Морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в период Великой Отечественной Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

14.1. Перестройка советской психологии в соответствии с условиями военного времени
14.1.1. Общая ситуация в стране после начала войны
14.1.2. Основные требования к психологическим разработкам и исследованиям в условиях военного времени
14.1.3. Основные задачи психологической науки в условиях военного времени
14.1.4. Организационно - структурное развитие советской психологии в годы войны. Расширение географии психологических центров
14.1.5. Подготовка психологических кадров в годы войны

Файлы: 1 файл

морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в годы.docx

— 87.08 Кб (Скачать файл)

Морально  психологическая  подготовка личного  состава Советской  Армии в период Великой Отечественной  Войны 

 

14.1. Перестройка  советской психологии в соответствии  с условиями военного времени

14.1.1. Общая ситуация  в стране после начала войны 

14.1.2. Основные  требования к психологическим  разработкам и исследованиям  в условиях военного времени 

14.1.3. Основные  задачи психологической науки  в условиях военного времени 

14.1.4. Организационно - структурное развитие советской  психологии в годы войны. Расширение  географии психологических центров 

14.1.5. Подготовка  психологических кадров в годы  войны  
 

14.1.1. Общая ситуация  в стране после начала войны 

Вторая мировая  война, начавшаяся в Европе, и 22 июня 1941 года перешагнувшая границы Советского Союза, существенным образом изменила весь уклад жизни общества. Естественным, и, что главное, необходимым образом  военные нужды подчинили себе все сферы жизнедеятельности  советского государства и общества.

           Наука и научная интеллигенция  не остались в стороне от  этого процесса. Уже 28 июня 1941 г.  Академия Наук СССР обратилась  к ученым всех стран с призывом  объединить силы для защиты  человеческой культуры от "коричневой  чумы". В этом воззвании подчеркивалось: "В этот час решительного  боя советские ученые идут  со своим народом, отдавая все  силы борьбе с фашистскими  поджигателями войны - во имя  защиты своей Родины и во  имя защиты мировой науки и  спасения культуры, служащей всему  человечеству" (Против фашистских  палачей..., 1941. С. 9-10). Изменения военного  времени затронули практически  все аспекты существования и  функционирования науки: организационную  структуру, направления работы  и тематику исследований, формы  практической деятельности, требования  к научным разработкам, подготовку  научных кадров и т.д. При  этом, как отмечал Председатель  Комитета по делам высшей школы  при Совнаркоме СССР С. Кафтанов, "война не только не ослабила  пульса творческой жизни в  нашей стране, но, наоборот, дала  новый мощный толчок к дальнейшему  развитию научной мысли. Тревога  за судьбу родины, жгучая ненависть  к немецко-фашистским захватчикам  явились источником небывалого  вдохновения для деятелей науки,  техники, культуры в нашей стране" (Кафтанов С., 1943. С.2).

           Соответствующие изменения отмечаются  и в области психологической  науки. Что же означал перевод  психологии на "военные рельсы", как тогда говорили?

Необходимо было:

1) изменить тематику  научных исследований, отказаться  от ряда традиционных направлений,  развивать новые предметные области  психологии;

2) осуществить  преобразования в организационной  структуре, пересмотреть вопросы,  связанные с научной координацией  и развитием науки; 

3) качественно  изменить формы взаимодействия  психологии с практикой, способствовать  росту прикладных практических  разработок (Кольцова В.А., Олейник  Ю.Н., 1990. С. 17).  

Остановимся подробно на тех изменениях, которые произошли  в психологической науке с  началом войны, тех особенностях и фактах, которые характеризовали  ее развитие в военные годы. 
 

14.1.2. Основные  требования к психологическим  разработкам и исследованиям  в условиях военного времени 

Практика, потребности  общественной жизни всегда были важным стимулом научной деятельности. Однако в экстремальной ситуации военного времени эта связь стала еще  более непосредственной и динамичной. Режим работы в условиях сворачивания (в первый год войны) деятельности ряда научных центров, их перебазирования  в другие районы страны, сокращения числа психологов, занимавшихся научно-исследовательской  деятельностью, привели к необходимости  максимальной, предельной мобилизации  и концентрации всех интеллектуальных ресурсов на наиболее важном направлении - практических нуждах военного времени.

           Соответственно все вышеуказанное,  а также необходимость повышения  эффективности научно-исследовательской  работы обусловили как одно  из основных требований прикладную  ориентированность теоретических  и экспериментальных разработок  на решение актуальных практических  задач. В качестве ведущего  критерия оценки результатов  и основного ориентира при  планировании научно-исследовательской  работы использовались ее прикладная  значимость и практическая эффективность.  Это было связано, помимо прочего,  и с тем, что база научных  разработок перемещалась из стен  и лабораторий исследовательских  институтов в практические учреждения. В области психологии это были, в первую очередь, госпитали  и клиники. Соответственно этому,  как отмечалось, "и научная  тематика... должна строиться так,  чтобы выполнение тематики повышало  качество лечебной работы" (Морозовский  Н.С., 1942. С. 3).

           Более того, специально подчеркивалась  необходимость неразрывного единства  научно-исследовательской и научно-практической  работы. Так, в начале 1942 г. был  разработан план научно-исследовательских  работ на 1942 г. в госпиталях. В  инструктивном письме и комментарии  к этому плану председатель  Ученого Медицинского Совета  Наркомата здравоохранения СССР  Абрикосов и Начальник Главного  управления эвакогоспиталей С.  Миловидов указывали не только  на использование эвакогоспиталей  как базы для научно-исследовательской  работы, но и на то, что "необходимо  изжить совершенно неправильное  мнение о том, что научно-исследовательская  работа несовместима с повседневной  практической деятельностью" (О  развертывании НИР..., 1942. С. 52; Методическое  письмо..., 1942. С. 53).

