Морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в период Великой Отечественной Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

14.1. Перестройка советской психологии в соответствии с условиями военного времени
14.1.1. Общая ситуация в стране после начала войны
14.1.2. Основные требования к психологическим разработкам и исследованиям в условиях военного времени
14.1.3. Основные задачи психологической науки в условиях военного времени
14.1.4. Организационно - структурное развитие советской психологии в годы войны. Расширение географии психологических центров
14.1.5. Подготовка психологических кадров в годы войны

Файлы: 1 файл

морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в годы.docx

— 87.08 Кб (Скачать файл)

Самое широкое  развертывание общественно-педагогической, агитационно-пропагандистской работы среди учительства, родителей и  всего трудящегося населения" (Ососков А.В., 1943. С. 56).  

В соответствии с этими задачами пересматривались учебные программы, планы работ, содержание лекций. В данном, конкретном случае был существенно изменен  курс по психологии, а также содержание лекций по темам "Характер", "Воля".

           Перед медицинскими психологами,  работавшими в психиатрических  клиниках, были поставлены несколько  иные задачи: организация лечения  военнослужащих, страдающих нервно-психическими  заболеваниями; консультативная  работа в эвакуационных, т.е.  расположенных в тылу, госпиталях; проведение нервно-психиатрической  военно-врачебной экспертизы; обеспечение  бесперебойной работы психиатрических  больниц (Каранович Г.Г., 1944. С. 4-5).

           Существенным образом изменялись  и задачи психологов, работавших  в области практического здравоохранения  и посттравматической реабилитации. Если в мирное время основная  задача состояла в том, чтобы  в ходе всестороннего изучения  больного установить "малейшие  функциональные и органические  изменения в организме" для  проведения профилактики, то в  военных условиях, когда речь  идет по существу о здоровом, но получившем травму человеке, задача заключается в установлении  того, "насколько раненый или  больной боец может, вернувшись  в ряды армии, в строй или  на нестроевую работу, выполнять  свой долг перед страной в  грозные годы Великой Отечественной  войны" (Лурия А.Р., 1942. С. 18-19).

           Конечно, на разных этапах войны  эти задачи трансформировались  и видоизменялись в соответствии  с актуализацией тех или иных  аспектов практической работы. Например, в начале войны перед врачами  и психологами, работавшими в  эвакогоспиталях, стояла задача  рационализации лечения во второй  фазе раневого процесса и восстановление  боеспособности раненых бойцов  и командиров в возможно короткий  срок; в конце войны, в 1945 г., перед работниками эвакогоспиталей  были поставлены новые задачи: ориентация на лечение последствий  ранений, обеспечение медицинской  помощью инвалидов, восстановление  их трудоспособности, сохранение  для истории материалов об  организации госпитального дела (Материалы Пленума..., 1945). К концу  войны изменились и задачи  в области психологии воспитания  и педагогической психологии: "героика  войны, ратного подвига, самоотверженной  защиты Родины" дополнялась героикой  мирного созидательного труда  (Потемкин В.П., 1945. С. 8). 
 

14.1.4. Организационно-структурное  развитие советской психологии  в годы войны. Расширение географии  психологических центров 

Начавшаяся война  обусловила необходимость существенной организационной и структурной  перестройки в деятельности научно-исследовательских  и научно-практических центров, в  том числе и психологических. Изменения затронули фактически все элементы организации, управления, кадрового обеспечения и функционирования науки.

           Одним из важнейших вопросов  нормального функционирования научных  учреждений являлся вопрос управления  научно-исследовательскими и научно-практическими  разработками. В сложных условиях  военного времени, когда часть  учреждений закрывалась, научные  коллективы (иногда фактически в  полном составе) уходили добровольцами  на фронт или призывались в  действующую армию, а значительная  часть институтов и лабораторий  эвакуировалась в тыл, необходимо  было обеспечить необходимый  уровень координации проводимых  работ. Успешно эту задачу можно  было решить путем поддержания  определенного уровня централизации  управления (см. дополнительный материал 14.9).

           Так, в самом начале войны  были созданы комиссии по координации,  содействию и внедрению разработок  по оборонной тематике при  различных государственных и  общественных структурах: Наркоматах, Президиумах АН СССР и республиканских  Академиях наук, ведущих учебных  центрах, городских и областных  комитетах Союза работников высшей  школы, научно-исследовательских  учреждениях и т.д. (Мачавариани  В., 1943. С. 78). Их задачей являлась  разработка и согласование планов  научно-исследовательской работы, контроль  за его выполнением, помощь  во внедрении и широком информировании  о результатах исследований. Фактически  с той же целью в соответствии  с Приказом Наркомздрава СССР  № 0162 от 7 апреля 1942 г. при управлениях  и отделах эвакогоспиталей, Наркомздравах  союзных и автономных республик,  областных отделах здравоохранения  создавались госпитальные советы. В число их задач входило:  обсуждение материалов об эффективности  лечения и лечебных методиках  при различных заболеваниях и  ранениях, о новых методах лечения  и организации специализированной  лечебной помощи.

