Надо отметить, что многие психологи
не подлежали всеобщей мобилизации
или по возрасту, или в связи
с наличием так называемой, брони
(см. дополнительный материал 14.2), или
по состоянию здоровья. Однако
большинство из них стремилось
попасть на фронт. Для этого
они записывались добровольцами
в народное ополчение (см. дополнительный
материал 14.3), формирование которого
началось в первые недели войны
в Москве, Ленинграде и других
городах страны. Впоследствии некоторые
из ополченцев были отозваны
с линии боев и ориентированы
на решение задач, связанных
с их профессиональными знаниями
и на работы над оборонной
тематикой. Так, к примеру, случилось
с А.Н. Леонтьевым. В одном из
писем друзьям в 1942 г. он
писал: "Очень скоро я оказался
в ополченческой части, в штабе
полка, марширующего на запад.
Перед событиями у Вязьмы меня
и еще двух товарищей из
профессуры штаб дивизии направил
обратно в расположение военкомата"
(Морозова Н.Г., 1983. С. 261).
Многие из психологов продолжали
работу в учебных и воспитательных
учреждениях или осваивали новые,
практически важные профессии.
Так, например, Г.Л. Соболев, автор
труда о деятельности ленинградских
ученых в годы войны, описывая
события первой блокадной зимы
1941/42 гг., подчеркивал, что "работники
Педагогического института им. Герцена,
среди которых нужно в первую
очередь назвать проф. В.И. Вернадского,
С.Л. Рубинштейна и др., делали
все возможное, чтобы жизнь
в институте не замирала" (Соболев
Г.Л., 1966. С. 94) (см. дополнительный материал
14.4). И жизнь продолжалась: в 1942/43
гг. в институте обучались 287 студентов
и 26 аспирантов; в 1943/44 гг. - 811 студентов
и 32 аспиранта, в том числе
окончили институт в 1943 г. 79 студентов
и 5 аспирантов, в 1944 г. - 120 студентов
и 6 аспирантов (XXX лет Педагогического...,
1948) (см. дополнительный материал 14.5).
Известный психолог А.В. Ярмоленко,
являясь помощником директора
по научной части института
слуха и речи в Ленинграде
и окончив без отрыва от
производства курсы медсестер
при Дорожном комитете Красного
Креста Октябрьской железной
дороги 31 октября 1941 г., уже с ноября
того же года работала медсестрой
в эвакогоспитале. В ее архиве
сохранилась выписка из журнала
взысканий и поощрений, из которой
следует, что только за период
с 7 августа 1942 г. по 8 марта 1943
г. она дважды поощрялась командованием.
Работа с ранеными занимала
все время, о научной деятельности
не могло быть и речи и
лишь в конце войны удается
хоть в какой-то мере вернуться
к занятиям наукой. 25 октября 1943
г. А.В. Ярмоленко пишет своей
подруге Р.А. Каничевой в Самарканд:
"Вчера я сделала доклад
о слухорефлекторных поражениях.
После 2 лет 4 месяцев перерыва
вернулась к научной тематике.
Прошло хорошо. Просят повторить
(Письмо А.В. Ярмоленко..., 25 октября
1943).
Детский психолог А.А. Люблинская
в 1941-1943 гг. работала в одном
из детских домов Петроградского
района. В блокадных дневниках
она так описывала типичный
эпизод из своей жизни: "Темная
январская ночь, крепкий мороз
сковал даже воздух. В коридорах
детского сада светится маленькая
"коптилка". Я дежурю. Обхожу
спальни. Ребятки спят одетые,
на стульях у кроватей лежат
наготове пальто, шапки, валенки.
Выхожу на улицу. Ведь еще
не поздно, только десять часов,
а город спит... Нет, не все
спят... Вот скрипит калитка, и
две женщины приближаются к
крыльцу: "Вот, деток к вам
принесли". Бужу всех взрослых.
Быстро подбираем для новичков
белье. Разворачиваем тряпье, вытаскиваем
детишек... Это желтые, иссушенные
скелетики... Мы осторожно купаем
их в тазу, переодеваем и, попоив
кипятком, укладываем около плиты
на раскладушках. Накормить их
досыта и нечем, и нельзя. Даже
обычная наша пища - слишком большая
нагрузка для истощенного детского
организма. Начинается осторожная,
но упорная борьба за жизнь,
которая едва теплится..." (Подвигу
подобно, 1979).
Многие психологи, наряду с
основной работой, занимались
просветительской и пропагандистской
работой. Свидетельством многообразия
деятельности психологов в этом
направлении являются строки
из письма известного зоопсихолога
Н.Н. Ладыгиной-Котс Г.С. Рогинскому
от 20 сентября 1943 г.: "Кроме творческой
научной работы все мы трое
(я, муж и сын) отдавали много
времени общественной деятельности,
обслуживая раненых бойцов в
подшефных госпиталях - Наркомпроса,
Института Ленина и Дарвинского
Музея. А.Ф. Котс (муж Надежды
Николаевны, директор Дарвиновского
музея - примеч. авторов) читал
лекции на сопредельные ест[ественно].-научные
и оборонные темы (за 2 года прочел
их 600); сын, специализировавшийся
последние 10 лет на кинематографии,
показывал художественное кино
на немом аппарате для лежачих
раненых (провел за двухлетие
500 сеансов); я - была то в роли
демонстратора выставок, то лектора
по сравнительной психологии, то
чтеца-автора стихотворений, посвященных
награжденным героям и героиням
фронта (находившимся на излечении
в госпиталях), в дни календарных
праздников. В апреле этого года
в Музейном отделе Наркомпросса
я читала доклад на тему "Биопсихология
приматов - как база для критики
фашистской теории расизма..."
(Письмо Н.Н. Ладыгиной-Котс..., 1943).
Характерным свидетельством многогранной
(научно-исследовательской и научно-практической)
деятельности психологов в годы
войны является отчет о работе
за два первых года войны
одного из лидеров советской
психологии спорта А.Ц. Пуни (см.
дополнительный материал 14.7).
Еще одной формой практического
участия психологов в деле
защиты Отечества являлась консультационная
работа и проведение военно-врачебной
экспертизы. Так, специалист по
социальной психологии А.Л. Шнирман
с 1941 г. являлся консультантом
Наркома здравоохранения РСФСР,
а специалист в области авиационной
психологии и медицины К.К.
Платонов с ноября 1943 г. выполнял
обязанности председателя Военно-врачебной
летной комиссии 16 Воздушной армии.
Безусловно, не прекращалась и
научно-исследовательская и научно-практическая
деятельность психологов. Несмотря
на изменившиеся требования к
научным разработкам, советские
психологи сумели оперативно
и эффективно перестроить свою
деятельность. Этому способствовали:
опора на богатый исторический
опыт, накопленный русской психологией
(см. дополнительный материал 14.6); активное
использование результатов предвоенных
исследований; осознание ответственности
и высокая самоотдача психологов;
уменьшение идеологического давления
на науку.
14.3. Тематические
планы научно-исследовательской
и научно-практической работы
психологических центров в годы
войны
14.3.1. Деятельность
психологических учреждений в
системе здравоохранения
14.3.2. Деятельность
психологических учреждений в
системе образования и просвещения
и Академии педагогических наук
14.3.3. Деятельность
психологических учреждений в
системе физической культуры
и спорта и в региональных
центрах
Безусловно, наиболее
показательным и в наибольшей
степени характеризующим развитие
советской психологии в годы войны
являются тематика и результаты научно
-исследовательской деятельности и
научно-практической работы. Как уже
подчеркивалось, сразу после начала
войны во многих научных, в том
числе и психологических, центрах
и учреждениях, состоялись собрания
научных сотрудников и заседания
Ученых советов (см. дополнительный материал
14.13), имевшие целью определить наиболее
важные задачи, стоящие перед конкретными
коллективами. Соответственно изменялась
и тематика научно-исследовательской
работы (НИР). К примеру, уже в первые
дни войны решением ученого совета
Всесоюзного института экспериментальной
медицины (именно в этом институте
группа психофизиологов под руководством
П.К. Анохина работала над проблемой
взаимовлияний центральной и
периферической нервных систем) был
изменен план НИР. Внимание ученых было
сосредоточено на двух основных проблемах:
на вопросах изучения "важных инфекций,
могущих иметь распространение
в условиях военного времени и
на вопросах травматических поражений
(ранений)" (Проппер-Гращенков Н.,
1943. С. 87).
Какие же научные темы разрабатывались
в годы войны в научных, образовательных
и практических психологических
центрах и учреждениях?
14.3.1. Деятельность
психологических учреждений в
системе здравоохранения
В конце 1941 г. Управление
эвакогоспиталей Всесоюзного Центрального
Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС)
утвердило план НИР в эвакогоспиталях
на 1942 г. Всего было выделено 136 научных
тем. Основная проблема научно-исследовательской
деятельности эвакогоспиталей (входящих
в систему ВЦСПС) - лечение военно-травматических
повреждений. Этой основной оборонной
проблеме было посвящено 90 процентов
всей тематики плана. Что характерно,
36 научно-исследовательских тем (т.е.
