Самое широкое
развертывание общественно-педагогической,
агитационно-пропагандистской работы
среди учительства, родителей и
всего трудящегося населения"
(Ососков А.В., 1943. С. 56).
В соответствии
с этими задачами пересматривались
учебные программы, планы работ,
содержание лекций. В данном, конкретном
случае был существенно изменен
курс по психологии, а также содержание
лекций по темам "Характер", "Воля".
Перед медицинскими психологами,
работавшими в психиатрических
клиниках, были поставлены несколько
иные задачи: организация лечения
военнослужащих, страдающих нервно-психическими
заболеваниями; консультативная
работа в эвакуационных, т.е.
расположенных в тылу, госпиталях;
проведение нервно-психиатрической
военно-врачебной экспертизы; обеспечение
бесперебойной работы психиатрических
больниц (Каранович Г.Г., 1944. С. 4-5).
Существенным образом изменялись
и задачи психологов, работавших
в области практического здравоохранения
и посттравматической реабилитации.
Если в мирное время основная
задача состояла в том, чтобы
в ходе всестороннего изучения
больного установить "малейшие
функциональные и органические
изменения в организме" для
проведения профилактики, то в
военных условиях, когда речь
идет по существу о здоровом,
но получившем травму человеке,
задача заключается в установлении
того, "насколько раненый или
больной боец может, вернувшись
в ряды армии, в строй или
на нестроевую работу, выполнять
свой долг перед страной в
грозные годы Великой Отечественной
войны" (Лурия А.Р., 1942. С. 18-19).
Конечно, на разных этапах войны
эти задачи трансформировались
и видоизменялись в соответствии
с актуализацией тех или иных
аспектов практической работы. Например,
в начале войны перед врачами
и психологами, работавшими в
эвакогоспиталях, стояла задача
рационализации лечения во второй
фазе раневого процесса и восстановление
боеспособности раненых бойцов
и командиров в возможно короткий
срок; в конце войны, в 1945 г.,
перед работниками эвакогоспиталей
были поставлены новые задачи:
ориентация на лечение последствий
ранений, обеспечение медицинской
помощью инвалидов, восстановление
их трудоспособности, сохранение
для истории материалов об
организации госпитального дела
(Материалы Пленума..., 1945). К концу
войны изменились и задачи
в области психологии воспитания
и педагогической психологии: "героика
войны, ратного подвига, самоотверженной
защиты Родины" дополнялась героикой
мирного созидательного труда
(Потемкин В.П., 1945. С. 8).
14.1.4. Организационно-структурное
развитие советской психологии
в годы войны. Расширение географии
психологических центров
Начавшаяся война
обусловила необходимость существенной
организационной и структурной
перестройки в деятельности научно-исследовательских
и научно-практических центров, в
том числе и психологических.
Изменения затронули фактически
все элементы организации, управления,
кадрового обеспечения и функционирования
науки.
Одним из важнейших вопросов
нормального функционирования научных
учреждений являлся вопрос управления
научно-исследовательскими и научно-практическими
разработками. В сложных условиях
военного времени, когда часть
учреждений закрывалась, научные
коллективы (иногда фактически в
полном составе) уходили добровольцами
на фронт или призывались в
действующую армию, а значительная
часть институтов и лабораторий
эвакуировалась в тыл, необходимо
было обеспечить необходимый
уровень координации проводимых
работ. Успешно эту задачу можно
было решить путем поддержания
определенного уровня централизации
управления (см. дополнительный материал
14.9).
Так, в самом начале войны
были созданы комиссии по координации,
содействию и внедрению разработок
по оборонной тематике при
различных государственных и
общественных структурах: Наркоматах,
Президиумах АН СССР и республиканских
Академиях наук, ведущих учебных
центрах, городских и областных
комитетах Союза работников высшей
школы, научно-исследовательских
учреждениях и т.д. (Мачавариани
В., 1943. С. 78). Их задачей являлась
разработка и согласование планов
научно-исследовательской работы, контроль
за его выполнением, помощь
во внедрении и широком информировании
о результатах исследований. Фактически
с той же целью в соответствии
с Приказом Наркомздрава СССР
№ 0162 от 7 апреля 1942 г. при управлениях
и отделах эвакогоспиталей, Наркомздравах
союзных и автономных республик,
областных отделах здравоохранения
создавались госпитальные советы.
В число их задач входило:
обсуждение материалов об эффективности
лечения и лечебных методиках
при различных заболеваниях и
ранениях, о новых методах лечения
и организации специализированной
лечебной помощи.