           Быстрое наступление противника  в первые месяцы войны поставило  вопрос о необходимости эвакуации  в тыл научно-исследовательских  и учебных заведений. При этом  не только необходимо было  перебазировать эти учреждения  в новые места их расположения, но в максимально короткие  сроки наладить их функционирование  и организовать эффективную деятельность. Основными местами эвакуации  были Средняя Азия, Сибирь, восточно-европейские  районы страны. Надо отметить, что  эта довольно сложная работа  по передислокации научных центров  была выполнена успешно. Уже  с конца 1941 г. возобновили свою  работу Ленинградский институт  мозга им. В.М. Бехтерева и его  отдел психологии, эвакуированный  в г. Самарканд.

           С осени 1942 г. Ленинградский  педагогический институт им. Герцена  разворачивает работу в г. Кыштыме  Челябинской области (Хроника…, 1943. С. 59). Московский государственный  педагогический институт в 1941 г. был эвакуирован в г. Ойрот-Тура  Ойротской автономной области  (ныне Алтайская область). При  этом профессора и преподаватели,  помимо налаживания работы в  соответствии с учебными программами,  читали курсы лекций по педагогике  и психологии для учителей  младших, средних и старших  классов школ города. С первых  же дней был организован цикл  лекций психолого-педагогической  направленности для родителей  в рамках родительского университета, созданного при пединституте (Белоусов  С.Н., 1944. С. 43).

           Таким образом, эвакуация научных  и учебно-образовательных центров  в тыловые районы страны была  одним из направлений организационых  переструктурирований в области  психологии.

           Второе направление организационно-структурных  изменений заключалось в привлечении  отдельных ученых к работе  уже созданных учреждений в  тыловых районах страны. Так, например, один из лидеров ленинградской  психологической школы Б.Г. Ананьев  активно включился в деятельность  неврологического центра, созданного  на базе Н-ского госпиталя в  Тбилиси. Этот неврологический  центр объединял ряд научно-исследовательских  кабинетов Академии наук Грузии, которые возглавляли известные  грузинские психологи и физиологи  (Д.Н. Узнадзе, И. Бериташвили  и др.).

           Третьим направлением организационных  преобразований в области психологии  явилось создание новых структур, призванных решать психологически  проблемы. Особенно интенсивно эта  работа развернулась в связи  с необходимостью обеспечения  процесса восстановления нарушенных  психических функций у раненых.

           В первые месяцы войны А.Р.  Лурия было поручено организовать  и обеспечить деятельность тылового  восстановительного госпиталя нейрохирургического  профиля. Возглавив группу из 30 научных сотрудников, он выехал  на Южный Урал. А.Р. Лурия вспоминал: "Я выбрал для этой цели (создания  госпиталя - примеч. авторов) недавно  открытый санаторий на 400 мест  в маленькой деревне Кисегач  близ Челябинска. Все помещения  санатория были переоборудованы  для терапевтического лечения  и восстановительной работы и уже через месяц я с группой моих бывших московских сотрудников начал работать в госпитале... Госпиталь был скромно оборудован нейрофизиологическими приборами, нейрохирургической аппаратурой и аппаратурой гистологической лаборатории. В таких условиях нам приходилось ставить диагнозы и лечить самые разнообразные нарушения психических функций, начиная с дефектов ощущений, восприятия и движения до нарушений интеллектуальных процессов. Выручала наша преданность делу" (Лурия А.Р., 1982. С. 130). Спустя три года госпиталь был переведен в Москву, где А.Р. Лурия и его коллеги продолжили работу по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых.

           Примерно такая же научно-организационная  работа была выполнена А.Н.  Леонтьевым и его коллегами  по научно-исследовательскому Институту  психологии, который он возглавил  в октябре 1941 г. (примерно в  это же время Институт психологии  был выведен из подчинения  Наркомпроса СССР и включен  в структуру Московского университета). В декабре 1941 г. этот институт, в составе Московского университета, был эвакуирован в г. Ашхабад.  Несколько позже, когда университет  был переведен в г. Свердловск, А.Н. Леонтьев назначается научным  руководителем (а фактически организатором)  эвакогоспиталя в небольшом поселке  Кауровка на берегу реки Чусовой.  Вместе со своими коллегами  и друзьями (начальником медицинской  части этого госпиталя был  П.Я. Гальперин, там же работали  известные психологи А.В. Запорожец,  В.С. Мерлин, А.Г. Комм, Т.О. Гиневская,  Я.З. Неверович и другие) он  организует работу по восстановлению  движений у раненых. Впоследствии  эта работа была подробно описана  в книге, изданной в 1945 г. (Леонтьев  А.Н., Запорожец А.В, 1945). В сентябре 1943 г. А.Н. Леонтьев после эвакуации  Института психологии возвращается  в Москву (Леонтьев., 1983. С. 22).

