Уже этот перечень показывает,
что в условиях войны основные
направления исследовательской
деятельности, ее тематика достаточно
точно отражали объективный социальный
запрос общества. Это выражалось
в превалировании прикладных
разработок, в преобладании исследований
конкретно-эмпирического характера,
в отсутствии абстрактных формулировок,
в фокусированности проблемного
поля исследования на наиболее
важных, практически значимых проблемах
психологии личности.
Важно познакомиться и с тематикой
работ психологов в 1945 г., проводимых
в учреждениях созданной в
самом конце войны Академии
педагогических наук. К числу
основных направлений научно-исследовательских
работ отнесены: содержание и
методы умственного, нравственного
и эстетического воспитания детей;
изучение вопросов детской и
педагогической психологии в
связи с задачей улучшения
качества обучения и воспитания
в школе; разработка важнейших
проблем теории и практики
воспитания слепых, глухонемых, умственно
отсталых детей, а также взрослых
с черепно-мозговыми ранениями.
Эти основные направления
уточнялись и раскрывались в темах
конкретных исследований. Вот их перечень
(укажем лишь научно-исследовательские
темы, имеющие явно выраженный психологический
характер):
"Роль мотивов
деятельности ребенка в развитии
его психики" (ответственный -
проф. А.Н. Леонтьев),
"Психологические
особенности детей дошкольного
возраста (интеллектуальные и сенсомоторные
процессы)" (ответственный - проф.
А.Н. Леонтьев),
"Психологические
особенности детей семилетнего
возраста (половые различия, особенности
чтения, письма, счета)" (ответственные
- член-корреспондент АПН А.А. Смирнов
и проф.А.Н. Леонтьев),
"Развитие
умственных процессов в условиях
школьного обучения (процессы мышления)"
(ответственные - член-корреспондент
АПН А.А. Смирнов и проф. П.А.
Шеварев),
"Распределение
внимания и его упражнение (объем
и распределение внимания)" (ответственный
- проф. Н.Д. Добрынин),
"Психологические
основы авторитета учителя как
воспитателя" (ответственный - проф.
Н.Д. Левитов),
"Развитие
сознания долга у школьников"
(ответственная - М.Н. Волокитина),
"История русской детской и
педагогической психологии" (ответственный
- проф. Н.А. Рыбников),
"Психологические
основы обучения военным специальностям
(летное дело и радиосвязь)"
(ответственные - проф. Т.Г. Егоров,
Е.В. Гурьянов),
"Психологические
процессы при различных функциональных
состояниях организма ( в условиях
гиподинамического состояния организма:
утомление, сонливость и методы
стимуляции психических процессов
в этих условиях)" (ответственный
- проф. К.Х. Кекчеев),
"Психические
процессы при мозговых травмах
(нарушения в понимании чтения,
нарушения в процессах счета
и решения задач, явления аграмматизма
в учебной работе)" (ответственный
- проф. А.Р. Лурия),
"Сознание
и деятельность (теоретическая разработка
вопроса о формировании сознания
в процессе деятельности и
экспериментальное изучение осознания
научных понятий и поэтических
образов в процессе оперированиями
ими)" (ответственный - член-корреспондент
АН СССР С.Л. Рубинштейн),
"Психология
художественного творчества (творчество
актера, музыканта-исполнителя, художника-живописца)"
(ответственный - проф. Б.М. Теплов),
"Педагогические
и психофизиологические закономерности
формирования и восстановления
речи в случаях аномального
развития и при черепно-мозговых
ранениях" (ответственные - Л.В.
Занков, проф. Н.А. Соколянский),
"Психологические
основы физического воспитания
в общеобразовательной школе
(психологический анализ и обоснование
системы физических упражнений
для детей школьного возраста)"
(ответственный - П.А. Рудик),
"Развитие
детского изобразительного творчества"
(ответственная - Г.В. Лабунская),
"Воспитание
сознания долга у детей старшего
школьного возраста" (ответственный
- Н.П. Щербов),
"Воспитание
мышления в процессе обучения
(установление способов и особенностей
работы по развитию мышления
учащихся разных возрастов)" (ответственный
- Б.П. Есипов).
