Научно-теоретические основы изучения нарушений моторной сферы у дошкольников с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Речь есть важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции связных намерений и действий. Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников актуальна и важна в науке по сей день. Дети с речевымии нарушениеми нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст зачастую благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1. Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины…………………………………………………………………………….6
2. Характеристика детей с нарушениями речи……………………………………9
3. Организация и содержание коррекционной психологической помощи..…16

Специальные учреждения для детей дошкольного возраста вне ДОУ для лечения нарушения речи………………………………………………………….19
5. Особенности работы с детьми с нарушениями речи………………………….20
6. Влияние двигательной активности ребенка на речь…………………………22
7. Особенности психофизического развития ребёнка с нарушениями речи….23
Выводы по I главе….24
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ КАК ПРОФИЛАКТИКУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…25
1. Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи……………………………………………………….25
2. Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка……………….31
3. Методики развития мелкой моторики и координации движения………….33
4. Возможности использования игровых приёмов для развития моторной сферы у детей с нарушениями речи…………………………………………………….36
Выводы по II главе……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......40
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………41

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 5.42 Мб (Скачать файл)

Наиболее часто встречаемыми тяжелыми нарушениями считаются алалия, ринолалия, афазия, или же разнообразного типа дизартрия.

Отдельные формы заикания также можно отнести к тяжелым речевым нарушениям, в случае если данный дефект лишает ребенка способности нормального обучения в массовой школе. Как правило, сюда относятся заикание в комплексе с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение детей  с тяжелыми речевыми нарушениями  стоит осуществлять с применением специальной системы в специализированных детских садах либо школах для детей с тяжкими дефектами речи. Принципиально возможно обучение и воспитание таких детей в семье. Основным правилом является  установление тесного контакта с ребенком, бережное и внимательное отношение. В основе обучения лежит коррекция отклонений устной речи и подготовка к усвоению грамоты. В время обучения азам арифметики, усиленное внимание обращается на развитие способностей к пониманию текстового выражения задачи. Пути компенсации напрямую зависят от сути дефекта, а также индивидуальных особенностей больного ребенка7.

 

  Выделяют следующие причины речевой патологии:

 

  1.  Внутриутробная патология  (вирусные и эндокринные заболевания  при беременности, тяжелый токсикоз и интоксикации, различные травмы, несовместимость групп крови по резус-фактору). Самые грубые нарушения речи возникают при отклонениях в  развитии плода в период от 4 недель до 4 месяцев, что и приводит к дефектам строения губ и неба (расщелины неба, раздвоенная (заячья) губа, “готическое” небо), отклонениям норм прикуса. На поздних сроках беременности различные патологические воздействия приводят к задержке в созревании нервной системы, а не к пороку развития.

 

  2. Родовые патологии  (травма, асфиксия) приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Такие кровоизлияния могут обширно затрагивать зоны коры головного мозга, отвечающие за речь (что приведет к системному недоразвитию речи) или затронуть локально, что чревато нарушением лишь одной стороны речи8.

 

3. Различные детские  заболевания, перенесенные в первый  год жизни– вирусы и  инфекции, соматические заболевания, которые  приводят к ослаблению или  замедлению деятельности процессов  коры головного мозга; травмы  головного мозга. 

 

4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Чаще всего они предрасполагают к речевым патологиям, но реализуются в неё лишь в сочетании с остальными, даже незначительными факторами.

 

5. Разнообразные неблагоприятные воздействия окружающей среды: недостаточность, отсутствие речевого общения, дефекты у окружающих (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей), эмоциональный контакт во время созревания речевых функций ребенка (острые или длительные ситуации, травмирующие психику; постоянные госпитализации детей на длительный срок).

  Каждая из вышеперечисленных  причин, а часто и их сочетание  в сумме могут вызывать патологии  различных сторон речи.

Принципиальное значение имеет диагностика аномалий речи на ранних стадиях, т.к. своевременная медицинская или же педагогическая коррекция существенно повышает вероятность нормального и полноценного школьного обучения.

К детям с речевыми отклонениями относят также детей  с психофизическими нарушениями различной степени выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) речевых функций. От прочих категорий детей с ограниченными возможностями их отделяет наличие нормального биологического слуха, зрения, полноценные предпосылки для развитого интеллекта. Выделение данных дифференцирующих признаков способствует их отграничению от сравнения с детьми, страдающими олигофренией, отклонениями психического развития, слепых (слабовидящих), детей с аутизмом, др.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4]

Органическое поражение  мозга обусловливает то, что такие  дети тяжело переносят жару и духоту, поездки в транспорте, длительное пребывание на качелях, довольно частые жалобы на головные боли, головокружения, тошноту. Большинство детей с наличием поражений мозга обладают различными двигательными дисфункциями: не соблюдение равновесия, проблемы с координацией, не способность дифференцировать движения пальцев на руках и проблемы с артикуляцией.

Такие дети довольно быстро чувствуют усталость, истощение  и пресыщение от любого вида деятельности. Их можно охарактеризовать как раздражительных, быстро возбудимых, двигательно расторможенных, тех, которые не способны сидеть спокойно. Дети постоянно что-то теребят в руках, болтают ногами и т.п. Они очень не устойчивы в эмоциональном плане, способны к резкой смене настроения, иногда даже с проявлением агрессии, беспокойства и навязчивости9.

Дети с речевыми нарушениями  и отклонениями в ц.н.с. быстро накапливают усталость, в особенности на протяжении дня к вечеру либо же к концу недели. Усталость отражается  на общем поведении и на самочувствии ребенка. Это может выражаться в усилении болей в голове, расстройствах сна, пассивности или наоборот, повышенной двигательной активности. Этим детям тяжело сохранять внимание, усидчивость и работоспособность на протяжении урока. Их двигательная расторможенность способна отображаться в том, что дети проявляют двигательное беспокойство, нередко встают с места, ходят по кабинету или даже выбегают в коридор во время проведения урока. На перемене такие дети чересчур возбудимы, игнорируют замечания, а после отдыха с трудом способны сосредоточиться на уроке10.

Часто у таких детей  отмечают значительную неустойчивость внимания, искажения памяти, в особенности речевой, заниженный уровень восприятия сложных словесных инструкций и конструкций, недостаточность регулирующей функции речи, недостаточность контроля за собственной деятельностью, отклонения в познавательной деятельности, умственная отсталость и неработоспособность.

Их психическое состояние  характеризуется неустойчиво, что  и влияет на резкую смену работоспособности. Во время психосоматического благополучия дети способны достигать достаточно хороших учебных результатов.

Дети, имеющие отклонения в функциональном состоянии  ЦНС, эмоционально реактивны, с легкостью  выдают реакции  невротического характера  и даже расстройства в ответ на простое замечание, плохую оценку, неуважительное (по их мнению) отношение со стороны соучеников и учителей. Поведение этих детей может характеризоваться как негативизмом, так и повышенной возбудимостью, иногда агрессией или, напротив, застенчивостью, пугливостью и нерешительностью. Все эти факторы в целом свидетельствуют о специфическом состоянии центральной нервной системы у детей с речевыми расстройствами.

 

Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Особенности развития речи у детей с тяжелыми её нарушениями  оказывают значительное воздействие на становление ребенка как личности, на формирование и воспроизведение психических процессов. Такие дети  обладают рядом психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют  их адаптацию с социуме и требуют целенаправленной и профессиональной коррекции.

Отклонения в речевой  деятельности также имеют влияние на формирование у страдающих ими детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Сказывается недостаточная сохранность внимания и ограниченные способности к его распределению. Относительная сохранность смысловой памяти  тем не менее связана со ограниченной вербальной памятью, что приводит к снижению продуктивности запоминания. Низкая мнемическая активность у детей может проходить в сочетании с задержкой прочих психических процессов. Тесная связь между нарушениями речи и другими факторами психического развития  выражается в отдельных особенностях и специфике мышления. Даже обладая полноценными и достаточными предпосылками к овладению мыслительными процессами, доступными их возрасту, дети страдают задержкой в формировании словесно-логического мышления, с большим трудом понимают принципы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Отдельная часть детей  страдает от проявлений соматической ослаблености и замедленного развития локомоторных функций; таким детям присуще некоторые нарушения в развитии двигательной системы: не точная координация, низкая скорость движений  и ловкость их выполнения.

Самые большие трудности  обычно возникают  во время выполнения движений исходя из словесной инструкции. Нередко встречается также недостаточная координация пальцев кисти руки и недоразвитие мелкой моторики.

У детей, страдающих  тяжелыми расстройствами речи,  часто отмечают отклонения в эмоционально-волевой  сфере деятельности. Детям нередко  присущи  нестабильность интересов, сниженная наблюдательность, невысокая мотивация, стойкий негативизм, неуверенность в своих силах, раздражительность, повышенная агрессивность, необоснованная обидчивость, трудности в общении и налаживании контактов с окружающими и сверстниками. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями страдают от трудностей с саморегуляцей и самоконтролем.

