Морально
психологическая
подготовка личного
состава Советской
Армии в период
Великой Отечественной
Войны
14.1. Перестройка
советской психологии в соответствии
с условиями военного времени
14.1.1. Общая ситуация
в стране после начала войны
14.1.2. Основные
требования к психологическим
разработкам и исследованиям
в условиях военного времени
14.1.3. Основные
задачи психологической науки
в условиях военного времени
14.1.4. Организационно
- структурное развитие советской
психологии в годы войны. Расширение
географии психологических центров
14.1.5. Подготовка
психологических кадров в годы
войны
14.1.1. Общая ситуация
в стране после начала войны
Вторая мировая
война, начавшаяся в Европе, и 22 июня
1941 года перешагнувшая границы Советского
Союза, существенным образом изменила
весь уклад жизни общества. Естественным,
и, что главное, необходимым образом
военные нужды подчинили себе
все сферы жизнедеятельности
советского государства и общества.
Наука и научная интеллигенция
не остались в стороне от
этого процесса. Уже 28 июня 1941 г.
Академия Наук СССР обратилась
к ученым всех стран с призывом
объединить силы для защиты
человеческой культуры от "коричневой
чумы". В этом воззвании подчеркивалось:
"В этот час решительного
боя советские ученые идут
со своим народом, отдавая все
силы борьбе с фашистскими
поджигателями войны - во имя
защиты своей Родины и во
имя защиты мировой науки и
спасения культуры, служащей всему
человечеству" (Против фашистских
палачей..., 1941. С. 9-10). Изменения военного
времени затронули практически
все аспекты существования и
функционирования науки: организационную
структуру, направления работы
и тематику исследований, формы
практической деятельности, требования
к научным разработкам, подготовку
научных кадров и т.д. При
этом, как отмечал Председатель
Комитета по делам высшей школы
при Совнаркоме СССР С. Кафтанов,
"война не только не ослабила
пульса творческой жизни в
нашей стране, но, наоборот, дала
новый мощный толчок к дальнейшему
развитию научной мысли. Тревога
за судьбу родины, жгучая ненависть
к немецко-фашистским захватчикам
явились источником небывалого
вдохновения для деятелей науки,
техники, культуры в нашей стране"
(Кафтанов С., 1943. С.2).
Соответствующие изменения отмечаются
и в области психологической
науки. Что же означал перевод
психологии на "военные рельсы",
как тогда говорили?
Необходимо было:
1) изменить тематику
научных исследований, отказаться
от ряда традиционных направлений,
развивать новые предметные области
психологии;
2) осуществить
преобразования в организационной
структуре, пересмотреть вопросы,
связанные с научной координацией
и развитием науки;
3) качественно
изменить формы взаимодействия
психологии с практикой, способствовать
росту прикладных практических
разработок (Кольцова В.А., Олейник
Ю.Н., 1990. С. 17).
Остановимся подробно
на тех изменениях, которые произошли
в психологической науке с
началом войны, тех особенностях
и фактах, которые характеризовали
ее развитие в военные годы.
14.1.2. Основные
требования к психологическим
разработкам и исследованиям
в условиях военного времени
Практика, потребности
общественной жизни всегда были важным
стимулом научной деятельности. Однако
в экстремальной ситуации военного
времени эта связь стала еще
более непосредственной и динамичной.
Режим работы в условиях сворачивания
(в первый год войны) деятельности
ряда научных центров, их перебазирования
в другие районы страны, сокращения
числа психологов, занимавшихся научно-исследовательской
деятельностью, привели к необходимости
максимальной, предельной мобилизации
и концентрации всех интеллектуальных
ресурсов на наиболее важном направлении
- практических нуждах военного времени.
Соответственно все вышеуказанное,
а также необходимость повышения
эффективности научно-исследовательской
работы обусловили как одно
из основных требований прикладную
ориентированность теоретических
и экспериментальных разработок
на решение актуальных практических
задач. В качестве ведущего
критерия оценки результатов
и основного ориентира при
планировании научно-исследовательской
работы использовались ее прикладная
значимость и практическая эффективность.
Это было связано, помимо прочего,
и с тем, что база научных
разработок перемещалась из стен
и лабораторий исследовательских
институтов в практические учреждения.
В области психологии это были,
в первую очередь, госпитали
и клиники. Соответственно этому,
как отмечалось, "и научная
тематика... должна строиться так,
чтобы выполнение тематики повышало
качество лечебной работы" (Морозовский
Н.С., 1942. С. 3).
Более того, специально подчеркивалась
необходимость неразрывного единства
научно-исследовательской и научно-практической
работы. Так, в начале 1942 г. был
разработан план научно-исследовательских
работ на 1942 г. в госпиталях. В
инструктивном письме и комментарии
к этому плану председатель
Ученого Медицинского Совета
Наркомата здравоохранения СССР
Абрикосов и Начальник Главного
управления эвакогоспиталей С.
Миловидов указывали не только
на использование эвакогоспиталей
как базы для научно-исследовательской
работы, но и на то, что "необходимо
изжить совершенно неправильное
мнение о том, что научно-исследовательская
работа несовместима с повседневной
практической деятельностью" (О
развертывании НИР..., 1942. С. 52; Методическое
письмо..., 1942. С. 53).
