Морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в период Великой Отечественной Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

14.1. Перестройка советской психологии в соответствии с условиями военного времени
14.1.1. Общая ситуация в стране после начала войны
14.1.2. Основные требования к психологическим разработкам и исследованиям в условиях военного времени
14.1.3. Основные задачи психологической науки в условиях военного времени
14.1.4. Организационно - структурное развитие советской психологии в годы войны. Расширение географии психологических центров
14.1.5. Подготовка психологических кадров в годы войны

Файлы: 1 файл

морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в годы.docx

— 87.08 Кб (Скачать файл)

           Уже этот перечень показывает, что в условиях войны основные  направления исследовательской  деятельности, ее тематика достаточно  точно отражали объективный социальный  запрос общества. Это выражалось  в превалировании прикладных  разработок, в преобладании исследований  конкретно-эмпирического характера,  в отсутствии абстрактных формулировок, в фокусированности проблемного  поля исследования на наиболее  важных, практически значимых проблемах  психологии личности.

           Важно познакомиться и с тематикой  работ психологов в 1945 г., проводимых  в учреждениях созданной в  самом конце войны Академии  педагогических наук. К числу  основных направлений научно-исследовательских  работ отнесены: содержание и  методы умственного, нравственного  и эстетического воспитания детей;  изучение вопросов детской и  педагогической психологии в  связи с задачей улучшения  качества обучения и воспитания  в школе; разработка важнейших  проблем теории и практики  воспитания слепых, глухонемых, умственно  отсталых детей, а также взрослых  с черепно-мозговыми ранениями.

Эти основные направления  уточнялись и раскрывались в темах  конкретных исследований. Вот их перечень (укажем лишь научно-исследовательские  темы, имеющие явно выраженный психологический  характер):

"Роль мотивов  деятельности ребенка в развитии  его психики" (ответственный - проф. А.Н. Леонтьев),

"Психологические  особенности детей дошкольного  возраста (интеллектуальные и сенсомоторные  процессы)" (ответственный - проф. А.Н. Леонтьев),

"Психологические  особенности детей семилетнего  возраста (половые различия, особенности  чтения, письма, счета)" (ответственные  - член-корреспондент АПН А.А. Смирнов  и проф.А.Н. Леонтьев),

"Развитие  умственных процессов в условиях  школьного обучения (процессы мышления)" (ответственные - член-корреспондент  АПН А.А. Смирнов и проф. П.А.  Шеварев),

"Распределение  внимания и его упражнение (объем  и распределение внимания)" (ответственный  - проф. Н.Д. Добрынин),

"Психологические  основы авторитета учителя как  воспитателя" (ответственный - проф. Н.Д. Левитов),

"Развитие  сознания долга у школьников" (ответственная - М.Н. Волокитина), "История русской детской и  педагогической психологии" (ответственный  - проф. Н.А. Рыбников),

"Психологические  основы обучения военным специальностям (летное дело и радиосвязь)" (ответственные - проф. Т.Г. Егоров, Е.В. Гурьянов),

"Психологические  процессы при различных функциональных  состояниях организма ( в условиях  гиподинамического состояния организма:  утомление, сонливость и методы  стимуляции психических процессов  в этих условиях)" (ответственный  - проф. К.Х. Кекчеев),

"Психические  процессы при мозговых травмах  (нарушения в понимании чтения, нарушения в процессах счета  и решения задач, явления аграмматизма  в учебной работе)" (ответственный  - проф. А.Р. Лурия),

"Сознание  и деятельность (теоретическая разработка  вопроса о формировании сознания  в процессе деятельности и  экспериментальное изучение осознания  научных понятий и поэтических  образов в процессе оперированиями  ими)" (ответственный - член-корреспондент  АН СССР С.Л. Рубинштейн),

"Психология  художественного творчества (творчество  актера, музыканта-исполнителя, художника-живописца)" (ответственный - проф. Б.М. Теплов),

"Педагогические  и психофизиологические закономерности  формирования и восстановления  речи в случаях аномального  развития и при черепно-мозговых  ранениях" (ответственные - Л.В.  Занков, проф. Н.А. Соколянский),

"Психологические  основы физического воспитания  в общеобразовательной школе  (психологический анализ и обоснование  системы физических упражнений  для детей школьного возраста)" (ответственный - П.А. Рудик),

"Развитие  детского изобразительного творчества" (ответственная - Г.В. Лабунская),

"Воспитание  сознания долга у детей старшего  школьного возраста" (ответственный  - Н.П. Щербов),

"Воспитание  мышления в процессе обучения (установление способов и особенностей  работы по развитию мышления  учащихся разных возрастов)" (ответственный  - Б.П. Есипов).  

