Мультимедийные средства в обучении говорению на английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке с помощью технических средств обучения.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-выявить лингвистические и психолого-педагогические основы использования технических средств обучения для формирования умений общения;
- выявить трудности в овладении общением на иностранном языке учащимися основной общеобразовательной школы и на этой основе разработать способы их ликвидации с помощью технических средств обучения;

Файлы: 1 файл

Diplomnaya.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

1. Подготовка.

а) Проводится   предварительное   обсуждение,  в   ходе   которого

повторяется   лексика,   близкая   к   тематике   фильма,   а  также

стимулируется интерес учащихся к теме;

 b) Творческая работа, в ходе которой можно дать учащимся самим

предложить  названия фильмов, возможные советы и проблемные

ситуации, связанные  с обсуждаемой темой;

 с) Работа с новой лексикой, в ходе которой учащимся даются новые

слова по данной теме;

2. Просмотр.

При просмотре можно проводить следующие  виды работ:

а) Проверка предсказаний, сделанных учащимися до просмотра;

b) Информационный поиск.  После первого просмотра учащимся

предлагаются   упражнения   на   поиск   информации,   и   сюжет

просматривают снова.

3. Работа после просмотра.

а) Повторение  и  отработка  речевых  блоков,  полученных  после

просмотра;

 b) Комментирование   и   закрепление   коммуникативных   приёмов,

увиденных в  фильме;

 с) Обсуждение.   Учащиеся   соотносят   увиденное   с   реальными  ситуациями в их жизни;

 d) Творческая работа.  Учащимся предлагается  написать  краткий пересказ, размышление на тему просмотренного сюжета, составить диалог или сценку и другие подобные задания. Существует множество упражнений по работе с видео материалами. [2,28] 

What will you see?

Учащиеся  прослушивают звуковое сопровождение видеосюжета без изображения. Учитель обращает их внимание на интонации персонажей и звуковые эффекты. Далее учащимся задаются вопросы на английском языке, типа: «Where does the scene take р1асе?», «How many characters will you see?», «What are they doing?», «How are they dressed» и т.д. [10,81]                           What do you want to know about?

Перед просмотром тематического видео сюжета или документального фильма учащиеся составляют список возможных вопросов по теме фильма. Затем они просматривают видео и находят ответы на те вопросы, на какие возможно. [10,82]

Учащиеся  просматривают видеосюжет и затем  составляют предложения или вопросы, описывающие все события или информацию в хронологическом порядке.

В обучении иностранному языку также можно использовать компьютер. [11,299]

Обучающий компьютер  является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ей, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приёмов. Наиболее часто применяются следующие: [11,300]

Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит  в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе.

  1. Диалог с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.
  2. Диалог со сводно конструируемым объектом. Такой диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос, с тем чтобы последний мог узнать и оценить правильность ответа.
  3. Упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками, Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которых нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая их из предложенных компьютером.
  4. Упражнения для самоконтроля владения словарём. Возможны варианты таких упражнений:

         а) Компьютер предлагает список слов для перевода

        b) Компьютер предлагает соотнести два списка слов(русских и английских).

5. Специальные  компьютерные программы. [11,301]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что готовясь к очередному уроку по теме обучения говорению учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции, а также критерии отбора аудиовизуальных средств четко представлять себе, для решения какой методической задачи то или иное аудиовизуальное средство может оказаться наиболее эффективным.

Так же существует множество упражнений, направленных на развитие навыков говорение по средством аудио магнитофона.

Вот некоторые  из них:

  1. Прослушайте запись и совместите тексты с датами праздников

Текст 1      а) 1 сентября

Текст 2      б) 31 – 1 января

Текст 3      в) 9 мая

Текст 4      г) 8 марта

Ответы: 1-г; 2-а; 3-б; 4-в

  1. Прослушайте текст, прочитайте его и ответьте на вопросы по тексту
  2. Прослушайте текст и втавьте недостающие слова

We are going …… now.

В завершении этой главы мы можем сделать вывод, что основные методические подходы к использованию аудиовизуальных средств должны основываться на овладении учителем знаниями о дидактических свойствах используемого средства обучения, в частности компьютерная обучающая программа должна соответствовать основным дидактическим задачам обучения и должна иметь соответствующие технологические возможности для реализации учебных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Апробация методики формирования англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся школы при помощи современных средств обучения .

2.1. Анализ  методов и приёмов формирования  навыка    говорения на английском языке в лицее №1 г. Цимлянск.

Выявив теоретические  основы формирования устойчивых  навыков  говорения на среднем этапе обучения, мы определили содержание опытно-экспериментальной части нашего исследования.

Эксперимент, организованный в 7«А» и 7«Б» классах лицея  №1 г. Цимлянск, проходил в 3 этапа:

    • констатирующий;
    • формирующий;       
    • контрольный.

Целями констатирующего этапа являются:

    1. Выявление методов и приёмов формирования навыков говорения, используемых учителями лицея №1 г. Цимлянска на уроках английского языка;

           2. Выявление исходных условий применения разнообразных методов и     приёмов формирования навыков говорения;

      3. Выявление исходного уровня развития учащихся.

Для осуществления  целей констатирующего этапа  нами были использованы следующие методы педагогического исследования: анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение школьной документации и продуктов деятельности школьников, а также беседа с учителями и учащимися.

Количество  учащихся в 7«А» и 7«Б» - по 12 человек. Они принадлежат к возрастной группе 13-14 лет, то есть являются подростками.

В 7«А» классе количество девочек составило 50 % (6 человек) от общего числа учащихся, в 7«Б» 41% (5 человек).