Как мы видим, несмотря
на то, что темы конкретизированы в
соответствии с задачами народного
образования, они носят достаточно
широкий, общепсихологический характер.
Более того, приведенный тематический
план свидетельствует, что к 1945 г. психологи
в своей исследовательской деятельности
возвращаются к более или менее
традиционной (гражданской) тематике.
14.3.3. Деятельность
психологических учреждений в
системе физической культуры
и спорта и в региональных
центрах
Третьим ведомством,
в котором были представлены психологические
центры (помимо системы Наркомздрава
и системы Наркомпроса) был Комитет
по физической культуре и спорту. В
этом наркомате психологические
исследования проводились в основном
в Московском и Ленинградском
институтах физической культуры.
Какие же разработки выполнялись
в стенах этих институтов? П.А.
Рудик (Московский институт физкультуры)
в 1945 г. закончил изучение темы
"Воля и ее воспитание". А.Ц.
Пуни (Ленинградский институт физкультуры)
-"Психологический анализ образования
двигательного навыка", рассмотрев
вопросы психологического анализа
нарушения и восстановления спортивных
навыков, взаимодействия навыков
и профессионально-важных для
спорта психо-физиологических качеств.
Г.М. Гагаева и О.А. Черник (Московский
институт физкультуры) исследовали
вопросы о дидактических принципах
наглядности и сознательности
и их применении при обучении
физическим упражнениям (Яблоновский
И.М., 1946. С.120).
Необходимо отметить, что в годы
войны разработка психологической
проблематики осуществлялась не
только в ведущих психологических
учреждениях (которые располагались
до эвакуации в Москве, Ленинграде,
Харькове, Тбилиси и других крупных
городах страны). Не менее активно
велись психологические исследования
и на кафедрах педагогических
институтов многих периферийных
(провинциальных) городов.
Естественно, что большинство
научных тем, исследуемых в
педагогических институтах, также
были непосредственно связаны
с задачами и спецификой войны.
По некоторым данным, в 1942-1943 гг.
эти темы составляли почти
30 процентов всей тематики научно-исследовательских
работ кафедр. Вот некоторые из
них: "Фашистская "теория" воспитания
личности" (Северо-Осетинский пединститут),
"Воля и характер в условиях
Великой Отечественной войны"
(Бурят-Монгольский пединститут;
проблема воли также разрабатывалась
в пединститутах Рязани, Тамбова,
Благовещенска), "Интересы советских
школьников в годы Отечественной
войны" (Омский пединститут), "Психологические
основы суворовского военного
искусства" (Томский пединститут),
"Динамика развития чувствительности
глазомера" (Тульский пединститут),
"Борьба с немецким идеализмом
в русской психологии ХIХ века"
(Чкаловский пединститут), "Психология
технического изобретательства"
(Кировский пединститут) и др.
(Доброхотов С.П., 1944 .С. 48).
Таким образом, можно прийти
к выводу, что тематика психологических
исследований:
во-первых, имела четко выраженную
военно-оборонную направленность (вне
зависимости от ведомственной
принадлежности психологических
центров);
во-вторых, отличалась существенной
динамикой в 1941-1945 гг. в соответствии
с актуальными задачами военного
времени.
14.4. Конкретные
проблемы и результаты научных
и научно-практических разработок
в области психологии в годы
войны
14.4.1. Исследования
и практические разработки по
восстановлению боеспособности
раненых
14.4.2. Анализ социально-психологических
и личностных качеств бойцов
и командиров
14.4.3. Общепсихологические
и психолого-педагогические проблемы
в структуре научных исследований
в годы войны
Конечно, спектр
конкретных проблем решаемых психологами
в годы войны и результатов
их исследовательской и практической
деятельности достаточно широк. Остановимся
на кратком анализе ведущих и
наиболее важных из них.
14.4.1. Исследования
и практические разработки по
восстановлению боеспособности
раненых
Одной из важнейших
научно-практических задач, решаемых психологами
в интересах советского государства
и общества в ходе Великой Отечественной
войны, являлось восстановление боеспособности
и трудоспособности раненых бойцов.
