Морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в период Великой Отечественной Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

14.1. Перестройка советской психологии в соответствии с условиями военного времени
14.1.1. Общая ситуация в стране после начала войны
14.1.2. Основные требования к психологическим разработкам и исследованиям в условиях военного времени
14.1.3. Основные задачи психологической науки в условиях военного времени
14.1.4. Организационно - структурное развитие советской психологии в годы войны. Расширение географии психологических центров
14.1.5. Подготовка психологических кадров в годы войны

Файлы: 1 файл

морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в годы.docx

— 87.08 Кб (Скачать файл)

           Надо отметить, что многие психологи  не подлежали всеобщей мобилизации  или по возрасту, или в связи  с наличием так называемой, брони  (см. дополнительный материал 14.2), или  по состоянию здоровья. Однако  большинство из них стремилось  попасть на фронт. Для этого  они записывались добровольцами  в народное ополчение (см. дополнительный  материал 14.3), формирование которого  началось в первые недели войны  в Москве, Ленинграде и других  городах страны. Впоследствии некоторые  из ополченцев были отозваны  с линии боев и ориентированы  на решение задач, связанных  с их профессиональными знаниями  и на работы над оборонной  тематикой. Так, к примеру, случилось  с А.Н. Леонтьевым. В одном из  писем друзьям в 1942 г. он  писал: "Очень скоро я оказался  в ополченческой части, в штабе  полка, марширующего на запад.  Перед событиями у Вязьмы меня  и еще двух товарищей из  профессуры штаб дивизии направил  обратно в расположение военкомата" (Морозова Н.Г., 1983. С. 261).

           Многие из психологов продолжали  работу в учебных и воспитательных  учреждениях или осваивали новые,  практически важные профессии.  Так, например, Г.Л. Соболев, автор  труда о деятельности ленинградских  ученых в годы войны, описывая  события первой блокадной зимы 1941/42 гг., подчеркивал, что "работники  Педагогического института им. Герцена,  среди которых нужно в первую  очередь назвать проф. В.И. Вернадского,  С.Л. Рубинштейна и др., делали  все возможное, чтобы жизнь  в институте не замирала" (Соболев  Г.Л., 1966. С. 94) (см. дополнительный материал 14.4). И жизнь продолжалась: в 1942/43 гг. в институте обучались 287 студентов  и 26 аспирантов; в 1943/44 гг. - 811 студентов  и 32 аспиранта, в том числе  окончили институт в 1943 г. 79 студентов  и 5 аспирантов, в 1944 г. - 120 студентов  и 6 аспирантов (XXX лет Педагогического..., 1948) (см. дополнительный материал 14.5).

           Известный психолог А.В. Ярмоленко,  являясь помощником директора  по научной части института  слуха и речи в Ленинграде  и окончив без отрыва от  производства курсы медсестер  при Дорожном комитете Красного  Креста Октябрьской железной  дороги 31 октября 1941 г., уже с ноября  того же года работала медсестрой  в эвакогоспитале. В ее архиве  сохранилась выписка из журнала  взысканий и поощрений, из которой  следует, что только за период  с 7 августа 1942 г. по 8 марта 1943 г. она дважды поощрялась командованием.  Работа с ранеными занимала  все время, о научной деятельности  не могло быть и речи и  лишь в конце войны удается  хоть в какой-то мере вернуться  к занятиям наукой. 25 октября 1943 г. А.В. Ярмоленко пишет своей  подруге Р.А. Каничевой в Самарканд: "Вчера я сделала доклад  о слухорефлекторных поражениях. После 2 лет 4 месяцев перерыва  вернулась к научной тематике. Прошло хорошо. Просят повторить  (Письмо А.В. Ярмоленко..., 25 октября  1943).

           Детский психолог А.А. Люблинская  в 1941-1943 гг. работала в одном  из детских домов Петроградского  района. В блокадных дневниках  она так описывала типичный  эпизод из своей жизни: "Темная  январская ночь, крепкий мороз  сковал даже воздух. В коридорах  детского сада светится маленькая  "коптилка". Я дежурю. Обхожу  спальни. Ребятки спят одетые, на стульях у кроватей лежат  наготове пальто, шапки, валенки.  Выхожу на улицу. Ведь еще  не поздно, только десять часов,  а город спит... Нет, не все  спят... Вот скрипит калитка, и  две женщины приближаются к  крыльцу: "Вот, деток к вам  принесли". Бужу всех взрослых. Быстро подбираем для новичков  белье. Разворачиваем тряпье, вытаскиваем  детишек... Это желтые, иссушенные  скелетики... Мы осторожно купаем  их в тазу, переодеваем и, попоив  кипятком, укладываем около плиты  на раскладушках. Накормить их  досыта и нечем, и нельзя. Даже  обычная наша пища - слишком большая  нагрузка для истощенного детского  организма. Начинается осторожная, но упорная борьба за жизнь,  которая едва теплится..." (Подвигу  подобно, 1979).