Быстрое наступление противника
в первые месяцы войны поставило
вопрос о необходимости эвакуации
в тыл научно-исследовательских
и учебных заведений. При этом
не только необходимо было
перебазировать эти учреждения
в новые места их расположения,
но в максимально короткие
сроки наладить их функционирование
и организовать эффективную деятельность.
Основными местами эвакуации
были Средняя Азия, Сибирь, восточно-европейские
районы страны. Надо отметить, что
эта довольно сложная работа
по передислокации научных центров
была выполнена успешно. Уже
с конца 1941 г. возобновили свою
работу Ленинградский институт
мозга им. В.М. Бехтерева и его
отдел психологии, эвакуированный
в г. Самарканд.
С осени 1942 г. Ленинградский
педагогический институт им. Герцена
разворачивает работу в г. Кыштыме
Челябинской области (Хроника…,
1943. С. 59). Московский государственный
педагогический институт в 1941
г. был эвакуирован в г. Ойрот-Тура
Ойротской автономной области
(ныне Алтайская область). При
этом профессора и преподаватели,
помимо налаживания работы в
соответствии с учебными программами,
читали курсы лекций по педагогике
и психологии для учителей
младших, средних и старших
классов школ города. С первых
же дней был организован цикл
лекций психолого-педагогической
направленности для родителей
в рамках родительского университета,
созданного при пединституте (Белоусов
С.Н., 1944. С. 43).
Таким образом, эвакуация научных
и учебно-образовательных центров
в тыловые районы страны была
одним из направлений организационых
переструктурирований в области
психологии.
Второе направление организационно-структурных
изменений заключалось в привлечении
отдельных ученых к работе
уже созданных учреждений в
тыловых районах страны. Так, например,
один из лидеров ленинградской
психологической школы Б.Г. Ананьев
активно включился в деятельность
неврологического центра, созданного
на базе Н-ского госпиталя в
Тбилиси. Этот неврологический
центр объединял ряд научно-исследовательских
кабинетов Академии наук Грузии,
которые возглавляли известные
грузинские психологи и физиологи
(Д.Н. Узнадзе, И. Бериташвили
и др.).
Третьим направлением организационных
преобразований в области психологии
явилось создание новых структур,
призванных решать психологически
проблемы. Особенно интенсивно эта
работа развернулась в связи
с необходимостью обеспечения
процесса восстановления нарушенных
психических функций у раненых.
В первые месяцы войны А.Р.
Лурия было поручено организовать
и обеспечить деятельность тылового
восстановительного госпиталя нейрохирургического
профиля. Возглавив группу из
30 научных сотрудников, он выехал
на Южный Урал. А.Р. Лурия вспоминал:
"Я выбрал для этой цели (создания
госпиталя - примеч. авторов) недавно
открытый санаторий на 400 мест
в маленькой деревне Кисегач
близ Челябинска. Все помещения
санатория были переоборудованы
для терапевтического лечения
и восстановительной работы и уже через
месяц я с группой моих бывших московских
сотрудников начал работать в госпитале...
Госпиталь был скромно оборудован нейрофизиологическими
приборами, нейрохирургической аппаратурой
и аппаратурой гистологической лаборатории.
В таких условиях нам приходилось ставить
диагнозы и лечить самые разнообразные
нарушения психических функций, начиная
с дефектов ощущений, восприятия и движения
до нарушений интеллектуальных процессов.
Выручала наша преданность делу" (Лурия
А.Р., 1982. С. 130). Спустя три года госпиталь
был переведен в Москву, где А.Р. Лурия
и его коллеги продолжили работу по восстановлению
боеспособности и трудоспособности раненых.
Примерно такая же научно-организационная
работа была выполнена А.Н.
Леонтьевым и его коллегами
по научно-исследовательскому Институту
психологии, который он возглавил
в октябре 1941 г. (примерно в
это же время Институт психологии
был выведен из подчинения
Наркомпроса СССР и включен
в структуру Московского университета).
В декабре 1941 г. этот институт,
в составе Московского университета,
был эвакуирован в г. Ашхабад.
Несколько позже, когда университет
был переведен в г. Свердловск,
А.Н. Леонтьев назначается научным
руководителем (а фактически организатором)
эвакогоспиталя в небольшом поселке
Кауровка на берегу реки Чусовой.