Как мы видим, несмотря на то, что темы конкретизированы в  соответствии с задачами народного  образования, они носят достаточно широкий, общепсихологический характер. Более того, приведенный тематический план свидетельствует, что к 1945 г. психологи  в своей исследовательской деятельности возвращаются к более или менее  традиционной (гражданской) тематике. 
 

14.3.3. Деятельность  психологических учреждений в  системе физической культуры  и спорта и в региональных  центрах 

Третьим ведомством, в котором были представлены психологические  центры (помимо системы Наркомздрава и системы Наркомпроса) был Комитет  по физической культуре и спорту. В  этом наркомате психологические  исследования проводились в основном в Московском и Ленинградском  институтах физической культуры.

           Какие же разработки выполнялись  в стенах этих институтов? П.А.  Рудик (Московский институт физкультуры)  в 1945 г. закончил изучение темы "Воля и ее воспитание". А.Ц.  Пуни (Ленинградский институт физкультуры) -"Психологический анализ образования  двигательного навыка", рассмотрев  вопросы психологического анализа  нарушения и восстановления спортивных  навыков, взаимодействия навыков  и профессионально-важных для  спорта психо-физиологических качеств.  Г.М. Гагаева и О.А. Черник (Московский  институт физкультуры) исследовали  вопросы о дидактических принципах  наглядности и сознательности  и их применении при обучении  физическим упражнениям (Яблоновский  И.М., 1946. С.120).

           Необходимо отметить, что в годы  войны разработка психологической  проблематики осуществлялась не  только в ведущих психологических  учреждениях (которые располагались  до эвакуации в Москве, Ленинграде, Харькове, Тбилиси и других крупных  городах страны). Не менее активно  велись психологические исследования  и на кафедрах педагогических  институтов многих периферийных (провинциальных) городов.

           Естественно, что большинство  научных тем, исследуемых в  педагогических институтах, также  были непосредственно связаны  с задачами и спецификой войны.  По некоторым данным, в 1942-1943 гг. эти темы составляли почти  30 процентов всей тематики научно-исследовательских  работ кафедр. Вот некоторые из  них: "Фашистская "теория" воспитания  личности" (Северо-Осетинский пединститут), "Воля и характер в условиях  Великой Отечественной войны" (Бурят-Монгольский пединститут;  проблема воли также разрабатывалась  в пединститутах Рязани, Тамбова,  Благовещенска), "Интересы советских  школьников в годы Отечественной  войны" (Омский пединститут), "Психологические  основы суворовского военного  искусства" (Томский пединститут), "Динамика развития чувствительности  глазомера" (Тульский пединститут), "Борьба с немецким идеализмом  в русской психологии ХIХ века" (Чкаловский пединститут), "Психология  технического изобретательства" (Кировский пединститут) и др. (Доброхотов С.П., 1944 .С. 48).

           Таким образом, можно прийти  к выводу, что тематика психологических  исследований:

           во-первых, имела четко выраженную  военно-оборонную направленность (вне  зависимости от ведомственной  принадлежности психологических  центров);

           во-вторых, отличалась существенной  динамикой в 1941-1945 гг. в соответствии  с актуальными задачами военного  времени. 
 

14.4. Конкретные  проблемы и результаты научных  и научно-практических разработок  в области психологии в годы  войны

14.4.1. Исследования  и практические разработки по  восстановлению боеспособности  раненых 

14.4.2. Анализ социально-психологических  и личностных качеств бойцов  и командиров 

14.4.3. Общепсихологические  и психолого-педагогические проблемы  в структуре научных исследований  в годы войны  

Конечно, спектр конкретных проблем решаемых психологами  в годы войны и результатов  их исследовательской и практической деятельности достаточно широк. Остановимся  на кратком анализе ведущих и  наиболее важных из них. 
 