В целях ознакомления с особенностями обучения говорению  учителем английского языка в 7«А»  и 7«Б» классах, мы посетили по 2 урока  в каждом из них. Наблюдение за особенностями  преподавания учителем английского языка показали следующее: умеренный темп работы, его насыщенность аудио - визуальным материалом.

При ознакомлении и первичном закреплении использованы такие приёмы, как:

    • использование наглядных пособий, мультимедийных средств;
    • привлечение воображаемых действий (жестов) для передачи того или иного явления;

• комментирование действий учителем и учащимися. 
При тренировке навыка говорения использовались:

    • имитационные,      подстановочные      и      трансформационные упражнения;
    • упражнения игрового характера;

Для проверки знаний и навыка говорения учитель использовал такие приёмы, как:

    • заполнение пропусков в предложении;
    • перевод предложения с английского языка на русский;
    • пересказ текствов

Наибольшим  интересом учащихся пользовались такие приёмы, как:

    • игровые упражнения;
    • разыгрывание ситуаций.

Анкетирование, целью которого было выявление наиболее часто используемых приёмов обучения говорению, проводилось среди учителей иностранного языка в школах г. Цимлянска. Мы письменно опросили 15 человек в школах № 1, 2, 3, и красноярской средней школе. (см. приложение 1)

Анализ результатов  анкетирования показал, что 73% (11 человек) имеют высшее образование, 27% (4 человека) имеют среднее педагогическое образование.

В основном учителя  имеют педагогический стаж более 10 лет - 60% (9 человек). Респондентов с педагогическим стажем от 5 до 10 лет оказалось 26% (4 человека). Молодых специалистов, работающих в школе не более 5 лет - 14% (2 человека).

На вопрос о  языке, который респонденты преподают, были получены следующие ответы: преподавателей английского языка - 60% (9 человек); 40% (6 человека) преподают немецкий язык.

Результаты  анкетирования позволили выявить, что подавляющее большинство - 73% (11 человек) - работают с учащимися разного возраста, то есть учителя преподают одновременно в нескольких параллельных классах.

На вопрос: «Проводите ли вы урок на иностранном языке?»  большинство преподавателей ответили, что нет, из-за низкого уровня знаний учащихся.

Что касается систематического обучения говорению как виду речевой деятельности, то 60% (9 человек) указали на систематичность, а 40% (6 человека) - на несистематичность обучения.

Меньше половины анкетируемых - 33% (5 человек) часто применяют 
аудиомагнитофоны, раздаточный материал, остальные 67% (10 
человек) применяют нечасто, зато 53% (8 человек) часто используют 
обучающие игры при обучении говорению на иностранном языке. К 
сожалению, только 26% (4 человека) используют нетрадиционные приёмы 
работы при обучении говорению (использование видеомагнитофона, компьютерных программ, интерактивной доски). Большинство учителей - 80% (12 человек) - оценивают результаты работы по формированию навыков говорения у учащихся как удовлетворительные, остальные 20% (3 человека) - как неудовлетворительные.

Учителя в своей  работе по формированию навыков говорения сталкиваются с такой проблемой, как нехватка учебных часов - 86% (13 человек), а 14% (2 человека) отмечают низкий уровень знаний учащихся по иностранному языку, а также их незаинтересованность в изучении иностранного языка.

Анкетирование также проводилось среди учащихся.(см. приложение 2)

     Мы письменно опросили 25 учащихся лицея № 1 города Цимлянска.

     Анализ результатов показал, что большинство опрошенных школьников изучают английский язык - 56% (14 человек), и 44% (11 человек) - немецкий. Половина анкетируемых учатся в 7 классе, столько же в 8-9 классах.

88% (22 учащихся) ответили, что им нравится изучать  иностранный язык. 36% учащихся (9 человека) отметили систематическую и целенаправленную  работу с упражнениями на формирование навыков говорения.

На вопрос о  том, с помощью чего учитель обучает  говорению, были получены следующие ответы: 40% (10 человек) ответили, что обучение говорению производится с помощью игровых упражнений; 60% (15 человек) - с помощью аудио - магнитофона (прослушивание текстов, заполнение пропусков).

Все учащиеся хотели бы, чтобы их учителя применяли  игры, песни,  аудио и видео  магнитофон, компьютер, интерактивную  доску на уроках иностранного языка, особенно при обучении говорению.

    На констатирующем этапе эксперимента нами также был использован метод статистической обработки данных для выявления исходного уровня владения навыками говорения учащихся классов 7 «А» и 7 «Б».

   В двух группах - экспериментальной (7 «А») и контрольной (7 «Б») -была проведена контрольная работа тестового характера (см. приложение 3 ) с целью выявления уровня знаний учеников, и были получены следующие результаты:

 

Группа  №1 - экспериментальная

Группа №2 - контрольная

4,3,4,3,4,4,2,4,3,2,3,4

4,3,4,3,2,3,3,2,4,3,3,3


 

M =

             Где х - результат в оценочных баллах;

         i - испытуемый по тесту;

        N - количество испытуемых;

        М - среднее арифметическое.

М1=3.2 М2 = 3

Средний арифметический бал в первой группе был равен 3.2, во второй группе 3 ровно.

   Следовательно, сравнивая оценочные баллы в экспериментальной и контрольной группах, мы видим, что в контрольной группе средний оценочный балл ниже, чем в экспериментальной.

   Таким образом, констатирующий этап эксперимента позволил выявить следующие факторы:

Информация о работе Мультимедийные средства в обучении говорению на английском языке