Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:53, дипломная работа
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке с помощью технических средств обучения.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-выявить лингвистические и психолого-педагогические основы использования технических средств обучения для формирования умений общения;
- выявить трудности в овладении общением на иностранном языке учащимися основной общеобразовательной школы и на этой основе разработать способы их ликвидации с помощью технических средств обучения;
Большинство учителей считают целесообразным:
- использование при обучении говорению наглядного материала, раздаточного материала, аудио магнитофона, разнообразных упражнений;
- на уроках английского языка дети мало активны;
- работа над обучением говорению чаще всего протекает однообразно и скучно;
- недостаточная материальная база (отсутствие лингафонных кабинетов, видеомагнитофонов, проэкторов и компьютеров в каждом классе);
- трудности учителей в связи с недостатком времени;
- отсутствие систематической работы.
Тем самым, мы подтвердили актуальность выбранной темы.
2.2 Формирование англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили разработать программу формирующего этапа, целью которого является введение в обучающий процесс комплекса разнообразных методов и приёмов обучения иноязычному устно-речевому общению в 7 классе.
В течение 5 недель преддипломной практики мы работали над разделами: «It’s a beautiful world» и «The way we look». При введении и отработке этого материала нами были использованы печатные тексты и диалоги, аудио и видео курсы, раздаточный материал, обучающие компьютерные программы, интерактивная доска и большое количество тренировочных и игровых упражнений.
Так как говорению как цели обучения должна предшествовать работа над грамматическим, лексическим, и фонетическим оформлением речи, то каждый урок начинался с вонетической зарядки, введения и отработки нового лексического материала, а так же закрепления ранее изученного речевого материала.
На каждом этапе формирования коммуникативных навыков мы старались использовать разнообразные упражнения.
При обучении детей реагированию на реплику собеседника мы использовали такой приём, как ответы на вопросы учителя по тексту (прочитанному или прослушанному).
Задание № 1(см. приложение №5)
Прочитайте текст «Russian traditional festival» и ответьте на вопросы
Задание №2 (см. приложении №6)
Прослушайте текст «Christmas for Granny» и ответьте на вопрос «Где живёт бабушка, в Англии или в России?»
Для формирования лексического навыка на материале тематической группы слов мы использовали подстановочные упражнения данного вида:
Задание №3
Подставьте правильную форму глаголов.
One day Mr Parker decided (1visit) his brother. David (2live) in the country. That day (3be) his birthday and Mr Parker (4want) to be with his brother's family. Mr Parker (5take) his brother's fed dress, (6get) into the car and (7start) out. He (8drive) for a long time. Then he (9stop) and (10ask) the woman who (11pass) by to help him. "(12Go) straight for two miles", she (13say), "then (14turn) left and take the second road on the right". Mr Parker (15do) it but (16can, not) see his brother's house. Then he (17see) that an old man (18come) to his car. Mr Parker (19open) the window of his car and (20ask), "Excuse me, is this the second road on the right?"
Для формирования навыка правильного употребления артиклей мы так же использовали подстановочные упражнения.
Задание №4 Подставьте определённый или неопределённый артикль, если это необходимо.
It is a tradition in my family to travel in summer. Last (1) August my brother and I went to (2) London. We stayed there for a few days and did (3) city. (4) centre of (5) English capital is very beautiful. There are (6) lot of green (7) streets and (8) famous parks in it. We saw (9) Houses of Parliament, (10) Westminster, (11) British Museum and (12) Tower which is not far from (13) Tower Bridge. We visited (14) National Gallery in (15) Trafalgar Square and walked near (16) Buckingham Palace where (17) Queen lives.
Данное упражнение направленно на активизацию навыков и умений смыслового восприятия иноязычной речи на основе восстановления контекста иноязычного общения.
Задание №5. Прослушайте диалог Дженни и Лауры и вставьте правильные ответы.
1. _________ was living in Hollywood.
a)Jenny b) Laura
2. Jenny's stay on the plane was .
a) short b) long
3. Jenny came to Laura's house by .
a) plane b) car
4. There were. people in Disneyland that day.
a) few b) a lot of
5. Jenny Disneyland.
a) liked b) didn't like
6. The girls had supper their trip to Disneyland.
a) before b) after
7. Santa Barbara is a beautiful place kilometres from
Los Angeles.
a) fifty b) fifteen
8. Laura showed Jenny the house _______________ .
a) in the ivning b) in the morning
Задание №6 Прослушайте текст и вставьте недостающие слова.
1. The children decided to go to London in
a) spring b) summer c) autumn d) winter
2. They came to London on
a) Sunday b) Monday c) Saturday d) Friday
3. In London they stayed _________ ____________.
a) at their friends b)with their families c) at a hotel d) at the holiday centre
4. On Sunday morning the weather was___________ .
a) cold b) nasty c) good d) bad
5. The children ______________________ in London.
a) went by bus c) walked
b) went by taxi d) went by underground
6. On the 25-th of December they had _____________________ for lunch.
a) meat and vegetables c) turkey and apples
b) turkey and rise d) turkey and vegetables
7. The speaker got ___________________ for Christmas.
a) a postcard c) a toy
b) flags and stars d) a book
Задание № 7. Listen to the text and complete it.
In Australia, Christmas is different! The weather is ... and sunny — there's no ... . On ... Day, Australians go to the beach and have ... there. They eat cold turkey, ... and .... Father Christmas goes to
the beach and to children. Father Christmas in Australia ... on a surfboard.
Для тренировки и контроля усвоения лексики мы использовали упражнения данного вида.
Задание № 8. Прослушайте запись и назовите цифры на термометре.