14.4.1. Исследования  и практические разработки по  восстановлению боеспособности  раненых 

Одной из важнейших  научно-практических задач, решаемых психологами  в интересах советского государства  и общества в ходе Великой Отечественной  войны, являлось восстановление боеспособности и трудоспособности раненых бойцов. Как уже указывалось выше, основными  центрами, где психологами осуществлялась эта работа, были тыловые эвакуационно-восстановительные  госпитали. Наибольшее число психологов трудилось над решением этой задачи: в госпитале, организованном А.Р. Лурия  на базе санатория в деревне Кисигач  вблизи г.Челябинска на Южном Урале (см. дополнительные материалы 14.14); в  госпитале в деревне Кауровка около г. Свердловска (ныне Екатеринбург), научным руководителем которого был А.Н. Леонтьев (см. дополнительные материалы 14.15), в госпитале в г. Тбилиси в Грузии, научными консультантами которого являлись Б.Г. Ананьев и  Д.Н. Узнадзе.

           Основная цель усилий психологов  по возвращению раненых бойцов  в ряды Красной Армии или  к трудовой деятельности в  значительной мере состояла в  восстановлении утраченных или  нарушенных психических функций  в результате поражения мозга  и периферической нервной системы  как следствия военных травм.  Надо отметить, что работа по  восстановлению функций всегда  была одной из важнейших задач  медицинской практики в условиях  военного времени. Великая Отечественная  война в этом отношении не  являлась исключением. Благодаря  колоссальным усилиям советских  медиков, учитывая огромное число  раненых (как известно, Великая  Отечественная война была самой  кровопролитной из всех войн  на Земле) и тяжелейшие условия  работы врачей (особенно во фронтовой  и прифронтовой местности), на  основе мероприятий, связанных  с медикаментозным лечением и  хирургическим вмешательством, удавалось  возвращать в действующую армию  или к трудовой деятельности  значительное число раненых. Однако  психологи нашли свое, очень важное  место в этой работе.

           Медики хорошо знали о том,  что функции непосредственно  нарушенных участков мозга не  восстанавливаются и что функции  нарушенной периферической нервной  системы восстанавливаются чрезвычайно  медленно в результате прорастания  центральных отрезков нерва на  периферию. С учетом этих фактов, особое внимание всегда уделялось  восстановлению функций путем  викариата (т.е. перемещением их  к другим, как правило, симметричным  органам) и путем "растормаживания"  функций там, где поражение  участков нервной ткани вело  к их временному торможению. Психологи  же, по сути, предложили еще один  путь восстановления утраченных  функций - путь их функциональной  перестройки (см. дополнительные  материалы 14.16). Еще в результате  довоенных психофизиологических исследований было высказано предположение, что любая сложная функция (речь, письмо, счет и др.) на самом деле является сложной функциональной системой, основанной на совместной работе не одного локального участка мозга, а многих участков мозговой коры. При этом каждый из этих участков, являясь частью коркового представительства того или иного анализатора, вносит свой специфический вклад в осуществление деятельности этой функциональной системы.

           Именно в результате этого  поражение одного участка коры  мозга приводит к нарушению  всех процессов, которые опираются  на участие данной корковой  зоны. Эта функциональная системность  строения мозга и осуществления  сложных видов психической деятельности  приводит к тому, что разрушение  различных участков мозга имеет  следствием нарушение одной и  той же функциональной системы  (например, произвольного действия, речи или письма). В то же  время, это нарушение каждый  раз будет отличаться своеобразными  особенностями протекания и может  быть нивелировано путем компенсационного  включения в осуществление этой  нарушенной деятельности новых  сохранных участков коры головного  мозга. Именно на этом направлении  восстановления нарушенных функциональных  систем и сосредоточили свои  усилия психологи.

           Определяя роль и задачи психологов  в клинической работе по восстановлению  нарушенных функций, А.Р. Лурия  выделил следующие взаимосвязанные  исследовательские задачи: установление  влияния поражения того или  иного участка мозга на структуру  психических процессов; выявление  факторов, определяющих нарушение  отдельных психических функций;  системное описание проявлений  различных нарушений мозга. Изучая  общую клиническую картину и  динамику психической деятельности  человека, ее отклонения от нормы,  психологи, по его мнению, "должны  были оказать нейрохирургу и  невропаталогу помощь в определении  места и распространенности поражения" (Лурия А.Р., 1975. С. 757-758).

Информация о работе Морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в период Великой Отечественной Войны