           Другим важным требованием к  научным разработкам явилось  существенное сокращение сроков  исследований. Это было обусловлено  не только тем, что ситуация  на фронтах требовала оперативности  во всех вопросах (как писал  прозаик В. Чалмаев, "годы были  втиснуты в месяцы, недели спрессованы  в часы" (Чалмаев В., 1985. С. 303), но  и тем обстоятельством, что  результаты исследований с нетерпением  ожидались практическими работниками  для использования их в повседневной  деятельности.

           Очень часто именно от оперативности  получения результата экспериментально-научной  разработки зависела жизнь конкретных  людей. В этом отношении характерно  одно из высказываний Наркома  здравоохранения Грузии С.Н. Мачавариани  на совещании медицинских работников  эвакогоспиталей Грузии летом  1942 г.: "Ряд ценнейших предложений  с прежней медлительностью испытываются, изучаются и апробируются в  клиниках и комиссиях; между  тем, сейчас нужны иные темпы" (Мачавариани С.Н., 1942. С. 7). Он особо  подчеркнул: "Кое-кто из наших  научных работников еще не  считает нужным немедленно делиться  с общественностью всеми полученными  ими в процессе работы положительными  фактами того или иного нововведения, применения того или иного  препарата. Подобным "секретам" сейчас не должно быть места" (Там же. С. 7). Тем самым формулировалось  еще одно требование - открытость, доступность результатов исследований  широкому кругу ученых и практических  работников.

           Условия военного времени обусловили  и ряд особенностей проведения  научно-исследовательской работы  в области психологии.

           Во-первых, как правило, большинство  работ выполнялось психологами  в тесном взаимодействии со  специалистами других профессий.  Это позволяло не только комплексно  решать все аспекты проблемы, но и использовать для этого  данные из других областей  знания. При анализе эффективности  научных исследований в одной  из ключевых сфер практического  приложения психологии в военные  годы специально подчеркивалось, что "наши научные изыскания  в области изучения боевой  травмы, обеспечившие успехи лечения  раненых, основывались на широком  охвате проблем различных теоретических  и клинических дисциплин, что  обеспечило комплексное, всестороннее  и глубокое изучение важнейших  вопросов, связанных с раневым  процессом..." (Руфанов И.Г., Ростоцкий  И.Б., 1946. С. 4).

           Во-вторых, подавляющая часть исследований  включала полный, завершенный цикл  разработки: от теоретического обоснования  - через экспериментальную проверку - до практического внедрения.

           В-третьих, не теоретические выкладки  и положения определяли программу,  процедуру и методы исследования, а конкретная практическая задача  и реальные возможности ее  решений. В наибольшей степени  это было типично для разработок  по восстановлению боеспособности  и трудоспособности раненых бойцов. "Наблюдения над тщательно  обследованными больными и ранеными  должны служить основным материалом  для научных выводов. Если обычно  научную работу мы базируем  на двух методах - наблюдении  и эксперименте, то здесь в  нашем распоряжении остается  только метод наблюдения" (Морозовский  Н.С., 1942. С. 3).

Таким образом, основными особенностями организации  и проведения психологических разработок и исследований в период войны  явились:

четко выраженная прикладная направленность;

единство научно-исследовательской  и научно-практической работы;

сокращенные сроки  проведения;

открытость и  доступность результатов широкому кругу специалистов;

междисциплинарный характер;

завершенность исследовательско-внедренческого цикла;

практичность  и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов.  

Эти особенности  обусловливались требованиями времени  и реализовывались на фоне преимущественного  внимания психологов к прикладным и  методическим, а не собственно теоретическим  вопросам психологического знания (следует  отметить, что большинство из этих требований не были специфичны только для психологических исследований и разработок, а распространялись на научно-исследовательскую деятельность в целом). 
 

14.1.3. Основные  задачи психологической науки  в условиях военного времени 

Начавшаяся Великая  Отечественная война остро поставила  вопрос о задачах психологов в  обеспечении победы над врагом. Вспоминая  о первых днях войны, известный советский  нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство  общей ответственности и общей  цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы  противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти  свое место в этой борьбе - или  непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых" (Лурия А.Р., 1982. С. 129).

Основными задачами, которые были поставлены перед психологией, являлись:

активное, масштабное применение психологических разработок и результатов исследований в  решении важнейших прикладных задач, обусловленных нуждами военного времени;

изучение негативных психологических феноменов, вызванных  войной, и разработка рекомендаций по их нейтрализации;

осуществление консультационной работы по широкому кругу проблем с использованием психологических знаний и др.  

Безусловно, эти  задачи имели специфику и носили более конкретный характер применительно  к отдельным научным коллективам  и областям, в которых они специализировались. Вот, например, как формировались  задачи одной из кафедр психологии и педагогики Мордовского пединститута:

Максимальная  насыщенность всех курсов лекций и  практических занятий вопросами  оборонно-военного характера, вопросами  разоблачения реакционных основ  фашистских псевдонаучных измышлений в области педагогики, психологии и школьной гигиены.

Самое активное участие в общеинститутской работе по воспитанию учителей.

Подчинение научно-исследовательской  работы задачам Великой Отечественной  войны.

Информация о работе Морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в период Великой Отечественной Войны