Для восприятия слов и построения собственных предложений, нами было использовано следующее упражнение: Задание № 9. Listen to the tape. Say who is who in the picture.
Steve
Natasha
Mark
Julia
Tony
Carrie
Данное упражнение направлено на обучение составлению рассказа. Учащиеся обучаются говорить не только одну фразу, но и объединять их в сверхфразовое единство.
Задание № 10. (см. Приложение 8) How will Jane spend her money tomorrow?
Example: Jane will spend her money on cinema tickets tomorrow.
Задание №11 Данное упражнение использовалось нами для обучения произносительной стороне и новой лексики на иностранном языке по теме внешность.
mouth
lip (lips)
arm (arms)
hand (hands)
finger (fingers)
leg (legs)
foot (feet)
toe (toes)
Look at the picture and repeat the words after the dictor.
Для контроля ранее пройденной и изучения новой лексики мы использовали обучающую программу Triple Play Plus (см. приложение 7).
Таким образом,
говорение на английском языке, как
и в целом, коммуникативные умения
общения формируются выполнением
большого количества упражнений, учитывающих основные
теории уровней обучения речи (уровень
предложений, уровень сверхфразового
единства, уровень свободной речи). Процесс
обучения и формирования коммуникативной
компетенции осуществляется по линии
усложнения единицы обучения (от умений
правильно строить предложения к объединению
их в логической последовательности до
высказывания на уровне свободной речи).
2.3. Анализ и оценка результатов.
Завершающим этапом
нашей опытно-
Для обработки данных мы использовали материалы из статистического контроля результатов, которые были получены после проведения итогового теста, (см. приложение 4) были получены следующие результаты:
Группа № 1 - Экспериментальная |
Группа № 2 - Контрольная |
5,3,4,3,4,4,3,4,5,3,4,4 |
4,3,4,3,3,4,2,4,4,3,4,2 |
М=
Где х – результат в оценочных баллах;
i – испытуемый по тесту;
N – количество испытуемых;
М – среднее арифметическое.
Среднее арифметическое по оценочным баллам увеличилось как в контрольной, так и в экспериментальной группах: в 7 «А» - 3,7 в 7 «Б» - 3,3.
Следовательно, в группе (экспериментальной), где мы целенаправленно использовали современные средства обучения для формирования англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся (а именно, аудиозаписи, видеозаписи, графопроектор), средний арифметический балл оказался выше на 0,5, чем в той группе (контрольной), где мы использовали методы и приемы обучения, рекомендованные авторами учебников.
Оценки выставлялись в соответствии с количеством выполненных заданий в тесте. Критерии оценки были таковы:
90-100% - «5»
70-80% - «4»
50-60% - «3»
Менее 50% - «2»
Количество оценок «2» исчезло, «3» и «4» поровну и появились оценки «5».
Результаты изменения уровня знаний в экспериментальной группе отражены в следующем графике:
Таким образом, результаты контрольного этапа нашего эксперимента показали, что действительно применение современных средств в обучения для формирования англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся дает положительные результаты. Следовательно, мы экспериментально проверили результативность использования современных средств в обучения для формирования англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся.
Заключение.
Мы считаем, что проблема использования аудиовизуальных средств для развития способностей учащихся к общению на английском языке актуальна в современной школе.
Учитель должен уметь пользоваться аудиовизуальными средствами обучения.
Аудиовизуальные средства обучения вызывают у учащихся интерес к изучению иностранного языка, снижает утомление, тренирует творческое воображение, облегчает весь процесс учения.
На основе изучения
психолого-методичесской
В работе мы представили
серию упражнений по использованию
аудиовизуальных средств
Говорение на английском языке, как и в целом, коммуникативные умения общения формируются выполнением большого количества упражнений.
Таким образом, результаты контрольного этапа нашего эксперимента показали, что действительно применение современных средств в обучения для формирования англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся дает положительные результаты.
Подводя итоги
нашего исследования, мы хотели бы предложить
следующие выводы-рекомендации:
2. Готовясь к уроку, учитель должен иметь в виду дидактические свойства и функции, а также критерии отбора аудиовизуальных средств;
3. Необходимо использовать разнообразные современные средства обучения для формирования англоязычной коммуникативной компетенции.
Глоссарий.
Аутентичный материал - это образцы речи (истории, стихи, песни, диалоги и т.д.) которые используются в реальной жизни носителями языка.
Коммуникативная компетенция — способность осуществлять общение по средствам языка, т. е. передавать мысли правильно, используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения.
Контекст—то, что находится непосредственно перед и после слова, фразой и связанно с ними общим смыслом. Контекст помогает понять значение этого слова или фразы.
Образец - это слово, фраза, предложение, небольшой диалог, предлагаемый в книге для учителя в качестве примерного варианта для общения в определённых ситуациях на уроке.
Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредствам которого осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме.
Рассказ историй - история, в основе которой лежат действия, рассказанная с помощью жестов и мимики.
Принцип философии «язык как целое». Социальный характер построения знания; Наличие значения в языке и процессе обучения; Аутентичность языка и речевой деятельности; Центрированная на учащемся направленность обучения.
Принцип коммуникативного метода обучения. Речевое партнёрство в учебном общении; Принцип речемыслительной активности. Практическая речевая направленность как цель и средство обучения. Принцип функциональности при отборе языкового и речевого материала для обсуждения проблем межличностного общения; Речевой характер упражнений, учебное общение; Принцип индивидуализации обучения речевой деятельности при ведущей роли его личностного аспекта.
Информация о работе Мультимедийные средства в обучении говорению на английском языке