Другим важным требованием к
научным разработкам явилось
существенное сокращение сроков
исследований. Это было обусловлено
не только тем, что ситуация
на фронтах требовала оперативности
во всех вопросах (как писал
прозаик В. Чалмаев, "годы были
втиснуты в месяцы, недели спрессованы
в часы" (Чалмаев В., 1985. С. 303), но
и тем обстоятельством, что
результаты исследований с нетерпением
ожидались практическими работниками
для использования их в повседневной
деятельности.
Очень часто именно от оперативности
получения результата экспериментально-научной
разработки зависела жизнь конкретных
людей. В этом отношении характерно
одно из высказываний Наркома
здравоохранения Грузии С.Н. Мачавариани
на совещании медицинских работников
эвакогоспиталей Грузии летом
1942 г.: "Ряд ценнейших предложений
с прежней медлительностью испытываются,
изучаются и апробируются в
клиниках и комиссиях; между
тем, сейчас нужны иные темпы"
(Мачавариани С.Н., 1942. С. 7). Он особо
подчеркнул: "Кое-кто из наших
научных работников еще не
считает нужным немедленно делиться
с общественностью всеми полученными
ими в процессе работы положительными
фактами того или иного нововведения,
применения того или иного
препарата. Подобным "секретам"
сейчас не должно быть места"
(Там же. С. 7). Тем самым формулировалось
еще одно требование - открытость,
доступность результатов исследований
широкому кругу ученых и практических
работников.
Условия военного времени обусловили
и ряд особенностей проведения
научно-исследовательской работы
в области психологии.
Во-первых, как правило, большинство
работ выполнялось психологами
в тесном взаимодействии со
специалистами других профессий.
Это позволяло не только комплексно
решать все аспекты проблемы,
но и использовать для этого
данные из других областей
знания. При анализе эффективности
научных исследований в одной
из ключевых сфер практического
приложения психологии в военные
годы специально подчеркивалось,
что "наши научные изыскания
в области изучения боевой
травмы, обеспечившие успехи лечения
раненых, основывались на широком
охвате проблем различных теоретических
и клинических дисциплин, что
обеспечило комплексное, всестороннее
и глубокое изучение важнейших
вопросов, связанных с раневым
процессом..." (Руфанов И.Г., Ростоцкий
И.Б., 1946. С. 4).
Во-вторых, подавляющая часть исследований
включала полный, завершенный цикл
разработки: от теоретического обоснования
- через экспериментальную проверку
- до практического внедрения.
В-третьих, не теоретические выкладки
и положения определяли программу,
процедуру и методы исследования,
а конкретная практическая задача
и реальные возможности ее
решений. В наибольшей степени
это было типично для разработок
по восстановлению боеспособности
и трудоспособности раненых бойцов.
"Наблюдения над тщательно
обследованными больными и ранеными
должны служить основным материалом
для научных выводов. Если обычно
научную работу мы базируем
на двух методах - наблюдении
и эксперименте, то здесь в
нашем распоряжении остается
только метод наблюдения" (Морозовский
Н.С., 1942. С. 3).
Таким образом,
основными особенностями организации
и проведения психологических разработок
и исследований в период войны
явились:
четко выраженная
прикладная направленность;
единство научно-исследовательской
и научно-практической работы;
сокращенные сроки
проведения;
открытость и
доступность результатов широкому
кругу специалистов;
междисциплинарный
характер;
завершенность
исследовательско-внедренческого цикла;
практичность
и комплексность как основные
критерии эффективности и ценности
результатов.
Эти особенности
обусловливались требованиями времени
и реализовывались на фоне преимущественного
внимания психологов к прикладным и
методическим, а не собственно теоретическим
вопросам психологического знания (следует
отметить, что большинство из этих
требований не были специфичны только
для психологических исследований
и разработок, а распространялись
на научно-исследовательскую деятельность
в целом).
14.1.3. Основные
задачи психологической науки
в условиях военного времени
Начавшаяся Великая
Отечественная война остро поставила
вопрос о задачах психологов в
обеспечении победы над врагом. Вспоминая
о первых днях войны, известный советский
нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство
общей ответственности и общей
цели охватило всю страну. Каждый из
нас знал, что мы обязаны объединиться
с нашими соотечественниками, чтобы
противостоять смертельной опасности.
Каждый из нас должен был найти
свое место в этой борьбе - или
непосредственно защищая свою страну,
или работая в оборонной промышленности,
которая была эвакуирована в отдаленные
районы страны, или восстанавливая
здоровье и трудоспособность раненых"
(Лурия А.Р., 1982. С. 129).
Основными задачами,
которые были поставлены перед психологией,
являлись:
активное, масштабное
применение психологических разработок
и результатов исследований в
решении важнейших прикладных задач,
обусловленных нуждами военного
времени;
изучение негативных
психологических феноменов, вызванных
войной, и разработка рекомендаций
по их нейтрализации;
осуществление
консультационной работы по широкому
кругу проблем с использованием
психологических знаний и др.
Безусловно, эти
задачи имели специфику и носили
более конкретный характер применительно
к отдельным научным коллективам
и областям, в которых они специализировались.
Вот, например, как формировались
задачи одной из кафедр психологии
и педагогики Мордовского пединститута:
Максимальная
насыщенность всех курсов лекций и
практических занятий вопросами
оборонно-военного характера, вопросами
разоблачения реакционных основ
фашистских псевдонаучных измышлений
в области педагогики, психологии
и школьной гигиены.
Самое активное
участие в общеинститутской работе
по воспитанию учителей.
Подчинение научно-исследовательской
работы задачам Великой Отечественной
войны.