  включает в себя:

 

1.    Критерии эффективности воспитательной системы.

 

Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной  работы, тем не менее, мерилом эффективности  функционирования воспитательной системы  признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.

 

Аналитико–диагностическая деятельность в классе  проводится совместно с психологом школы Синельниковой Л.Н. С её помощью и при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии  определения эффективности воспитательной системы класса:

 

-         общий  уровень воспитанности класса – 4,2 балла при максимуме 5 баллов, 6 человек обладают высоким уровнем воспитанности, 15 – хорошим, 4 – средним. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.

 

-         тестирование  родителей показало, что они удовлетворены  жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно  в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители  постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка (они получают информацию регулярно один раз в две недели от классного руководителя), но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать (например, походы по родному краю, поездки в г. Самара и др.)

 

Самыми значительными итогами  воспитательной работы в классе стали:

 

-         первое  место в общешкольном конкурсе  «Лучший класс года» в номинации  «За активную жизненную позицию»  на протяжении трёх лет;

 

-         третье место в номинации «За учебные достижения в 2004 – 2005 учебном году»

 

-         первое  место в конкурсе «Лучший классный  кабинет» также в течение трёх  лет.

 

2.     Методы и приёмы  изучения результативности воспитательной  работы характеризуются использованием различных методик, рекомендуемых для анализа воспитательной работы в классе.

 

Для диагностики воспитательного  процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, были проведены  следующие методики:

 

-         М.И.Шилова  «Изучение воспитанности учащихся»;

 

-         Б.П.Битиносс  «Диагностика ценностных отношений  школьника»;

 

-         Тест А.А.Андреевой  «Изучение удовлетворённости учащихся  школьной жизнью»;

 

-         Анкета  «Я и моя семья»,

 

-         Методики  «ТУСовка» и «Мишень», которые определяли уровень сотрудничества в классе и место каждого ученика в классном сообществе.

 

Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть  наличие всех пяти компонентов, присущих воспитательной системе, т.е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.

 

Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса необходимо направить на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности:

 

-         нравственный;

 

-         познавательный;

 

-         художественный;

 

-         физический;

 

-         коммуникативный,

 

что не противоречит стратегической цели школы:

 

«Развивать творческую активность личности посредством создания условий  для её саморазвития, самореализации, самоутверждения»

Воспитательная система класса  | Печать |

Из опыта воспитательной работы классного руководителя 9–Б класса

МОУ Алексеевская СОШ  "Образовательный  центр"  Звягинцевой Т.В.

 

 

 

В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё  чаще на первое место выходит идея использования системного подхода  к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по –новому строить и воспитательную работу с учащимися.

 

Идеальная модель – это  воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.

 

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности  и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную  и упорядоченную совокупность взаимодействующих  компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.

 

Основные компоненты воспитательной системы:

 

-         индивидуально  – групповой компонент;

 

-         ценностно  – ориентационный;

 

-         функционально  – деятельностный;

 

-         пространственно  – временной;

 

-         диагностико  – аналитический.

 

Анализируя воспитательную работу в 8 – Б классе, а также исходя из результативности воспитательной работы в 5, 6, 7 классах в данном коллективе, следует отметить, что в воспитательной деятельности классного руководителя и классного коллектива присутствуют все 5 компонентов воспитательной системы.

 

Индивидуально – групповой компонент.

 

Этот компонент представляет собой  сообщество детей и взрослых, участвующих  в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса.

 

Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами  жизнедеятельности данного классного сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учётом желаний и возможностей каждого ребёнка.

 

Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают  активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери.

Ценностно – ориентационный компонент  представляет совокупность целей, задач, принципов построения и жизнедеятельности  классного коллектива:

 

1.     В течение 2004 – 2005 и 2005 - 2006 учебного года в соответствии с планом воспитательной работы в классе решались следующие задачи:

 

-         воспитание  гражданско – патриотических  чувств через проектную деятельность, в основе которой лежит географическое  краеведение. Итогом работы над творческим проектом «Заповедная моя Родина» стало 2 место в общешкольном конкурсе «Лучший проект года»

 

-         организация  интеллектуально – познавательной  деятельности, формирование эмоционально  – положительного отношения к  учёбе и повышение рейтинга знанийосуществлялось в процессе участия класса в предметных декадах, выпусках предметных газет,  играх «Эрудит – лото» и «Интеллектуальном марафоне». МИГ «Знание» контролировал выполнение домашних заданий, состояние учебных дел  в классе. В результате в классе по итогам года нет ни одного неуспевающего (успеваемость – 100%), повысилось качество знаний по сравнению с пошлым годом (до 45,8%), класс занял 3 место в общешкольном конкурсе «Лучший класс года» в номинации «За учебные достижения»;

 

-         стабилизация  показателей уровня воспитанности  учащихся, не допустить снижения  показателей: «отношение к учению»,  «долг и ответственность», «дисциплинированность». Усилия, направленные на реализацию  этой задачи, были оправданы. На  рабочих линейках в течение года в адрес учащихся не было сделано ни одного замечания по поводу нарушения правил поведения. В классе нет детей, состоящих на внутришкольном контроле, на учёте в ПДН, КДН, в классе нет детей с низким уровнем воспитанности.

 

  - активизация деятельности органов ученического самоуправления через    развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

 

Ученическое самоуправление классе в  течение ряда лет осуществляется через МИГи (малые инициативные группы), что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в малые инициативные группы по интересам: МИГ «Гонг», МИГ «Знание», МИГ «Спорт», МИГ «Труд», Миг «Интерес». Каждая группа занимается планированием и организацией КТД по различным направлениям.

 

    Итоги анкетирования  учащихся в 2005– 2006 учебном  году по методике М.И.Рыжкова  «Определение уровня развития  классного коллектива» показали, что по основным параметрам, а  именно: «организованность классного коллектива», «ответственность за общественные дела», «ответственность за свои дела» показатели определены как высокие, в общем уровень развития классного коллектива определён как средний, что вполне соответствует реальной действительности.

 

2.     Перспективы жизнедеятельности  классного сообщества представляют  собой совокупность идеальной,  результативной и процессуальной  целей  воспитательной работы  данном классе.

 

Идеальная цель воспитательной работы в классе совпадает со стратегической целью школы: «Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самоутверждения и самореализации».

 

Результативная цель воспитательного  и образовательного процесса в данном классе – «Успешное завершение второй ступени образования и получение основного общего образования».

 

 Процессуальная цель на конкретном  этапе – использование воспитательных  возможностей проектной деятельности  во внеклассной работе для  формирования ключевых  компетентностей:  коммуникативной, социальной, нравственной, информационной.

 

 

 

Функционально – деятельностный компонент, в который  входят:

 

1.     Системообразующий вид деятельности  и методы организации совместной  деятельности  и общения классного  сообщества и классного руководителя.

Информация о работе Модель воспитательной системы класса