           Многие психологи, наряду с  основной работой, занимались  просветительской и пропагандистской  работой. Свидетельством многообразия  деятельности психологов в этом  направлении являются строки  из письма известного зоопсихолога  Н.Н. Ладыгиной-Котс Г.С. Рогинскому  от 20 сентября 1943 г.: "Кроме творческой  научной работы все мы трое (я, муж и сын) отдавали много  времени общественной деятельности, обслуживая раненых бойцов в  подшефных госпиталях - Наркомпроса,  Института Ленина и Дарвинского  Музея. А.Ф. Котс (муж Надежды  Николаевны, директор Дарвиновского  музея - примеч. авторов) читал  лекции на сопредельные ест[ественно].-научные  и оборонные темы (за 2 года прочел  их 600); сын, специализировавшийся  последние 10 лет на кинематографии, показывал художественное кино  на немом аппарате для лежачих  раненых (провел за двухлетие  500 сеансов); я - была то в роли  демонстратора выставок, то лектора  по сравнительной психологии, то  чтеца-автора стихотворений, посвященных  награжденным героям и героиням  фронта (находившимся на излечении  в госпиталях), в дни календарных  праздников. В апреле этого года  в Музейном отделе Наркомпросса  я читала доклад на тему "Биопсихология  приматов - как база для критики  фашистской теории расизма..." (Письмо Н.Н. Ладыгиной-Котс..., 1943).

           Характерным свидетельством многогранной (научно-исследовательской и научно-практической) деятельности психологов в годы  войны является отчет о работе  за два первых года войны  одного из лидеров советской  психологии спорта А.Ц. Пуни (см. дополнительный материал 14.7).

           Еще одной формой практического  участия психологов в деле  защиты Отечества являлась консультационная  работа и проведение военно-врачебной  экспертизы. Так, специалист по  социальной психологии А.Л. Шнирман  с 1941 г. являлся консультантом  Наркома здравоохранения РСФСР,  а специалист в области авиационной  психологии и медицины К.К.  Платонов с ноября 1943 г. выполнял  обязанности председателя Военно-врачебной  летной комиссии 16 Воздушной армии.

           Безусловно, не прекращалась и  научно-исследовательская и научно-практическая  деятельность психологов. Несмотря  на изменившиеся требования к  научным разработкам, советские  психологи сумели оперативно  и эффективно перестроить свою  деятельность. Этому способствовали: опора на богатый исторический  опыт, накопленный русской психологией  (см. дополнительный материал 14.6); активное  использование результатов предвоенных  исследований; осознание ответственности  и высокая самоотдача психологов; уменьшение идеологического давления  на науку. 
 

14.3. Тематические  планы научно-исследовательской  и научно-практической работы  психологических центров в годы  войны

14.3.1. Деятельность  психологических учреждений в  системе здравоохранения 

14.3.2. Деятельность  психологических учреждений в  системе образования и просвещения  и Академии педагогических наук 

14.3.3. Деятельность  психологических учреждений в  системе физической культуры  и спорта и в региональных  центрах  

Безусловно, наиболее показательным и в наибольшей степени характеризующим развитие советской психологии в годы войны  являются тематика и результаты научно -исследовательской деятельности и  научно-практической работы. Как уже  подчеркивалось, сразу после начала войны во многих научных, в том  числе и психологических, центрах  и учреждениях, состоялись собрания научных сотрудников и заседания  Ученых советов (см. дополнительный материал 14.13), имевшие целью определить наиболее важные задачи, стоящие перед конкретными  коллективами. Соответственно изменялась и тематика научно-исследовательской  работы (НИР). К примеру, уже в первые дни войны решением ученого совета Всесоюзного института экспериментальной  медицины (именно в этом институте  группа психофизиологов под руководством П.К. Анохина работала над проблемой  взаимовлияний центральной и  периферической нервных систем) был  изменен план НИР. Внимание ученых было сосредоточено на двух основных проблемах: на вопросах изучения "важных инфекций, могущих иметь распространение  в условиях военного времени и  на вопросах травматических поражений (ранений)" (Проппер-Гращенков Н., 1943. С. 87).

           Какие же научные темы разрабатывались  в годы войны в научных, образовательных  и практических психологических  центрах и учреждениях? 
 