Как уже указывалось выше, основными
центрами, где психологами осуществлялась
эта работа, были тыловые эвакуационно-восстановительные
госпитали. Наибольшее число психологов
трудилось над решением этой задачи:
в госпитале, организованном А.Р. Лурия
на базе санатория в деревне Кисигач
вблизи г.Челябинска на Южном Урале
(см. дополнительные материалы 14.14); в
госпитале в деревне Кауровка
около г. Свердловска (ныне Екатеринбург),
научным руководителем которого
был А.Н. Леонтьев (см. дополнительные
материалы 14.15), в госпитале в г.
Тбилиси в Грузии, научными консультантами
которого являлись Б.Г. Ананьев и
Д.Н. Узнадзе.
Основная цель усилий психологов
по возвращению раненых бойцов
в ряды Красной Армии или
к трудовой деятельности в
значительной мере состояла в
восстановлении утраченных или
нарушенных психических функций
в результате поражения мозга
и периферической нервной системы
как следствия военных травм.
Надо отметить, что работа по
восстановлению функций всегда
была одной из важнейших задач
медицинской практики в условиях
военного времени. Великая Отечественная
война в этом отношении не
являлась исключением. Благодаря
колоссальным усилиям советских
медиков, учитывая огромное число
раненых (как известно, Великая
Отечественная война была самой
кровопролитной из всех войн
на Земле) и тяжелейшие условия
работы врачей (особенно во фронтовой
и прифронтовой местности), на
основе мероприятий, связанных
с медикаментозным лечением и
хирургическим вмешательством, удавалось
возвращать в действующую армию
или к трудовой деятельности
значительное число раненых. Однако
психологи нашли свое, очень важное
место в этой работе.
Медики хорошо знали о том,
что функции непосредственно
нарушенных участков мозга не
восстанавливаются и что функции
нарушенной периферической нервной
системы восстанавливаются чрезвычайно
медленно в результате прорастания
центральных отрезков нерва на
периферию. С учетом этих фактов,
особое внимание всегда уделялось
восстановлению функций путем
викариата (т.е. перемещением их
к другим, как правило, симметричным
органам) и путем "растормаживания"
функций там, где поражение
участков нервной ткани вело
к их временному торможению. Психологи
же, по сути, предложили еще один
путь восстановления утраченных
функций - путь их функциональной
перестройки (см. дополнительные
материалы 14.16). Еще в результате
довоенных психофизиологических исследований
было высказано предположение, что любая
сложная функция (речь, письмо, счет и др.)
на самом деле является сложной функциональной
системой, основанной на совместной работе
не одного локального участка мозга, а
многих участков мозговой коры. При этом
каждый из этих участков, являясь частью
коркового представительства того или
иного анализатора, вносит свой специфический
вклад в осуществление деятельности этой
функциональной системы.
Именно в результате этого
поражение одного участка коры
мозга приводит к нарушению
всех процессов, которые опираются
на участие данной корковой
зоны. Эта функциональная системность
строения мозга и осуществления
сложных видов психической деятельности
приводит к тому, что разрушение
различных участков мозга имеет
следствием нарушение одной и
той же функциональной системы
(например, произвольного действия,
речи или письма). В то же
время, это нарушение каждый
раз будет отличаться своеобразными
особенностями протекания и может
быть нивелировано путем компенсационного
включения в осуществление этой
нарушенной деятельности новых
сохранных участков коры головного
мозга. Именно на этом направлении
восстановления нарушенных функциональных
систем и сосредоточили свои
усилия психологи.
Определяя роль и задачи психологов
в клинической работе по восстановлению
нарушенных функций, А.Р. Лурия
выделил следующие взаимосвязанные
исследовательские задачи: установление
влияния поражения того или
иного участка мозга на структуру
психических процессов; выявление
факторов, определяющих нарушение
отдельных психических функций;
системное описание проявлений
различных нарушений мозга. Изучая
общую клиническую картину и
динамику психической деятельности
человека, ее отклонения от нормы,
психологи, по его мнению, "должны
были оказать нейрохирургу и
невропаталогу помощь в определении
места и распространенности поражения"
(Лурия А.Р., 1975. С. 757-758).