Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:41, курсовая работа
Речь есть важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции связных намерений и действий. Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников актуальна и важна в науке по сей день. Дети с речевымии нарушениеми нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст зачастую благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1. Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины…………………………………………………………………………….6
2. Характеристика детей с нарушениями речи……………………………………9
3. Организация и содержание коррекционной психологической помощи..…16
Специальные учреждения для детей дошкольного возраста вне ДОУ для лечения нарушения речи………………………………………………………….19
5. Особенности работы с детьми с нарушениями речи………………………….20
6. Влияние двигательной активности ребенка на речь…………………………22
7. Особенности психофизического развития ребёнка с нарушениями речи….23
Выводы по I главе….24
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ КАК ПРОФИЛАКТИКУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…25
1. Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи……………………………………………………….25
2. Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка……………….31
3. Методики развития мелкой моторики и координации движения………….33
4. Возможности использования игровых приёмов для развития моторной сферы у детей с нарушениями речи…………………………………………………….36
Выводы по II главе……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......40
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….47
Наиболее часто встречаемыми тяжелыми нарушениями считаются алалия, ринолалия, афазия, или же разнообразного типа дизартрия.
Отдельные формы заикания также можно отнести к тяжелым речевым нарушениям, в случае если данный дефект лишает ребенка способности нормального обучения в массовой школе. Как правило, сюда относятся заикание в комплексе с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями стоит осуществлять с применением специальной системы в специализированных детских садах либо школах для детей с тяжкими дефектами речи. Принципиально возможно обучение и воспитание таких детей в семье. Основным правилом является установление тесного контакта с ребенком, бережное и внимательное отношение. В основе обучения лежит коррекция отклонений устной речи и подготовка к усвоению грамоты. В время обучения азам арифметики, усиленное внимание обращается на развитие способностей к пониманию текстового выражения задачи. Пути компенсации напрямую зависят от сути дефекта, а также индивидуальных особенностей больного ребенка7.
Выделяют следующие причины речевой патологии:
1. Внутриутробная патология
(вирусные и эндокринные
2. Родовые патологии (травма, асфиксия) приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Такие кровоизлияния могут обширно затрагивать зоны коры головного мозга, отвечающие за речь (что приведет к системному недоразвитию речи) или затронуть локально, что чревато нарушением лишь одной стороны речи8.
3. Различные детские
заболевания, перенесенные в
4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Чаще всего они предрасполагают к речевым патологиям, но реализуются в неё лишь в сочетании с остальными, даже незначительными факторами.
5. Разнообразные неблагоприятные
Каждая из вышеперечисленных
причин, а часто и их сочетание
в сумме могут вызывать
Принципиальное значение имеет диагностика аномалий речи на ранних стадиях, т.к. своевременная медицинская или же педагогическая коррекция существенно повышает вероятность нормального и полноценного школьного обучения.
К детям с речевыми отклонениями относят также детей с психофизическими нарушениями различной степени выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) речевых функций. От прочих категорий детей с ограниченными возможностями их отделяет наличие нормального биологического слуха, зрения, полноценные предпосылки для развитого интеллекта. Выделение данных дифференцирующих признаков способствует их отграничению от сравнения с детьми, страдающими олигофренией, отклонениями психического развития, слепых (слабовидящих), детей с аутизмом, др.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4]
Органическое поражение мозга обусловливает то, что такие дети тяжело переносят жару и духоту, поездки в транспорте, длительное пребывание на качелях, довольно частые жалобы на головные боли, головокружения, тошноту. Большинство детей с наличием поражений мозга обладают различными двигательными дисфункциями: не соблюдение равновесия, проблемы с координацией, не способность дифференцировать движения пальцев на руках и проблемы с артикуляцией.
Такие дети довольно быстро чувствуют усталость, истощение и пресыщение от любого вида деятельности. Их можно охарактеризовать как раздражительных, быстро возбудимых, двигательно расторможенных, тех, которые не способны сидеть спокойно. Дети постоянно что-то теребят в руках, болтают ногами и т.п. Они очень не устойчивы в эмоциональном плане, способны к резкой смене настроения, иногда даже с проявлением агрессии, беспокойства и навязчивости9.
Дети с речевыми нарушениями и отклонениями в ц.н.с. быстро накапливают усталость, в особенности на протяжении дня к вечеру либо же к концу недели. Усталость отражается на общем поведении и на самочувствии ребенка. Это может выражаться в усилении болей в голове, расстройствах сна, пассивности или наоборот, повышенной двигательной активности. Этим детям тяжело сохранять внимание, усидчивость и работоспособность на протяжении урока. Их двигательная расторможенность способна отображаться в том, что дети проявляют двигательное беспокойство, нередко встают с места, ходят по кабинету или даже выбегают в коридор во время проведения урока. На перемене такие дети чересчур возбудимы, игнорируют замечания, а после отдыха с трудом способны сосредоточиться на уроке10.
Часто у таких детей отмечают значительную неустойчивость внимания, искажения памяти, в особенности речевой, заниженный уровень восприятия сложных словесных инструкций и конструкций, недостаточность регулирующей функции речи, недостаточность контроля за собственной деятельностью, отклонения в познавательной деятельности, умственная отсталость и неработоспособность.
Их психическое состояние характеризуется неустойчиво, что и влияет на резкую смену работоспособности. Во время психосоматического благополучия дети способны достигать достаточно хороших учебных результатов.