более 26 процентов от их общего числа)
было посвящено лечению огнестрельных
ранений черепа, мозга и периферической
нервной системы, при этом данная
тематика касалась в основном вопросов
углубления и уточнения диагностики
травм черепа и мозга и показаний
к оперативному вмешательству при
поражении периферической нервной
системы (Хроника…, 1943. С. 60). Естественно,
что в разработке этих тем важная
роль принадлежала психологам.
Представляет интерес и план
научно-исследовательской работы
на 1942 г. эвакогоспиталей, входящих
в систему подчинения Народному
Комиссариату здравоохранения СССР,
одобренный Ученым Медицинским
Советом Наркомздрава СССР. Из
более чем двух десятков тем
две имеют непосредственное отношение
к психологии и ориентированы
на самое активное участие
психологов. Первая из них - проблема
профилактики раневых осложнений
и лечение этих осложнений. Она
включала такие темы, как лечебная
физкультура, восстановительная
гимнастика и физиотерапия. Основными
исследовательскими задачами в
данной проблемной области являлись:
разработка предупредительных мероприятий
и выработка наиболее эффектных
методов лечения.
Вторая проблема
- нарушение психики при травматических
поражениях головы, мозга. Она предусматривала
работу по таким темам:
Методы экспертизы
поражений центральной нервной
системы и их лечение.
Отдаленные влияния
контузий на психическую сферу больных
и борьба с ними (О развертывании...,
1942. С. 52).
Необходимо отметить,
что тематика по восстановлению боеспособности
и трудоспособности раненых в
ходе войны расширялась и конкретизировалась.
При этом надо подчеркнуть рост удельного
веса психологической (психолого-психиатрической,
психоневрологической, психолого-педагогической,
патопсихологической) тематики. В начале
декабря 1943 г. состоялось заседание
Президиума Ученого Совета Наркомздрава
СССР совместно с Правлением Всесоюзного
общества невропатологов и психиатров,
на котором руководство этого
общества отчитывалось о проделанной
за два года войны работе и определяло
перспективный план своей научной
деятельности.
И надо подчеркнуть,
что подавляющая часть предложенных
тем просто не могла быть решена
без участия в них психологов:
травмы центральной
и периферической нервной системы
(синдромы расстроенного сознания при
коммоциях и контузиях, локальные
и общемозговые симптомы в клинике
травматических психозов и их динамика);
инфекционные
и токсические заболевания центральной
и периферической нервной системы
(клиника постоперационных психозов,
эндогенные психозы);
психогении военного
времени (клиника, патогенез и классификация
психогений, клиника, патогенез и
лечение реактивных состояний, динамика
различных форм психопатий);
экспертиза нервных
и душевных болезней (отграничение
шизофрении от реактивных состояний, диагностика
и экспертиза эпилепсий);
терапия психических
заболеваний, лечебная помощь инвалидам
Отечественной войны (методы восстановительной
терапии, профилактика инвалидности, экспертиза
трудоспособности).
В соответствии
с изменившимися на втором этапе
войны задачами в число основных
проблем научно-исследовательской
работы в области здравоохранения
на 1944 г., помимо традиционных для первых
лет войны, включены такие как: психоневрологические
принципы трудового обучения и трудоустройства
нейроинвалидов, посттравматические психические
изменения и трудоспособность больных
при них и ряд других (Основные
проблемы...,1944. С. 64-66). Это существенно
расширяло возможности применения
психологических знаний в реальной
практической деятельности.
14.3.2. Деятельность
психологических учреждений в
системе образования и просвещения
и Академии педагогических наук
Анализ психологической
тематики научно-исследовательских
работ, выполняемых в 1944 г. в различных
психологических центрах, показывает,
что тема воспитания личности бойца
также занимала в ней важное место.
Она включала следующие исследовательские
проекты: "Активность личности" -
Н.Б. Добрынин (Москва); "Воспитание воли
" - К.Н. Корнилов (Москва); "Учение
о характере" - Криштот (Махачкала);
"Воспитание воли и характера
бойца" - Н.Д. Левитов (Москва); "Воспитание
бесстрашия и презрения к смерти"
- Сетковский; "Среда и характер"
- И.Б. Случевский (Уфа); "Основы психологической
теории личности" - Н.А. Соколов (Орджоникидзе);
"Воспитание героизма" - З.В. Столица
(Москва); "Воспитание смелости" -
М.П. Феофанов (Тулун); "Воспитание воинской
инициативы и находчивости" - Н.П.
Ферстер (Москва); "Воспитание бесстрашия"
- Г.А. Фортунатов (Москва); "Воспитание
решительности" - О.А. Чернышева (Москва);
"Воспитание храбрости по Суворову
" - К.А. Шерышев (Москва); "Воспитание
воли" - В.А. Яковлев (Тамбов) и т.д.
(см. об этом: Рыбников Н.А., 1944).