Мультимедийные средства в обучении говорению на английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке с помощью технических средств обучения.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-выявить лингвистические и психолого-педагогические основы использования технических средств обучения для формирования умений общения;
- выявить трудности в овладении общением на иностранном языке учащимися основной общеобразовательной школы и на этой основе разработать способы их ликвидации с помощью технических средств обучения;

Файлы: 1 файл

Diplomnaya.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Создание искусственной  иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана  реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой  деятельности: аудированию и говорению (условно-коммуникативному или коммуникативному). Для достижения этой цели используются технические средства обучения. Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе компьютера. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями: они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистантное обучение с использованием современных технологий. В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются  светотехнические и звукотехнические средства.           

Актуальность нашего исследования заключается в анализе психолого-методической литературы по проблеме и в систематизации теоретических основ формирования умений иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся.

Объектом нашего исследования является процесс обучения английскому языку в основной общеобразовательной школе на среднем этапе.

Предмет исследования -  использование средств обучения для формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе основной школы.

Проблема нашего исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости  использования современных средств обучения для формирования англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся школы.

В нашем исследовании мы исходим из того, что иноязычная коммуникативная компетенция –  это многоаспектное сложное понятие, формирование конкретных умений у учащихся требует применение современных средств обучения. В этой связи в качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что:

- недостаточный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся является одной из значимых причин их затруднений в речевом взаимодействии на английском языке;

- специально  применяемые методы обучения  с использованием современных  средств обучения эффективно  формируют иноязычную коммуникативную  компетенцию у учащихся.  

Целью исследования является  теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке с помощью технических средств обучения.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

-выявить лингвистические и психолого-педагогические основы использования технических средств обучения для формирования умений общения;

 - рассмотреть ключевые понятия темы исследования;

- выявить трудности в овладении общением на иностранном языке учащимися основной общеобразовательной школы и на этой основе разработать способы их ликвидации с помощью технических средств обучения;

                - апробировать на практике систему методов и приемов по формированию англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся школы.

Методологическими основами нашего исследования являются коммуникативно-мотивационный и перцептивный подходы к формированию языковой компетенции.

Теоретическими  основами нашего исследования являются точки зрения Роговой Г.В о классификации средств обучения, Зимней  И.А. о психологических особенностях младших подростков, И.Л. Бим о формировании коммуникативной компетенции у учащихся школы.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в изучении, анализе и сравнении точек зрения ведущих ученых, занимающихся данной проблемой.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в основной общеобразовательной школе.

Базой опытно-экспериментального исследования стал 7 «А» класс Цимлянского  МОУ  лицея № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы использования современных средств обучения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся школы.

    1. Дидактико-методические условия использования современных средств обучения.

Современный этап развития образования в качестве одного из значимых требований выдвигает необходимость внедрения в учебный процесс технических средств обучения. При этом важно то обстоятельство, что уже доказана принципиальная целесообразность их использования в организации собственно обучения.

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Технические средства обучения объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Зрительно воспринимая материал, слушая и наблюдая за тем, как люди говорят на данном языке, учащиеся приобретают необходимые навыки и умения в устной речи: в интонации, употреблении слов и грамматическом оформлении высказываний. С помощью различных аудиовизуальных средств создаются естественные условия для проявления коммуникативной функции языка.

Так на среднем этапе широко используется зрительная и слуховая наглядность и их комбинации при формировании у учащихся произвольных лексических и грамматических навыков и при развитии всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. [17, 67].

Звукозапись - При обучении английскому языку на начальном этапе звукозапись играет, безусловно, очень важную роль. Она даёт возможность детям слышать подлинную речь на английском языке. [17, 68].

В процессе обучения иностранным языкам в современной  средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства (видеомагнитофоны, телевизоры, графопропроекторы (кодоскопы), мультимедийные проекторы, компьютеры) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

  1. служить опорой для понимания речевой структуры;

      2)  быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

      3)  проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;

      4)  выполнять роль обратной связи в форме ключей.

Звукотехнические  средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.

В методике обучения иностранным языкам активно исследовались  учебные возможности ТС. В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение ТС позволяет:

1)  восполнять  отсутствие естественной иноязычной  среды на всех этапах обучения;

2)  полнее  реализовать важный дидактический  принцип наглядности;

3) осуществлять  обучение с учетом индивидуальных  типологических особенностей каждого ученика;

4)   создавать  лучшие условия для программирования  и контроля;

5) обеспечивать  ускоренное формирование и развитие  навыков слухового самоконтроля;

6) максимально  использовать аналитические и  имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;

7) более или  менее точно определять качественные  показатели иноязычной речи учащихся  в магнитной записи;

8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение.

Аудиопассивные  устройства имеют целью предоставить ученикам возможность прослушивать фонограммы, подаваемые с магнитофонов, установленных на учительском пульте; при этом сами ученики ничего не говорят. Рабочие места аудиопассивного устройства оборудуются наушниками, которые снабжены изоляторами из плотного синтетического материала для изоляции ученика от посторонних звуков (шумов). Помимо наушников, рабочие места иногда оборудуются регуляторами громкости, которыми ученики могут пользоваться по своему желанию.

Аудиоактивные устройства, в отличие от аудиопассивных, позволяют ученикам не только прослушивать фонограммы, но и самим тренироваться в громкой речи, то есть в говорении.

А теперь давайте  более подробно рассмотрим понятие  наглядности и её виды.

Наглядность, если исходить из данных психологии (Б. В. Беляев), нельзя сводить только к зрительному восприятию, так как возможны еще и другие виды наглядности: обонятельная, вкусовая, осязательная, сенсорная, моторная (двигательная), предметная, действенная, внешняя (основанная на восприятии), внутренняя, или умственная, основанная на деятельности памяти и воображения, для которых характерны не восприятия, а представления. Нельзя забывать о языковой наглядности — о том, чему именно обучаются школьники.   Как показывает анализ исследований, посвященных проблеме наглядности широкое распространение получила лишь одна форма наглядности — внешняя, или перцептивная, наглядность, основанная на процессах непосредственно чувственного отражения действительности.

Другая  форма, связанная с мышлением,—  внутренняя наглядность, не всегда учитывается на практике и не изучается теоретически. Внутренняя наглядность служит как бы переходным мостом от "опорного" высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего. [4,93]

Исходя  из сказанного, можно сделать вывод: обеспечить создание коммуникативной  мотивации у школьников можно, предъявив  в начале урока или перёд выполнением какого-либо вида работы (в течение двух-трех минут) специально разработанный вид внешней наглядности: рассказ, сюжетную картинку, теле -, диа-, эпифильмы, фильм-эпизод и др. Средствами внешней наглядности говорящему задаются смысловое содержание логическая последовательность высказывания. Тем самым создается смысловая опора говорения.  В этом случае внимание ученика направлено только на оформление этого смыслового содержания известными ему языковыми средствами. [16,42]

Отметим еще два вида наглядности: содержательную и смысловую. Содержательная наглядность направляет внимание учеников на содержание того или иного отрезка действительности, смысловая наглядность формирует отношение школьников к тому, что изображено на картинке т. е. актуализирует личностный смысл, что очень важно для обучения на коммуникативной основе.

При этом стоит учесть, что внешняя  наглядность может не только служить  стимулом к созданию коммуникативной  мотивации, но и обеспечивать управляемое формирование внутренней наглядности и тем самым стать основой управления процессом формирования речевых навыков и умений.

Можно сделать вывод: внешняя наглядность, прежде всего, должна быть смысловой наглядностью, тогда она сможет обеспечить коммуникативную мотивацию и создание внутренней наглядности. Необходимо, чтобы она соответствовала возрастным особенностям учащихся.

Электронные средства информации, такие как компьютер  и видеомагнитофон, в настоящее  время приобретают все большее  значение при обучении и воспитании учащихся. В то же время, в школе еще только начинает складываться устойчивая практика использования этих средств на уроках, поэтому подобная разработка представляется своевременной. Применение видео оказывается очень эффективным при формировании коммуникативной культуры, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой в «безопасной» обстановке учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Видеоматериал позволяет помимо аудирования давать учащимся задания на расшифровку мимики и жестов ("body language"), на распознавание стиля взаимоотношений, и т. п. с тем, чтобы в реальной ситуации учащиеся не делали грубых коммуникативных ошибок при общении с представителями страны изучаемого языка. [2,24]

Но в организации работы с аудиовизуальными средствами учителю необходимо соблюдать определённую последовательность действий, начиная с работы по анализу содержания видеоматериалов до определения пошаговой работы с ними.

В      литературе    известны      следующие     критерии     отбора видеоматериалов для урока:

1. Требования к сюжету.

а) Необходимо   наличие   вспомогательного   материала,   который помогает учащимся понять ситуации или разобраться в проблеме. b) Должна   прослеживаться   чёткая   связь   между   сюжетом   и содержанием диалогов в сценах.

2. Требования к речи персонажей.

а) Речь должна прослушиваться ясно, без посторонних  и фоновых шумов.

Информация о работе Мультимедийные средства в обучении говорению на английском языке