Дети, имеющие отклонения в функциональном состоянии ЦНС, эмоционально реактивны, с легкостью выдают реакции невротического характера и даже расстройства в ответ на простое замечание, плохую оценку, неуважительное (по их мнению) отношение со стороны соучеников и учителей. Поведение этих детей может характеризоваться как негативизмом, так и повышенной возбудимостью, иногда агрессией или, напротив, застенчивостью, пугливостью и нерешительностью. Все эти факторы в целом свидетельствуют о специфическом состоянии центральной нервной системы у детей с речевыми расстройствами.
Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности развития речи у детей с тяжелыми её нарушениями оказывают значительное воздействие на становление ребенка как личности, на формирование и воспроизведение психических процессов. Такие дети обладают рядом психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют их адаптацию с социуме и требуют целенаправленной и профессиональной коррекции.
Отклонения в речевой деятельности также имеют влияние на формирование у страдающих ими детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Сказывается недостаточная сохранность внимания и ограниченные способности к его распределению. Относительная сохранность смысловой памяти тем не менее связана со ограниченной вербальной памятью, что приводит к снижению продуктивности запоминания. Низкая мнемическая активность у детей может проходить в сочетании с задержкой прочих психических процессов. Тесная связь между нарушениями речи и другими факторами психического развития выражается в отдельных особенностях и специфике мышления. Даже обладая полноценными и достаточными предпосылками к овладению мыслительными процессами, доступными их возрасту, дети страдают задержкой в формировании словесно-логического мышления, с большим трудом понимают принципы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Отдельная часть детей страдает от проявлений соматической ослаблености и замедленного развития локомоторных функций; таким детям присуще некоторые нарушения в развитии двигательной системы: не точная координация, низкая скорость движений и ловкость их выполнения.
Самые большие трудности обычно возникают во время выполнения движений исходя из словесной инструкции. Нередко встречается также недостаточная координация пальцев кисти руки и недоразвитие мелкой моторики.
У детей, страдающих тяжелыми расстройствами речи, часто отмечают отклонения в эмоционально-волевой сфере деятельности. Детям нередко присущи нестабильность интересов, сниженная наблюдательность, невысокая мотивация, стойкий негативизм, неуверенность в своих силах, раздражительность, повышенная агрессивность, необоснованная обидчивость, трудности в общении и налаживании контактов с окружающими и сверстниками. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями страдают от трудностей с саморегуляцей и самоконтролем.
Вышеуказанные особенности развития детей с тяжелыми дисфункциями речи не преодолеваются спонтанно. Они предполагают наличие специально организованной педагогической коррекционной работы.
Специально проведенные исследования таких детей показали разнообразие клинических проявлений общего речевого недоразвития.
Симптоматика
Часто встречающиеся
неврологические и
Система логопедической помощи.
Взяв за основу психолого-педагогическую классификацию и цикл исследований развития детей, страдающих разными видами речевых патологий, в ИКП РАО разработали научно обоснованную теорию обучения таких детей и базовые принципы комплектования учреждений системы образования логопедического уклона; основы организации для функционирования дифференцированной сети учреждений для детей с разнообразными типами речевой патологии.
В системе образования логопедическую помощь детям дошкольного и а предложено осуществлять в следующих учереждениях: ясли-сад для детей с речевыми нарушениями, детский логопедический сад, отдельные группы для детей с речевыми дисфункциями в рамках детсадов общего типа, разные учебно-воспитательные комплексы (УВК) и школы для больных детей (1-е и 2-е отделения), наличие логопедических пунктов при общеобразовательных школах, группы при детских домах общего типа.
Система здравоохранения также должна предусматривать наличие следующих структур: логопедические кабинеты при общих детских поликлиниках, стационары и полустационары для детей с нарушениями речи в больницах и диспансерах, специализированных центрах, прочих медицинских институтах и т.п., санатории, сурдологические кабинеты, ясли. В данных учреждениях должно осуществляться всестороннее обследование и диагностирование, комплексы лечебных и профилактических мероприятий, а также интенсивные логопедические курсы исходя их специфик нарушений (афазия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).
Система социальной защиты должна иметь специальные дома ребенка с основной задачей: своевременная диагностика и коррекция речи.
Профилактика нарушения речи у детей 3-5 лет в условиях детского сада общеразвивающего вида
Общеобразовательные сады обязаны проводить профилактику нарушения речи. Их главная цель — исправление нарушения речи и подготовка к дальнейшему обучению в общеобразовательной или специализированной школе.
В детских садах
1) детей с фонетико-
2) детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
3) детей с заиканием.
В дети ФФН с отклонениями в произношении отдельных или нескольких звукосочетаний, звуков или их групп, т.е. детей, страдающих дислалией (в тех случаях, когда дефект выражается лишь нарушением произношения или в сочетаниис ринолалией). Такие дети так, же нуждаются в специализированном лечении вне ДОУ.
Детей с ОНР . Характерной особенностью для этих детей является недифференцированное звуковое произношение, замена схожих звуков на более простые по артикуляции. Наблюдается нестабильность замен (в словах звуки произносятся по-разному), сочетание правильного и нарушенного произношения. Дети упрощают и сокращают структуру многосложных слов, пропускают слоги. В используемом словаре зачастую преобладают существительные либо же глаголы. Такие дети испытывают особые затруднения во время использования абстрактной или обобщающей лексики, при попытках понимания и употреблении слов, имеющих переносный смысл, не способны использовать в речи синонимы, антонимы.