Вышеуказанные особенности  развития детей с тяжелыми дисфункциями речи не преодолеваются спонтанно. Они  предполагают наличие специально организованной педагогической коррекционной работы.

Специально проведенные  исследования таких детей показали разнообразие клинических проявлений общего речевого недоразвития.

Симптоматика

Часто встречающиеся  неврологические и психопатологические  синдромы, которые сопутствуют общему недоразвитию речи:

  • гипертензионно-гидроцефалический синдром -  сказывается в отклонениях умственной работоспособности, самопроизвольной деятельности и поведении; в быстрой усталости, пресыщаемости от любого типа деятельности; в сильной возбудимости, повышенной раздражительности и расторможенности двигательных функций. Часто такие дети имеют жалобы на головные боли, тошноту и головокружение. В отдельных случаях  может наблюдатся приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.
  • церебрастенический – как правило, проявляется в виде усиленной нервно-психической истощаемости, неустойчивости эмоций, нарушения активного внимания и нестабильности памяти. В некоторых случаях данный синдром сопровождается гипервозбудимостью, в других – заторможенностью, вялостью и пассивностью.
  • синдром расстройства двигательных функций – характеризуется изменением тонуса мышц, неярко выраженной неспособностью к равновесию и координации, недостаточностью дифференцированной моторикой пальцев на руках, не сформированностью общего и орального праксиса, нарушениями познавательной функции11.

3. Организация и содержание коррекционной психологической помощи.

 

Система логопедической помощи.

Взяв за основу  психолого-педагогическую классификацию и цикл исследований развития детей, страдающих разными видами речевых патологий, в ИКП РАО разработали  научно обоснованную теорию обучения таких детей и базовые принципы комплектования учреждений системы образования логопедического уклона; основы организации для функционирования дифференцированной сети учреждений для детей с разнообразными типами речевой патологии.

В системе образования  логопедическую помощь детям дошкольного  и а предложено осуществлять в  следующих учереждениях: ясли-сад  для детей с речевыми нарушениями, детский логопедический сад, отдельные группы для детей с речевыми дисфункциями в рамках детсадов общего типа, разные учебно-воспитательные комплексы (УВК) и школы для больных детей (1-е и 2-е отделения), наличие логопедических пунктов при общеобразовательных школах, группы при детских домах общего типа.

Система здравоохранения  также должна предусматривать наличие следующих структур: логопедические кабинеты при общих детских поликлиниках, стационары и полустационары для детей с нарушениями речи в больницах и диспансерах, специализированных центрах, прочих медицинских институтах и т.п., санатории, сурдологические кабинеты, ясли. В данных учреждениях должно осуществляться всестороннее обследование и диагностирование, комплексы лечебных и профилактических мероприятий, а также  интенсивные логопедические курсы исходя их специфик нарушений (афазия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).

Система социальной защиты должна иметь специальные дома ребенка  с основной задачей: своевременная  диагностика и коррекция речи.

Профилактика нарушения речи у детей 3-5 лет в условиях детского сада общеразвивающего вида

Общеобразовательные сады обязаны проводить профилактику нарушения речи. Их главная цель — исправление нарушения речи и подготовка к дальнейшему обучению в общеобразовательной или специализированной школе.

В детских садах общеобразовательного типа могу встречаться дети со следующими отклонениями:

1)  детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием (ФФН);

2) детей с общим  недоразвитием речи (ОНР);

3) детей с заиканием.

В дети ФФН с отклонениями в произношении отдельных или нескольких звукосочетаний, звуков или их групп, т.е. детей, страдающих дислалией (в тех случаях, когда дефект выражается лишь нарушением произношения или в сочетаниис ринолалией). Такие дети так, же нуждаются в специализированном лечении вне ДОУ.

Детей с ОНР . Характерной особенностью для этих детей является недифференцированное звуковое произношение, замена схожих звуков на более простые по артикуляции. Наблюдается нестабильность замен (в словах звуки произносятся по-разному), сочетание правильного и нарушенного произношения. Дети упрощают и сокращают структуру многосложных слов, пропускают слоги. В используемом словаре зачастую преобладают существительные либо же глаголы. Такие дети испытывают особые затруднения во время использования абстрактной или обобщающей лексики, при попытках понимания и употреблении слов, имеющих переносный смысл, не способны использовать в речи синонимы, антонимы.

Информация о работе Научно-теоретические основы изучения нарушений моторной сферы у дошкольников с нарушениями речи