           Несмотря на сложности, связанные  с возвращением к полноценной  научно-творческой деятельности, большинство  психологических центров к 1944-45 гг. возобновляют научно-исследовательскую  деятельность в традиционных  психологических центрах Ленинграда  и Москвы. Однако перемещение  психологических учреждений в  ходе эвакуации в отдаленные  районы страны имело, помимо  прочего, и положительные последствия.  Они состояли в том, что деятельность  эвакуированных институтов, лабораторий,  клиник послужила отправной точкой  для интенсивного развития психологической  науки в местах их дислокации. По сути дела, было осуществлено "массовое хождение психологов  в народ", проведена большая  просветительская работа - пропаганда  психологических знаний. Вероятно, именно вследствие этого сразу  после войны начинает активно  развиваться психологическая наука  в Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия), на Урале (г. Пермь)  и в других городах и районах  страны (создаются кафедры психологии  в Армянском пединституте, Тартуском  университете, Киргизском пединституте  и т.д.).

           Говоря об организационном развитии  психологии, необходимо отметить, что  изменения за годы войны в  этой сфере были очень существенными.  Был создан ряд новых психологических  учреждений, которые уже в послевоенное  время стали крупными психологическими  центрами. В 1941 г. на базе лаборатории  экспериментальной психологии Тбилисского  государственного университета  создается сектор психологии  АН ГССР, ставший методическим  центром по психологии в Грузии. В Киеве в 1945 г. создается  научно-исследовательский институт  психологии, впоследствии - один из  ведущих психологических центров  на Украине. В том же году  в составе Института философии  АН СССР под руководством С.Л.  Рубинштейна организован сектор  психологии - первое специализированное  психологическое подразделение  в рамках "большой", или союзной,  АН СССР (Брушлинский А.В., 1995). Большое  значение имело и создание  при философском факультете Московского  университета в 1943 г., и при  философском факультете Ленинградского  университета - в 1944 г. - отделений  психологии (в 60-е гг. они были  преобразованы в факультеты психологии, первые в нашей стране), ставших  впоследствии основными центрами  подготовки профессиональных психологов.

           Важнейшее значение для всего  хода последующего развития психологии  в СССР имело создание в  октябре 1943 г. Академии педагогических  наук, основными задачами которой  являлись: научная разработка вопросов  психологии, подготовка через аспирантуру  и докторантуру (см. дополнительный  материал 14.10) научно-педагогических  кадров для вузов и научно-исследовательских  институтов по психологии. В состав  комиссии по подготовке материалов  по организации Академии педагогических  наук входил известный советский  психолог С.Л. Рубинштейн.

           Академия педагогических наук  имела два отделения - психологическое  и педагогическое. Соответственно  были введены звания "академик" и "член-корреспондент" Академии  педагогических наук, которые присваивались  конкретному исследователю после  выборов из некоторого числа  возможных кандидатов. Необходимо  подчеркнуть, что под управление  и руководство Академии педагогических  наук (после ее создания) были  переданы некоторые крупные психологические  институты. Например, Московский  Институт психологии (созданный  еще в 1912 г.), в предвоенные годы  подчинялся Наркомпросу. Затем,  в начале войны он был передан  в подчинение и управление  Московского университета. После  же создания Академии педагогических  наук этот институт (в числе  некоторых других институтов) вошел  в состав этой академии.

           Таким образом, можно сказать,  что на протяжении войны шел  поиск наиболее эффективной системы  управления психологической наукой  и всей наукой в целом. Создание  Академии педагогических наук  является очень важным моментом  не только в истории развития  советской психологии в годы  войны. Значение этого события  гораздо шире. Отделение психологии  Академии педагогических наук  стало, по сути дела, единым  централизованным координационным  и научно-методическим центром  советской психологической науки.  Академия педагогических наук  с первых дней своего существования  активно организует и проводит  научные конференции по психологии, издает большое число психологических  книг, разрабатывает учебные и  учебно-методические материалы по  преподаванию психологии.

Доказательством актуальной потребности в создании такого центра по координации психологических  исследований является оперативная  организация деятельности Академии педагогических наук и ее психологического отделения. Вот хроника этих событий:

Информация о работе Морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в период Великой Отечественной Войны