14.3.1. Деятельность  психологических учреждений в  системе здравоохранения 

В конце 1941 г. Управление эвакогоспиталей Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) утвердило план НИР в эвакогоспиталях  на 1942 г. Всего было выделено 136 научных  тем. Основная проблема научно-исследовательской  деятельности эвакогоспиталей (входящих в систему ВЦСПС) - лечение военно-травматических повреждений. Этой основной оборонной  проблеме было посвящено 90 процентов  всей тематики плана. Что характерно, 36 научно-исследовательских тем (т.е. более 26 процентов от их общего числа) было посвящено лечению огнестрельных  ранений черепа, мозга и периферической нервной системы, при этом данная тематика касалась в основном вопросов углубления и уточнения диагностики  травм черепа и мозга и показаний  к оперативному вмешательству при  поражении периферической нервной  системы (Хроника…, 1943. С. 60). Естественно, что в разработке этих тем важная роль принадлежала психологам.

           Представляет интерес и план  научно-исследовательской работы  на 1942 г. эвакогоспиталей, входящих  в систему подчинения Народному  Комиссариату здравоохранения СССР, одобренный Ученым Медицинским  Советом Наркомздрава СССР. Из  более чем двух десятков тем  две имеют непосредственное отношение  к психологии и ориентированы  на самое активное участие  психологов. Первая из них - проблема  профилактики раневых осложнений  и лечение этих осложнений. Она  включала такие темы, как лечебная  физкультура, восстановительная  гимнастика и физиотерапия. Основными  исследовательскими задачами в  данной проблемной области являлись: разработка предупредительных мероприятий  и выработка наиболее эффектных  методов лечения.

Вторая проблема - нарушение психики при травматических поражениях головы, мозга. Она предусматривала  работу по таким темам:

Методы экспертизы поражений центральной нервной  системы и их лечение.

Отдаленные влияния  контузий на психическую сферу больных  и борьба с ними (О развертывании..., 1942. С. 52).  

Необходимо отметить, что тематика по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых в  ходе войны расширялась и конкретизировалась. При этом надо подчеркнуть рост удельного  веса психологической (психолого-психиатрической, психоневрологической, психолого-педагогической, патопсихологической) тематики. В начале декабря 1943 г. состоялось заседание  Президиума Ученого Совета Наркомздрава СССР совместно с Правлением Всесоюзного  общества невропатологов и психиатров, на котором руководство этого  общества отчитывалось о проделанной  за два года войны работе и определяло перспективный план своей научной  деятельности.

И надо подчеркнуть, что подавляющая часть предложенных тем просто не могла быть решена без участия в них психологов:

травмы центральной  и периферической нервной системы (синдромы расстроенного сознания при  коммоциях и контузиях, локальные  и общемозговые симптомы в клинике  травматических психозов и их динамика);

инфекционные  и токсические заболевания центральной  и периферической нервной системы (клиника постоперационных психозов, эндогенные психозы);

психогении военного времени (клиника, патогенез и классификация  психогений, клиника, патогенез и  лечение реактивных состояний, динамика различных форм психопатий);

экспертиза нервных  и душевных болезней (отграничение шизофрении от реактивных состояний, диагностика  и экспертиза эпилепсий);

терапия психических  заболеваний, лечебная помощь инвалидам  Отечественной войны (методы восстановительной  терапии, профилактика инвалидности, экспертиза трудоспособности).  

В соответствии с изменившимися на втором этапе  войны задачами в число основных проблем научно-исследовательской  работы в области здравоохранения  на 1944 г., помимо традиционных для первых лет войны, включены такие как: психоневрологические принципы трудового обучения и трудоустройства  нейроинвалидов, посттравматические психические  изменения и трудоспособность больных  при них и ряд других (Основные проблемы...,1944. С. 64-66). Это существенно  расширяло возможности применения психологических знаний в реальной практической деятельности. 
 

14.3.2. Деятельность  психологических учреждений в  системе образования и просвещения  и Академии педагогических наук 

Анализ психологической  тематики научно-исследовательских  работ, выполняемых в 1944 г. в различных  психологических центрах, показывает, что тема воспитания личности бойца  также занимала в ней важное место. Она включала следующие исследовательские  проекты: "Активность личности" - Н.Б. Добрынин (Москва); "Воспитание воли " - К.Н. Корнилов (Москва); "Учение о характере" - Криштот (Махачкала); "Воспитание воли и характера  бойца" - Н.Д. Левитов (Москва); "Воспитание бесстрашия и презрения к смерти" - Сетковский; "Среда и характер" - И.Б. Случевский (Уфа); "Основы психологической  теории личности" - Н.А. Соколов (Орджоникидзе); "Воспитание героизма" - З.В. Столица (Москва); "Воспитание смелости" - М.П. Феофанов (Тулун); "Воспитание воинской инициативы и находчивости" - Н.П. Ферстер (Москва); "Воспитание бесстрашия" - Г.А. Фортунатов (Москва); "Воспитание решительности" - О.А. Чернышева (Москва); "Воспитание храбрости по Суворову " - К.А. Шерышев (Москва); "Воспитание воли" - В.А. Яковлев (Тамбов) и т.д. (см. об этом: Рыбников Н.А., 1944).

Информация о работе Морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в период Великой Отечественной Войны