Вместе со своими коллегами
и друзьями (начальником медицинской
части этого госпиталя был
П.Я. Гальперин, там же работали
известные психологи А.В. Запорожец,
В.С. Мерлин, А.Г. Комм, Т.О. Гиневская,
Я.З. Неверович и другие) он
организует работу по восстановлению
движений у раненых. Впоследствии
эта работа была подробно описана
в книге, изданной в 1945 г. (Леонтьев
А.Н., Запорожец А.В, 1945). В сентябре
1943 г. А.Н. Леонтьев после эвакуации
Института психологии возвращается
в Москву (Леонтьев., 1983. С. 22).
Несмотря на сложности, связанные
с возвращением к полноценной
научно-творческой деятельности, большинство
психологических центров к 1944-45
гг. возобновляют научно-исследовательскую
деятельность в традиционных
психологических центрах Ленинграда
и Москвы. Однако перемещение
психологических учреждений в
ходе эвакуации в отдаленные
районы страны имело, помимо
прочего, и положительные последствия.
Они состояли в том, что деятельность
эвакуированных институтов, лабораторий,
клиник послужила отправной точкой
для интенсивного развития психологической
науки в местах их дислокации.
По сути дела, было осуществлено
"массовое хождение психологов
в народ", проведена большая
просветительская работа - пропаганда
психологических знаний. Вероятно,
именно вследствие этого сразу
после войны начинает активно
развиваться психологическая наука
в Средней Азии (Казахстан, Узбекистан,
Киргизия), на Урале (г. Пермь)
и в других городах и районах
страны (создаются кафедры психологии
в Армянском пединституте, Тартуском
университете, Киргизском пединституте
и т.д.).
Говоря об организационном развитии
психологии, необходимо отметить, что
изменения за годы войны в
этой сфере были очень существенными.
Был создан ряд новых психологических
учреждений, которые уже в послевоенное
время стали крупными психологическими
центрами. В 1941 г. на базе лаборатории
экспериментальной психологии Тбилисского
государственного университета
создается сектор психологии
АН ГССР, ставший методическим
центром по психологии в Грузии.
В Киеве в 1945 г. создается
научно-исследовательский институт
психологии, впоследствии - один из
ведущих психологических центров
на Украине. В том же году
в составе Института философии
АН СССР под руководством С.Л.
Рубинштейна организован сектор
психологии - первое специализированное
психологическое подразделение
в рамках "большой", или союзной,
АН СССР (Брушлинский А.В., 1995). Большое
значение имело и создание
при философском факультете Московского
университета в 1943 г., и при
философском факультете Ленинградского
университета - в 1944 г. - отделений
психологии (в 60-е гг. они были
преобразованы в факультеты психологии,
первые в нашей стране), ставших
впоследствии основными центрами
подготовки профессиональных психологов.
Важнейшее значение для всего
хода последующего развития психологии
в СССР имело создание в
октябре 1943 г. Академии педагогических
наук, основными задачами которой
являлись: научная разработка вопросов
психологии, подготовка через аспирантуру
и докторантуру (см. дополнительный
материал 14.10) научно-педагогических
кадров для вузов и научно-исследовательских
институтов по психологии. В состав
комиссии по подготовке материалов
по организации Академии педагогических
наук входил известный советский
психолог С.Л. Рубинштейн.
Академия педагогических наук
имела два отделения - психологическое
и педагогическое. Соответственно
были введены звания "академик"
и "член-корреспондент" Академии
педагогических наук, которые присваивались
конкретному исследователю после
выборов из некоторого числа
возможных кандидатов. Необходимо
подчеркнуть, что под управление
и руководство Академии педагогических
наук (после ее создания) были
переданы некоторые крупные психологические
институты. Например, Московский
Институт психологии (созданный
еще в 1912 г.), в предвоенные годы
подчинялся Наркомпросу. Затем,
в начале войны он был передан
в подчинение и управление
Московского университета. После
же создания Академии педагогических
наук этот институт (в числе
некоторых других институтов) вошел
в состав этой академии.
Таким образом, можно сказать,
что на протяжении войны шел
поиск наиболее эффективной системы
управления психологической наукой
и всей наукой в целом. Создание
Академии педагогических наук
является очень важным моментом
не только в истории развития
советской психологии в годы
войны. Значение этого события
гораздо шире. Отделение психологии
Академии педагогических наук
стало, по сути дела, единым
централизованным координационным
и научно-методическим центром
советской психологической науки.
Академия педагогических наук
с первых дней своего существования
активно организует и проводит
научные конференции по психологии,
издает большое число психологических
книг, разрабатывает учебные и
учебно-методические материалы по
преподаванию психологии.
Доказательством
актуальной потребности в создании
такого центра по координации психологических
исследований является оперативная
организация деятельности Академии
педагогических наук и ее психологического
отделения. Вот хроника этих событий: